Перейти к основному содержанию
3336 просмотров

Мангистауская область тратит на содержание атомного реактора 1,2 млрд в год

Причем платят жители области из своего кармана

Фото: Shutterstock

Более 1,2 млрд тенге ежегодно тратится на содержание атомного реактора БН-350 в Мангистауской области. Реактор не работает уже около 20 лет, но бремя его содержания по-прежнему лежит на плечах жителей региона. Эти затраты включены в стоимость производства электроэнергии. А пока Министерством энергетики РК и АО «ФНБ «Самрук-Казына» рассматривается вопрос о передаче реактора БН-350 в государственную собственность.

О том, что на протяжении почти двадцати лет оплачивают содержание выведенного из эксплуатации атомного реактора БН-350, жители Мангистау неожиданно узнали в прошлом году из открытого письма неправительственных организаций региона к акиму и прокурору области. Письмо стало требованием разобраться в тарифообразовании. НПО указали, что в тарифе на электроэнергию, который, к слову, самый высокий в стране (17,29 тенге за 1 квт/ч – Прим. «Курсив»), заложены в том числе и затраты на атомный реактор. 

В 2016 году затраты на содержание установки БН-350 предусматривались в размере 1,076 млрд тенге, в 2017 и в 2018 годах ежегодные расходы превысили 1,2 млрд тенге. Потребители продолжают оплачивать эти затраты через тариф, который незаконен, сообщили в своем прошлогоднем письме представители НПО. Авторы письма считают, что для покрытия этих затрат были предусмотрены другие источники финансирования.

Так, по их мнению, согласно постановлению правительства от 22 апреля 1999 года № 456 «О выводе из эксплуатации реактора БН-350» в п. 4 говорится о том, что финансирование осуществляется по ежегодным сметам, исходя из затрат, определенных проектом. В соответствии с исполнительным договором между Академией наук РК и Министерством энергетики США от 18 ноября 1997 года «Относительно долговременного размещения ядерных материалов БН-350» финансирование по отдельным направлениям работ обеспечивает американская сторона, отметили в открытом письме НПО. 

Также они указали, что в постановлении правительства было определено, что в 1999 году затраты в сумме 555 млн тенге, связанные с поддержанием реактора в безопасном состоянии, осущест¬вляются за счет американской стороны. А в 2003 году стоимость вывода реактора из эксплуатации составляла 97 млрд тенге.

Экскурс в историю 

Строительство первого в мире атомного реактора на быстрых нейтронах началось в Актау (тогда Шевченко) в 1964 году. В эксплуатацию АЭС была сдана в 1973 году. Реактор участвовал в опреснении морской воды, производстве электроэнергии и тепла. Ранее он принадлежал РГП «МАЭК», но затем предприятие обанкротилось, а его имущество было реализовано. В 90-е годы собственником и эксплуатирующей организацией атомного реактора БН-350 стал ТОО «МАЭК-Казатомпром». 

В 1999 году вышло постановление правительства РК о приостановке деятельности реактора и выводу его из эксплуатации – это процесс должен продлиться еще минимум 30 лет. Любопытно, что по одним источникам БН вывели, так как здесь можно было нарабатывать оружейный плутоний-239, который мог попасть в нечистые руки. По другим – это решение было связано с выделением США средств на новое опреснительное и отопительное оборудование. 

Известный в западном регионе общественник Мухтар Умбетов много лет проработал на МАЭКе, в конце 90-х он был заместителем председателя профсоюза и часто поднимал вопрос об АЭС. По его словам, информация об источниках финансирования проекта была тайной за семью печатями.

«Руководство предприятия никогда не шло навстречу и скрывало все, ссылаясь на секретность объекта. Когда в конце 90-х на производствах не получали зарплату, сотрудники БН ее получали регулярно, значит, финансирование шло», – говорит Умбетов. По его словам, в те годы за хищение средств был осужден один из бывших генеральных директоров предприятия. «А меня уволили за то, что я слишком часто стал интересоваться, куда идут выделенные деньги», – считает собеседник «Курсива». 

К слову, информации о том, сколько средств и на какие работы выделила американская сторона, нет и сейчас. Представители НПО в прошлом году отправили запрос в посольство США в РК с просьбой разъяснить ситуацию, но ответа пока не получили. 

Информация закрыта 

С тем же вопросом общественное объединение по защите прав потребителей Мангистауской области обратилось и в ТОО «МАЭК-Казатомпром», и в Министерство энергетики РК. Руководитель ОО Никар Рафикова отмечает, что ответ получили лишь из министерства. В нем указывалось, что вопрос об исключении затрат на содержание БН-350 из тарифа рассматривается АО «Самрук Казына». 

«У нас есть только данные о том, что ежегодно на содержание БН-350 тратится 1,2 млрд тенге. Но какая конкретно сумма «сидит» в тарифе на производство электроэнергии для потребителей, мы не знаем до сих пор. В 2008 году затраты на содержание составляли 661 млн, и в тарифе эти затраты составляли 30%. Сейчас информация о тарифной смете недоступна, мы ее не можем добиться ни у кого», – говорит в интервью «Курсиву» Никар Рафикова.

Однако она также заметила, что, по некоторым непроверенным данным, предположительно каждый потребитель за содержание реактора платит по 29 тиын с 1 кВт. 

«С 2008 года в два раза были увеличены расходы на содержание реактора, поэтому, скорее всего, потребитель платит гораздо больше, чем 29 тиын. Хотя действующая тарифная смета не должна быть коммерческой тайной, потому что «МАЭК» – это субъект естественных монополий», – считает г-жа Рафикова. 

Общественники обратились и в департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Мангистауской области. Но и здесь ответа на интересующий вопрос не получили. В ведомстве пояснили, что тариф на производство электроэнергии утверждается не на областном уровне, а в Министерстве энергетики. Последней инстанцией, которая могла бы разрешить проблему, оставался суд. Куда, собственно, и обратились защитники прав потребителей Мангистауской области. 

«В суде первой инстанции нам отказали в рассмотрении, апелляционная коллегия согласилась с этим решением. В суде посчитали, что мы не имеем права подавать иски в интересах неопределенного круга потребителей и требовать возмещения убытков. Но мы не требовали возместить их, мы просили суд исключить из тарифной сметы затраты на содержание БН-350», – поясняет Рафикова. 

ТОО «МАЭК-Казатомпром», в свою очередь, просил суд отказать в удовлетворении требований областного объединения по защите прав потребителей, так как эти исковые требования, по мнению монополиста, противоречат общественным интересам и интересам самих потребителей. Суд встал на сторону предприятия. 

«Мы сейчас готовим кассацию в Верховный суд РК. Будем подключать коалицию неправительственных организаций», – поделилась планами руководитель областного общества защиты прав потребителей. 

Ответы на письма 

Впрочем, реакция на открытое письмо НПО не заставила себя ждать. В прошлом году ТОО «МАЭК-Казатомпром» разослал в СМИ свою версию ситуации. В частности, в ответе указывалось, что содержание реактора за счет предприятия полностью законно согласно ст. 8, п. 5, ст. 22 Закона РК «Об использовании атомной энергии» и ст. 274 Экологического кодекса РК. 

«Руководство компании на протяжении десятка лет вносит предложения по изменению законодательства, ведет активную работу с депутатами, министерствами и ведомствами на получение бюджетного финансирования на содержание реактора. До недавнего времени все эти попытки оставались безрезультатными», – говорится в ответе монополиста.

Компания отмечает, что ее как жертву ситуации выставили агрессором и нарушителем и необоснованно обвиняют в нарушении прав потребителей и противоправных действиях. 

В то же время в ответе из областной прокуратуры подчеркивается, что «при принятии решения об остановке атомного реактора и в последующем не был решен вопрос о финансировании эксплуатационных расходов ТОО «МАЭК-Казатомпром» по БН-350 для содержания его в пожаробезопасном и ядернобезопасном состоянии». Прокуратура отмечает, что вышеуказанный вопрос неоднократно обсуждался на республиканском уровне. Так, в 2017 году на Совете безопасности были рассмотрены вопросы непрерывной работы энергетического комплекса. А в 2018 году протоколом совещания Министерства энергетики определена целесообразность сохранения затрат по содержанию атомной реакторной установки в тарифе на электрическую энергию МАЭКа до определения альтернативного источника финансирования. 

Встреча с акимом 

На днях представители общественной комиссии по вопросам тарифов встретились с акимом Мангистауской области Ералы Тугжановым. На встрече присутствовали и представители ТОО «МАЭК Казатомпром».

«Аким прямо сказал, что если затраты на содержание БН исключить, то это позитивно скажется на тарифе на электроэнергию. Глава региона отметил, что он этот вопрос держит на контроле. А представитель МАЭКа добавил, что даже при удачном стечении обстоятельств – если все же содержание реактора передадут в госбюджет, то процедура передачи займет еще год-полтора», – рассказал «Курсиву» Мухтар Умбетов. 

На этой же встрече общественники потребовали прозрачности в предоставлении информации.

«Когда все непрозрачно, то рождаются слухи. Двадцать лет прошло со дня вывода из эксплуатации реактора, но нам до сих пор недоступна информация о том, как, к примеру, вывозятся радиоактивные отходы, куда, в каком количестве, сколько их осталось, как этот реактор влияет на экологию региона. Никто этого не озвучивает», –  отметил Умбетов. 

Население региона все же надеется, что стороны – общественники и монополист когда-нибудь придут к компромиссу. Вполне возможно, что вскоре атомный реактор передадут на баланс республиканского бюджета, а у жителей Мангистау появится возможность платить меньше.

Главное, чтобы это не сказалось на безопасности самого объекта АЭС и региона в целом.

1366 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance