Перейти к основному содержанию

2572 просмотра

Смогут ли зарубежные авиакомпании обрушить цены на перелёты из Казахстана?

Как политика «открытого неба» отразится на отечественных авиаперевозчиках

Фото: Вячеслав Батурин

Наступающий летний сезон станет одним из самых сложных для выживания казахстанских авиаперевозчиков. Зарубежные авиакомпании, которые зашли в РК в рамках режима «открытое небо», зачастую предлагают пассажирам более выгодные условия, чем отечественные игроки авиарынка. 

Тему «открытого неба» представители казахстанских авиаперевозчиков предпочитают публично не комментировать. А если и говорят, то только на условиях анонимности. Все предпринятые ими попытки переубедить авиационные власти Казахстана не открывать небо страны для зарубежных авиакомпаний успехом не увенчались. «Прислушиваться к нашим аргументам никто особенно не хочет», – говорят представители отечественных авиаперевозчиков. 

Прямая конкуренция с иностранными авиакомпаниями заставит местных авиаперевозчиков пойти на существенное снижение стоимости билетов – это довод, который приводится в пользу «открытого неба», и определенная доля правды в этом утверждении есть. Но с другой стороны, нельзя исключать и другого варианта развития событий. Вполне может получиться так, что вместе с активным выходом на наш рынок зарубежных авиаперевозчиков отечественные компании начнут фиксировать у себя заметное снижение пассажиропотока. Причем не только на международных, но и на внутренних маршрутах. Очевидно, что при таком раскладе снижения цен на авиабилеты ожидать не стоит. 

С конкурентами дешевле

Можно предположить, что первые звоночки о намечающихся проблемах у казахстанских авиакомпаний прозвучат уже к середине июля 2019 года, то есть в самый разгар сезона летних отпусков. Именно к этому времени должно стать понятно, насколько процентов уменьшится число желающих воспользоваться услугами отечественных авиаперевозчиков. С большой вероятностью особенно заметен тренд будет на регулярных рейсах в Россию, в Турцию и в Западную Европу. Чтобы убедиться в правомочности предположения, достаточно заглянуть на сайты – агрегаторы по продаже авиабилетов. Уже сегодня зарубежные авиакомпании предлагают купить билеты на летние перелеты из Казахстана в Москву, Санкт-Петербург, Стамбул, Анталью или Лондон с Франкфуртом по более низким ценам, чем их казахстанские конкуренты. Да, большинство из предлагаемых маршрутов предусматривает одну или две пересадки, но когда путешествует семья из трех-четырех человек, разница в стоимости билетов в 20, а то и почти в 50 процентов выглядит весьма ощутимой.  

Например, российская авиакомпания Nordwind Airlines, начинающая с 7 июня обслуживать маршрут Самара – Алматы, готова в первый месяц лета доставлять пассажиров из южной столицы Казахстана в московский аэропорт Шереметьево и обратно за 75–80 тыс. тенге, хоть и с пересадкой в городе на левобережье Волги. «Уральские авиалинии» организовали прямой перелет Алматы – Москва – Алматы по цене от 107 тыс. тенге. Правда, эта авиакомпания прилетает в аэропорт «Жуковский», который принято считать неудобным с точки зрения дальнейшей логистики пассажира. Недостаток это относительный: если конечная остановка в Москве будет где-нибудь в районе Кузьминок или Люблино, то из Жуковского туда от силы час езды на машине по пробкам, когда как из терминалов Е или F в Шереметьево путь в упомянутые районы займет не менее полутора часов. 

Теперь сравним с предложениями казахстанских авиакомпаний. SCAT предлагает лететь из Алматы в те же первые числа июня в московский аэропорт Внуково и обратно (причем еще и с пересадкой в Шымкенте) минимум за 120 025 тенге. Цена авиабилета на прямой рейс Алматы – Шереметьево – Алматы от национального авиаперевозчика Air Astana начинается от 149 346 тенге, что лишь совсем чуть-чуть дешевле аналогичного предложения от «Аэрофлота» – за 151 071 тенге. 

А ведь есть еще бюджетная латвийская air Baltic, доставляющая авиапассажиров до Шереметьево c пересадкой в Риге за 118 256 тенге – правда, без учета стоимости багажа. Высокорейтинговая компания Turkish Airlines, которая выполняет рейсы из Алматы в Москву через Стамбул за 139 821 тенге и при этом позволяет бесплатно провозить багаж весом до 30 кг. Наконец, сервисы по продаже авиабилетов стали предлагать перелеты в столицу России через Баку самолетами азербайджанской авиакомпании AZAL, опять же по более низким, чем у казахстанских авиаперевозчиков, ценам.
 
Не в пользу авиакомпаний из Казахстана складывается ситуация и с перевозкой пассажиров как в Стамбул и Анталью, так и в Лондон, Франкфурт-на-Майне и Париж. На турецком направлении в ценовом отношении предпочтительней смотрятся «Международные авиалинии Украины», а с точки зрения провоза бесплатного багажа – Turkish Airlines. Схожая картина наблюдается и с полетами в большинство городов Европы, куда нередко стало выгоднее летать украинскими, турецкими, российскими и даже узбекскими авиакомпаниями. Причем не только из Алматы, но даже из столицы Казахстана, которая уже несколько лет является главным хабом для отечественных авиаперевозчиков. 

Угроза с севера

До последнего времени казахстанские авиакомпании во многом выживали за счет частично субсидируемых внутренних маршрутов. Получаемые от государства средства позволяли и пока еще позволяют отечественным авиаперевозчикам устанавливать более-менее приемлемые цены билеты на международные рейсы – и еще совсем недавно из большинства городов Казахстана лететь в Россию, в страны Европы или в Эмираты было выгоднее нашими авиакомпаниями с пересадкой в Нур-Султане. Но сейчас ситуация меняется, говорит представитель одной из отечественных авиакомпаний, не пожелавший публично называть свое имя. «Сейчас мы с беспокойством наблюдаем, как в регионы стали активно заходить конкуренты из-за рубежа. Прежде всего из России. Например, мало кто заметил информацию, что из Караганды, Кокшетау и Петропавловска с конца мая открывает свои рейсы на Москву авиакомпания «ИрАэро». Это при том, что из Караганды в Московский регион уже летает «Аэрофлот», а у Петропавловска и Кокшетау сообщения с городами России давно не было. Их жители обычно туда летали через Нур-Султан нашими перевозчиками. Теперь не будут», – заметил в беседе с «Курсивом» представитель авиарынка. 

Не слишком оптимистично на складывающуюся ситуацию смотрит и еще один собеседник «Курсива», представляющий интересы уже другого отечественного авиаперевозчика. Он тоже согласился пообщаться лишь на условиях анонимности, объясняя свое условие непопулярностью противодействия «открытому небу» у казахстанской общественности. «Не все понимают, что наши перевозчики не могут на равных конкурировать, например, с российскими авиакомпаниями. Да, в последнее время государство стало оказывать всем нам некоторую поддержку. Но на фоне российских субсидий она выглядит мизерно. К тому же открытие некоторых рейсов, на которых настаивают из высоких кабинетов, не всегда оправданно. Вспомните, например, историю с маршрутом в Париж. Сколько крику было в адрес наших коллег из Air Astana?! Откройте немедленно рейс в Париж, он очень востребован будет! И что? Ну, открыли они. А теперь из разговоров с ними выясняется, что он почти пустой ходит. Думаю, что такая же история и с далеко не дешевым прямым рейсом на Токио будет. Ну скажите, кто туда полетит, если из Казахстана в Японию можно относительно недорого полететь и российскими, и китайскими авиакомпаниями?» – поделился своим мнением с «Курсивом» представитель казахстанской авиакомпании.

Два пути

Представители рынка единодушны в утверждении, что решить наметившиеся проблемы казахстанских авиакомпаний можно лишь двумя путями. Первый вариант – увеличение размера субсидий хотя бы до уровня российских, про уровень поддержки авиакомпаний ОАЭ или Китая специалисты отечественных компаний, как сами говорят, «даже не мечтают». Второй вариант – свести к минимуму игру в «открытое небо». В противном случае, уверены представители авиабизнеса, недалек тот час, когда отечественным авиакомпаниям придется существенно сократить свою маршрутную сеть, а то и вовсе прекратить свое существование. «Нельзя забывать, что у нас очень большая страна, в которой проживает людей чуть больше, чем, например, в Стамбуле с его пригородами», – философски заметил один из собеседников «Курсива».

94 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций