Перейти к основному содержанию
1370 просмотров

Казахстан выступает против отмены льготного ввоза иностранных самолетов в ЕАЭС после 2019 года

Российские и казахстанские авиакомпании имеют одну позицию – продление этого срока

Фото: Shutterstock

Казахстанские авиакомпании, как и их российские коллеги, выступают против отмены льготного ввоза зарубежных среднемагистральных самолетов в страны Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) после 31 декабря 2019 года, сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр.

«Он (льготный ввоз среднемагистральных самолетов, произведенных за пределами ЕАЭС) не закончится (31 декабря 2019 года). До конца 2023 года (будет действовать). Сейчас и российские авиакомпании, и наши авиакомпании имеют одну позицию – продление этого срока, потому что в любом случае российские авиапроизводители не смогут заместить весь рынок. Российские, белорусские и наши авиакомпании будут продолжать покупать иностранные воздушные суда Boeing, Airbus и так далее», - сказал он «Курсив» 4 мая.

«Российские производители сейчас производят Sukhoi Superjet. МС-21 только входит в опытную эксплуатацию, поэтому пока перспектива такая, что не будет необходимо», - отметил министр.

Ранее в российских СМИ сообщалось, что министерство транспорта и министерство промышленности и торговли РФ выступают за отмену льготного ввоза иностранных среднемагистральных самолетов после 2020 года, если к этому времени будет принят закон об освобождении от НДС авиасудов, регистрируемых в российском реестре. В настоящее время основную долю парков российских авиакомпаний составляют американский Boeing и европейский Airbus. В частности, в министерстве транспорта назвали «нецелесообразным» продление возможности применения режима временного ввоза для иностранных воздушных судов по решению комиссии Таможенного Союза после 31 декабря 2019 года.

Турбореактивные среднемагистральные воздушные суда вместимостью от 50 до 300 человек, ввозимые в страны ЕАЭС для использования внутри страны-участницы и для перевозок между странами, получили освобождение от ввозных таможенных пошлин до 31 декабря 2023 года. В 2017 году подкомиссия по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле продлила льготы на ввоз для среднемагистральных самолетов.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что до конца 2019 года будут отменены льготы для иностранных авиапроизводителей. При этом льготы предполагалось отменять постепенно - по мере появления у России собственных самолетов.

В апреле текущего года сообщалось, что «Аэрофлот», стартовый эксплуатант перспективного российского среднемагистрального самолета МС-21, увеличит заказ на машины с 50 до 85 единиц. В настоящее время российские лизинговые компании уже заказали 175 машин, после подписания контракта с «Аэрофлотом» их число дойдет до 210 бортов. МС-21 производится корпорацией «Иркут», которая планировала выпускать около 70 самолетов МС-21 ежегодно. Ранее сообщалось, что каталожная цена самолета составит $96,1 млн.

Sukhoi Superjet 100 - российский ближнемагистральный пассажирский узкофюзеляжный самолет. Он разработан в середине 2000-х годов и производится АО «Гражданские самолеты Сухого». Вместимость лайнера - от 98 до 108 пассажиров, дальность полета в базовой конфигурации - около 3 тыс. км. Цена по каталогу - $35 млн. При производстве самолета используются, в том числе зарубежные комплектующие, в частности, двигатель французской компании Safran.
 
Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 2011 году. По данным на апрель 2019 года было выпущено 186 самолетов. За пределами РФ эксплуатируется 33 самолета. Крупнейшие эксплуатанты - «Аэрофлот» и мексиканская авиакомпания Interjet.

1387 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance