Перейти к основному содержанию
3656 просмотров

Сельчанам СКО предложили переходить на сою

На севере Казахстана хотят в 10 раз увеличить посевные площади этой культуры

Фото: Shutterstock

В СКО началась посевная кампания. От прошлогодней она отличается увеличением площадей под сою. Если в 2018 году под культуру отвели 5 тысяч га, то в этом – втрое больше. В следующем году предполагается, что гектаров будет больше в 10 раз. Бизнес говорит о стабильном спросе на этот вид продукта и высокой цене на рынке Китая, доходящей до 150 тысяч тенге за тонну.

По данным управления сельского хозяйства СКО, в ходе стартовавшей посевной в регионе засеют 4,2 млн га. Под зерновые отведено 2,8 млн га, под масличные – 1 млн га. Также в СКО по традиции сеют кормовые, картофель, овощи. Особое внимание растениеводы уделили сое. 

«Структура посевных площадей практически не изменилась по сравнению с прошлым годом. Но увеличили посевы сои на 10 тыс. га. В прошлом году эта культура занимала всего 5 тыс. га, в этом до 15 тыс. планируем довести», – рассказал «Курсиву» заместитель руководителя управления сельского хозяйства СКО Куандык Шакубаев.

Ранее на заседании областного акимата глава региона Кумар Аксакалов отметил, что экономика сельского хозяйства продолжит переживать серьезную диверсификацию. 

«В следующем году идем на увеличение посевов сои до 150 тыс. га. Это перспективное направление для бизнеса. Кроме того, она нужна нам для севооборота», – отметил Кумар Аксакалов. 

Большая часть соевых полей разместится в Тайыншинском районе. Здесь будет посеяно 8 тыс. га. Одно из крупных агроформирований региона – ТОО «Тайынша-Астык» – уже имеет опыт выращивания данной культуры. В этом году под сою здесь отвели 3,5 тыс. га.

В свою очередь генеральный директор ТОО «Тайынша-Астык» Анатолий Сарницкий рассказал в комментариях «Курсиву», что выращивать сою выгодно: спрос на нее из года в год стабильно высокий. Основные покупатели – из Китая, они за тонну продукции предлагают около 150 тыс. тенге.

«Мы стараемся реагировать на спрос, рынок сои достаточно стабильный, продукция востребована. Продаем в Китай. Цена в прошлом году была около 150 тыс. тенге. Во всяком случае, свыше 100 тыс. тенге стабильно цена держится», – уточнил Анатолий Сарницкий.

Специальной техники соевые поля не требуют, отметил спикер. Агроформирование обходится имеющимися машинами и агрегатами. Насколько трудоемким будет процесс выращивания, зависит от желаемого результата. В прошлом году в ТОО «Тайынша-Астык» с каждого гектара получили в среднем 12 ц. Намерены работать над увеличением урожайности до 20 ц/га.

«Трудоемкость выращивания культуры зависит от того, какой урожай вы хотите получить. Если устроит 4–5 центнеров с гектара, то процесс выращивания сои не доставит особых хлопот. Если хотите 20 ц, придется поработать. Для соевых полей нужно тщательнее выбирать предшественников, чем, например, для пшеницы. Надо смотреть, какая химия использовалась в прошлом году, изучать последействие этих препаратов. Любая новая культура требует внимания, если хотите получить экономический эффект», – добавил Анатолий Сарницкий.

В этом году сою будут сеять ведущие агроформирования региона, в следующем положительный опыт фермеров планируют распространить во всех 13 районах СКО.

Власти региона регулярно акцентируют внимание руководителей агроформирований на диверсификации сельскохозяйственного производства. Неоднократно аким области Кумар Аксакалов заявлял, что посевы зерновых в регионе и впредь будут сокращаться в пользу других, более рентабельных и экономически стабильных культур. При этом валовой сбор пшеницы уменьшаться не должен. Прежние объемы зерна с меньших площадей фермеры должны обеспечить за счет внедрения и использования новых технологий и современной техники.

Посевную в Северо-Казахстанской области намерены завершить до 5 июня 2019 года. Пока условия для проведения весеннего сева складываются благоприятно.
 

banner_wsj.gif

5589 просмотров

Как работают казахстанские ТРЦ после двух месяцев карантина

Ретейлеры уверены во всплеске продаж и последующем затишье

Фото: Shutterstock/Sergey Varygin

В казахстанских мегаполисах - Нур-Султане и Алматы - после двух месяцев карантина открылись торговые центры. Покупатели туда буквально хлынули, но эксперты отрасли считают, что этот ажиотаж в ТРЦ вскоре сменится затишьем.

Современные торговые центры (ТЦ) страны сосредоточены в двух городах – Алматы и Нур-Султане. На начало 2020 года, по данным Colliers International Kazakhstan, в этих мегаполисах работало более 50 объектов торговой недвижимости, обеспеченность торговыми площадями составляла 365 кв. м в Алматы и 363 кв. м в Нур-Султане на тысячу человек. В 2019 году Нур-Султан догнал по обеспеченности торговыми площадями исторического лидера в этом сегменте – Алматы. За прошедший год в столице ввели в эксплуатацию ТЦ «Central Market», многофункциональный комплекс Abu Dhabi Plaza и ТЦ «Talan Towers» (Emporium). 

В марте 2020 года все торгово-развлекательные центры (ТРЦ) в Алматы и Нур-Султане были закрыты – и открылись только два месяца спустя. 

Недвижимость-02.jpg

Как ТРЦ пережили кризис

Арендаторы ТРЦ, которые больше всего пострадали от коронавирусного карантина – это точки непродуктового ретейла и представители сферы развлечений. Те из них, чья годовая маржа не превышала 8–10%, за два месяца простоя оказались в серьезном убытке, предполагает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan Баян Куа­това. В числе тех арендаторов, кто пережил эпидемию относительно успешно, – представители продуктового ретейла, аптеки и те продавцы, которые несмотря ни на что смогли наладить и онлайн-торговлю, и доставку.

Большинство ТРЦ предоставили арендные каникулы своим клиентам, и как следствие – лишились доходов за два месяца.

«Мы столкнулись с проблемой, которую даже представить не могли. Торговые центры имеют огромное количество квадратов, возникли финансовые сложности», – делится Маншук Сихимбаева, заместитель генерального директора управляющей компании DS Property, занимающейся ТРЦ «Forum Алматы».

Расходы крупных торгово-развлекательных центров за то же самое время составили несколько миллионов тенге – деньги были нужны на содержание персонала, техническое обеспечение, приведение ТРЦ в соответствие с санитарными нормами. Возобновляющие работу торговые центры проверяют санитарно-эпидемиологические службы, и нередко при этом предъявляют новые требования, которые ведут к дополнительным расходам девелоперов. 

Во сколько обошлись им такие «каникулы», торговые центры пока не посчитали.

«Физические итоги сможем подвести через два месяца после начала работы, когда увидим, что происходит с рынком», – говорит управляющий партнер Retail Space (компания работает с ТРЦ «Спутник», ТЦ «Promenade») Андрей Гордиенко. 

Контрольная закупка 

Пандемия поставила потребителей в непривычные условия, и сейчас сложно предугадать, как они поведут себя после снятия ограничений. 
Начало карантина в розничной торговле ознаменовалось всплеском продаж – переход на удаленную работу и непонимание будущего толкали потребителей активно закупать продукты питания и компьютерную технику для организации домашнего офиса. Но все это происходило на фоне уже закрывшихся ТЦ, и выиграли в этот период лишь те, у кого была налажена онлайн-торговля. Период бума сменил период затишья.

«Через две недели ажиотаж прошел. Началось разумное потребление – из пяти вариантов выбирали наиболее проверенный. С этого момента потребление стало трансформироваться в более качественное русло», – комментирует Маншук Сихимбаева. Эта тенденция, по ее мнению, продолжится и после пандемии – на рынке будут востребованы более качественные услуги и товары. 

В целом покупательское поведение станет более осторожным, прогнозируют многие участники рынка. На людей влияют страх и неопределенность, они не понимают, что будет с работой и доходами, и поэтому начинают экономить. С другой стороны, такой стиль жизни может стать поводом снова начать потреб­ление.

«Люди все равно устают от режима экономии и делают спонтанные не очень нужные покупки. Будем на это надеяться», – говорит российский эксперт, управляющий торговых центров Lynks Property Management Оксана Мысова.

По оценке российских исследовательских компаний, в торговые центры вернутся не все потребители доковидного периода. Аргумент прост: трафик в ТЦ уменьшится из-за снижения доходов, страха заболеть и успешного опыта онлайн-покупок. Укоренится ли после пандемии новая поведенческая модель потребителей – это маркетологам еще предстоит выяснить.

«Сейчас потребительские намерения и предпочтения обнулились. Чтобы понять, каков профиль клиентов, которые теперь ходят в ТРЦ, надо делать опросы. Но не раньше октября», – считает партнер исследовательской компании AMExpert Софья Щукина.

Кто вернется в ТРЦ и что там увидит

Управляющие казахстанских торговых центров более оптимистичны в своих настроениях – они рассчитывают на привычки и менталитет соотечественников и полагают, что тем не понравилось покупать онлайн. По­этому люди вернутся в торговые центры, чтобы провести время с семьей, развлечься, пощупать товар и убедиться в его качестве перед покупкой.

«Думаю, серьезной трансформации не будет. Направления развлечений уже есть, выдумывать ничего не нужно. В западных странах качество продукта намного выше. Они не боятся заказывать в интернете,  уверены, что придет то, что нужно. У нас не так», – уверен Андрей Гордиенко.

Плохая новость для покупателей – в ближайшее время их будет ждать довольно скудный ассортимент и подросшие цены.

«У многих ретейлеров даже летние коллекции не были закуп­лены. В течение двух-трех недель после открытия возникнет всплеск продаж, потом, когда появятся новые ценники, – затишье», – продолжает Гордиенко.

Финансовый директор бишкекского ЦУМа Усенжан Турдиев тоже полагает, что продажи начнут восстанавливаться к осени. Он объясняет:

«В связи с пандемией многие арендаторы не смогли закупить товары – предложения на рынке не будет. Реальные цифры потребления увидим начиная с сентября, когда появятся осенние коллекции и спрос».

Девелоперы надеются, что за время низкого летнего сезона люди соскучатся по привычному шопингу, осенью в торговые центры завезут новые коллекции и покупателям наконец удастся устроить полноценный шопинг. Главное, чтобы обошлось без второй волны эпидемии. Мысова резюмирует:

«Думаю, выйдем в высокий октябрь. Все рассчитываем на Новый год. Но страшно подумать, что будет, если осенью начнется вторая волна пандемии. Если уйдем еще раз в глубокий карантин – это реально страшно. Экономика будет совсем в другом состоянии, которое пока даже сложно представить».

В одной упряжке

Пандемия изменила не только потребителей, но и самих участников рынка – арендодателей и арендаторов ТРЦ.

«Мы остались тет-а-тет с нашими арендаторами. Нужно было перестраивать отношения из обычных в какие-то даже политические. Сейчас недостаточно просто иметь квадратные метры и удобные подъезды. Мы еще должны выстраивать очень хорошие отношения с нашими арендаторами. Должны слушать и слышать друг друга», – говорит Маншук Сихимбаева. 

Для управляющих торговыми центрами клиент – это не конечный покупатель, а арендатор. По мнению Баян Куатовой, подход большого бизнеса «ушли одни, придут другие» сейчас неуместен – на большое количество новых арендаторов в ближайшее время рассчитывать не стоит. Собственникам торговых площадей предстоит выстраивать тесное сотрудничество.

«Заботясь о своих клиентах (арендаторах), владельцы ТРЦ дают возможность арендаторам заботиться о конечном потребителе (покупателях)», – считает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan, добавляя, что такой подход должен заключаться не в разовой акции, а в целой программе долгосрочных мер.

Ирина Седухина, управляющий партнер Watcom Group, занимающейся оценкой и анализом потоков посетителей ТЦ, полагает, что новые отношения будут строиться в том числе и на основании четких расчетов. Она поясняет:

«Управляющие компании будут зависеть от бизнеса каждого арендатора в отдельности. Нельзя управлять, не измеряя. Надо продолжить измерять трафик, но еще важнее знать товарооборот арендаторов, понимать, кто их покупатели, почему они приходят в ТРЦ и чем интересуются. Успех будет зависеть от объединения и поиска совместных точек роста (для управляющих компаний и арендаторов) на основе четких данных, собираемых в режиме онлайн».

Участники рынка полагают, что и для арендаторов, и для покупателей привлекательность сохранят торговые центры, предлагающие комфортное пространство для отдыха и развлечений. Даже те арендаторы, которые перейдут в формат онлайн-торговли, будут охотно арендовать в таких ТРЦ помещения для своих шоурумов и пунктов выдачи заказов.

«Мы будем идти навстречу торговле в интернете и работать больше как пункт выдачи, при этом не отходя от сути ТРЦ», – говорит директор The Smart Space, компании из сферы услуг по управлению недвижимостью Нуржан Давлетбаев. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png