Перейти к основному содержанию

2520 просмотров

Передачу колледжей в доверительное управление стимулируют финансово

Привлечение предприятий в систему технического и профессионального образования поддерживает национальная палата предпринимателей «Атамекен»

Фото: Аскар Ахметуллин

Передачу колледжей в доверительное управление предлагается стимулировать материально в зависимости от сложности подготовки, а также пересмотреть размер гарантийного взноса за участие в тендере, сообщила министр образования и науки Куляш Шамшидинова.

«Для расширения доверительного управления предлагается определить стимулирующий компонент для предприятий и организаций. Свыше 150 лидеров производства в различных  секторах экономики, вузы технического и технологического направления, лучшие колледжи проявили заинтересованность к участию в доверительном управлении. Это позволит привести содержание учебных программ к соответствию с требованиями рынка труда, прохождению практики студентов на предприятиях, оборудованных новыми технологиями», - сказала она на заседании правительства 28 мая.

«Предлагаем определить размер стимулирующего компонента в размере 19,8 месячного расчетного показателя. В зависимости от сложности подготовки будет учитываться дополнительный коэффициент. На сегодня 5 колледжей в Павлодарской, Алматинской области переданы предприятиям в доверительное управление. Среди них опыт партнерства с ТОО «Агро-Даму». Всем известный колледж «АПЕК-Петротехник» намерен взять в доверительное управление два колледжа Атырауской области в сфере нефти и газа», - добавила Шамшидинова.

Шамшидинова отметила, что привлечение предприятий в систему технического и профессионального образования поддерживает национальная палата предпринимателей «Атамекен».

«Просим для передачи колледжей в доверительное управление пересмотреть размер гарантийного взноса за участие в тендере. Внести дополнения в правила в части определения критериев отбора доверительных управляющих», - сказала министр.

По ее словам, устаревшая материально-техническая база колледжей, существующие учебные программы могут замедлить этот процесс, в связи с чем МОН внедряет новые программы.

«Важно рассмотреть другие способы стимулирования производства. В этой связи предлагаем рассмотреть номинации «Лучшее предприятие по дуальной системе обучения», «Лучший наставник» и «Лучший колледж по подготовке технических кадров в рамках премии «Алтын сапа». В дополнение к расширению системы дуального обучения также должны развивать доверительное управление колледжами без права выкупа», - сказала она.

1028 просмотров

Предприниматели несут миллионные убытки на госзакупках

Почти половина костанайских бизнесменов, которых чиновники пытались признать недобросовестными участниками государственных закупок, таковыми не являются

Фото автора

В костанайский филиал Палаты предпринимателей по-прежнему поступает немало жалоб от бизнесменов, сталкивающихся с проблемами при участии в госзакупках. Практически каждое обращение касается дел, доведенных до суда по инициативе чиновников. 

Эксперты «Атамекена» подсчитали, что только с начала 2019 года в Костанае прошло 1,3 тыс. судебных разбирательств в сфере госзакупок. Из них почти в 1 тыс. случаев чиновники пытались признать предпринимателей недобросовестными участниками. Однако 428 решений было вынесено в пользу бизнеса. Еще 202 спора касалось законности соблюдения договорных обязательств. Самим бизнесменам удалось выиграть 78 дел.  

«Приведенная статистика свидетельствует о том, что почти в половине случаев заказчики в лице акиматов и госорганов нарушают права предпринимателей, затягивая судебными процессами сроки выплат по исполненным работам и услугам», – отмечает эксперт Палаты предпринимателей Костанайской области Наурызбай Бегижанов.

Ошибки – наши, риски – ваши

О том, что проблема требует системного решения, говорили на днях и на заседании регионального совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Здесь было заявлено, что судебные иски нередко инициируются по формальным основаниям. Причины обращений в суд таковы: заказчик, пытаясь обезопасить себя и исключить любой намек на коррупционную составляющую, действует на опережение. Но от этого страдает добросовестный бизнес.   

В апреле 2019 года отдел ЖКХ акимата Костаная заключил с компанией «Сервис КСТ» договор на реконструкцию входной арки городского центрального сквера. После того как документ был зарегистрирован и вступил в законную силу, фирма приступила к работам. 

Однако уже в конце месяца акимат отправил компании дополнительное соглашение о расторжении договора, а следом – письмо о необходимости остановить строительство. Выяснилось, что закупки были проведены с нарушением. Лучшего выхода, чем остановить реконструкцию, у чиновников, видимо, не нашлось. 

«Мы потребовали, чтобы нам оплатили 19 млн тенге, которые мы затратили на покупку стройматериалов. Но заказчик заявил, что это наши коммерчес­кие риски. Но, простите, у нас не настолько большое предприятие, чтобы брать на себя такие огромные потери, причем не по своей вине. Мы вынуждены были продолжить реконструкцию. К тому же близилось 140-летие Костаная, и если бы остановились, то все равно бы получили  за то, что центральный объект не готов вовремя», – рассказал на заседании совета заместитель директора ТОО «Сервис КСТ» Малик Бутабаев.

В итоге компания закончила работы, но акимат их принимать отказался, пытаясь через суд признать договор недействительным.

Предприниматель подал встречный иск. В сентябре 2019 года специализированный экономический межрайонный суд Костаная вынес решение в пользу ТОО «Сервис КСТ». Но заказчик воспользовался правом на апелляцию. 

«Прошло четыре месяца, как закончено строительство, а у нас до сих пор люди сидят без зарплаты. Они каждый день приходят ко мне и требуют денег. Я опять залез в долги, часть зарплаты выплатил. Но проблему это не решило, мы до сих пор полностью не рассчитались за материалы. В общей сложности наша фирма затратила на реконструкцию 80 млн тенге», – отмечает Малик Бутабаев.

На этой неделе областной суд отказал отделу ЖКХ в удовлетворении иска, признав, таким образом, законность действий предпринимателя. 

На кону репутация 

Не менее поучительна история и у компании «Промстройпроект», которая в 2018 году обязалась в рамках госзакупок разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию дамбы. По договору фирма должна была закончить работы в конце сентября, но по факту завершила в середине декабря. 

Заказчик в лице районного отдела ЖКХ обратился в суд с иском признать компанию недобросовестной. Однако суд постановил, что сроки затянулись по вине самих чиновников. Оказалось, что исходные материалы, необходимые для разработки ПСД, заказчик предоставил фирме за две недели до окончания срока договора. Зато с судебным иском госорган тянуть не стал. Но процесс в итоге проиграл. 

Костанайская областная филармония им. Умурзакова, являясь коммунальным государственным предприятием, также обратилась в суд с требованием признать недобросовестным участником закупок одного из поставщиков мебели – индивидуального предпринимателя. И это несмотря на то, что просрочка по поставке составила всего два дня, а бизнесмен в этот же день заплатил неустойку. 

«Во всех этих случаях речь идет о судебных издержках, которые несут бизнесмены. К тому же на кону стоит репутация предпринимателей, которых могут признать недобросовестными по совершенно формальным основаниям только потому, что госорган обязан реагировать на нарушения. Хотя бизнес в дальнейшем может лишиться возможности участвовать в закупках», – отмечает глава отдела правовой защиты предпринимателей Палаты предпринимателей Костанайской области Ренат Давлетпаев

А есть ли умысел?

Впрочем, не всегда в спорах бизнеса и чиновников вина лежит на последних. Статистика судебных дел не исключает действительно недобросовестного поведения отдельных компаний и реального неисполнения обязательств, взятых на себя предпринимателями. Но для того чтобы искоренить практику формальных судебных исков и предостеречь законопослушных бизнесменов от непредвиденных убытков, нужен системный подход, предусматривающий более детальный анализ. 

«Я считаю, что необходимо детально изучить все судебные решения, по которым суды приняли сторону бизнеса. Необходимо дать правовую оценку действиям первых руководителей госорганов на предмет предпочтения отдельным фирмам, воспрепятствования предпринимательской деятельности и незаконного содействия отдельным компаниям», – говорит заместитель руководителя областного департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Асхат Искендиров.

Решение приступить к исследованию было принято всеми участниками совета. Если факты злоупотребления со стороны чиновников найдут подтверждение, это станет поводом для дисциплинарных взысканий конкретным госслужащим.  

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций