Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


911 просмотров

Премьер поручил акимам привлечь управляющие компании в СЭЗ

Мамин также поручил наладить эффективную работу в экономических зонах

Фото: Аскар Ахметуллин

Премьер-министр РК Аскар Мамин поручил местным исполнительным органам привлечь профессиональные управляющие компании в специальные экономические и индустриальные зоны.

«Регионам необходимо привлекать в специальные экономические зоны и индустриальные зоны профессиональные управляющие компании. Соответствующим госорганам принять конкретные меры по управлению этими зонами и в целом при финансировании необходимо поддерживать только перспективные и успешные зоны», - сказал он 21 мая на заседании правительства.

Премьер также поручил наладить эффективную работу в СЭЗ и ИЗ по принципу «одного окна» и подготовить стратегии развития спецзон на трехлетний период.

«Ответственным органам необходимо в трехмесячный срок разработать стратегии развития каждой СЭЗ на трехлетний период. В сентябре текущего года (планирую) заслушать планы развития каждой зоны», - резюмировал Мамин.

Министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр сообщил, что СЭЗ и ИЗ являются одним из инструментов привлечения инвестиций и продвижения экспорта. В Казахстане в настоящее время созданы и функционируют 12 СЭЗов и 23 Индустриальные зоны. Из 12 СЭЗов три были созданы в 2017-2018 годах («МЦПС «Хоргос», «Астана-Технополис» и «Туркестан»). 12 СЭЗов создано в 11 регионах. В настоящее время МИИР рассматриваются предложения акиматов о создании дополнительно 4 новых СЭЗ: в городах Петропавловск, Костанай, Актобе  и Байконур.

Также в Казахстане создано 23 ИЗ (21 государственные и 2 частные) в 9 регионах.    

Участникам СЭЗ предоставляется более широкий пакет налоговых и таможенных льгот. Всего на территориях СЭЗ (с 2002 по 2019 годы) запущено 183 проекта, из которых с иностранным участием 46 проектов. Создано 15,5 тыс. рабочих мест. В бюджет в виде налогов возвращено порядка 150 млрд тенге.

Бюджетные затраты на строительство инфраструктуры всех СЭЗ составили 314,3 млрд тенге, при этом объем привлеченных инвестиций составил порядка 910 млрд тенге. То есть 1 бюджетный тенге, вложенный в инфраструктуру СЭЗ, позволил привлечь 2,8 тенге частных инвестиций (доля иностранного участия составила 27%).

В индустриальных зонах запущено 168 производств с объемом инвестиций около 183 млрд тенге. Создано более 8,5 тыс. рабочих мест. В инфраструктуру ИЗ вложено 85,9 млрд тенге. Таким образом, на 1 вложенный бюджетный тенге привлечено 2,1 тенге инвестиций.

К 2021 году на территориях СЭЗ будет реализовано 147 проектов на сумму более 2 трлн тенге. Так, в 2019 году будет запущено 36 проектов на общую сумму более 160 млрд тенге с созданием порядка 1200 новых рабочих мест.

На территории индустриальных зон к 2021 году будет введено 173 проектов на сумму около 520 млрд тенге. Из них в текущем году будет реализовано 40 проектов на общую сумму порядка 163 млрд тенге.


1 просмотр

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций