Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2539 просмотров

Смогут ли зарубежные авиакомпании обрушить цены на перелёты из Казахстана?

Как политика «открытого неба» отразится на отечественных авиаперевозчиках

Фото: Вячеслав Батурин

Наступающий летний сезон станет одним из самых сложных для выживания казахстанских авиаперевозчиков. Зарубежные авиакомпании, которые зашли в РК в рамках режима «открытое небо», зачастую предлагают пассажирам более выгодные условия, чем отечественные игроки авиарынка. 

Тему «открытого неба» представители казахстанских авиаперевозчиков предпочитают публично не комментировать. А если и говорят, то только на условиях анонимности. Все предпринятые ими попытки переубедить авиационные власти Казахстана не открывать небо страны для зарубежных авиакомпаний успехом не увенчались. «Прислушиваться к нашим аргументам никто особенно не хочет», – говорят представители отечественных авиаперевозчиков. 

Прямая конкуренция с иностранными авиакомпаниями заставит местных авиаперевозчиков пойти на существенное снижение стоимости билетов – это довод, который приводится в пользу «открытого неба», и определенная доля правды в этом утверждении есть. Но с другой стороны, нельзя исключать и другого варианта развития событий. Вполне может получиться так, что вместе с активным выходом на наш рынок зарубежных авиаперевозчиков отечественные компании начнут фиксировать у себя заметное снижение пассажиропотока. Причем не только на международных, но и на внутренних маршрутах. Очевидно, что при таком раскладе снижения цен на авиабилеты ожидать не стоит. 

С конкурентами дешевле

Можно предположить, что первые звоночки о намечающихся проблемах у казахстанских авиакомпаний прозвучат уже к середине июля 2019 года, то есть в самый разгар сезона летних отпусков. Именно к этому времени должно стать понятно, насколько процентов уменьшится число желающих воспользоваться услугами отечественных авиаперевозчиков. С большой вероятностью особенно заметен тренд будет на регулярных рейсах в Россию, в Турцию и в Западную Европу. Чтобы убедиться в правомочности предположения, достаточно заглянуть на сайты – агрегаторы по продаже авиабилетов. Уже сегодня зарубежные авиакомпании предлагают купить билеты на летние перелеты из Казахстана в Москву, Санкт-Петербург, Стамбул, Анталью или Лондон с Франкфуртом по более низким ценам, чем их казахстанские конкуренты. Да, большинство из предлагаемых маршрутов предусматривает одну или две пересадки, но когда путешествует семья из трех-четырех человек, разница в стоимости билетов в 20, а то и почти в 50 процентов выглядит весьма ощутимой.  

Например, российская авиакомпания Nordwind Airlines, начинающая с 7 июня обслуживать маршрут Самара – Алматы, готова в первый месяц лета доставлять пассажиров из южной столицы Казахстана в московский аэропорт Шереметьево и обратно за 75–80 тыс. тенге, хоть и с пересадкой в городе на левобережье Волги. «Уральские авиалинии» организовали прямой перелет Алматы – Москва – Алматы по цене от 107 тыс. тенге. Правда, эта авиакомпания прилетает в аэропорт «Жуковский», который принято считать неудобным с точки зрения дальнейшей логистики пассажира. Недостаток это относительный: если конечная остановка в Москве будет где-нибудь в районе Кузьминок или Люблино, то из Жуковского туда от силы час езды на машине по пробкам, когда как из терминалов Е или F в Шереметьево путь в упомянутые районы займет не менее полутора часов. 

Теперь сравним с предложениями казахстанских авиакомпаний. SCAT предлагает лететь из Алматы в те же первые числа июня в московский аэропорт Внуково и обратно (причем еще и с пересадкой в Шымкенте) минимум за 120 025 тенге. Цена авиабилета на прямой рейс Алматы – Шереметьево – Алматы от национального авиаперевозчика Air Astana начинается от 149 346 тенге, что лишь совсем чуть-чуть дешевле аналогичного предложения от «Аэрофлота» – за 151 071 тенге. 

А ведь есть еще бюджетная латвийская air Baltic, доставляющая авиапассажиров до Шереметьево c пересадкой в Риге за 118 256 тенге – правда, без учета стоимости багажа. Высокорейтинговая компания Turkish Airlines, которая выполняет рейсы из Алматы в Москву через Стамбул за 139 821 тенге и при этом позволяет бесплатно провозить багаж весом до 30 кг. Наконец, сервисы по продаже авиабилетов стали предлагать перелеты в столицу России через Баку самолетами азербайджанской авиакомпании AZAL, опять же по более низким, чем у казахстанских авиаперевозчиков, ценам.
 
Не в пользу авиакомпаний из Казахстана складывается ситуация и с перевозкой пассажиров как в Стамбул и Анталью, так и в Лондон, Франкфурт-на-Майне и Париж. На турецком направлении в ценовом отношении предпочтительней смотрятся «Международные авиалинии Украины», а с точки зрения провоза бесплатного багажа – Turkish Airlines. Схожая картина наблюдается и с полетами в большинство городов Европы, куда нередко стало выгоднее летать украинскими, турецкими, российскими и даже узбекскими авиакомпаниями. Причем не только из Алматы, но даже из столицы Казахстана, которая уже несколько лет является главным хабом для отечественных авиаперевозчиков. 

Угроза с севера

До последнего времени казахстанские авиакомпании во многом выживали за счет частично субсидируемых внутренних маршрутов. Получаемые от государства средства позволяли и пока еще позволяют отечественным авиаперевозчикам устанавливать более-менее приемлемые цены билеты на международные рейсы – и еще совсем недавно из большинства городов Казахстана лететь в Россию, в страны Европы или в Эмираты было выгоднее нашими авиакомпаниями с пересадкой в Нур-Султане. Но сейчас ситуация меняется, говорит представитель одной из отечественных авиакомпаний, не пожелавший публично называть свое имя. «Сейчас мы с беспокойством наблюдаем, как в регионы стали активно заходить конкуренты из-за рубежа. Прежде всего из России. Например, мало кто заметил информацию, что из Караганды, Кокшетау и Петропавловска с конца мая открывает свои рейсы на Москву авиакомпания «ИрАэро». Это при том, что из Караганды в Московский регион уже летает «Аэрофлот», а у Петропавловска и Кокшетау сообщения с городами России давно не было. Их жители обычно туда летали через Нур-Султан нашими перевозчиками. Теперь не будут», – заметил в беседе с «Курсивом» представитель авиарынка. 

Не слишком оптимистично на складывающуюся ситуацию смотрит и еще один собеседник «Курсива», представляющий интересы уже другого отечественного авиаперевозчика. Он тоже согласился пообщаться лишь на условиях анонимности, объясняя свое условие непопулярностью противодействия «открытому небу» у казахстанской общественности. «Не все понимают, что наши перевозчики не могут на равных конкурировать, например, с российскими авиакомпаниями. Да, в последнее время государство стало оказывать всем нам некоторую поддержку. Но на фоне российских субсидий она выглядит мизерно. К тому же открытие некоторых рейсов, на которых настаивают из высоких кабинетов, не всегда оправданно. Вспомните, например, историю с маршрутом в Париж. Сколько крику было в адрес наших коллег из Air Astana?! Откройте немедленно рейс в Париж, он очень востребован будет! И что? Ну, открыли они. А теперь из разговоров с ними выясняется, что он почти пустой ходит. Думаю, что такая же история и с далеко не дешевым прямым рейсом на Токио будет. Ну скажите, кто туда полетит, если из Казахстана в Японию можно относительно недорого полететь и российскими, и китайскими авиакомпаниями?» – поделился своим мнением с «Курсивом» представитель казахстанской авиакомпании.

Два пути

Представители рынка единодушны в утверждении, что решить наметившиеся проблемы казахстанских авиакомпаний можно лишь двумя путями. Первый вариант – увеличение размера субсидий хотя бы до уровня российских, про уровень поддержки авиакомпаний ОАЭ или Китая специалисты отечественных компаний, как сами говорят, «даже не мечтают». Второй вариант – свести к минимуму игру в «открытое небо». В противном случае, уверены представители авиабизнеса, недалек тот час, когда отечественным авиакомпаниям придется существенно сократить свою маршрутную сеть, а то и вовсе прекратить свое существование. «Нельзя забывать, что у нас очень большая страна, в которой проживает людей чуть больше, чем, например, в Стамбуле с его пригородами», – философски заметил один из собеседников «Курсива».


762 просмотра

Как в Жамбылской области заработать миллион в день

Общественники утверждают, что банкетные залы области скрывают доходы

Фото: Shutterstock

Около 135 банкетных залов Жамбылской области, рассчитанных на проведение массовых торжеств, заплатили в казну в первом полугодии 2019 года около 75 миллионов тенге. Общественники считают, что многие из этих точек общепита, часть из которых в день может заработать свыше 1 миллиона тенге, скрывают истинные доходы. 

Четверть работника на ресторан

Около четырех лет назад в жамбылских масс-медиа приводилась статистика, не поддающаяся логике. Согласно данным областной Ассоциации работников СМИ количество официально работающего персонала ресторанов было меньше, чем число этих заведений.

«Ранее – в те годы я еще работала в жамбылском облфилиале Коммунистической партии – мы решили проверить, отчисляют ли работники ресторанов себе на пенсию, выплачивают ли налоги. В этой связи в департамент статистики Жамбылской области был направлен соответствующий запрос, на который мы получили информацию, что у нас работает около 400 заведений общепита. А в них, по данным статистики, зафиксировано около 70 работников. Получалось, что в одном ресторане могла работать половина или четверть человека?! Или один и тот же человек работал в двух или нескольких заведениях?! В органах статистики нам ответили, что они сделали такие выводы на основе предоставленных субъектами этого бизнеса данных», – рассказала «Курсиву» руководитель ассоциации Жанна Мамашева.
 

За полгода – 75 млн налогов

Сегодня, если судить по сведениям областного налогового департамента, ситуация несколько иная.

В Ассоциацию рестораторов Жамбылской области, которая, по словам ее исполнительного директора Дильшота Мамаюсупова, существует около полугода, сегодня входят всего 17 членов – субъектов общепита.

Всего в Таразе, как сообщил Дильшот Мамаюсупов, более 300 кафе и ресторанов. Сведения о диапазоне цен за их услуги и численности кадрового состава этих заведений исполнительный директор рассказать не смог, пояснив, что для этого необходимо разбираться в каждом конкретном случае.

Между тем, по данным управления камерального контроля облдепартамента в Жамбылской области 272 субъекта общепита. Из них 135 ресторанов и банкетных залов, в которых проводятся торжественные мероприятия. В этих заведениях, по данным налоговиков, официально числятся 1758 человек, то есть в среднем около 13 человек на каждое заведение.

«За первое полугодие 2019 года эти субъекты бизнеса показали доход в размере 2,4 млрд тенге, из них 75 млн тенге поступило в бюджет в виде налогов», – сообщили «Курсиву» в управлении камерального контроля.

Однако, по мнению Жанны Мамашевой, выручка ресторанов занижена.

«Наши банкетные залы пустуют только во время Оразы. В остальные месяцы, начиная с весны и до глубокой осени, они заняты фактически все дни в неделю. Я ни разу не слышала, чтобы кому-то из заказавших банкет выдавали фискальные чеки или акты выполненных работ», – говорит г-жа Мамашева.

По ее словам, некоторые популярные в Таразе рестораны имеют до пяти залов, и нередко все они бывают заняты. В этой связи, считает глава ассоциации, владелец ресторанов может за один день заработать несколько миллионов тенге. И если это так, считает Жанна Мамашева, то предприниматели, зарабатывающие миллионы, должны выплачивать соответствующие налоги в бюджет.

«Холодные» звонки

«Курсив» решил выяснить, насколько правы общественные деятели в своих утверждениях. Так, к примеру, в двух достаточно крупных ресторанах Тараза нам удалось узнать следующее.

В первом банкетном зале, расположенном в спальном районе города, сообщили, что минимальная цена за «пакет» на одного человека составляет 3,5 тыс. тенге. В него входит несколько видов холодных закусок, салатов, сладости, фрукты, одно горячее блюдо и аренда места. Напитки и мясо для первого блюда клиент должен будет закупить сам.

Администратор второго ресторана сообщил, что стоимость одного места начинается от 7 тыс. тенге. Отдельными статьями расходов являются затраты на услуги музыканта, тамады, фото- и видеосъемки.

Если исходить из того, что в одном мероприятии участвуют как минимум 120 человек, то за торжество в зале подешевле необходимо будет выложить от

420 тыс. до 700 тыс. тенге в зависимости от потребностей клиента. Банкет во втором заведении обойдется от 840 тыс. до 1 млн тенге.  

По информации Жанны Мамашевой, в Таразе есть банкетные залы, где стоимость «пакета» на одного человека составляет 15 тыс. тенге и выше.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций