Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


834 просмотра

Возможна ли революция в бюджетном сегменте авиаперевозок?

С запуском нового рейса JetBlue в Лондон будет понятно, смогут ли маршруты средней протяженности стать для бюджетных авиакомпаний новой точкой роста

Фото: Shutterstock.com

Возможно, скоро трансатлантические перелеты на роскошных авиалайнерах для бизнес-путешественников станут более доступными. В перспективе это может послужить основой для новой революции в авиаперевозках – по крайней мере, многие в авиационной индустрии всерьез рассчитывают на такое развитие событий.

В апреле американская бюджетная авиакомпания JetBlue Airways объявила о запуске в 2021 году нескольких ежедневных рейсов в Лондон со своих базовых аэропортов в Нью-Йорке и Бостоне. В будущем эти рейсы могут стать плацдармом для новых трансатлантических маршрутов.

В США JetBlue уже зарекомендовала себя как компания, изменившая сегмент деловых авиаперелетов. Продукт премиум-­класса Mint, представленный на таких шестичасовых маршрутах, как рейс Нью-Йорк – Сиэтл и Бостон – Сан-Франциско, предлагает лежачие места по цене около $600, что значительно дешевле перелета в салоне первого класса большинства других авиакомпаний. В 2018 году услуга Mint была также представлена на рейсах в Южную Америку и страны Карибского бассейна.

Инициатива JetBlue с новыми рейсами может стать своего рода лакмусовой бумажкой для проверки потенциала маршрутов средней протяженности в качестве новой точки роста для бюджетных авиакомпаний.

В 1990-х годах такие авиакомпании, как Southwest и европейская Ryanair, начали предлагать на трехчасовых рейсах вариант полета без излишеств всего за $100. С тех пор авиационная индустрия стремится к тому же и на более протяженных маршрутах.

Попытки внедрить эту схему в разное время предпринимали Norwegian Air, Westjet, WOW Air, Jetstar и AirAsia X.

К примеру, сейчас норвежская авиакомпания предлагает совершить полет по маршруту Лондон – Сан-Франциско и обратно всего за $400. Однако стоимость акций Norwegian Air, AirAsia X и Westjet за последние пять лет упала на 85, 69 и 22% соответственно. Авиакомпания WOW в марте объявила о своем банкротстве.

Ключевая проблема заключается в том, что многие элементы модели бюджетных перевозок не могут быть применены к рейсам продолжительностью более 10 часов.

Перевозчики вроде Norwegian считают, что успех бюджетных маршрутов объясняется отсутствием излишеств и низкой стоимостью билета, тогда как сборы и питание являются дополнительными доходами. Другие же авиакомпании, например Southwest, применяют по-настоящему инновационный подход. Речь идет об отказе от архитектуры авиа­сети, где заполняемость самолетов обеспечивается большим потоком пассажиров в узловых аэропортах-хабах в пользу более быстрых прямых беспосадочных перелетов в формате «из пункта А в пункт Б».

Полет из Барселоны в Денвер длится около 14 часов, это означает, что норвежской авиакомпании нужно использовать самолет с большим запасом топлива и вместимостью не менее 300 пассажиров. Это эффективно, но такие самолеты трудно заполнить без большого потока пассажиров.

Маршруты JetBlue средней протяженности, как правило, по времени занимают от шести до девяти часов полета, и на них используются самолеты Airbus A321. По сути, это модифицированная версия проверенного временем лайнера A320, популярного у лоукостеров на коротких маршрутах. Для трансатлантических рейсов компания намерена использовать 13 дальнемагистральных самолетов A321, каждый из которых будет иметь менее 200 посадочных мест.

Это может оказаться наиболее выигрышным решением, поскольку пик прибыльности транс­атлантических рейсов приходится на маршруты протяженностью от 3500 до 4000 миль, что составляет среднее расстояние между восточным побережьем США и большей частью Западной Европы.

Дело в том, что, как показывают данные сервиса PlaneStats консалтинговой компании Oliver Wyman, заполняемость на этих маршрутах ниже среднего. Ведь перевозчики, использующие пересадочные узлы, намеренно применяют большие самолеты, в которых предусмотрен бизнес-класс (настоящая машинка по производству денег), жертвуя пустующими местами в экономклассе.

Эта проблема может быть решена прямыми беспосадочными маршрутами, обслуживаемыми самолетами меньшего размера, которые, однако, вмещают такое же количество мест премиум-­класса.

Производители самолетов уловили этот тренд и делают на него ставку. В частности, компания Airbus планирует производить новую версию A321, предназначенную для маршрутов дальней протяженности. Семейство этих самолетов стало очень популярным – за последние пять лет компания продала 1075 лайнеров, хотя несколько десятилетий подряд до этого в год ей удавалось продавать не более 40.

Также, несмотря на запрет на все полеты модели 737 MAX, ожидается, что к концу года компания Boeing объявит о создании нового среднеразмерного самолета, который составит конкуренцию Airbus. Помимо замены действующего среднемагистрального лайнера 757 Boeing рассчитывает, что его новый самолет станет ключом к рынку маршрутов средней протяженности в Европу, а также в пределах Америки и Азии. Конструктивно новые самолеты будут широкофюзеляжными, для того чтобы разместить бизнес-класс.

«Мы видим потребность со стороны рынка», – сообщил аналитикам глава Boeing Деннис Мюленбург в феврале этого года. «Отчасти это связано с тем, что маршруты средней протяженности обслуживаются с использованием больших авиалайнеров, что, на мой взгляд, неэффективно», – отметил он.

Впрочем, любое новшество, целью которого является удовлетворение спроса на стыке крупнейших сегментов рынка, неизбежно столкнется с трудностями. В частности, на таких маршрутах, как Нью-Йорк – Лондон, JetBlue наверняка столкнется с жесткой конкуренцией. Подобное произошло 10 лет назад с другим бюджетным перевозчиком, MAXjet Airways, и привело к печальным для него последствиям. И даже на менее популярных маршрутах потребуется время, чтобы сформировался устойчивый спрос. К примеру, недавно компания Norwegian отменила запущенные в 2017 году рейсы между Эдинбургом и рядом аэропортов на восточном побережье США. 

В случае если JetBlue удастся правильно выстроить ценовую политику вокруг своих премиальных продуктов, то она сможет получить преимущество, которое отсутствовало у прежних игроков. Однако если глобальный рост замедлится и бюджеты на корпоративные поездки будут урезаны, то эта бизнес-модель окажется под угрозой.

Иными словами, пока нельзя однозначно сказать, будет ли еще одна революция в сфере бюджетных авиаперевозок или нет. Если это произойдет, то победитель будет напоминать скорее презентабельную Southwest, обслуживающую маршруты средней протяженности, чем недорогую Delta.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1443 просмотра

Налоговики вывели из тени в ЗКО почти 10 млрд тенге

Благодаря онлайн-кассовым аппаратам

Фото: Shutterstock

Первые данные онлайн-кассовых аппаратов (ОККМ) показали: у бизнеса ЗКО в тени находилось не менее 10 млрд тенге. «Курсив» выяснил, как налоговики на 113,3% выполнили план по дополнительным поступлениям налогов за счет сведений ОККМ и сколько еще планируют собрать за счет легализации прибыли местных предпринимателей.

Столько млн на дороге не валяется

ДГД ЗКО на запрос «Курсива» сообщил: в 2019 году по итогам прошлого года, когда предпринимателей обязали устанавливать онлайн-кассовые аппараты (ОККМ), налоговики смогли собрать дополнительно в республиканский и местный бюджеты 171,5 млн тенге. 

Департамент дает следующий расклад: по результатам администрирования с начала 2019 года по всем действующим ИП выручка выросла в 1,5 раза – с 12 до 19 млрд тенге, или на 7 млрд (58%). А в сравнении с 2018 годом выручка увеличилась в 2,1 раза – с 9 до 19 млрд тенге, или на 10 млрд тенге, – 111%.

«Эти 10 млрд доходов скрывались, были в тени. На эту сумму мы, получается, увеличили налогооблагаемую базу. Если с нее взять только 1,5% соцналога, уже выходит дополнительно 150 млн», – прокомментировала данные «Курсиву» руководитель управления анализа и рисков ДГД ЗКО Жаннат Шайхиева.

В прошлом году, сообщила она, ОККМ установили почти все крупные предприятия. Самый большой доход по базе данных онлайн-касс показали торговые дома, рестораны, кафе и другие точки сети общественного питания. Но по итогам 2019 года аналогичных побед налоговики не ждут: показатели реальных доходов бизнеса еще, конечно, подрастут, но не намного – онлайн-кассы осталось установить предприятиям и ИП с небольшими оборотами. 

Сегодня в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 19 280 ККМ, из них 11 788 – онлайн-ККМ, которые установили 8435 налогоплательщиков. Всего в области действуют 42 624 субъекта МСБ (зарегистрировано 49 958). Из них 41 222 ИП и 8736 юридических лиц.
И предприниматели, надо отметить, попыток экономить, в том числе на налогах, не оставляют. Кто-то по-прежнему не пробивает все онлайн-чеки, а кто-то не разобрался в идее установки ОККМ и, честно пробивая все чеки, указывает в своих налоговых отчетах низкую прибыльность.

«Есть предприниматели, которые полагают: данные, которые поступают с онлайн-касс, не проверяются. В результате у них нестыковки – по базе ОККМ один доход, а по отчетам – другой. А все данные с кассы напрямую идут в Комитет госдоходов, где формируется база данных на каждого субъекта МСБ», – объяснила г-жа Шайхиева. 

Cashback для покупателя

Напомним, передача сведений с онлайн-ККМ осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности: ККМ – оператор фискальных данных – уполномоченный орган. 

Сегодня в Казахстане определены три оператора фискальных данных – это АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел».

Налоговые службы используют автоматизированный контроль – спецпрограмма отсылает уведомления предпринимателям автоматически. По итогам 2018 года программа нашла так много нестыковок, что фискалы смогли доначислить в бюджет круглую сумму. 

По администрированию с использованием сведений ОККМ 143 налогоплательщикам было направлено 157 уведомлений. 

По результатам этой работы доначислено и взыскано 94,1 млн тенге. Это, повторимся, деньги с тех доходов, которые при уже установленных онлайн-кассах бизнесмены пытались скрыть. Но и это не все. Как объяснили в департаменте, если уведомление отправляется только по крупным суммам, то по мелким суммам (1–2 тыс. тенге) направляется простое извещение. По ним насобирали еще 77,3 млн тенге. 

Судебных исков, штрафов и жалоб не было, заверили нас в департаменте госдоходов – с предпринимателями проводят беседы, а покупателям предложили включиться в процесс. 

«Для населения приняты стимулирующие меры при безналичных расчетах – начисление cashback от банков второго уровня и проведение лотерей. Для бизнеса при покупке ОККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов на стоимость кассы, отменяются требования по пломбированию ККМ и ведению учета наличных денег», – напомнила руководитель управления ДГД.

План по дополнительным поступлениям налогов за счет администрирования с использованием сведений ОККМ за пять месяцев текущего года налоговики ЗКО исполнили на 113,3%, собрав, как уже сказано, 171,5 млн тенге. Общий план 2019 года – 909,2 млн. Но аналитики ДГД считают: собрать почти миллиард вряд ли удастся – реальные объемы налогооблагаемой базы почти определились и дальше десяти выявленных миллиардов эти показатели далеко не уйдут.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций