Перейти к основному содержанию
1086 просмотров

Сдерживание цен на хлеб “топит” производителей в ВКО

Как властям удалось «переубедить» предпринимателей и почему мукомолы подсчитывают убытки рядовых сельчан

Фото: Shutterstock

После скачка цен на хлеб первого сорта некоторые хлебопеки ВКО вернулись к мартовским расценкам. Стоимость муки осталась на прежнем уровне. Как властям удалось «переубедить» предпринимателей и почему мукомолы подсчитывают убытки рядовых сельчан, выяснял «Курсив».

Замкнутый треугольник

В начале апреля в числе первых цены на хлеб подняли пекари Катон-Карагайского района и соседнего Алтая. Затем «подросшие» на 5–10 тенге ценники переклеивали в областном центре. Все производители при этом ссылались на рост цен на муку.

Как зарождалась хлебная волна в Восточном Казахстане, «Курсив» уже писал ранее («Курсив-Восток», №12 от 4 апреля 2019 года «Сговор или безысходность»). Тогда мукомолы области отмечали продолжающийся рост стоимости зерна, связанный с экспортной политикой. С осени пшеница подорожала с 45 до 70 тенге за килограмм. 

Производители муки и хлеба в голос говорили, что решить проблему стабилизации цен на их продукцию можно только с непосредственным участием аграриев, которым пока выгоднее отправлять сырье за границу. Но на большинстве совещаний, которые, по данным руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Ержана Шурманова, проходили повсеместно, хлебный вопрос озвучивался в основном в треугольнике «власть-мукомолы-пекари».

Напомним, в Алтае аким моногорода Константин Передельский и руководитель районного отдела предпринимательства Галия Алпыспаева потребовали вернуть старые расценки на хлеб первого сорта, пообещав за неделю решить вопрос с ростом цен на муку. Владельцы пекарен пошли на сотрудничество, но ситуация с сырьем так и не изменилась. Цены вновь взметнулись, и на очередной встрече в акимате представители власти просили предпринимателей вспомнить о социальной ответственности бизнеса.

Заместитель акима района Алтай Сергей Охременко отметил, что потерпеть нужно два месяца, после, по его словам, на рынок Казахстана поступит более дешевое зерно нового урожая из соседних южных стран.

Производители Алтая вновь вернули старую цену на хлеб первого сорта. На остальные виды продукции расценки остались прежними. При этом руководители пекарен поясняли, что идут на убытки, но делают это осознанно, чтобы сохранить коллектив и позиции на рынке. Впрочем, как заметили потребители, буханка, вернув старый ценник, потеряла в весе.

Замакима на ковер

Если в Алтае за рост цен на хлеб спрашивали с предпринимателей, в Усть-Каменогорске нашли других крайних. По данным пресс-службы акимата города, руководителей местных отделов предпринимательства и сельского хозяйства, а также курирующего их заместителя акима областного центра привлекли к дисциплинарной ответственности. Чиновников наказали за то, что они своевременно не приняли меры, «что привело к резкому росту цен на хлеб».

Судя по распространенному пресс-релизу, градоначальник Омар Жаксылык считает работу своих подчиненных некачественной, поясняя, что ответственные госслужащие должны были предвидеть повышение цен и, «наладив взаимодействие с бизнесом, избежать ситуации, не прибегая к срочным мерам».

Чтобы решить вопрос стабилизации цен на хлеб первого сорта, в Усть-Каменогорске создали рабочую группу, в которую вошли общественники и депутаты. Секретарь гормаслихата Александр Светаш рассказал «Курсиву», что были выработаны рекомендации, направленные на решение проблемы.

Один из предложенных группой вариантов – использование определенного объема пшеницы из фонда АО «НК «Продкорпорация».

Соответствующее письмо специалисты управления сельского хозяйства ВКО около двух недель назад направили в областной филиал госоператора на зерновом рынке. Пока, как отмечает заместитель руководителя управления СХ Владимир Гайламазян, ответа не получено.

По словам секретаря маслихата, рабочая группа предложила также рассмотреть возможность создания областного стабилизационного фонда по муке или зерну для производства хлеба для социально-незащищенных слоев населения. Пока в ВКО такого запаса, который бы мог решить вопрос сезонных колебаний цен, нет. Уже заработавшим механизмом, озвученным группой, стало заключение меморандумов с предпринимателями.

«Определили ряд магазинов, где производители согласились продавать хлеб первого сорта по 75 тенге. Таких торговых точек в Усть-Каменогорске уже более 70. Там ежедневно реализуют около 8 тыс. буханок. Еженедельно члены местного самоуправления проводят мониторинг цен», – поясняет Александр Светаш. 

Полбулки на помойку

В остальных магазинах областного центра булка этого же сорта стоит 85–90 тенге при весе 490–515 граммов. Меморандум с городскими властями заключили несколько крупных производителей хлеба. 

«Еще в марте держали цену на полукилограммовую булку в 65 тенге. Но в апреле были вынуждены поднять ее до 75. Но и эта цифра на грани, с учетом роста стоимости муки. Сохраняем расценки только за счет другой нашей продукции, в частности, кондитерских изделий», – поясняет главный бухгалтер ТОО «ПКФ «Шахан-Ата» Михаил Булгаков.

Владельцы же пекарен, где акцент делают именно на хлеб, опасаются потерять и коллектив, и производство. На одном из хлебозаводов «Курсиву» рассказали, что регулярно видят выброшенный хлеб на помойках Усть-Каменогорска. По мнению производителей хлеба, такое положение вещей – результат обесценивания одного из главных продуктов.

Председатель областного профсоюза работников предпринимательства Галина Казанцева считает, что власти не должны давить на бизнес, учитывая, что с 2016 года цены на зерно, а соответственно и муку, отпущены в свободное плавание. Как отмечают в организации, выход на нерентабельные расценки может пошатнуть социальную стабильность, так как без зарплаты рискуют остаться сотрудники самих пекарен.
Впрочем, рабочая группа рассматривала и возможность поддержки хлебных производств. Речь о грантовом финансировании и льготном кредитовании.

«Еще один механизм господдержки, который могут использовать пекари, – субсидирование заработной платы в рамках программы продуктивной занятости и массового предпринимательства. Кроме того, мы дали рекомендации профильному отделу совместно с Палатой предпринимательства отработать вопрос по повышению производственного и технологического менеджмента по пекарной отрасли», – делится Александр Светаш.

Руководители мукомольных производств отмечают, что пока и они, и пекари находятся в незавидном положении. Некоторые производители хлеба уже накопили долги за муку первого сорта, которую пока оптом продают по 88–90 тенге. На мельницах выход видят именно в выделении удешевленного зерна из фонда Продкорпорации.

По словам мукомолов, их мельницы работают не на полную мощность, так как поставщики зерна продолжают повышать цены, а расценки на муку поднимать нельзя. Снижаются и объемы сопутствующего производства, что уже привело, к примеру, к росту цен на отруби. Как отмечают предприниматели, страдает от этого именно сельское население, те самые социально-незащищенные слои, ради которых снижают цены на хлеб.

Безымянный_26.png

banner_wsj.gif

3016 просмотров

Во время карантина на севере Казахстана открыли производство биг-бэгов

Их первая партия была отгружена, когда в республике еще действовал режим ЧП

Фото: Shutterstock/Mr. Amarin Jitnathum

Биг-бэг – большой прочный мешок из полипропиленовой ткани, в котором можно хранить, а главное, транспортировать любое сыпучее вещество – сахар, цемент, зерно.

Сейчас 60% казахстанского рынка биг-бэгов занимают российские производители. Многопрофильная петропавловская компания SMBGROUP Family увидела для себя перспективы в этом направлении и решила открыть собственное производство мягких полипропиленовых мешков. Запуск линии по изготовлению мешков и биг-бэгов готовился несколько лет и пришелся ровно на время карантина, но откладывать начало производства биг-бэгов на лучшие времена в Петропавловске не стали.

Выход в свет

SMBGROUP Family – в бизнесе не новичок. Компания занимается коммерческой деятельностью с 2005 года, у нее несколько направлений – аренда и сдача в аренду недвижимого имущества, оптово-розничная реализация различных товаров, услуги специализированной техники. К запуску нового бизнеса в SMBGROUP Family подошли по всем правилам, начав с маркетинговых исследований рынка полипропиленовых мешков и мягких контейнеров. Еще на стадии планирования проекта заинтересованность в такой продукции высказали горнодобывающие предприятия, производители пищевой соли, представители агросектора, в том числе из разных регионов РК и даже из других стран.

Сейчас предприятие находится на первом этапе реализации проекта, рассказывает генеральный директор компании Асхат Исенов. Работает производственный цикл раскроя и пошива мягких контейнеров и вагонных вкладышей для хранения и транспортировки сыпучих грузов. На полную мощность предприятие должно выйти к концу 2020 года, если до этого времени на завод поступит все оборудование. Полная экипировка предприятия позволит, например, изготавливать на заводе полипропиленовую нить. Пока такие материалы заказывают в соседней России.

Миллион биг-бэгов

Планируемый объем производства – 1,2 млн мягких контейнеров в год. Сейчас, в тестовом режиме, здесь шьют 20–30 тыс. биг-бэгов в месяц, эти биг-бэги выдерживают около 1,5 тонн.

По словам главы предприятия, основное производственное оборудование еще не поступило с завода-изготовителя. Станки ждут японские, стоимость одного – $5,8 тыс.

«Наш проект включили в Государственную программу индустриально-инновационного развития и Карту индустриализации, – говорит Асхат Исенов. – На данный момент вложено около 600 млн тенге инвестиций. По программе «Даму-Өндіріс» банком второго уровня нам был выдан заем в размере 500 млн тенге под 6% годовых на десять лет. Деньги пошли на приобретение оборудования, сырья и материалов, проведение реконструкции».

Здания нового предприятия находятся на территории бывшей Петропавловской автоколонны 2559. SMBGROUP Family выкупила ее в 2016 году специально под проект по производству биг-бэгов. Это 5 га земли, 11 тыс. кв. м производственных помещений, которые пустовали несколько лет. Уже работающие раскройный и швейный цеха расположились на площади 700 кв. м. Сейчас идет реконструкция цеха площадью 2,8 тыс. кв. м под основное оборудование и производство.

«Во время карантина мы обеспечили работой 38 человек на производстве, – подчеркивает Асхат Исенов. – И 28 человек наняли на строительно-монтажные работы. В перспективе штат сотрудников расширим до 190 человек».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png