На АМТ опровергли заявления о выбросах хлора в Темиртау

Опубликовано (обновлено )
Ранее их в этом обвинили общественники

Власти Карагандинской области выясняют ситуацию с выбросами хлора на предприятии «АрселорМиттал Темиртау». Управление природных ресурсов и природопользования Карагандинской области отреагировало на письмо, в котором жители Темиртау обвинили АО «АМТ» в выбросах хлора. 

Ранее в статье «Химическая атака» «Курсив» писал о том, что жители Темиртау обратились с письмом на имя акима Карагандинской области Ерлана Кошанова, утверждая, что АО «АрселорМиттал Темиртау» методично отравляет население опасным газом, выбрасывая на город тонны ядовитого хлора. В частности, инициатор письма, общественный деятель Сулумбек Микаев, опираясь на мнение специалиста Бориса Эпштейна, в свое время запускавшего технологическое оборудование химблока ЛПЦ-2, потребовал от властей обратить внимание на изношенное оборудование Блока химических установок листопрокатного цеха №2 АМТ. 

23 мая в здании заводоуправления АО «АрселорМиттал Темиртау» состоялось совещание, инициатором которого стал руководитель управления природных ресурсов и природопользования Карагандинской области Руслан Тулепбаев. Он пригласил на встречу руководство металлургического комбината, общественников, представителей областного департамента экологии, а также автора письма Сулумбека Микаева. 

Хлорид не опасней стирального порошка?

Присутствовавшие на встрече представители АМТ считают, что обвинения в адрес предприятия в обращении жителей необоснованны.

Технологическое оборудование блока химических установок позволяет в полном объеме производить регенерацию отработанных солянокислых растворов непрерывных травильных агрегатов. А выделения хлора в технологическом процессе регенерации на АО «АМТ», о котором сообщает автор письма, по их мнению, и вовсе не происходит. 

В частности, по словам представителей АМТ, образующиеся пары соляной кислоты подвергаются конденсации, в результате чего получается регенерированная соляная кислота, которая используется для приготовления травильных растворов для непрерывных травильных агрегатов. Технологический процесс находится под контролем, что обеспечивает защиту персонала и окружающей среды от негативного воздействия отработанной кислоты, полностью отправляемой на регенерацию.

«В технологии процесса переработка соляной кислоты и солей железа хлор в чистом виде не выделяется. Оксид железа, полученный в процессе отжига на установке регенерации, не является смертельно опасным для здоровья окружающих соединением. Он относится к третьему классу опасности, к таким веществам, к примеру, относятся также поваренная соль или стиральный порошок», – сообщил директор по холодному прокату АО «АМТ» Евгений Хицко.

Речь о чистом хлоре не идет

Борис Эпштейн, ознакомившись с официальным ответом АМТ на письмо г-на Микаева, заявил, что речь о хлоре в чистом виде не идет, а работники металлургического комбината вводят руководство области и общественность в заблуждение. 

«Обращение г-на Микаева вполне обоснованно. Технологическое оборудование выведено из строя, а часть важнейших элементов отсутствует и непригодна к использованию в производственном режиме. При необходимости мы предоставим дефектную ведомость необходимого оборудования и изменения в схемах», – говорит Борис Эпштейн. 

Он пояснил, что ни на одном реакторе не работают спаренные циклоны для отделения взвешенной окиси от паров соляной кислоты и воды, отсутствуют зажигательные горелки и вся линия подачи газа и электричества к зажигательным горелкам, что является грубейшим нарушением техники безопасности. 

«О выделении хлора в чистом виде никто не заявлял. Из-за безобразного списка нарушений и отсутствия оборудования хлор в соединении с водородом в виде солей хлоридов остается в оксиде железа и при термическом воздействии принимает газообразное состояние и с парами воды, которой по той же причине, что и хлора, остается в оксиде до 20% при норме 0,2%, вылетает в агломерационную трубу, попадая в итоге в воздух над городом», – говорит Борис Эпштейн. 

Нужны независимые эксперты

Эколог АО «АрселорМиттал Темиртау» Галина Дроздова в ходе встречи заверила, что эмиссии окиси железа в атмосферу не превышают установленных нормативов выбросов, как и ПДК в воздухе рабочей зоны. 

Впрочем, на вопросы Руслана Тулепбаева о том, как проводятся исследования на предмет содержания хлора в выбросах и есть ли данные замеров по ингредиентам по соединениям хлора, четкого ответа так и не последовало. Выяснилось лишь, что установленные на предприятии датчики таких замеров не делают. 

В свою очередь Сулумбек Микаев считает, что для решения вопроса необходимо привлечь независимых специалистов. 

«Сейчас можно говорить что угодно. Я не химик, не инженер и не технолог. Я изложил ту информацию, которая меня очень тревожит. И мы сегодня не найдем никакого компромисса, потому что нужно сюда приглашать независимых экспертов и обязательно Бориса Эпштейна и смотреть. Раз он так говорит, я ему верю. Мы совсем не хотим никому навредить, мы хотим сделать так, чтобы выбросов, если они есть, не было», – отметил Сулумбек Микаев. 

С этим предложением согласились все участники встречи. Даже руководство «АрселорМиттал Темиртау» поддержало идею, отметив, что разрешит комиссии, в числе которой будут Борис Эпштейн и общественники, посетить блок химических установок ЛПЦ-2, поскольку сами заинтересованы в разрешении ситуации. 

«Сегодня в ходе беседы мы пришли к соглашению, что мы находим аккредитованную независимую организацию, которая имеет лабораторию и работает непосредственно по таким элементам, как хлор», – подвел итог Руслан Тулепбаев.
 

Читайте также