Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


952 просмотра

Возможна ли революция в бюджетном сегменте авиаперевозок?

С запуском нового рейса JetBlue в Лондон будет понятно, смогут ли маршруты средней протяженности стать для бюджетных авиакомпаний новой точкой роста

Фото: Shutterstock.com

Возможно, скоро трансатлантические перелеты на роскошных авиалайнерах для бизнес-путешественников станут более доступными. В перспективе это может послужить основой для новой революции в авиаперевозках – по крайней мере, многие в авиационной индустрии всерьез рассчитывают на такое развитие событий.

В апреле американская бюджетная авиакомпания JetBlue Airways объявила о запуске в 2021 году нескольких ежедневных рейсов в Лондон со своих базовых аэропортов в Нью-Йорке и Бостоне. В будущем эти рейсы могут стать плацдармом для новых трансатлантических маршрутов.

В США JetBlue уже зарекомендовала себя как компания, изменившая сегмент деловых авиаперелетов. Продукт премиум-­класса Mint, представленный на таких шестичасовых маршрутах, как рейс Нью-Йорк – Сиэтл и Бостон – Сан-Франциско, предлагает лежачие места по цене около $600, что значительно дешевле перелета в салоне первого класса большинства других авиакомпаний. В 2018 году услуга Mint была также представлена на рейсах в Южную Америку и страны Карибского бассейна.

Инициатива JetBlue с новыми рейсами может стать своего рода лакмусовой бумажкой для проверки потенциала маршрутов средней протяженности в качестве новой точки роста для бюджетных авиакомпаний.

В 1990-х годах такие авиакомпании, как Southwest и европейская Ryanair, начали предлагать на трехчасовых рейсах вариант полета без излишеств всего за $100. С тех пор авиационная индустрия стремится к тому же и на более протяженных маршрутах.

Попытки внедрить эту схему в разное время предпринимали Norwegian Air, Westjet, WOW Air, Jetstar и AirAsia X.

К примеру, сейчас норвежская авиакомпания предлагает совершить полет по маршруту Лондон – Сан-Франциско и обратно всего за $400. Однако стоимость акций Norwegian Air, AirAsia X и Westjet за последние пять лет упала на 85, 69 и 22% соответственно. Авиакомпания WOW в марте объявила о своем банкротстве.

Ключевая проблема заключается в том, что многие элементы модели бюджетных перевозок не могут быть применены к рейсам продолжительностью более 10 часов.

Перевозчики вроде Norwegian считают, что успех бюджетных маршрутов объясняется отсутствием излишеств и низкой стоимостью билета, тогда как сборы и питание являются дополнительными доходами. Другие же авиакомпании, например Southwest, применяют по-настоящему инновационный подход. Речь идет об отказе от архитектуры авиа­сети, где заполняемость самолетов обеспечивается большим потоком пассажиров в узловых аэропортах-хабах в пользу более быстрых прямых беспосадочных перелетов в формате «из пункта А в пункт Б».

Полет из Барселоны в Денвер длится около 14 часов, это означает, что норвежской авиакомпании нужно использовать самолет с большим запасом топлива и вместимостью не менее 300 пассажиров. Это эффективно, но такие самолеты трудно заполнить без большого потока пассажиров.

Маршруты JetBlue средней протяженности, как правило, по времени занимают от шести до девяти часов полета, и на них используются самолеты Airbus A321. По сути, это модифицированная версия проверенного временем лайнера A320, популярного у лоукостеров на коротких маршрутах. Для трансатлантических рейсов компания намерена использовать 13 дальнемагистральных самолетов A321, каждый из которых будет иметь менее 200 посадочных мест.

Это может оказаться наиболее выигрышным решением, поскольку пик прибыльности транс­атлантических рейсов приходится на маршруты протяженностью от 3500 до 4000 миль, что составляет среднее расстояние между восточным побережьем США и большей частью Западной Европы.

Дело в том, что, как показывают данные сервиса PlaneStats консалтинговой компании Oliver Wyman, заполняемость на этих маршрутах ниже среднего. Ведь перевозчики, использующие пересадочные узлы, намеренно применяют большие самолеты, в которых предусмотрен бизнес-класс (настоящая машинка по производству денег), жертвуя пустующими местами в экономклассе.

Эта проблема может быть решена прямыми беспосадочными маршрутами, обслуживаемыми самолетами меньшего размера, которые, однако, вмещают такое же количество мест премиум-­класса.

Производители самолетов уловили этот тренд и делают на него ставку. В частности, компания Airbus планирует производить новую версию A321, предназначенную для маршрутов дальней протяженности. Семейство этих самолетов стало очень популярным – за последние пять лет компания продала 1075 лайнеров, хотя несколько десятилетий подряд до этого в год ей удавалось продавать не более 40.

Также, несмотря на запрет на все полеты модели 737 MAX, ожидается, что к концу года компания Boeing объявит о создании нового среднеразмерного самолета, который составит конкуренцию Airbus. Помимо замены действующего среднемагистрального лайнера 757 Boeing рассчитывает, что его новый самолет станет ключом к рынку маршрутов средней протяженности в Европу, а также в пределах Америки и Азии. Конструктивно новые самолеты будут широкофюзеляжными, для того чтобы разместить бизнес-класс.

«Мы видим потребность со стороны рынка», – сообщил аналитикам глава Boeing Деннис Мюленбург в феврале этого года. «Отчасти это связано с тем, что маршруты средней протяженности обслуживаются с использованием больших авиалайнеров, что, на мой взгляд, неэффективно», – отметил он.

Впрочем, любое новшество, целью которого является удовлетворение спроса на стыке крупнейших сегментов рынка, неизбежно столкнется с трудностями. В частности, на таких маршрутах, как Нью-Йорк – Лондон, JetBlue наверняка столкнется с жесткой конкуренцией. Подобное произошло 10 лет назад с другим бюджетным перевозчиком, MAXjet Airways, и привело к печальным для него последствиям. И даже на менее популярных маршрутах потребуется время, чтобы сформировался устойчивый спрос. К примеру, недавно компания Norwegian отменила запущенные в 2017 году рейсы между Эдинбургом и рядом аэропортов на восточном побережье США. 

В случае если JetBlue удастся правильно выстроить ценовую политику вокруг своих премиальных продуктов, то она сможет получить преимущество, которое отсутствовало у прежних игроков. Однако если глобальный рост замедлится и бюджеты на корпоративные поездки будут урезаны, то эта бизнес-модель окажется под угрозой.

Иными словами, пока нельзя однозначно сказать, будет ли еще одна революция в сфере бюджетных авиаперевозок или нет. Если это произойдет, то победитель будет напоминать скорее презентабельную Southwest, обслуживающую маршруты средней протяженности, чем недорогую Delta.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


2302 просмотра

Мукомолы Казахстана теряют среднеазиатский рынок

На афганском рынке их теснит главный импортер нашего зерна – Узбекистан

Фото: Shutterstock.com

За последние годы значительно сократился экспорт муки и выросли поставки пшеницы из Казахстана в Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. 

О тревожной ситуации в мукомольной отрасли Южного Казахстана заявили в Палате предпринимателей Шымкента. По данным палаты, в Шымкенте простаивают около 70% мукомольных предприятий. Помимо высокой стоимости пшеницы, в этом году это связано с уменьшением объемов внешнего рынка сбыта.

Импортеры-конкуренты 

Как рассказал «Курсиву» эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев, анализ развития мукомольной отрасли Казахстана свидетельствует о значительном снижении объемов экспорта муки в Таджикистан за последние пять лет – на 73,3% и в Узбекистан – на 26,7%. При этом поставки зерна в Таджикистан выросли с 773,7 тыс. т до 1 млн т, в Узбекистан – ­­с 1 млн т до 2,3 млн т.

Более того, как констатировал эксперт, импортеры казахстанской пшеницы становятся нашими конкурентами на мировом рынке муки. Так, Узбекистан, на который приходится 71,1% от всего экспорта пшеницы Казахстана, перехватывает основного зарубежного покупателя нашей муки – Афганистан. 

По представленным Бауыржаном Бердалиевым данным со ссылкой на trademap.org, в прошлом году Казахстан экспортировал в Афганистан муки на $285,9 тыс. (в 2017 году – на $324,9 тыс.). А Узбекистан – на $267,3 тыс. (в 2017 – 0), нарастив объемы экспорта муки в ИРА, начиная с 2014 года, более чем в 10 раз. При этом наш южный сосед импортировал в прошлом году 2,3 млн т казахстанского зерна, а муки – 657,8 тыс. т. 

«Фактически они сейчас сравнялись в экспортных объемах поставок муки в Афганистан с Казахстаном. А ведь цифра в $267,3 тыс. могла быть нашей. За год мы потеряли этот объем, так как Узбекистан увеличивает экспорт муки в Афганистан на нашем сырье, которое мы могли бы переработать сами», – отметил эксперт. 

Казахстанские производители уже не раз заявляли, что узбекистанские компании продают в Афганистан муку, изготовленную из закупленного у нас зерна. По некоторым данным, экспортируемая узбекистанцами мука почти наполовину сделана из казахстанского сырья. Ввиду высокой стоимости железнодорожного транзита, ограничений на импорт муки и тому подобного, казахстанская готовая продукция выходит дороже и не может конкурировать с узбекистанской.

«Вкупе с дорогой пшеницей эти факторы делают мукомольный бизнес в Казахстане нерентабельным. Из-за этого сейчас и простаивают многие предприятия», – резюмировал Бауыржан Бердалиев.

В Узбекистане мука дешевле

Президент Союза мукомолов Южного Казахстана, соучредитель и член правления Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Мукан Абдиев в интервью «Курсиву» отметил, что проблемы, которые приводят сегодня к сокращению рабочих мест, остановке производства и другим неприятным последствиям, копились годами.

«Вследствие применения ограничительных мер на муку традиционными странами-импортерами снижается ее экспорт из РК, увеличивается только экспорт сырья – пшеницы. Наращивание собственных мощностей и введение ими выгодных для отечественных производителей преференций и нетарифных ограничений создают для казахстанских предприятий неравную конкурентную среду. В этом году ситуацию усугубляет низкая урожайность пшеницы, особенно в Костанайской области. Соответственно старт урожая 2019 года начался с высокой цены. Поэтому мы прогнозируем спад казахстанского экспорта», – сказал Мукан Абдиев.

Он подчеркнул, что одной из многолетних проблем также является невозврат мукомольным предприятиям НДС. По словам эксперта, этот вопрос обсуждался с различными министерствами много раз, но так и остался нерешенным. А это очень сильно влияет на деловую активность, экспортный потенциал и конкурентоспособность.  

Глава Союза мукомолов считает, что конкуренция казахстанских производителей с Узбекистаном на афганском рынке будет нарастать. «Преимущества на их стороне. При ввозе зерна по давальческой схеме они не платят импортный НДС. 

Большая разница в транзитных и внутренних тарифах на транспортировку муки через территорию Узбекистана – в пределах $25 за тонну – также значительно влияет на продажи и уровень маржи, который бы позволил поддерживать предприятия и развивать их», – пояснил спикер. 

Расширять и сохранить

При этом он уверен, что рынок Средней Азии и Афганистана ввиду высокого качества производимой нашими переработчиками муки, многолетнего опыта и других преимуществ, Казахстан все же не потеряет. Рынок продаж муки в Китай, к которому в последние годы проявляют интерес казахстанские мукомолы, собеседник также признает перспективным. Но предупреждает, что здесь не все просто. Поставки муки в Китай идут по квотам, поэтому экспортерам необходимо выдержать определенные требования.

По данным спикера, на сегодня в реестре предприятий, которым разрешен ввоз продукции в КНР, более 30 мукомольных компаний Казахстана, а по итогам прошлого маркетингового года туда было завезено всего 35 тыс. т муки. «Это – очень маленькая цифра. Так что тенденция наращивания экспорта в этом направлении есть, и его надо развивать. В то же время важно сохранить наши традиционные рынки», – считает глава Союза мукомолов. 

По его словам, прошлый сельхозгод для мукомолов Казахстана был сложный: многие предприятия простаивали, кто-то работал на четверть или треть мощности, кто-то от сезона до сезона. «По данным наших коллег, в Карагандинской области из 24 мельниц работало всего 10, простаивали предприятия в Костанае и других регионах. В этом году тоже будет очень сложно, уже идет спад производства и экспорта. Сужение рынков сбыта, дороговизна сырья, которая отразится на стоимости конечной продукции, очевидно, приведут к снижению объемов продаж и потребления муки. Число мукомольных компаний в Казахстане будет снижаться, их работа будет останавливаться, если так ничего и не будет предпринято для поддержки мукомольной отрасли», – предполагает г-н Абдиев.

Как он добавил, механизмы и пути решения проблем в этой сфере предлагались много раз, но пока ничего не изменилось. К слову, в числе первостепенных шагов мукомолы неизменно указывают на применение зеркальных мер к странам-экспортерам, которые ввели ограничения на импорт казахстанской муки.

8941849.jpg

Слово экспертам 

Евгений Ган, президент ОЮЛ «Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана»: «Говоря о мукомольной отрасли, мы сразу начинаем говорить об экспорте. Это неслучайно, так как мы отправляем на экспорт 2,3 млн тонн муки в год. И любые изменения на внешнем рынке напрямую касаются жизнеспособности отрасли. Следует признать, что на внешнем рынке она давно стагнирует.

Причина в том, что на внешнем рынке у нас сложился целый ряд системных проблем. Причем по большому счету это даже не проблемы мукомолов – это проблемы государства. У нас нет четко сформулированной внешней торговой политики. По крайней мере, не было до последнего времени. Надеемся, что с созданием Министерства торговли и интеграции будет уделяться больше внимания такой экспортоориентированной отрасли, как мукомольная, и, соответственно, будет больше системных мер поддержки.

Как уже много раз говорилось, так как мы сами продаем муку и зерно, наши импортеры теперь предпочитают покупать зерно и создают нам проблемы при торговле мукой. Ограничительные меры на ввоз муки, высокий тариф на транзит через территорию Узбекистана, плюс к этому систематический хронический невозврат НДС, который подрывает экономику наших предприятий – все эти многолетние проблемы делают нашу муку неконкурентной.

А в этом году еще накладывается ситуация с урожаем. Делать какие-то точные оценки, наверное, рано. Но очевидно, что урожай будет намного меньше, чем в прошлом году. Насколько намного, зависит от погоды. В общем, есть опасения за качество и объем зерна.

В целом ситуация в мукомольной отрасли очень тяжелая. И мы считаем, что для ее изменения нужно принимать какие-то кардинальные меры. Мы теряем среднеазиатский рынок муки, но возможность его удержания есть. Если примем зеркальные меры к странам, которые используют нетарифные ограничения, и системные меры поддержки наших производителей. Если же ничего не будем делать, то отрасль будет и дальше стагнировать. В первом полугодии 2019 года мы уже потеряли около 22% экспорта от прошлогоднего объема. И боюсь, что во втором полугодии эта тенденция сохранится.

Что касается сокращения количества мукомольных предприятий в стране, то, с одной стороны, это нормальный процесс: кто-то уходит, идет концентрация рынка. Но когда уходят с рынка из-за внутренней конкуренции – это одно, если же из-за потери рынков – это совсем другое. К сожалению, вторая причина стала преобладать: емкость рынков сокращается».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций