Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2622 просмотра

Когда в Казахстане запретят полиэтиленовые пакеты

И что придет им на смену

Фото: Shutterstock

Проект нового Экологического кодекса РК предусматривает постепенный запрет реализации полиэтиленовых пакетов малой емкости в сфере розничной торговли.

Отказ от пластиковых пакетов должен проходить в два этапа – сначала торговые точки перестанут выдавать полиэтиленовые пакеты бесплатно, а затем и продажа их будет запрещена. Параллельно планируется широкая просветительская работа о влиянии пластика на экологическую ситуацию и здоровье населения. Жителям Казахстана напомнят, что пластиковые пакеты изготавливаются из невозобновляемых ресурсов, добыча и переработка которых вносит негативный вклад в изменение климата; пластиковые фрагменты, содержащие полихлорированные бифенилы и полициклические ароматические углеводороды, по пищевой цепочке проникают в организм человека и наносят ему вред; пластиковые пакеты легко перемещаются на большие расстояния ветром и водой, загрязняют окружающую среду, а полное их разложение требует длительного времени. 

Альтернативой пластиковым пакетам должна стать экологичная упаковка, производство которой также планируется стимулировать – пока объемы изготовления такой продукции в РК невелики. 

Экологично и социальным уклоном 

Производство сумок – одно из направлений работы швейного цеха ТОО «Greental», где работают люди из социально уязвимых слоев населения – инвалиды, матери-одиночки, отцы многодетных семей, бывшие заключенные. Ежегодно цех отшивает от 5 до 10 тыс. сумок – в основном для конференций, различных иностранных представительств в Казахстане, в том числе посольств. С недавнего времени продукцией стали пользоваться и учебные заведения – Назарбаев университет, школа НИШ.

«У людей появилось понимание, что лучше отдавать предпочтение эко-сумкам, а не пластиковым пакетам», – отметил директор «Greental» Асет Ахмадиев.

«Мы думаем об экологии достаточно давно. Именно поэтому и начали производство вязаных авосек – одна такая сумка заменяет 150–200 полиэтиленовых пакетов. Представляете, насколько меньше пакетов будет засорять города, если люди начнут активнее пользоваться многоразовыми сумками», – отметила директор социальной мастерской Bergen Рахима Мукушева.

Производством авосек занимаются в том числе люди с ограниченными возможностями передвижения. А сами вязаные авоськи изготавливаются и из хлопка, и из капрона – в зависимости от предназначения. Продукция мастерской пользуется спросом у стилистов, дизайнеров, людей fashion-индустрии и просто модных людей.  

Мусору – бой

О планах отказаться от пластиковых пакетов в масштабах республики сообщило Минэнерго РК. Эта инициатива – логичный шаг, продолжающий политику государства, направленную на улучшение экологической обстановки. Напомним, по итогам 2018 года в стране работало уже 150 предприятий в стране, занимающихся раздельным сбором, сортировкой и переработкой твердых бытовых отходов. Для сравнения – два года назад, в 2016 году, таких компаний было 115. В 51 населенном пункте внедрен раздельный сбор ТБО, в 30 населенных пунктах – сортировка мусора. Доля переработки ТБО по республике выросла до 11,5% (в 2016 году – 2,6%, в 2017 году – 9%). 

В текущем году запущен ряд новых предприятий: в январе в селе Баскудык (Мангистауская область) начала работу станция сортировки отходов мощностью 50 тыс. тонн в год; на полигоне ТБО в Усть-Каменогорске установлена сортировочная линия мощностью 100 тыс. тонн в год; в Уральске на полигоне ТБО запущен мусоросортировочный комплекс мощностью 100 тыс. тонн в год. 

Кроме того, в 2019 году планируется внедрение мусоросортировочного комплекса на полигоне в Атырау; в Кызылординской области в рамках государственно-частного партнерства создадут централизованную систему управления ТБО, с помощью которой будут контролироваться все этапы – сбор, транспортировка, сортировка, утилизация, захоронение. ТОО «Казгринэнерджи» (Карагандинская область) планирует строительство биоэлектрической станции мощностью 9 МВт в поселке Кенгир, биоэлектростанция должна заработать в декабре. В Жамбылской области ТОО «Ekojer» к 2020 году планирует построить завод по переработке промышленных и бытовых отходов.
 


2222 просмотра

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций