Перейти к основному содержанию

1550 просмотров

В Уральске за 378,9 млн тенге продают коммунальный рынок «Ел ырысы»

На начальном этапе – при передаче рынка в доверительное управление – инвестор обязан внести аванс в сумме 113,7 млн тенге (30% от его стоимости)

Фото: uralsk-otdpred.kz

Главным требованием местных властей к новому хозяину рынка является обеспечение местных фермеров льготными торговыми местами – по тарифу на 50% ниже, чем на прочих рынках, чтобы они могли продавать населению свои овощи, фрукты, мясо, рыбу по низким ценам.

Сейчас за поиски потенциального инвестора для «Ел ырысы» взялся заместитель акима ЗКО Миржан Сатканов.

23 мая 2019 года на своей странице в соцсети Facebook он опубликовал информацию о том, что АО «НК СПК «Орал» планирует проведение конкурса на поиск потенциального инвестиционного партнера по проекту «Организация оптово-распределительного центра на территории рынка «Ел ырысы» с передачей в доверительное управление рыночного комплекса на три года с правом последующего выкупа.

Планируемые доли участия в совместном предприятии: СПК – 9%; инвестор – 91%.

При передаче имущественного комплекса «Ел ырысы» в доверительное управление инвестор обязан внести авансовый платеж в размере 30% от оценочной стоимости имущественного комплекса (при рыночной стоимости комплекса 378,9 млн тенге). Оплата оставшихся 70% должна быть произведена в течение 3 лет с ежегодным вознаграждением 5% годовых.

Отметим, что когда-то местные власти строили коммунальный рынок «Ел ырысы» с учетом того, что здесь, минуя посредников и перекупщиков, свои товары будут реализовывать сельхозоваропроизводители ЗКО по ценам, доступным для населения. Однако ввиду отдаленности рынка от жилых микрорайонов популярности у уральцев казенный рынок так и не снискал.

При этом, озвучивая условия передачи рынка «Ел ырысы» в доверительное управление, Миржан Сатканов помимо общих обязанностей инвестора по содержанию рынка (оплата коммунальных услуг, выполнение налоговых обязательств, создание хранилища для овощей и фруктов мощностью не менее 3 тыс. тонн, благоустройство территории и прочее) отметил, что новый хозяин рынка должен обеспечить приоритетное предоставление сельхозтоваропроизводителям области не менее 30% от общей полезной площади оптово-распределительного центра по льготным тарифам ниже средней цены на рынке аналогичных услуг на 50%.

Следовательно, идею продавать населению продукцию местных фермеров практически с поля, без лишних накруток местные власти пока еще не похоронили.

Относительно обязательств АО «СПК «Орал» господин Сатканов подчеркивает, что на территории «Ел ырысы» нацкомпания будет занята реализацией товаров Стабфонда при товарной интервенции (при необходимости хранения товаров Стабфонда в приоритете СПК должны быть складские помещения этого оптово-распределительного центра). Кроме того, именно оптово-распределительный центр «Ел ырысы» СПК «Орал» обязана выбрать в качестве субъекта получения финансовых средств, выделенных в рамках механизма стабилизации цен.

Отметим, что передать рынок в конкурентную среду местные власти пытались пять лет назад, но безуспешно. Примечательно, что в 2014 году АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Орал» намеревалась продать с торгов на площадке www.gosreestr.kz 50,1% доли участия в уставном капитале ТОО «Оптово-розничный рынок сельскохозяйственных товаров «Ел ырысы» за 7 млн тенге. Тогда сумма гарантийного взноса для участника аукциона равнялась 1,05 млн тенге.

1397 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif