Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3532 просмотра

Мелкая торговля Семея вернулась в СССР

Основы продаж вновь свелись к советскому принципу поставок с базы

Иллюстрация: Shutterstock

Почему магазины-клоны в Семее предлагают покупателям идентичный набор товаров с оптовых баз, а сами предприниматели не стремятся расширить ассортимент, выяснял «Курсив».

В советские времена на протяжении многих десятилетий все товары распределялись в магазины с торговой базы. Ситуация радикально изменилась в 90-е годы, когда наступило время изобилия и первые предприниматели наполнили рынок самыми разными товарами – обувью и одеждой, косметикой и сладостями, постельными принадлежностями и мебелью, бытовой техникой и стройматериалами на любой вкус и кошелек. 

Каждый из коммерсантов той эпохи самостоятельно ездил закупать товары в Китай, Турцию, Польшу, Германию. «Челноки» физически не могли завозить товары вагонами, они привозили ровно столько товаров, сколько могли уместить в багажные сумки, а потому, загружая баулы покупками для перепродажи, они выбирали товары разнообразные, чтобы привлечь покупателя выбором, которого нет у конкурента.

С той поры прошло всего три десятилетия, а торговля в Семее по-прежнему остается одним из самых распространенных видов бизнеса. Но вот изобилия 90-х в мелкой торговле не осталось и в помине. Основы продаж вновь свелись к советскому принципу поставок с базы. 

Например, в прошлом году в магазинах Семея невозможно было отыскать приправу карри: городские хозяйки заказывали ее родственникам и друзьям в соседних городах. В этом году приправа появилась на прилавках, но исчезла другая пряность – орегано. Если консервированные шампиньоны представлены на витринах во всевозможных вариациях, то маринованные опята, белые грибы или лисички можно найти лишь одной линейки – «Грибное лукошко». Из всего огромного ассортимента бренда «Сто рецептов красоты» на прилавках можно с большим трудом отыскать всего пару видов продуктов. И таких примеров становится все больше и больше. Ответ по поводу отсутствующих товаров у продавцов один: «Этого нет на базе». 

«К нам регулярно приходят представители оптовых баз, мы заказываем у них только те товары, которые есть у них на складах», – пояснила продавец магазина «Жангуль» Меруерт Искакова. 

И вроде бы полки ломятся от товаров, а выбрать особенно не из чего. А ведь при нынешних технических возможностях любой человек может заказать кофе или шампунь непосредственно на сайте производителя. Магазинам это помогло бы расширить ассортимент без посредников.

Однако в Семее ситуация сложилась такая: есть несколько крупных оптовых компаний, снабжающих все маленькие магазины, и там представлен только тот ассортимент, который обеспечивают оптовики. Причем в спальных районах Семея мелких лавчонок – по две и более на каждую многоэтажку. Нередко их разделяет друг от друга всего несколько подъездов, но зайди в любой магазин – везде будет один и тот же набор печенья, майонеза, зубных паст и средств для чистки сантехники. 

Почему магазины-клоны предлагают покупателям идентичный набор товаров, который есть на пресловутой базе, а сами владельцы не стремятся расширить ассортимент, пояснил «Курсиву» индивидуальный предприниматель Нурлан Ахметов.

«В нашем магазине совершают покупки жители 10–12 близлежащих пятиэтажек. Ко мне заходят люди, которым нужно купить обычный набор продуктов, – хлеб, молоко, кусок мыла или жидкость для мытья посуды. Ко мне не придут за редким сортом кофе или каким-то особенным кремом для рук. Зачем мне заказывать по интернету дополнительные товары, если людям достаточно имеющегося? Те, кому нужно что-то специфическое, идут в специализированные магазины. Если я закажу, например, у компании «Фитокосметик» 20 шампуней, то где гарантия, что я их продам? А с оптовыми поставщиками можно договориться о поставке товаров под реализацию, если у меня есть сомнения в том, будет ли данный товар пользоваться спросом», – считает Нурлан Ахметов.

Специалисты полагают, что у тесной связи между оптовыми поставщиками и теми, кто реализует товары в розницу, есть свои причины.

«Скорее всего, предприниматель только называется предпринимателем. Он оформил свое ИП, открыл магазин, но по своей сути он – наемный работник оптовой базы и реализует ее товары. Механизм тут такой же, как в нашем общественном транспорте», – отмечает в свою очередь специалист по развитию человеческого капитала и социальному партнерству филиала Палаты предпринимателей по Семею Александр Люй.

По его мнению, в большинстве случаев владелец магазина просто привязан к оптовой базе. Предпринимателям так выгоднее работать. «Они давно сориентировались. Ну, один-два покупателя возмутятся отсутствием какого-то товара, а 50 уйдут довольные, деньги оставят», – отметил Александр Люй.

Нарушая основной принцип торговли

Государство сделало все для развития торгового бизнеса – ограничений нет, зато есть множество госпрограмм, направленных на развитие и субсидирование предпринимательской инициативы. Предпринимателей винить тоже вроде бы не в чем, каждый имеет право торговать так, как ему выгоднее. Но сломался основной принцип торговли, где спрос рождает предложение. А потому все больше покупателей отдают свои деньги тем, кто их запросы готов удовлетворить.

«Уже несколько лет я предпочитаю совершать покупки в интернет-магазинах. Часто это выгоднее по цене, так как в Семее не встретишь реальных акций и скидок, не развита система дисконтных карт. И у нас скудный ассортимент. Кажется, наши магазины даже понятия не имеют, что сегодня появилось очень много компаний, производящих бюджетную, но качественную продукцию», – считает постоянный покупатель интернет-магазинов Алина Дорохина.

По мнению интернет-шопперов, у онлайн-продаж есть только один минус – нужно ждать поступления заказа от недели до пары месяцев. Конечно, намного интереснее получить товар здесь и сейчас, но если в городе никто не предлагает такую возможность, покупатели предпочитают совершать покупки в интернет-магазинах. А предприниматели, ограничивая себя ассортиментом городских оптовых компаний, по сути, сами себе сужают поле для расширения бизнеса, теряя потенциальных клиентов, а значит, и собственную прибыль.
 


1033 просмотра

Как в Жамбылской области заработать миллион в день

Общественники утверждают, что банкетные залы области скрывают доходы

Фото: Shutterstock

Около 135 банкетных залов Жамбылской области, рассчитанных на проведение массовых торжеств, заплатили в казну в первом полугодии 2019 года около 75 миллионов тенге. Общественники считают, что многие из этих точек общепита, часть из которых в день может заработать свыше 1 миллиона тенге, скрывают истинные доходы. 

Четверть работника на ресторан

Около четырех лет назад в жамбылских масс-медиа приводилась статистика, не поддающаяся логике. Согласно данным областной Ассоциации работников СМИ количество официально работающего персонала ресторанов было меньше, чем число этих заведений.

«Ранее – в те годы я еще работала в жамбылском облфилиале Коммунистической партии – мы решили проверить, отчисляют ли работники ресторанов себе на пенсию, выплачивают ли налоги. В этой связи в департамент статистики Жамбылской области был направлен соответствующий запрос, на который мы получили информацию, что у нас работает около 400 заведений общепита. А в них, по данным статистики, зафиксировано около 70 работников. Получалось, что в одном ресторане могла работать половина или четверть человека?! Или один и тот же человек работал в двух или нескольких заведениях?! В органах статистики нам ответили, что они сделали такие выводы на основе предоставленных субъектами этого бизнеса данных», – рассказала «Курсиву» руководитель ассоциации Жанна Мамашева.
 

За полгода – 75 млн налогов

Сегодня, если судить по сведениям областного налогового департамента, ситуация несколько иная.

В Ассоциацию рестораторов Жамбылской области, которая, по словам ее исполнительного директора Дильшота Мамаюсупова, существует около полугода, сегодня входят всего 17 членов – субъектов общепита.

Всего в Таразе, как сообщил Дильшот Мамаюсупов, более 300 кафе и ресторанов. Сведения о диапазоне цен за их услуги и численности кадрового состава этих заведений исполнительный директор рассказать не смог, пояснив, что для этого необходимо разбираться в каждом конкретном случае.

Между тем, по данным управления камерального контроля облдепартамента в Жамбылской области 272 субъекта общепита. Из них 135 ресторанов и банкетных залов, в которых проводятся торжественные мероприятия. В этих заведениях, по данным налоговиков, официально числятся 1758 человек, то есть в среднем около 13 человек на каждое заведение.

«За первое полугодие 2019 года эти субъекты бизнеса показали доход в размере 2,4 млрд тенге, из них 75 млн тенге поступило в бюджет в виде налогов», – сообщили «Курсиву» в управлении камерального контроля.

Однако, по мнению Жанны Мамашевой, выручка ресторанов занижена.

«Наши банкетные залы пустуют только во время Оразы. В остальные месяцы, начиная с весны и до глубокой осени, они заняты фактически все дни в неделю. Я ни разу не слышала, чтобы кому-то из заказавших банкет выдавали фискальные чеки или акты выполненных работ», – говорит г-жа Мамашева.

По ее словам, некоторые популярные в Таразе рестораны имеют до пяти залов, и нередко все они бывают заняты. В этой связи, считает глава ассоциации, владелец ресторанов может за один день заработать несколько миллионов тенге. И если это так, считает Жанна Мамашева, то предприниматели, зарабатывающие миллионы, должны выплачивать соответствующие налоги в бюджет.

«Холодные» звонки

«Курсив» решил выяснить, насколько правы общественные деятели в своих утверждениях. Так, к примеру, в двух достаточно крупных ресторанах Тараза нам удалось узнать следующее.

В первом банкетном зале, расположенном в спальном районе города, сообщили, что минимальная цена за «пакет» на одного человека составляет 3,5 тыс. тенге. В него входит несколько видов холодных закусок, салатов, сладости, фрукты, одно горячее блюдо и аренда места. Напитки и мясо для первого блюда клиент должен будет закупить сам.

Администратор второго ресторана сообщил, что стоимость одного места начинается от 7 тыс. тенге. Отдельными статьями расходов являются затраты на услуги музыканта, тамады, фото- и видеосъемки.

Если исходить из того, что в одном мероприятии участвуют как минимум 120 человек, то за торжество в зале подешевле необходимо будет выложить от

420 тыс. до 700 тыс. тенге в зависимости от потребностей клиента. Банкет во втором заведении обойдется от 840 тыс. до 1 млн тенге.  

По информации Жанны Мамашевой, в Таразе есть банкетные залы, где стоимость «пакета» на одного человека составляет 15 тыс. тенге и выше.

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций