С какими проблемами сталкиваются шымкентские участники госзакупок

В 2018 году в Шымкенте были приостановлены конкурсы на 9 млрд тенге

Фото: Shutterstock

Несмотря на позитивные изменения, законодательство, регулирующее сферу госзакупок, нуждается в доработке, считают шымкентские предприниматели. В частности, недовольство последних вызывают демпингующие ценовые установки и другие условия тендеров.

Условия конкурсов и другие проблемные вопросы в сфере госзакупок обсудили шымкентские предприниматели и судьи на круглом столе, организованном Палатой предпринимателей Шымкента. Как констатировали участники мероприятия, значительная часть из поступающих обращений касается сферы госзакупок и проведения конкурсов. 

«Бизнесмены обращаются в связи с неправомерным отклонением участников с конкурса, неприемкой товаров, работ и услуг со стороны заказчиков, несвоевременной оплатой заказчиком поставленных товаров или выполненных работ», – пояснил председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Мелес Сейтжанов. 

Как сообщил судья города Шымкента Виталий Мирошников, в 2018 году в Шымкенте было приостановлено конкурсов на 9 млрд тенге.

«А это школы, детские сады, которые должны были быть построены в срок. Необходимо надлежащим образом готовить документы как для участия в конкурсе, так и требования к участникам и запрашиваемой продукции», – отметил г-н Мирошников. 

Как это бывает

О своем опыте участия в конкурсе на поставку мяса в образовательные учреждения рассказал представитель СПК «Байтерек Агро» Тахирбек Нышанбаев:

«По условиям конкурса закупочная цена 1 кг мяса говядины – 800–900 тенге. На рынках качественное мясо стоит от 1,5 тыс. тенге за кг. Мы трижды проигрывали тендеры. Вероятно, посредники выигрывают конкурсы, а затем покупают у меня мясо старых или некондиционных животных». 

Предприниматель уверен: чтобы не было коррупции, надо ставить реальные цены в условия конкурса. 

По мнению участников встречи, подобная ситуация возникала как раз из-за недоработок в этом вопросе.

«Практика сводится к тому, что участвует потенциальный поставщик, который ломает цены на минимальные. Качественного продукта поставить не может, но есть желание заработать. Надо прорабатывать требования к участию в конкурсе, прописывать обязательства поставки, спецификацию и стандарты», – поделилась своим видением юрист управления строительства Шымкента Ирина Першанина.    

Не все решает суд

Между тем представители Фемиды считают, что обращением в суд подобную ситуацию не исправить – необходимо внести изменения в законодательную базу.

«Что касается законов, мы ничего не сможем сделать, пока они есть в существующем виде, – разъяснил позицию суда Виталий Мирошников. – Когда к нам поступает дело, мы его рассматриваем. Участвовал в тендере, тогда хоть по 900, хоть по 500 тенге, но поставь продукцию по условиям договора. Суды не могут выходить за рамки искового производства. Есть цена и есть участник, который выиграл тендер. Есть вы – как добросовестный поставщик. Но вы же не будете участвовать в поставках мяса по 900 тенге? Вы же знаете, что не сможете качественное мясо продавать по столь низкой стоимости. Но зато вы можете обратиться в Палату предпринимателей, и ее специалисты смогут эти вопросы поднять». 

В свою очередь Мелес Сейтжанов подчеркнул, что Палата предпринимателей заинтересована в чистых и справедливых конкурсах. 

Что делать? 

Как было заявлено на встрече, для противодействия «некорректным» условиям тендеров предпринимателю необходимо сначала обратиться во внутренний государственный аудит. Специальный орган создан в том числе и для того, чтобы проверять правильность сформулированных условий госзаказов. К примеру, в тендерах на строительство добились введения понятия «демпинг», когда понижение стоимости работ участниками конкурсов не может быть больше 10% от заявленной организаторами. 

Впрочем, и это не исключает спорных моментов.

«Когда нам отказывают в допусках, мы пишем заявление в аудит. Ответ ждем 15 дней. Затем обращаемся в суд. Рассмотрение длится месяц. В это время победитель конкурса работает, и суд отказывает нам в требовании приостановить договор. Потому что подрядчик за месяц вложил сто миллионов в строительство. Мы можем после отказа конкурсной комиссии обратиться в суд и остановить выполнение договора?» – спросил юрист ТОО «Құрылыс» Айбар Таниркулов. 

Эксперты высказали сомнение в правильности приостановки тендера только по одному заявлению участника: будут срываться сроки, нанесены многомиллионные убытки. Другое дело, если бы законодатель определил сторону, которая будет возмещать убытки, понесенные в связи с приостановлением тендера.     

А вот ТОО «Karlskrona» волнует другой аспект тендерных условий.

«Если поставщик является одновременно и товаропроизводителем, то ему разрешено до 10 дней задержать поставку. Бывает, что для конкретного заказа в Казахстане комплектующих нет. Их мы закупаем в Украине. Там сложная ситуация, в итоге срываются сроки», – рассказала представитель компании.

В связи с чем она высказала пожелание:  инициировать внесение поправок по продлению сроков действия договоров до месяца. Впрочем, юристы сомневаются, что законодатель пойдет на увеличение сроков продления договоров.

«Если сорваны сроки, но при этом заказчику не причинен какой-либо вред, уплачена неустойка, а поставщик добросовестно пытался уложиться в сроки, то он не вносится в реестр недобросовестных подрядчиков. Это остается на усмотрение заказчика. Если вы грамотно оформите ответ, то вряд ли будет вынесено решение о признании вас недобросовестным участником. В большинстве случаев судьи идут навстречу предпринимателям», – резюмирует судья Виталий Мирошников.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg