Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1227 просмотров

Казахстан выступает против отмены льготного ввоза иностранных самолетов в ЕАЭС после 2019 года

Российские и казахстанские авиакомпании имеют одну позицию – продление этого срока

Фото: Shutterstock

Казахстанские авиакомпании, как и их российские коллеги, выступают против отмены льготного ввоза зарубежных среднемагистральных самолетов в страны Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) после 31 декабря 2019 года, сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр.

«Он (льготный ввоз среднемагистральных самолетов, произведенных за пределами ЕАЭС) не закончится (31 декабря 2019 года). До конца 2023 года (будет действовать). Сейчас и российские авиакомпании, и наши авиакомпании имеют одну позицию – продление этого срока, потому что в любом случае российские авиапроизводители не смогут заместить весь рынок. Российские, белорусские и наши авиакомпании будут продолжать покупать иностранные воздушные суда Boeing, Airbus и так далее», - сказал он «Курсив» 4 мая.

«Российские производители сейчас производят Sukhoi Superjet. МС-21 только входит в опытную эксплуатацию, поэтому пока перспектива такая, что не будет необходимо», - отметил министр.

Ранее в российских СМИ сообщалось, что министерство транспорта и министерство промышленности и торговли РФ выступают за отмену льготного ввоза иностранных среднемагистральных самолетов после 2020 года, если к этому времени будет принят закон об освобождении от НДС авиасудов, регистрируемых в российском реестре. В настоящее время основную долю парков российских авиакомпаний составляют американский Boeing и европейский Airbus. В частности, в министерстве транспорта назвали «нецелесообразным» продление возможности применения режима временного ввоза для иностранных воздушных судов по решению комиссии Таможенного Союза после 31 декабря 2019 года.

Турбореактивные среднемагистральные воздушные суда вместимостью от 50 до 300 человек, ввозимые в страны ЕАЭС для использования внутри страны-участницы и для перевозок между странами, получили освобождение от ввозных таможенных пошлин до 31 декабря 2023 года. В 2017 году подкомиссия по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле продлила льготы на ввоз для среднемагистральных самолетов.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что до конца 2019 года будут отменены льготы для иностранных авиапроизводителей. При этом льготы предполагалось отменять постепенно - по мере появления у России собственных самолетов.

В апреле текущего года сообщалось, что «Аэрофлот», стартовый эксплуатант перспективного российского среднемагистрального самолета МС-21, увеличит заказ на машины с 50 до 85 единиц. В настоящее время российские лизинговые компании уже заказали 175 машин, после подписания контракта с «Аэрофлотом» их число дойдет до 210 бортов. МС-21 производится корпорацией «Иркут», которая планировала выпускать около 70 самолетов МС-21 ежегодно. Ранее сообщалось, что каталожная цена самолета составит $96,1 млн.

Sukhoi Superjet 100 - российский ближнемагистральный пассажирский узкофюзеляжный самолет. Он разработан в середине 2000-х годов и производится АО «Гражданские самолеты Сухого». Вместимость лайнера - от 98 до 108 пассажиров, дальность полета в базовой конфигурации - около 3 тыс. км. Цена по каталогу - $35 млн. При производстве самолета используются, в том числе зарубежные комплектующие, в частности, двигатель французской компании Safran.
 
Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 2011 году. По данным на апрель 2019 года было выпущено 186 самолетов. За пределами РФ эксплуатируется 33 самолета. Крупнейшие эксплуатанты - «Аэрофлот» и мексиканская авиакомпания Interjet.


1077 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций