Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3034 просмотра

Мелкая торговля Семея вернулась в СССР

Основы продаж вновь свелись к советскому принципу поставок с базы

Иллюстрация: Shutterstock

Почему магазины-клоны в Семее предлагают покупателям идентичный набор товаров с оптовых баз, а сами предприниматели не стремятся расширить ассортимент, выяснял «Курсив».

В советские времена на протяжении многих десятилетий все товары распределялись в магазины с торговой базы. Ситуация радикально изменилась в 90-е годы, когда наступило время изобилия и первые предприниматели наполнили рынок самыми разными товарами – обувью и одеждой, косметикой и сладостями, постельными принадлежностями и мебелью, бытовой техникой и стройматериалами на любой вкус и кошелек. 

Каждый из коммерсантов той эпохи самостоятельно ездил закупать товары в Китай, Турцию, Польшу, Германию. «Челноки» физически не могли завозить товары вагонами, они привозили ровно столько товаров, сколько могли уместить в багажные сумки, а потому, загружая баулы покупками для перепродажи, они выбирали товары разнообразные, чтобы привлечь покупателя выбором, которого нет у конкурента.

С той поры прошло всего три десятилетия, а торговля в Семее по-прежнему остается одним из самых распространенных видов бизнеса. Но вот изобилия 90-х в мелкой торговле не осталось и в помине. Основы продаж вновь свелись к советскому принципу поставок с базы. 

Например, в прошлом году в магазинах Семея невозможно было отыскать приправу карри: городские хозяйки заказывали ее родственникам и друзьям в соседних городах. В этом году приправа появилась на прилавках, но исчезла другая пряность – орегано. Если консервированные шампиньоны представлены на витринах во всевозможных вариациях, то маринованные опята, белые грибы или лисички можно найти лишь одной линейки – «Грибное лукошко». Из всего огромного ассортимента бренда «Сто рецептов красоты» на прилавках можно с большим трудом отыскать всего пару видов продуктов. И таких примеров становится все больше и больше. Ответ по поводу отсутствующих товаров у продавцов один: «Этого нет на базе». 

«К нам регулярно приходят представители оптовых баз, мы заказываем у них только те товары, которые есть у них на складах», – пояснила продавец магазина «Жангуль» Меруерт Искакова. 

И вроде бы полки ломятся от товаров, а выбрать особенно не из чего. А ведь при нынешних технических возможностях любой человек может заказать кофе или шампунь непосредственно на сайте производителя. Магазинам это помогло бы расширить ассортимент без посредников.

Однако в Семее ситуация сложилась такая: есть несколько крупных оптовых компаний, снабжающих все маленькие магазины, и там представлен только тот ассортимент, который обеспечивают оптовики. Причем в спальных районах Семея мелких лавчонок – по две и более на каждую многоэтажку. Нередко их разделяет друг от друга всего несколько подъездов, но зайди в любой магазин – везде будет один и тот же набор печенья, майонеза, зубных паст и средств для чистки сантехники. 

Почему магазины-клоны предлагают покупателям идентичный набор товаров, который есть на пресловутой базе, а сами владельцы не стремятся расширить ассортимент, пояснил «Курсиву» индивидуальный предприниматель Нурлан Ахметов.

«В нашем магазине совершают покупки жители 10–12 близлежащих пятиэтажек. Ко мне заходят люди, которым нужно купить обычный набор продуктов, – хлеб, молоко, кусок мыла или жидкость для мытья посуды. Ко мне не придут за редким сортом кофе или каким-то особенным кремом для рук. Зачем мне заказывать по интернету дополнительные товары, если людям достаточно имеющегося? Те, кому нужно что-то специфическое, идут в специализированные магазины. Если я закажу, например, у компании «Фитокосметик» 20 шампуней, то где гарантия, что я их продам? А с оптовыми поставщиками можно договориться о поставке товаров под реализацию, если у меня есть сомнения в том, будет ли данный товар пользоваться спросом», – считает Нурлан Ахметов.

Специалисты полагают, что у тесной связи между оптовыми поставщиками и теми, кто реализует товары в розницу, есть свои причины.

«Скорее всего, предприниматель только называется предпринимателем. Он оформил свое ИП, открыл магазин, но по своей сути он – наемный работник оптовой базы и реализует ее товары. Механизм тут такой же, как в нашем общественном транспорте», – отмечает в свою очередь специалист по развитию человеческого капитала и социальному партнерству филиала Палаты предпринимателей по Семею Александр Люй.

По его мнению, в большинстве случаев владелец магазина просто привязан к оптовой базе. Предпринимателям так выгоднее работать. «Они давно сориентировались. Ну, один-два покупателя возмутятся отсутствием какого-то товара, а 50 уйдут довольные, деньги оставят», – отметил Александр Люй.

Нарушая основной принцип торговли

Государство сделало все для развития торгового бизнеса – ограничений нет, зато есть множество госпрограмм, направленных на развитие и субсидирование предпринимательской инициативы. Предпринимателей винить тоже вроде бы не в чем, каждый имеет право торговать так, как ему выгоднее. Но сломался основной принцип торговли, где спрос рождает предложение. А потому все больше покупателей отдают свои деньги тем, кто их запросы готов удовлетворить.

«Уже несколько лет я предпочитаю совершать покупки в интернет-магазинах. Часто это выгоднее по цене, так как в Семее не встретишь реальных акций и скидок, не развита система дисконтных карт. И у нас скудный ассортимент. Кажется, наши магазины даже понятия не имеют, что сегодня появилось очень много компаний, производящих бюджетную, но качественную продукцию», – считает постоянный покупатель интернет-магазинов Алина Дорохина.

По мнению интернет-шопперов, у онлайн-продаж есть только один минус – нужно ждать поступления заказа от недели до пары месяцев. Конечно, намного интереснее получить товар здесь и сейчас, но если в городе никто не предлагает такую возможность, покупатели предпочитают совершать покупки в интернет-магазинах. А предприниматели, ограничивая себя ассортиментом городских оптовых компаний, по сути, сами себе сужают поле для расширения бизнеса, теряя потенциальных клиентов, а значит, и собственную прибыль.
 


600 просмотров

Как готовить кадры для цифровизации

ERG готово создать в Казахстане виртуальный центр цифровых компетенций

Дальнейшее инновационное развитие Казахстана зависит от готовности работодателей вкладываться в человеческий капитал, считает министр индустрии и инфраструктурного развития республики Роман Скляр. В ходе горно-металлургического конгресса AMM в Нур-Султане он заявил о необходимости прививать сотрудникам горно-рудных компаний надпрофессиональные навыки, которые помогут им более эффективно решать производственные задачи в условиях цифровизации экономики. Между тем, по словам председателя правления Евразийской Группы Серика Шахажанова, группа компаний ERG давно ведет работу в этом направлении, охватывая при этом не только своих сотрудников, но и казахстанскую молодежь, не работающую на предприятиях группы.

«В Казахстане необходимо продолжить работу по развитию основного капитала страны - человеческого ресурса, - сказал Роман Скляр 12 июня на пленарном заседании конгресса. - Кроме лучших базовых компетенций, геологам, горнякам и металлургам необходимо прививать навыки «Soft Skils» - надпрофессиональные навыки, которые не менее важны в работе и необходимы для решения сложных, комплексных задач, а также способствующие продвижению инновационных решений отрасли», - добавил он

Без развития человеческого капитала, подчеркнул министр, будет неэффективной работа в рамках программы индустриального развития, а также программ цифрового развития,  направленных на модернизацию технологических процессов и на переход от индустрии 2.0 и 3.0 к индустрии 4.0. Хотя, по его словам, экономическая отдача от внедрения крупными горно-металлургическими предприятиями передовых решений по оптимизации бизнес-процессов видна уже сейчас – но она может и должна быть еще больше при усилении работы по повышению квалификации кадров и усилении сотрудничества отечественных предприятий с прикладной отечественной наукой и технологическими парками.

ERG 2.jpg

В свою очередь. исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец считает, что государство должно стимулировать процессы подготовки персонала и цифровизации предприятий отрасли. При этом, по его словам, решение этого вопроса затягивается из-за нестыковки между различными министерствами.

«В частности, министерство по индустрии и инфраструктурному развитию нас поддерживает в том, чтобы обсудить и внести поправки в налоговый кодекс в части подготовки кадров, когда затраты которые работодатель тратит на подготовку кадров, идут на вычеты, - говорит Радостовец. – А налоговики сейчас трактуют это так: если это обучение не связано с основной специальностью, то это не должно относиться к затратам. Получается, подготовка IT-специалистов на промышленных предприятиях и всё, что связано с новыми специальностями, не идет на вычеты», - добавляет он.

В результате, по его словам, в стране складывается двоякая ситуация - с одной стороны, государство признает необходимость цифровизации, но затраты на нее предприятия сектора должны оплачивать полностью из полученной прибыли, что, по словам исполнительного директора отраслевой ассоциации, не соответствует международной практике. Помимо этого, он заметил, что правительство могло бы предусмотреть ряд преференций для предприятий при внедрении тех или иных IT- технологий, а также при создании новых рабочих мест, связанных с ними.

«Сейчас с существующими подходами вложения в стратегическое развитие отрасли многими инвесторами не рассматривается, особенно в части более высоких переделов. Мы хотим этот вопрос акцентировать - дело это очень трудоемкое и затратное, им нужно заниматься всем: акимам и депутатам нужно помочь нам, чтобы вложить огромные финансовые средства в развитие человеческого капитала. Без этого мы вопрос развития цифровизации адекватно решать не сможем», - заключил Радостовец.

Между тем, представители металлургической отрасли в Казахстане уже сейчас пытаются наладить процессы подготовки кадров и цифровизации своего производства, не дожидаясь преференций от государства. По словам председателя Правления Евразийской Группы Серика Шахажанова, группа компаний ERG внедряет образовательные проекты для всех, начиная с простых рабочих и заканчивая топ-менеджментом. При этом Евразийская Группа не ограничивается своими сотрудниками, являясь постоянным партнером множества хакатонов и мейкатонов для студентов в столице Казахстана и различных регионах страны.

«Мы готовим кейсы для участников различных бизнес-состязаний, наши эксперты выступают в качестве членов жюри и наставников, - говорит Шахажанов. - Лучших ребят мы поддерживаем и после завершения мероприятий, продвигаем их проекты. Один из таких примеров – «Экосистема студенческого предпринимательства», которую мы в ERG развиваем уже третий год. И вот эти подростки, которые еще даже не закончили институт, в числе прочих идей разработали  зарядное устройство для мобильных телефонов, получающее энергию от движения, и протез кисти человеческой руки с голосовым управлением. Недавно эти ребята представили свои проекты главе государства в ходе его визита в Костанай. Таким образом мы готовим почву – поколение, которое родилось в цифровом мире, которое будет жить в реальности Индустрии 4.0. Мы должны готовить их к этому миру и создавать условия для того, чтобы эти умы остались с нами, развивали нашу страну», - подчеркивает он.

Что касается внедрения новых технологий непосредственно на своих предприятиях, то ERG давно сотрудничает со Всемирным экономическим Форумом и продвигает на уровне ВЭФ работу по технологиям блокчейн. В прошлом году Группа запустила проект по внедрению блокчейн для кобальтового предприятия Metalkol RTR в Африке, а сейчас обсуждается идея создания консорциума по блокчейн под эгидой ВЭФ. Этот опыт металлурги готовы спроецировать и на Казахстан: вместе с казахстанским правительством и Международным финансовым центром «Астана» руководство ERGпрорабатывает возможность сотрудничества с Центром четвертой промышленной революции ВЭФ в Сан-Франциско.

«В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» был создан венчурный фонд на базе Международного финансового центра Астаны для содействия развитию перспективных новых бизнесов: он служит площадкой для нашего взаимодействия с технологическими стартапами, - говорит председатель правления Евразийской Группы. - На Форуме инноваторов ERG мы ежегодно рассматриваем возможности для цифровизации производства и обмениваемся опытом с представителями крупных международных компаний – лидеров в этой сфере», - добавляет он.

При этом процессы цифровизации позволяют Группе вовлекать в свою деятельность и население республики, давая работы социально незащищенным его слоям. Так, на Актюбинском заводе ферросплавов сейчас реализуется пилотный проект «Народный контроль», в рамках которого на производстве создана система контроля промышленной безопасности с помощью «умных» камер. А «мониторят» их люди с ограниченными возможностями, сидя у себя дома.

«Мы просто предоставили им нужное оборудование, провели обучение – теперь это наши полноценные сотрудники: они уже выявляют нарушения на производстве и помогают предотвращать несчастные случаи. После визита на завод глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил распространить этот опыт на весь Казахстан», - подчеркивает Шахажанов.

По его словам, ERG готова делиться своим опытом в сфере цифровизации – и для более широкого охвата заинтересованных в этом опыте сторон запланировала создание в ближайшем будущем в стране виртуального центра цифровых компетенций, который объединит всех специалистов в сфере реализации инициатив Индустрии 4.0. С помощью которого казахстанские промышленники смогут решить значительную часть своих проблем по модернизации производства и подготовки кадров.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций