Депутаты возмущены деятельностью акиматовских компаний-посредников с миллионными зарплатами

Парламентарий просит проанализировать ситуации во всех городах республиканского значения

Фото: Shutterstock

Фонд заработной платы АО «Астанаэнергосервис», которое занимается управлением энергетическими предприятиями столицы, то есть по сути «ничего не производит», составляет 600 млн тенге. Только ежемесячная зарплата первого руководителя посреднической госкомпании составляет 1,5 млн тенге, четырех его замов – по 1 млн 300 тысяч тенге каждому. И это не включая премии и бонусы.

Такие данные озвучила депутат Меруерт Казбекова, озвучивая в ходе пленарного заседания мажилиса депутатский запрос, адресованный министру национальной экономики Руслану Даленову.

«АО «Астанаэнергосервис», созданное в январе 1999 года и принадлежащее акимату г. Нур-Султан, занимается управлением энергетическими предприятиями столицы – АО «Астана-энергия», «Астана-Теплотранзит», «Астана-РЭК», ТОО «Астанинская энергосбытовая компания» и прочее. Но мы знаем из горького опыта, что любое подобное «управление» означает дополнительную нагрузку на потребителей, которым приходится содержать уже не только монополистов, но и начальство над ними, которое вообще-то само никаких услуг не оказывает. Тем не менее его «интересы», безусловно, ложатся в тариф», – сказала Казбекова.

В подтверждение своих слов она озвучила заработные платы первых руководителей компании.

«Насколько значительны эти завышения тарифов – судите сами. По данным из интернета, ежемесячная зарплата первого руководителя посреднической госкомпании составляет 1,5 млн тенге, четырех его замов – по 1 млн 300 тыс. тенге каждому и так далее, не включая премии и бонусы. А всего фонд заработной платы этой ничего не производящей конторы составляет 600 млн тенге. Добавьте сюда кабинеты, служебные автомобили, мебель, оргтехнику и так далее. То есть речь идет о миллиардных суммах, скрытно собираемых с простых людей», – отметила депутат.

Между тем, по данным Казбековой, в структуре того же АО «Астанаэнергосервис» действует еще одно предприятие, чья деятельность вызывает много вопросов. Речь идет о ТОО «Астанинская энергосбытовая компания», которая занимается электроснабжением города.

«Дело в том, что сегодня снабжение электричеством в г. Нур-Султан уже осуществляют семь частных предприятий. В чем необходимость создания государством компании на рынке электроснабжения, если это явно развитый конкурентный рынок? Почему ни антимонопольный орган, ни столичный акимат не обращают внимание на то, что деятельность этой организации прямо противоречит постановлению правительства, исключающего создание коммунальных предприятий в сфере электроснабжения. Между тем деятельность государственной организации, имеющей административные ресурсы, несёт признаки недобросовестной конкуренции. Так, в 2012 году у данного ТОО было 155 абонентов, а в 2016-м – уже 4617, то есть рост в 30 раз за четыре года. Покажите нам частное предприятие с таким же ростом в 30 раз», – сказала она и в этой связи попросила проверить перечисленные факты, подтвердить или опровергнуть их соответствие реальной ситуации, рассмотреть вопрос о ликвидации названных госкомпаний, как посреднических (по «управлению» коммунальными услугами), так и незаконно вторгающихся на конкурентный рынок.

Просит парламентарий также провести анализ аналогичной ситуации во всех городах республиканского значения, областных центрах и малых городах, в случае выявления подобных фактов – ликвидировать подобные структуры, восстановить добросовестную конкуренцию и прозрачное тарифообразование на рынке коммунальных услуг.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg