Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


724 просмотра

Сдерживание цен на хлеб “топит” производителей в ВКО

Как властям удалось «переубедить» предпринимателей и почему мукомолы подсчитывают убытки рядовых сельчан

Фото: Shutterstock

После скачка цен на хлеб первого сорта некоторые хлебопеки ВКО вернулись к мартовским расценкам. Стоимость муки осталась на прежнем уровне. Как властям удалось «переубедить» предпринимателей и почему мукомолы подсчитывают убытки рядовых сельчан, выяснял «Курсив».

Замкнутый треугольник

В начале апреля в числе первых цены на хлеб подняли пекари Катон-Карагайского района и соседнего Алтая. Затем «подросшие» на 5–10 тенге ценники переклеивали в областном центре. Все производители при этом ссылались на рост цен на муку.

Как зарождалась хлебная волна в Восточном Казахстане, «Курсив» уже писал ранее («Курсив-Восток», №12 от 4 апреля 2019 года «Сговор или безысходность»). Тогда мукомолы области отмечали продолжающийся рост стоимости зерна, связанный с экспортной политикой. С осени пшеница подорожала с 45 до 70 тенге за килограмм. 

Производители муки и хлеба в голос говорили, что решить проблему стабилизации цен на их продукцию можно только с непосредственным участием аграриев, которым пока выгоднее отправлять сырье за границу. Но на большинстве совещаний, которые, по данным руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Ержана Шурманова, проходили повсеместно, хлебный вопрос озвучивался в основном в треугольнике «власть-мукомолы-пекари».

Напомним, в Алтае аким моногорода Константин Передельский и руководитель районного отдела предпринимательства Галия Алпыспаева потребовали вернуть старые расценки на хлеб первого сорта, пообещав за неделю решить вопрос с ростом цен на муку. Владельцы пекарен пошли на сотрудничество, но ситуация с сырьем так и не изменилась. Цены вновь взметнулись, и на очередной встрече в акимате представители власти просили предпринимателей вспомнить о социальной ответственности бизнеса.

Заместитель акима района Алтай Сергей Охременко отметил, что потерпеть нужно два месяца, после, по его словам, на рынок Казахстана поступит более дешевое зерно нового урожая из соседних южных стран.

Производители Алтая вновь вернули старую цену на хлеб первого сорта. На остальные виды продукции расценки остались прежними. При этом руководители пекарен поясняли, что идут на убытки, но делают это осознанно, чтобы сохранить коллектив и позиции на рынке. Впрочем, как заметили потребители, буханка, вернув старый ценник, потеряла в весе.

Замакима на ковер

Если в Алтае за рост цен на хлеб спрашивали с предпринимателей, в Усть-Каменогорске нашли других крайних. По данным пресс-службы акимата города, руководителей местных отделов предпринимательства и сельского хозяйства, а также курирующего их заместителя акима областного центра привлекли к дисциплинарной ответственности. Чиновников наказали за то, что они своевременно не приняли меры, «что привело к резкому росту цен на хлеб».

Судя по распространенному пресс-релизу, градоначальник Омар Жаксылык считает работу своих подчиненных некачественной, поясняя, что ответственные госслужащие должны были предвидеть повышение цен и, «наладив взаимодействие с бизнесом, избежать ситуации, не прибегая к срочным мерам».

Чтобы решить вопрос стабилизации цен на хлеб первого сорта, в Усть-Каменогорске создали рабочую группу, в которую вошли общественники и депутаты. Секретарь гормаслихата Александр Светаш рассказал «Курсиву», что были выработаны рекомендации, направленные на решение проблемы.

Один из предложенных группой вариантов – использование определенного объема пшеницы из фонда АО «НК «Продкорпорация».

Соответствующее письмо специалисты управления сельского хозяйства ВКО около двух недель назад направили в областной филиал госоператора на зерновом рынке. Пока, как отмечает заместитель руководителя управления СХ Владимир Гайламазян, ответа не получено.

По словам секретаря маслихата, рабочая группа предложила также рассмотреть возможность создания областного стабилизационного фонда по муке или зерну для производства хлеба для социально-незащищенных слоев населения. Пока в ВКО такого запаса, который бы мог решить вопрос сезонных колебаний цен, нет. Уже заработавшим механизмом, озвученным группой, стало заключение меморандумов с предпринимателями.

«Определили ряд магазинов, где производители согласились продавать хлеб первого сорта по 75 тенге. Таких торговых точек в Усть-Каменогорске уже более 70. Там ежедневно реализуют около 8 тыс. буханок. Еженедельно члены местного самоуправления проводят мониторинг цен», – поясняет Александр Светаш. 

Полбулки на помойку

В остальных магазинах областного центра булка этого же сорта стоит 85–90 тенге при весе 490–515 граммов. Меморандум с городскими властями заключили несколько крупных производителей хлеба. 

«Еще в марте держали цену на полукилограммовую булку в 65 тенге. Но в апреле были вынуждены поднять ее до 75. Но и эта цифра на грани, с учетом роста стоимости муки. Сохраняем расценки только за счет другой нашей продукции, в частности, кондитерских изделий», – поясняет главный бухгалтер ТОО «ПКФ «Шахан-Ата» Михаил Булгаков.

Владельцы же пекарен, где акцент делают именно на хлеб, опасаются потерять и коллектив, и производство. На одном из хлебозаводов «Курсиву» рассказали, что регулярно видят выброшенный хлеб на помойках Усть-Каменогорска. По мнению производителей хлеба, такое положение вещей – результат обесценивания одного из главных продуктов.

Председатель областного профсоюза работников предпринимательства Галина Казанцева считает, что власти не должны давить на бизнес, учитывая, что с 2016 года цены на зерно, а соответственно и муку, отпущены в свободное плавание. Как отмечают в организации, выход на нерентабельные расценки может пошатнуть социальную стабильность, так как без зарплаты рискуют остаться сотрудники самих пекарен.
Впрочем, рабочая группа рассматривала и возможность поддержки хлебных производств. Речь о грантовом финансировании и льготном кредитовании.

«Еще один механизм господдержки, который могут использовать пекари, – субсидирование заработной платы в рамках программы продуктивной занятости и массового предпринимательства. Кроме того, мы дали рекомендации профильному отделу совместно с Палатой предпринимательства отработать вопрос по повышению производственного и технологического менеджмента по пекарной отрасли», – делится Александр Светаш.

Руководители мукомольных производств отмечают, что пока и они, и пекари находятся в незавидном положении. Некоторые производители хлеба уже накопили долги за муку первого сорта, которую пока оптом продают по 88–90 тенге. На мельницах выход видят именно в выделении удешевленного зерна из фонда Продкорпорации.

По словам мукомолов, их мельницы работают не на полную мощность, так как поставщики зерна продолжают повышать цены, а расценки на муку поднимать нельзя. Снижаются и объемы сопутствующего производства, что уже привело, к примеру, к росту цен на отруби. Как отмечают предприниматели, страдает от этого именно сельское население, те самые социально-незащищенные слои, ради которых снижают цены на хлеб.

Безымянный_26.png


2120 просмотров

Производители обуви в Казахстане не могут конкурировать с дешевой продукцией

И просят ограничить ввоз импорта

Фото: Офелия Жакаева

Представители обувной промышленности Казахстана заявляют о невозможности конкурировать с дешевой завозной продукцией и просят принять меры по защите внутреннего рынка от нее. В первую очередь – ограничить ввоз импорта путем введения минимального ценового порога за пару обуви в $20.

Импорт правит бал

О необходимости использования антидемпинговых мер при импорте обуви заявили отечественные производители. Как отметил в комментариях «Курсиву» генеральный директор ТОО «Lux Shoes» Гайрат Хасанбаев, главной проблемой казахстанских обувщиков является засилье импорта, занявшего свыше 90% рынка.

«Если исходить из того, что каждому казахстанцу нужны как минимум четыре пары обуви в год, по числу сезонов, то, по грубым расчетам, годовая емкость нашего рынка – 70–80 млн пар обуви. Наш рынок перенасыщен, так как завозится гораздо больший объем. Сколько точно, трудно определить, так как идет бесконтрольный «серый» импорт», – отметил Гайрат Хасанбаев.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, импорт обувной продукции в Казахстане на начало 2019 года составил 96,7%. В Палате предпринимателей Шымкента «Курсиву» представили его распределение по странам: 60% рынка обуви в Казахстане приходится на Китай, 20% – на Турцию, 10% – на Россию, 10% – на другие страны, в том числе Узбекистан. 

Конкурировать в неравной борьбе с завозной дешевой обувью, по демпинговым ценам, казахстанским производителям тяжело. Продавать же свою продукцию ниже себестоимости они не могут.

«Средняя себестоимость пары кожаных туфель в мире не превышает $30, то есть примерно 12–13 тыс. в пересчете на тенге. Маржинальность в мире одинаковая – 10–15%. В розницу в среднем туфли продаются в пределах 15–20 тыс. тенге. Самые дорогие модели (зимнего сезона) на нашей фабрике стоят 18–20 тыс. тенге, отпускная цена на самые дешевые модели – 10 тыс. тенге», – представил ценовой расклад г-н Хасанбаев. 

Эффект 20

Для обеспечения равных условий на рынке и поддержки отечественных производителей руководство шымкентской фабрики предлагает не допускать на казахстанский рынок импортную кожаную обувь стоимостью ниже $20 по примеру Турции. По словам эксперта, введение там такого запрета на законодательном уровне оказало позитивное влияние на развитие отрасли в этой стране. Он также привел пример соседнего Узбекистана: импортные таможенные пошлины и другие меры позволили произвести импортозамещение и увеличить долю отечественного производства обуви до 50–60%. 

Введение пороговой цены на импортную обувь в Казахстане, как считает гендиректор фабрики, так же изменит ситуацию на нашем рынке.

«Завозить обувь при таких условиях будет невыгодно. Появится ее дефицит, а это подстегнет развитие отечественной промышленности. Появится больше производств, а уже действующие начнут наращивать мощности. Будет создано множество рабочих мест. Деньги, которые уходили за границу, будут оставаться в нашей стране и работать на ее экономику», – прогнозирует руководитель предприятия. 

Кроме того, по его словам, обувная отрасль тянет за собой и обеспечивает рост 50–70 различных производств – кожи, колодок, подошв, коробок, фурнитуры. То есть ее рост и развитие будут иметь еще и дополнительный мультипликативный эффект.

Меры всякие нужны

Другой мерой по импортозамещению собеседник назвал локализацию производства. В этом вопросе, по его мнению, Казахстану надо ориентироваться на опыт России. Заходящие на их рынок зарубежные брендовые компании, крупные сетевые магазины размещают в России 30–40% производства своих товаров.

Обязательной бизнесмен также считает сертификацию товаров. Большая часть импорта, как он констатировал, – это контрафактная несертифицированная продукция. Бороться с ней призван запущенный в стране в пилотном режиме с 30 июля 2019 года проект маркировки обувных товаров. Напомним, как было заявлено МИИР, маркировка необходима для снижения незаконного ввоза, производства и оборота обуви в Казахстане. К слову, фабрика Lux Shoes была инициатором этого проекта.

Кроме того, для решения проблемных вопросов, мешающих эффективному развитию отечественной обувной промышленности, по мнению производителей, нужно принять комплекс мер. Это снижение НДС с 12 до 8%, уменьшение стоимости комуслуг, зеркальные меры на узбекистанские акцизы, оплата за счет государства половины зарплаты новых работников в течение года, 45% аренды в магазинах на два года, обеспечение госзаказами, кредитование по низким процентам на длительные сроки.

Гайрат Хасанбаев особо подчеркнул необходимость открытия в местных вузах специальности «производство мужской, женской и детской обуви», поскольку, по его мнению, нехватка квалифицированных кадров для производителей сегодня очень актуальная проблема.

«Наши работники обучались практически только на самой фабрике. Пока мы полностью готовим их сами. У нас всегда больше 20 вакансий, сегодня на фабрике работает около 60 человек», – рассказал гендиректор предприятия.

Все выработанные предложения руководство компании отправило в РПП с просьбой оказать содействие в решении проблем и поддержать отечественных производителей. Эксперт отмечает, что для постоянной и комплексной защиты и представления их интересов назрела необходимость создания в Казахстане профильной ассоциации. Более того, он считает, что обувную промышленность необходимо отделить от легкой. Напомним, сегодня ряд обувных компаний входит в Ассоциацию предприятий легкой промышленности (АПЛП) РК. 

Отвоевать ниши

Эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев уверен, что предлагаемые меры позволят стимулировать развитие отечественного обувьпрома. При этом он отметил, что, так как большая часть сырья и комплектующих завозится из-за рубежа, эти сферы производства – потенциальные ниши для казахстанского бизнеса. 

Президент АПЛП РК Любовь Худова также убеждена: не надо импортировать продукцию, которую можно производить у себя в стране, как это делается в Узбекистане.

«Наши обувные предприятия обеспечивают потребности внутреннего рынка всего на 1,5%. То есть почти 99% занимает импорт. Почему бы не отвоевывать постепенно этот рынок и не завоевать его собственным товаром?! Мы импортируем даже элементарные тапочки. Что, мы не можем сами их производить?! Можем. Но так как они завозятся к нам кубами без уплаты налогов, конечно, такой товар дешевле. И казахстанскому производителю экономически нецелесообразно делать такую обувь. Поэтому наши компании в основном производят спецодежду и спецобувь, то есть выживают на госзакупках», – констатировала Любовь Худова. 

В управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента считают, что бороться с дешевым импортом можно только одним – качеством. А удешевить продукцию можно путем наращивания мощностей и современных технологий: выпуск более крупных партий снизит себестоимость единичного товара.

В госоргане предполагают, что программа «экономики простых вещей» придаст новый импульс обувному бизнесу. К слову, Lux Shoes является ее участницей. На поддержку по этой программе подали заявки и другие обувные компании Шымкента.

Немного статистики

По данным городского управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, за семь месяцев 2019 года в Шымкенте было произведено кожаной и относящейся к ней продукции на 288,6 млн тенге, ИФО – 135,4%. Доля отрасли в объеме республике составляет 5,5%. 

Помимо Lux Shoes в Шымкенте производят обувь цех «Заря», ТОО «Кирал достык», ИП «Софи». Переработкой шкур, кожи, их выделкой и изготовлением кожаных изделий занимаются компании Turan-Skin, «Умалп», AL-SHYM, «Куат-2002», «Оңтүстік тері». Кроме того, планируется реализовать в СЭЗ «ОҢТҮСТІК» проекты по изготовлению садово-летней обуви, обуви и изделий из кожи.

Самое крупное предприятие в этой сфере – ТОО «Lux Shoes». Проектная мощность фабрики – 120 тыс. пар обуви в год. Запущенная год назад, сегодня она работает в половину мощности. Здесь производится более 450 моделей обуви для всех сезонов. Казахстанское содержание сейчас составляет 50%.

«Мы уже выходим на 70–80%. Часть кожи закупаем в Шымкенте. Подошву заливаем сами. К 2022 году хотим довести этот показатель до 100%, а к 2025 году выйти на полную мощность», – рассказал Гайрат Хасанбаев.

По его информации, всего в Казахстане действует около 25 обувных фабрик. По данным NadLoc, производством обуви в Казахстане, главным образом специализированной, занимаются более 40 предприятий. В прошлом году, согласно исследованию energyprom.kz, три четверти всего производства обуви в РК пришлись на Алматы, Жамбылскую область и Шымкент.

В числе самых крупных предприятий отрасли в стране ТОО «Казлегпром-Алматы» (мощность – 500 тыс. пар обуви в год), АО «Жетiсу» (более 570 тыс. пар), ТОО «ТаразКожОбувь» (500 тыс. пар), ТОО «Семипалатинская обувная фабрика» (200 тыс. пар обуви в год). Как указано на сайте организации, членами АПЛП являются восемь предприятий сферы. 

В 2018 году, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в Казахстане было произведено свыше 1 млн пар обуви, за шесть месяцев 2019 года – 328,2 тыс. пар.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций