Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1009 просмотров

Казахстан обменяется опытом в сфере развития малого предпринимательства с Азербайджаном и Узбекистаном

Договоренности послужат во благо дальнейшего плодотворного сотрудничества

Фото: Аскар Ахметуллин

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» подписал меморандум и дорожную карту с азербайджанским агентством KOBIA и соглашение о сотрудничестве с Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при правительстве Узбекистана. Документы были подписаны в ходе ежегодной выставки казахстанских производителей Ulttyq Onim-2019, которая проходит в период с 4 по 6 мая в столичном Дворце независимости. В выставке принимают участие представители более 500 отечественных и зарубежных компаний.

Председатель правления азербайджанского агентства KOBIA Орхан Мамедов отметил, что правительство Азербайджана также уделяет большое внимание развитию предпринимательства. В 2016 году в этой республике была утверждена Дорожная карта по производству потребительских товаров субъектами малого предпринимательства. В результате ее реализации доля МСБ в ВВП к 2025 году должна достичь 35%. Достичь этих целей в Азербайджане надеются в том числе перенимая опыт, наработанный уже в Казахстане.

«Как агентство мы придаем большое значение международному опыту, поэтому мы стараемся увеличить спектр нашего международного сотрудничества. В связи с этим мы сегодня находимся среди вас. Также посещаем профильную выставку малых и средних предприятий. Сегодня наши коллеги ознакомят нас с Центром обслуживания предпринимателей, опыт которого тоже очень важен для нас, потому что в ближайшем будущем подобный центр будет открыт в Баку», - сказал Мамедов.

В Азербайджане зарегистрировано около 100 компаний с участием казахстанского капитала. «Также наши компании представлены здесь, поэтому в будущем надеемся на плодотворное сотрудничество», - сказал Мамедов.

В свою очередь, заместитель исполнительного директора Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при правительстве Узбекистана Якуб Омаров выразил надежду, что договоренности послужат во благо дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Гаухар Бурибаева отметила, что сотрудничество позволит казахстанским предпринимателям активнее экспортировать свои товары, а также облегчить им доступ к импортному оборудованию.

«В рамках «Дорожной карты бизнеса» лизинг допускается. Действительно это очень важно для наших и иностранных предпринимателей и по оборудованию, и по сырью, и по сбыту. Здесь много охватывается вопросов», - сказала она.

В выставке принимают участие представители Южной Кореи, Малайзии, Польши и других государств.

«Подписанные соглашения закладывают основу для эффективного сотрудничества и открывают возможности для организации совместных проектов и программ по поддержке предпринимательской деятельности между странами. Нашему фонду в этом году исполняется 22 года и мы надеемся, что накопленный опыт и успешная практика в области поддержки малого и среднего бизнеса будут способствовать качественному взаимодействию с нашими новыми партнерами», - сказала Бурибаева.

Глава «Даму» отметила, что количество участников выставки увеличилось вдвое. «Если честно заявок было больше, но мы выбрали якорные, крупные компании, которые уже имеют потенциал не только на внутреннем рынке, но и на экспорт. Мы не зря пригласили зарубежных коллег. Я думаю, это будет очень хороший задел для наших предпринимателей, чтобы они налаживали контакты. Потому что турецкая сторона привезла с собой порядка 10 компаний, которые уже налаживают отношения с нашими предпринимателями. Есть понимание по обмену опытом и самое главное по экспорту их продукции», - сказала Бурибаева.

Ежегодно по «Дорожной карте бизнеса» выделяется порядка 30 млрд тенге трансфертов, из которых 28 млрд тенге на субсидирование, 2 млрд тенге –  на гарантирование.

«Этот бюджет остается и дополнительно у нас выделено 30 млрд тенге в рамках экономики простых вещей. Совокупно это 60 млрд тенге, которые выделяются государством в рамках субсидирования и гарантирования», - сказала она.

Бурибаева напомнила, что на сегодня «Даму» предоставляет гарантирование кредитов и субсидирование процентной ставки.

«Вместе с тем, в рамках средств из Национального фонда мы получили денежные средства на кредитование проектов в обрабатывающей промышленности с процентной ставкой непосредственно до предпринимателя 6% годовых. Деньги у нас размещаются через наших партнеров-банки второго уровня», - сказала она.

В 2018 году вступила новая программа по экономике простых вещей в сфере обрабатывающей промышленности, направленной на развитие импортозамещающих производств. «Здесь также субсидируется процентная ставка. Вместе с тем здесь также ожидается, что в рамках данной программы мы будем гарантировать займы по тем кредитам, где недостаточно залогового обеспечения. Предполагается, что такая мера поддержки со стороны государства заработает где-то в конце месяца», - сказала глава фонда.

Субсидирование предоставляется в рамках механизма кредитования приоритетных отраслей по «Дорожной карте бизнеса 2020». Кроме того, есть субсидирование в рамках проектов «зеленой экономики» с ПРООН и по программе «Нурлы жер».

«Самая популярная программа по субсидированию у нас на сегодня это «Дорожная карта бизнеса 2020», которая уже с 2010 года существует. По данной программе у нас предусмотрена максимальная ставка 14%, она привязана к ставке рефинансирования, которая на сегодня составляет 9%, плюс 5%. У нас есть три направления. В среднем 40-50% от данной ставки субсидируется.

«В рамках программы «экономики простых вещей» мы разрабатываем внесение изменений в части предоставления гарантий в случае отсутствия залогового обеспечения у предпринимателей. Вместе с тем также совместно с министерством национальной экономики мы сейчас пишем программу по продлению «Дорожной карты бизнеса», так как она в этом году заканчивается. Сейчас у нас ориентировочно до 2025 года будет продление программы», - сказала Бурибаева.  

До настоящего времени «Даму» предоставлял гарантии в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020», программы массового предпринимательства «Енбек» и собственные гарантии «Даму оптима».

Собственные гарантии «Даму» предоставляет в случаях, когда предприниматели не проходят по программам «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Енбек». Фонд может субсидировать проекты в сумме до 2,5 млрд тенге.


1422 просмотра

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций