Перейти к основному содержанию
10489 просмотров

Китайские бизнесмены осваивают северные регионы Казахстана

Они вкладывают в проекты миллиарды долларов

СПК «Павлодар» ведет переговоры с китайскими инвесторами, готовыми вложить более $100 млн в производство сахара. Тем временем аграрии взялись за выращивание сахарной свеклы.

Ждем инвестиции

Социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Павлодар» прорабатывает крупный инвестиционный проект на территории агропромышленной индустриальной зоны в городе Аксу. Здесь разместят первый в северном регионе сахарный завод. 

Как сообщил «Курсиву» представитель СПК «Павлодар» Руслан Мухамадиев, сегодня две компании из Китая проявили заинтересованность в проекте. 

«Завод потенциальным инвесторам интересен, но необходима детальная проработка. Начнем с того, что в регионе не развито свекловодство, то есть пока нет надежной сырьевой базы. Надо продумать логистику. В год необходимо перерабатывать около 750 тыс. тонн свеклы. Поэтому когда работаем с инвесторами, все эти вопросы они нам задают. И у нас должны быть ответы», – пояснил собеседник.

За последние пару месяцев на уровне Министерства сельского хозяйства состоялись переговоры с представителями компаний из КНР NaaleGroupIndustryCo, LTD и Beijing NAALE Industry Group. 

Постановлением акимата города Аксу от 15 января 2019 года ТОО «СПК «Павлодар» был зарезервирован земельный участок площадью 1 тыс. гектаров сроком на 10 лет на территории промышленной зоны Аксу для создания агроиндустриального парка. Преимущество территории в наличии всей необходимой инфраструктуры: автомобильной дороги, железнодорожных путей, сетей электро- и теплоснабжения. Под строительство сахарного завода выделен и оформлен земельный участок площадью 70 гектаров. К реализации проекта планируется приступить в следующем году. В социально-предпринимательской корпорации ожидают, что сахарный завод станет якорным проектом. Здесь планируется разместить и другие объекты переработки. Например, займутся изготовлением крахмала, целлюлозы, концентрированных комбикормов, а также сортировкой, сушкой и упаковкой сельхозпродукции. Пока решается вопрос организации сырьевой базы для ключевого производства.

Северный сахар

Между тем СПК «Павлодар» уже разработана дорожная карта по сырьевой базе, которая включает в себя несколько пунктов: подбор семян на базе павлодарской сельскохозяйственной опытной станции, а также подходящих сортов с хорошей сахаристостью. 

Вообще, власти региона на протяжении последних нескольких лет настойчиво рекомендуют крестьянам снизить объемы выращивания картофеля из-за переизбытка его производства. И советуют сконцентрироваться на других видах сельхозпродукции, в частности свеклы. Причем параллельно расширяя площади орошения. По прогнозу акимата, их доведут за пять лет до 210 тыс. гектаров с нынешних 50 тыс. 

Традиционно возделывают сахарную свеклу Алматинская и Жамбылская области. А последние четыре года и на севере Казахстана – на базе павлодарского ТОО «Актогай-Агро». 

В итоге здесь добились средней урожайности 350 центнеров с гектара, а один из четырех гибридных сортов показал более 500 центнеров, причем корнеплоды достигали веса в четыре килограмма. По словам директора ТОО «Актогай-Агро» Игоря Головашова, сахаристость свеклы варьируется от 15 до 20,5%, что является достаточно высоким показателем. На юге страны она не превышает 16%. 

ТОО «Павлодарская сельскохозяйственная опытная станция», занимающееся научным обеспечением растениеводства региона, заключило договор с немецкой фирмой, которая предоставила семена семи сортов сахарной свеклы высшей репродукции. Местные сельхозтоваропроизводители посеяли их на своих участках. На каждое хозяйство выделено по два сорта. По информации руководителя отдела растениеводства и механизации управления сельского хозяйства области Есентая Мурсалимова, озвученной в ходе совещания в областном акимате, в текущем году запущен пилотный проект по сахарной свекле.

«Была создана фокус-группа, провели семинар-совещание, в разных зонах региона в текущем году посеяны разные сорта, чтобы понять, какой из них больше подходит нашей области», – сообщил спикер.

Уйти от зависимости

Если учесть, что потребность Казахстана в сахаре составляет 500 тыс. тонн, а производится 50–60 тыс., то можно утверждать, что необходимость в новом заводе имеется. До 2021 года в Шуском районе Жамбылской области должен быть построен завод, где будут производить 8 тыс. тонн сахара в сутки. Проектно-сметная документация уже готова. К строительству привлечены частные инвесторы. 

В конце прошлого года на пленарном заседании мажилиса при обсуждении проекта закона «О республиканском бюджете на 2019–2021 годы» бывший премьер-министр Бакытжан Сагинтаев сообщил, что на кредитование экономики было выделено 600 млрд тенге. Средства вольют в самые нужные отрасли. Например, часть затратят на проекты сахарных заводов. Тема возникла не случайно, ведь продукт в основном завозится из Российской Федерации. А так как в прошлом году урожай свеклы выдался у соседей низкий, то цена на нее пошла вверх. Вопрос снижения зависимости в правительстве считают важным.

banner_wsj.gif

1139 просмотров

Экосистемы для МСБ

Кто из банков креативнее

Фото: Shutterstock/Garfieldbigberm

По мнению финансовых экспертов, разработка экосистем и супераппов – приложений, которые объединяют сервисы от заказа еды до инвестиций в облигации, станет доминирующей тенденцией в развитии банковского сектора на ближайшие годы. Для универсальных банков эффективность таких проектов будет зависеть в том числе от ориентации их экосистем не только на физлиц, но и на бизнес-клиентов. «Курсив» разбирался, какие дополнительные цифровые услуги для МСБ предлагают сегодня казахстанские банки.

В Казахстане не так много компаний, которые показывают стабильный рост, поэтому отечественным банкирам все сложнее конкурировать за бизнес-клиентов. Большинство банков предлагают на рынке схожие продукты, одинаковые тарифы, и все БВУ работают по одним и тем же государственным программам. Но часть кредитных организаций в борьбе за клиента переходят в цифровое пространство, разрабатывая собственные экосистемы – финансовые и нефинансовые услуги для МСБ.

«Сильная конкуренция приводит к тому, что просто создать отличный цифровой сервис недостаточно. Сегодня к нему надо иметь собственную дистрибуцию, которая обычно очень дорого обходится, и другую дополнительную инфраструктуру. Поэтому в сложившихся условиях может возникнуть хорошая коллаборация финтех-компаний и банков», – говорит Дамир Какиев, управляющий директор по малому (массовому) бизнесу ДБ «Альфа-Банк».

Еще не поздно

Отечественные банки строят экосистемы нескольких направлений: Open Banking и Marketplace, а также предлагают бизнесу спектр нефинансовых услуг. Дальше всех в сфере «банк-магазин» продвинулся Kaspi, впервые презентовавший свою торговую площадку еще в 2014-м. Большая часть казахстанских БВУ начала активно развивать дополнительные электронные сервисы лишь в 2019-м.

«Банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития, – констатирует финансовый аналитик Сергей Полыгалов. – Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов».

«Открытый банк» строится на технологиях Open API, то есть на общедоступном наборе программных инструментов, которые обеспечивают взаимодействие между приложениями банка. Благодаря открытым интерфейсам разработчики сторонних компаний могут получить доступ к функционалу и контенту БВУ и использовать его, например, для частичной интеграции или создания собственных приложений. По словам директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константина Пака, в этом направлении успешно двигаются несколько банков: «Forte и Kaspi работают в направлении Marketplace. Есть признаки того, что и Halyk начал развивать эту систему. Но, например, Альфа-Банк выбрал другую стратегию развития».

Эксперт считает, что диджитализация банковских сервисов может привести к росту выручки за счет расширения каналов продаж и новых вариантов монетизации.

«Для создания экосистем нужны большая клиентская база и серьезное финансирование. Из-за текущей ситуации в экономике, возможно, некоторые финансовые организации снизят инвестиции в такие проекты. Но все будет зависеть от спроса на эти продукты», – говорит Пак.

Будущее именно за дополнительными функциями БВУ, убежден Полыгалов.

«Те банки, которые будут активно развивать и применять информационные технологии, будут иметь больший спрос на свои услуги, – считает он. – Отчасти это видно уже сегодня, в условиях карантина. Те банки, которые смогли предоставить клиентам возможность дистанционного обслуживания, на мой взгляд, менее пострадали от ограничений».

Чем богаты

Обзор существующих экосистем банков, предназначенных для бизнес-клиентов, логично начать с крупнейшего игрока. В 2018 году, после интеграции Халыка с Казкомом, количество клиентов объединенной организации составило 300 тыс., и половина из них уже тогда были постоянными пользователями системы интернет-банкинга для юридических лиц – Onlinebank.

«Развитие экосистемы мы начали с внедрения полезных сервисов для массового сегмента МСБ, таких как выставление счетов на оплату в Onlinebank, отправка платежей и переводов внутри банка в режиме 24/7, в том числе на карты физических лиц, зачисление заработной платы», – рассказывает директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.

Halyk первым в Казахстане внедрил сервис проверки компаний при отправке платежа. Банк бесплатно дает возможность получить отчет о благонадежности партнера.

«Мы предоставляем информацию клиентам из 30 открытых источников. В апреле мы внедрили такой сервис по компаниям из России, это позволило нашим клиентам проверить и обезопасить свои сделки», – говорит Душатова.

У большинства предпринимателей нет своей службы безопасности для проверки сотрудников на благонадежность, поэтому Халык внедрил сервис «HR-помощник», где также бесплатно можно узнать информацию о кандидате из 30 открытых источников. Еще один бесплатный сервис от структуры – это «Обухгалатер». Более 50% компаний сектора МСБ используют упрощенную декларацию (форма ФНО 910). Банк интегрирует сдачу документов с личным кабинетом налогоплательщика.

«Клиенту всего лишь нужно заполнить данные по оборотам, при этом система сама посчитает суммы налоговых и социальных отчислений и отправит декларацию», – сообщила Душатова.

Местные игроки

Банк ЦентКредит выстраивает экосистему для МСБ и ИП вокруг собственного интернет-банкинга и мобильного приложения для бизнес-клиентов StarBusiness.

«Мы единственные из первой десятки банков, кто предлагает бесплатное подключение к интернет- и мобильному банкингу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У некоторых банков при бесплатном подключении требуется приобретение ключа либо платная регистрация», – рассказали в пресс-службе БЦК.

Клиентам банка доступны внутрибанковские переводы в режиме 24/7, внешние переводы и платежи, онлайн-сопровож­дение валютных контрактов, онлайн-открытие депозитов, выпуск тендерных гарантий. Одна из фишек БЦК – платформа по конвертации валют по биржевому курсу, которая рассчитана на все юридические лица и ИП.

StarBusiness позволяет получить полный контроль над движением средств организации и ее филиалов, оформлять выпуск карт, оплачивать любые счета и многое другое. Также БЦК запустил открытую финансовую платформу, которая позволяет потенциальным партнерам без длительных подготовительных процедур интегрироваться с банком и создавать инновационные сервисы для общих клиентов. Данная опция будет интересна компаниям – обладателям собственных приложений, уточнили в БЦК.

Евразийский банк для повышения спроса на онлайн-услуги снизил тарифы на цифровое обслуживание, сообщила пресс-служба банка.

«Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, использующих «1С-Бухгалтерию», получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov», – рассказали в пресс-службе Евразийского.

Российские «дочки»

В Альфа-Банке говорят, что намерены занять доминирующее положение в секторе малого и среднего бизнеса, предоставив предпринимателям возможность моментально получать банковские услуги по принципу одного окна. Приоритет банка – перевести все услуги из отделений в цифровые каналы.

«Клиенты малого бизнеса в Альфе уже совершают 99% платежей в интернет-банке и мобильном приложении. На следующем этапе мы начнем предоставлять клиентам небанковские сервисы. Главное для нас – решить конкретные проблемы клиента с помощью удобного дистанционного обслуживания», – рассказал Дамир Какиев.

Продукты банка для МСБ платные, но предприниматель может серьезно сэкономить, если оплатит услуги банка за год.

«За время карантина и ЧП мы сумели привлечь новых клиентов при помощи онлайн-открытия счетов за 10 минут. Альфа-Банк первым в стране начал открывать счета без выезда курьера для индивидуальных предпринимателей и ТОО», – сообщил Какиев.

Дочерний ВТБ находится в самом начале пути по созданию собственной экосистемы. Стоимость продуктов здесь еще не рассчитывали, но в банке говорят, что клиентам будет доступен выбор: осуществить покупку в рамках пакетного предложения по принципу «все включено» либо приобретать отдельные опции.

«Мы разрабатываем сервис онлайн-бухгалтерии, который позволяет в автоматическом режиме формировать упрощенную бухгалтерскую и налоговую отчетность и фактически заменяет некрупному бизнесу услуги бухгалтера. Также пакетное предложение будет включать опцию «Автоматический склад» для автоматизированного учета прихода и расхода товаров на складе», – сообщил член правления Банка ВТБ (Казахстан) Игорь Ли, курирующий в банке работу с МСБ.

Экосистема российского материнского Сбербанка громадна – она включает и поиск офис­ных помещений, и решения для бизнеса в области распознавания лиц, и образовательные платформы. Его казахстанская «дочка» начала продвигать экосистему только в прошлом году с продажи продуктов для бухгалтеров от компании Sber Solutions. С начала этого года банк предложил МСБ такие опции, как личный юрист и HR-сервисы.

«Последний рассчитывает заработную плату сотрудников, может заниматься подбором персонала и кадровым администрированием», – рассказала пресс-служба Сбербанка. Во II квартале банк намерен реализовать несколько опций (организация удаленного рабочего места, экспресс-аудит бухгалтерии) и услуги сопровождения (процедура банкротства, слияния и поглощения). «Кроме того, для кафе и ресторанов мы планируем предложить программу лояльности SberFood с сервисами бронирования столиков, предзаказа и доставки еды», – сообщили в Сбербанке.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png