Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2374 просмотра

Смогут ли зарубежные авиакомпании обрушить цены на перелёты из Казахстана?

Как политика «открытого неба» отразится на отечественных авиаперевозчиках

Фото: Вячеслав Батурин

Наступающий летний сезон станет одним из самых сложных для выживания казахстанских авиаперевозчиков. Зарубежные авиакомпании, которые зашли в РК в рамках режима «открытое небо», зачастую предлагают пассажирам более выгодные условия, чем отечественные игроки авиарынка. 

Тему «открытого неба» представители казахстанских авиаперевозчиков предпочитают публично не комментировать. А если и говорят, то только на условиях анонимности. Все предпринятые ими попытки переубедить авиационные власти Казахстана не открывать небо страны для зарубежных авиакомпаний успехом не увенчались. «Прислушиваться к нашим аргументам никто особенно не хочет», – говорят представители отечественных авиаперевозчиков. 

Прямая конкуренция с иностранными авиакомпаниями заставит местных авиаперевозчиков пойти на существенное снижение стоимости билетов – это довод, который приводится в пользу «открытого неба», и определенная доля правды в этом утверждении есть. Но с другой стороны, нельзя исключать и другого варианта развития событий. Вполне может получиться так, что вместе с активным выходом на наш рынок зарубежных авиаперевозчиков отечественные компании начнут фиксировать у себя заметное снижение пассажиропотока. Причем не только на международных, но и на внутренних маршрутах. Очевидно, что при таком раскладе снижения цен на авиабилеты ожидать не стоит. 

С конкурентами дешевле

Можно предположить, что первые звоночки о намечающихся проблемах у казахстанских авиакомпаний прозвучат уже к середине июля 2019 года, то есть в самый разгар сезона летних отпусков. Именно к этому времени должно стать понятно, насколько процентов уменьшится число желающих воспользоваться услугами отечественных авиаперевозчиков. С большой вероятностью особенно заметен тренд будет на регулярных рейсах в Россию, в Турцию и в Западную Европу. Чтобы убедиться в правомочности предположения, достаточно заглянуть на сайты – агрегаторы по продаже авиабилетов. Уже сегодня зарубежные авиакомпании предлагают купить билеты на летние перелеты из Казахстана в Москву, Санкт-Петербург, Стамбул, Анталью или Лондон с Франкфуртом по более низким ценам, чем их казахстанские конкуренты. Да, большинство из предлагаемых маршрутов предусматривает одну или две пересадки, но когда путешествует семья из трех-четырех человек, разница в стоимости билетов в 20, а то и почти в 50 процентов выглядит весьма ощутимой.  

Например, российская авиакомпания Nordwind Airlines, начинающая с 7 июня обслуживать маршрут Самара – Алматы, готова в первый месяц лета доставлять пассажиров из южной столицы Казахстана в московский аэропорт Шереметьево и обратно за 75–80 тыс. тенге, хоть и с пересадкой в городе на левобережье Волги. «Уральские авиалинии» организовали прямой перелет Алматы – Москва – Алматы по цене от 107 тыс. тенге. Правда, эта авиакомпания прилетает в аэропорт «Жуковский», который принято считать неудобным с точки зрения дальнейшей логистики пассажира. Недостаток это относительный: если конечная остановка в Москве будет где-нибудь в районе Кузьминок или Люблино, то из Жуковского туда от силы час езды на машине по пробкам, когда как из терминалов Е или F в Шереметьево путь в упомянутые районы займет не менее полутора часов. 

Теперь сравним с предложениями казахстанских авиакомпаний. SCAT предлагает лететь из Алматы в те же первые числа июня в московский аэропорт Внуково и обратно (причем еще и с пересадкой в Шымкенте) минимум за 120 025 тенге. Цена авиабилета на прямой рейс Алматы – Шереметьево – Алматы от национального авиаперевозчика Air Astana начинается от 149 346 тенге, что лишь совсем чуть-чуть дешевле аналогичного предложения от «Аэрофлота» – за 151 071 тенге. 

А ведь есть еще бюджетная латвийская air Baltic, доставляющая авиапассажиров до Шереметьево c пересадкой в Риге за 118 256 тенге – правда, без учета стоимости багажа. Высокорейтинговая компания Turkish Airlines, которая выполняет рейсы из Алматы в Москву через Стамбул за 139 821 тенге и при этом позволяет бесплатно провозить багаж весом до 30 кг. Наконец, сервисы по продаже авиабилетов стали предлагать перелеты в столицу России через Баку самолетами азербайджанской авиакомпании AZAL, опять же по более низким, чем у казахстанских авиаперевозчиков, ценам.
 
Не в пользу авиакомпаний из Казахстана складывается ситуация и с перевозкой пассажиров как в Стамбул и Анталью, так и в Лондон, Франкфурт-на-Майне и Париж. На турецком направлении в ценовом отношении предпочтительней смотрятся «Международные авиалинии Украины», а с точки зрения провоза бесплатного багажа – Turkish Airlines. Схожая картина наблюдается и с полетами в большинство городов Европы, куда нередко стало выгоднее летать украинскими, турецкими, российскими и даже узбекскими авиакомпаниями. Причем не только из Алматы, но даже из столицы Казахстана, которая уже несколько лет является главным хабом для отечественных авиаперевозчиков. 

Угроза с севера

До последнего времени казахстанские авиакомпании во многом выживали за счет частично субсидируемых внутренних маршрутов. Получаемые от государства средства позволяли и пока еще позволяют отечественным авиаперевозчикам устанавливать более-менее приемлемые цены билеты на международные рейсы – и еще совсем недавно из большинства городов Казахстана лететь в Россию, в страны Европы или в Эмираты было выгоднее нашими авиакомпаниями с пересадкой в Нур-Султане. Но сейчас ситуация меняется, говорит представитель одной из отечественных авиакомпаний, не пожелавший публично называть свое имя. «Сейчас мы с беспокойством наблюдаем, как в регионы стали активно заходить конкуренты из-за рубежа. Прежде всего из России. Например, мало кто заметил информацию, что из Караганды, Кокшетау и Петропавловска с конца мая открывает свои рейсы на Москву авиакомпания «ИрАэро». Это при том, что из Караганды в Московский регион уже летает «Аэрофлот», а у Петропавловска и Кокшетау сообщения с городами России давно не было. Их жители обычно туда летали через Нур-Султан нашими перевозчиками. Теперь не будут», – заметил в беседе с «Курсивом» представитель авиарынка. 

Не слишком оптимистично на складывающуюся ситуацию смотрит и еще один собеседник «Курсива», представляющий интересы уже другого отечественного авиаперевозчика. Он тоже согласился пообщаться лишь на условиях анонимности, объясняя свое условие непопулярностью противодействия «открытому небу» у казахстанской общественности. «Не все понимают, что наши перевозчики не могут на равных конкурировать, например, с российскими авиакомпаниями. Да, в последнее время государство стало оказывать всем нам некоторую поддержку. Но на фоне российских субсидий она выглядит мизерно. К тому же открытие некоторых рейсов, на которых настаивают из высоких кабинетов, не всегда оправданно. Вспомните, например, историю с маршрутом в Париж. Сколько крику было в адрес наших коллег из Air Astana?! Откройте немедленно рейс в Париж, он очень востребован будет! И что? Ну, открыли они. А теперь из разговоров с ними выясняется, что он почти пустой ходит. Думаю, что такая же история и с далеко не дешевым прямым рейсом на Токио будет. Ну скажите, кто туда полетит, если из Казахстана в Японию можно относительно недорого полететь и российскими, и китайскими авиакомпаниями?» – поделился своим мнением с «Курсивом» представитель казахстанской авиакомпании.

Два пути

Представители рынка единодушны в утверждении, что решить наметившиеся проблемы казахстанских авиакомпаний можно лишь двумя путями. Первый вариант – увеличение размера субсидий хотя бы до уровня российских, про уровень поддержки авиакомпаний ОАЭ или Китая специалисты отечественных компаний, как сами говорят, «даже не мечтают». Второй вариант – свести к минимуму игру в «открытое небо». В противном случае, уверены представители авиабизнеса, недалек тот час, когда отечественным авиакомпаниям придется существенно сократить свою маршрутную сеть, а то и вовсе прекратить свое существование. «Нельзя забывать, что у нас очень большая страна, в которой проживает людей чуть больше, чем, например, в Стамбуле с его пригородами», – философски заметил один из собеседников «Курсива».


415 просмотров

Молокозаводы Казахстана опасаются сырьевого дефицита

Половина поступающего на переработку молока в стране не соответствует техрегламенту Таможенного союза

Фото: Shutterstock

С 1 января 2020 года завершается отсрочка, предоставленная Казахстану для наведения порядка в отрасли. Не соответствующее стандартам молоко принимать не будут.

Перед смертью не надышишься

По сути, устанавливается норма продукта по составу и чистоте, определены правила сбора сырья. Работать по стандарту поставщики и предприятия должны были начать в 2018 году. Но получили еще два года на проведение реформ. 

Об этом напомнили эксперты Молочного союза Казахстана, побывавшие в Петропавловске. Они разработали дорожную карту, суть которой сводится к обучению домохозяйств, чем кормить и как содержать скот, и процедуре сбора и хранения молока. 

«Дорожная карта предусматривает целый комплекс мер, чтобы молоко, которое поступает на переработку, было безопасным. Это главный критерий для нашей отрасти. Сырье, которое не будет соответствовать регламенту, мы не сможем принимать на молокоперерабатывающие предприятия», – отметил в ходе брифинга для СМИ исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. 

Пейте на здоровье!

«Потребительские исследования показали, что 34% населения страны доверяют продукту от личных подсобных хозяйств. Процент доверия в южном регионе составляет примерно 44%. Это значит, что многие потребители берут продукт необработанный. Если, например, покупать продукцию у дороги, то не понятно, в каких условиях она произведена, как хранилась, доставлена. Сейчас температурный режим очень высокий, 38 градусов. А женщины на улице торгуют», – рассказала журналистам координатор работ по дорожной карте Сауле Жанкина.

Разные частники

Стандарты Таможенного союза могут поставить неподготовленных поставщиков в затруднительное положение, отметил в комментариях корреспонденту «Курсива» директор ТОО «Молсервис» Сергей Чепурко. Уже сейчас переработчики начинают уходить от работы с ЛПХ, предпочитая сотрудничество с профессиональными производителями.

«На нашем предприятии в последние годы мы вообще с такими проблемами не сталкиваемся, потому что работаем с серьезными поставщиками. Если раньше у нас была половина сырья от ТОО, половина – от личных подсобных хозяйств, то сейчас личные подворья занимают 25%», – рассказал предприниматель.

Также хорошим шагом в сторону качества сырья стало открытие сельхозкооперативов, говорит бизнесмен. Однако тут все также зависит от профессионализма их руководителей.

«Проблемы по сбыту возникают как раз у тех, кто не подготовлен. Они думают, что закупят молоко, сдадут и сразу получат деньги. Но это не так. У нас несколько лет назад были проблемы с поставщиками. Мы просто разворачивали молоковозы и не принимали некачественный продукт. Как раз от частных подворий», – резюмировал Сергей Чепурко.

Много ли село дает молока

По информации Молочного союза Казахстана, на сегодня 77% от 1,5 млн тонн товарного молока в стране производят мелкие хозяйства. И если к молоку, которое получают на производстве, претензий практически нет, то к этому их достаточно.  Почти в 700 тыс. тонн сырья находят нарушения –  повышены микробиологические показатели и обнаружены антибиотики.  Отрицательно сказываются на качестве сырья большие расстояния между населенными пунктами, неразвитая сеть сбора молока, нехватка специалистов и банальная неграмотность сдатчиков.

По информации исполнительного директора Молочного союза Казахстана Владимира Кожевникова, большая проблема заключается еще и в том, что на молочных заводах летом возникает переизбыток молока, а зимой – острый дефицит.  Как следствие, заводы находятся в зависимости от сухого молока, а оно на 90% импортное.  

В общую бочку

Выйти на уровень соответствия техническому регламенту ТС, считает МСК, поможет объединение небольших хозяйств в кооперативы, которые будут централизованы. В Карагандинской области уже есть пример такой работы. ТОО «Натиже» создало в регионе сеть из 30 молокоприемных пунктов. В пунктах приема молоко сразу фильтруется, охлаждается и проверяется на чистоту, качество и только после в специализированных емкостях отправляется на завод, как этого требует регламент ТС. 

«Если молоко не будет соответствовать качеству, то, конечно, с введением техрегламента мы понесем урон. Поэтому и доводим до сведения сдатчиков, какие требования предъявляются к качеству молока, создаем вот такие молокоприемные пункты. Надеемся на положительный результат этой работы», – рассказал директор ТОО «Натиже» Даулетбек Акпар.

По его словам, пока в кооперативах 3–4 случая в месяц, когда молоко не проходит проверку. 

Жительница села Жаман жол Светлана Мокишина сдает молоко больше 20 лет. Женщина отмечает, что с появлением кооператива правила приема уже сточились, но местные быстро к ним привыкли, поскольку сами заинтересованы в качестве своего сырья.  

«Случаи, когда молоко не проходит проверку, – редкость, потому что все правила, в принципе, простые, главное – чистота во всем и здоровое животное», – рассказывает Светлана Мокишина.  

Тем не менее, по данным МСК, в кооперативы мелкие хозяйства объединяются неохотно. Директор заготовительной компании ТОО «Ауыл Сутты» Канат Абдыгалиев считает, что причиной  этого является недостаточная информированность населения о преимуществах такого объединения.  

«Нужно объяснять людям, что собой представляет кооператив, что есть субсидии – 10 тенге с литра молока возвращаются в кооператив.  Это тоже мотивирует. А у нас вышла информация, что существует программа, а до сдатчика она не доходит», – поделился мнением Канат Абдыгалиев.

Цифровизация в помощь

Производители начали применять приложение Collect mobile.

«Это приложение помогает делать картирование параметров сдатчиков молока, тех факторов, которые влияют на продуктивность скота. Это помогает переработчикам лучше прогнозировать свою работу. Например, если они понимают, что в районе есть проблема деградации генетического потенциала, то вмешиваются – закупают семя скота, осеменяют коров, чтобы у этих людей было больше молока, было больше дохода», – прокомментировала экономист по агробизнесу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Инна Пунда

Главная задача этого ноу-хау, по словам Инны Пунда, сократить цепочку производства молока до «сдатчик – производитель». 

«Нужно понимать, что сегодня куш в цепочке молока снимает перекупщик. К сожалению, есть перекупщики, которые зарабатывают в день несколько тысяч долларов за 4 часа работы. Их заинтересованность – оставить в неведении сдатчика, а завод держать в сырьевой зависимости и манипулировать ценой», – говорит эксперт FAO.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций