Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Казахстан обменяется опытом в сфере развития малого предпринимательства с Азербайджаном и Узбекистаном

Договоренности послужат во благо дальнейшего плодотворного сотрудничества

Фото: Аскар Ахметуллин

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» подписал меморандум и дорожную карту с азербайджанским агентством KOBIA и соглашение о сотрудничестве с Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при правительстве Узбекистана. Документы были подписаны в ходе ежегодной выставки казахстанских производителей Ulttyq Onim-2019, которая проходит в период с 4 по 6 мая в столичном Дворце независимости. В выставке принимают участие представители более 500 отечественных и зарубежных компаний.

Председатель правления азербайджанского агентства KOBIA Орхан Мамедов отметил, что правительство Азербайджана также уделяет большое внимание развитию предпринимательства. В 2016 году в этой республике была утверждена Дорожная карта по производству потребительских товаров субъектами малого предпринимательства. В результате ее реализации доля МСБ в ВВП к 2025 году должна достичь 35%. Достичь этих целей в Азербайджане надеются в том числе перенимая опыт, наработанный уже в Казахстане.

«Как агентство мы придаем большое значение международному опыту, поэтому мы стараемся увеличить спектр нашего международного сотрудничества. В связи с этим мы сегодня находимся среди вас. Также посещаем профильную выставку малых и средних предприятий. Сегодня наши коллеги ознакомят нас с Центром обслуживания предпринимателей, опыт которого тоже очень важен для нас, потому что в ближайшем будущем подобный центр будет открыт в Баку», - сказал Мамедов.

В Азербайджане зарегистрировано около 100 компаний с участием казахстанского капитала. «Также наши компании представлены здесь, поэтому в будущем надеемся на плодотворное сотрудничество», - сказал Мамедов.

В свою очередь, заместитель исполнительного директора Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при правительстве Узбекистана Якуб Омаров выразил надежду, что договоренности послужат во благо дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Гаухар Бурибаева отметила, что сотрудничество позволит казахстанским предпринимателям активнее экспортировать свои товары, а также облегчить им доступ к импортному оборудованию.

«В рамках «Дорожной карты бизнеса» лизинг допускается. Действительно это очень важно для наших и иностранных предпринимателей и по оборудованию, и по сырью, и по сбыту. Здесь много охватывается вопросов», - сказала она.

В выставке принимают участие представители Южной Кореи, Малайзии, Польши и других государств.

«Подписанные соглашения закладывают основу для эффективного сотрудничества и открывают возможности для организации совместных проектов и программ по поддержке предпринимательской деятельности между странами. Нашему фонду в этом году исполняется 22 года и мы надеемся, что накопленный опыт и успешная практика в области поддержки малого и среднего бизнеса будут способствовать качественному взаимодействию с нашими новыми партнерами», - сказала Бурибаева.

Глава «Даму» отметила, что количество участников выставки увеличилось вдвое. «Если честно заявок было больше, но мы выбрали якорные, крупные компании, которые уже имеют потенциал не только на внутреннем рынке, но и на экспорт. Мы не зря пригласили зарубежных коллег. Я думаю, это будет очень хороший задел для наших предпринимателей, чтобы они налаживали контакты. Потому что турецкая сторона привезла с собой порядка 10 компаний, которые уже налаживают отношения с нашими предпринимателями. Есть понимание по обмену опытом и самое главное по экспорту их продукции», - сказала Бурибаева.

Ежегодно по «Дорожной карте бизнеса» выделяется порядка 30 млрд тенге трансфертов, из которых 28 млрд тенге на субсидирование, 2 млрд тенге –  на гарантирование.

«Этот бюджет остается и дополнительно у нас выделено 30 млрд тенге в рамках экономики простых вещей. Совокупно это 60 млрд тенге, которые выделяются государством в рамках субсидирования и гарантирования», - сказала она.

Бурибаева напомнила, что на сегодня «Даму» предоставляет гарантирование кредитов и субсидирование процентной ставки.

«Вместе с тем, в рамках средств из Национального фонда мы получили денежные средства на кредитование проектов в обрабатывающей промышленности с процентной ставкой непосредственно до предпринимателя 6% годовых. Деньги у нас размещаются через наших партнеров-банки второго уровня», - сказала она.

В 2018 году вступила новая программа по экономике простых вещей в сфере обрабатывающей промышленности, направленной на развитие импортозамещающих производств. «Здесь также субсидируется процентная ставка. Вместе с тем здесь также ожидается, что в рамках данной программы мы будем гарантировать займы по тем кредитам, где недостаточно залогового обеспечения. Предполагается, что такая мера поддержки со стороны государства заработает где-то в конце месяца», - сказала глава фонда.

Субсидирование предоставляется в рамках механизма кредитования приоритетных отраслей по «Дорожной карте бизнеса 2020». Кроме того, есть субсидирование в рамках проектов «зеленой экономики» с ПРООН и по программе «Нурлы жер».

«Самая популярная программа по субсидированию у нас на сегодня это «Дорожная карта бизнеса 2020», которая уже с 2010 года существует. По данной программе у нас предусмотрена максимальная ставка 14%, она привязана к ставке рефинансирования, которая на сегодня составляет 9%, плюс 5%. У нас есть три направления. В среднем 40-50% от данной ставки субсидируется.

«В рамках программы «экономики простых вещей» мы разрабатываем внесение изменений в части предоставления гарантий в случае отсутствия залогового обеспечения у предпринимателей. Вместе с тем также совместно с министерством национальной экономики мы сейчас пишем программу по продлению «Дорожной карты бизнеса», так как она в этом году заканчивается. Сейчас у нас ориентировочно до 2025 года будет продление программы», - сказала Бурибаева.  

До настоящего времени «Даму» предоставлял гарантии в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020», программы массового предпринимательства «Енбек» и собственные гарантии «Даму оптима».

Собственные гарантии «Даму» предоставляет в случаях, когда предприниматели не проходят по программам «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Енбек». Фонд может субсидировать проекты в сумме до 2,5 млрд тенге.

1 просмотр

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif