Перейти к основному содержанию
2803 просмотра

Какие инвестпроекты были реализованы и не реализованы в Жамбылской области

На поддержку предпринимателей в регионе за четыре года потратили 601,5 млрд тенге

Фото: Shutterstock

Согласно государственной программе индустриально-инновационного развития РК на вторую пятилетку 2015–2019 годов, в Жамбылской области по карте поддержки предпринимательства реализуется 46 инвестиционных проектов на общую сумму 601,5 млрд тенге. Десять из них после актуализации сдвинулись по срокам на 2020–2021 годы. 

В управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Жамбылской области корреспондента «Курсива» заверили, что все инвестпроекты, реализованные в рамках второй пятилетки ГПИИР, сегодня действуют и вносят существенный вклад в укрепление экономики региона. 

«Что касается актуализации, то мы ее проводим регулярно, два раза в год. Нередко проекты, включенные в карту, тормозятся в связи с изменением сумм инвестирования или сроков строительства. Да мало ли проблем возникает! Из-за этого мы перевели 10 проектов на более поздние сроки», – отметил руководитель отдела индустриально-инновационного развития областного УПИИР Бахытжан Абжанов

Так, по его информации, в 2020 году планируется реализовать шесть проектов на сумму 118 млрд тенге, а в 2021 году – четыре проекта общей стоимостью 403,7 млрд тенге. В том числе будут осуществлены второй этап развития ТОО «Таразский металлургический завод», строительство мини-завода по производству взрывчатых веществ ТОО «НПП «Интеррин», строительство мусороперерабатывающего завода ТОО «Ekojer». Производство сжиженного газа намерено наладить ТОО «Tarazlng», а ТОО «ХИМ-плюс» планирует начать производство глифосата на территории СЭЗ «Химпарк Тараз». Запуск всех этих проектов позволит обеспечить работой 6,6 тыс. человек.

Испытание выдержали не все

К 2017 году в Жамбылской области в рамках программы индустриализации было реализовано более 50 проектов на общую сумму 158 млрд тенге. По словам г-на Абжанова, почти все они в настоящее время стабильно работают. 

«Правда, были проблемы у ТОО «Talas Investment Company». Им в течение полутора лет не удавалось наладить сбыт выпускаемой продукции. Но сейчас дела здесь пошли хорошо. Еще один проект – ТОО «Таразский трубный завод» – в настоящее время прекратил работу.  Первые собственники его продали. А вторые демонтировали оборудование и перевезли его в Нур-Султан. Этот проект мы исключили из карты. По ТОО «Курылыс-Полимер» сейчас идет судебный процесс. И в том, что с этим предприятием происходит, не наша вина. Все от нас зависящее мы сделали: помогли осуществить данный проект, сопровождали его до ввода в эксплуатацию, дали окрепнуть и встать на ноги. А дальше руководство завода уже работает самостоятельно, как субъекты малого и среднего бизнеса», – говорит чиновник. 

Что касается ТОО «Таразский металлургический завод», то его проблемы обусловлены частой сменой собственников. Но сегодня, как заверил Бахытжан Абжанов, завод не простаивает. «Данное предприятие должно было приступить ко второму этапу развития, на который предусмотрено 29 млрд тенге. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию, передвинули сроки реализации этого проекта на 2020 год», – рассказал спикер. 

В 2010 году в областном центре с помпой был открыт цех по производству топса ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз». На его осуществление потрачено 958 млн тенге. Однако предприятие более или менее стабильно проработало лишь два года. Потом начались проблемы. В 2016 году сюда пришло новое руководство, которое обещало поднять завод с колен. Однако и у них ничего не получилось. В конце прошлого года завод был выкуплен ТОО «ТаразКожОбувь». Сегодня на месте фабрики сооружаются новые цеха по производству обуви. 

651489.jpg

Вышли на проектную мощность

В рамках выполнения задач второй пятилетки ГПИИР в июне 2015 года в Таразе начал свою работу завод по производству полиэтиленовой пленки ТОО «Полиэтилен-Агро». Стоимость проекта составила 381,2 млн тенге. Кроме того, при его реализации была оказана господдержка по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» в сумме 40,6 млн тенге. Планировалось создать 27 рабочих мест. Сегодня ТОО «Полиэтилен-Агро» уже превысило проектную мощность в 300 т продукции в год. «В прошлом году предприятие выпустило 490 т продукции. С начала текущего года потребителям было отправлено 161,7 т полиэтиленовой пленки», – проинформировал Бахытжан Абжанов. 

По словам директора предприятия Бахтияра Серкеева, оно работает нормально, проблем с реализацией нет. «Мы выпускаем несколько видов пленки, в том числе мульчированную, тепличную и строительную. Ее покупают хозяйства Алматинской, Туркестанской, Кызылординской областей. Сегодня у нас трудятся 27 человек, заработную плату они получают стабильно», – говорит предприниматель. 

В марте 2017 года выдал первую продукцию завод по производству тонкомолотого мраморного наполнителя ТОО «Каратау ПРО». Стоимость проекта составляет примерно 2 млрд тенге. Но, по словам начальника производства предприятия Мурата Мырзакулова, на самом деле в строительство завода было инвестировано около 3 млрд тенге. 

«Производственная мощность завода составляет 110 тыс. т продукта в год. Мы уже сейчас можем выйти на этот объем, так как современное итальянское оборудование позволяет это сделать в короткий срок. Но дело в том, что наша работа носит сезонный характер. Тонкомолотый мраморный наполнитель, попросту говоря, мраморная мука, является сырьем для предприятий группы компании Alina, которые выпускают сухие строительные смеси и лакокрасочные материалы. Наш завод также является подразделением ГК «Alina». В этой связи мы зависим от спроса. Кроме того, нашу продукцию приобретают птицефабрики и нефтедобывающие компании, действующие не только в Казахстане, но также в Кыргызстане и Узбекистане», – сообщил Мурат Мырзакулов. 

Каменный пояс

По словам начальника отдела предпринимательства, промышленности и развития туризма акимата Таласского района Ауданбека Таусарова, в рамках ГПИИР начиная с 2014 года на территории района реализовано три проекта на сумму 18 млрд тенге. В том числе завод по производству мраморной муки ТОО «Каратау ПРО». 

«В 2014 году у нас был построен завод по производству цианида натрия ТОО «Talas Investment Company». Сегодня здесь планируется осуществить проект, направленный на двукратное  увеличение мощности. Идет работа по подготовке ПСД, на эти цели также потребуется порядка 18 млрд тенге дополнительных инвестиций. Эти средства предполагается получить в рамках кредитования через банки второго уровня. И, разумеется, будет оказываться государственная поддержка, предусмотренная программой «Дорожная карта бизнеса-2020», – рассказал собеседник. 

Что касается третьего проекта, то у цементного завода ТОО «Жамбыл Недр» есть трудности, связанные с технологическим процессом. Предприятие находится в городской черте, и цементная пыль оседает в жилой зоне. На строительство завода в свое время было потрачено 1,6 млрд тенге. Годовая мощность – 300 тыс. т готовой продукции. Однако выйти на нее мешает экологическое заключение. В этой связи руководством предприятия рассматривается возможность строительства нового производственного цеха, который позволит выпускать цемент и не оказывать негативного воздействия на окружающую среду.  

Кроме того, в районе ведется реализация проекта ТОО «Еврохим Удобрения». В 2021 году это предприятие намерено запустить в строй химзавод по производству минеральных удобрений. Сумма инвестиций – 356,5 млрд тенге. Мощность – 1,4 млн т минудобрений в год. Здесь предполагается создать 2 тыс. новых рабочих мест. 

«Также у нас имеются небольшие производства, такие как ТОО «Атамекен-Мрамор» и ТОО «Азимут-Мрамор» в селе Коктал. В прошлом году на этих предприятиях была проведена модернизация, установлено новое современное оборудование. Наряду с мраморными плитами и блоками здесь изготавливается мраморная крошка различной фракции, которая сегодня широкого используется в строительстве», – сообщил начальник отдела.

banner_wsj.gif

1058 просмотров

Казахстанский рынок легальных такси за месяц в режиме ЧС просел на 84%

Компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский рынок такси показывает рекордное падение по всем показателям. Официально зарегистрированные компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов. С другой стороны, пандемия и новые санитарные требования сократили долю теневого сектора рынка услуг по перевозке. Агрегаторы – еще один фактор, благодаря которому «бомбилы» перешли на «светлую» сторону экономики. 

Обратная динамика карантина 

По данным Комитета по статистике РК, за январь – апрель 2020 года таксистами было перевезено 1,4 млрд пассажиров – это на 18% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Самым критичным оказался апрель. В месяц карантина число перевезенных пассажиров сократилось на 84%. COVID-19 серьезно повлиял на доходы официально зарегистрированных компаний: если в январе – апреле прошлого года они заработали чуть больше 2 млрд тенге, то за аналогичный отчетный период этого года службы такси получили на 84% меньше – всего 346 млн тенге.

Причины рекордного падения связаны не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин-такси, выдаваемых акиматами городов и районов. Например, в южной столице было принято решение разрешить доступ на трассы только двум тысячам наиболее активных водителей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Кожагапанова, выбирали таксистов из базы нескольких онлайн-сервисов такси. Заветные пропуска могли получить только легальные компании, которые соблюдали новые требования по дезинфекции и медосмотру.
 
Динамика развития рынка такси показывает: карантин стал исключительным фактором влияния. Статистика прошлых лет говорит о росте основных показателей. Например, за 2019 год пассажирооборот предприятий такси достиг 79,2 млрд пассажиро-километров, что на 12% выше, чем годом ранее. А если брать данные 2015 года, то рост составил 76%. Число поездок увеличилось почти в два раза – с 381 до 672 млн. 

Вместе с тем, по данным агентства маркетинговых исследований BusinesStat, численность таксопарков в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к падению. Минус 18% за последние три года. Аналитики BusinesStat пришли к выводу, что такой результат обусловлен экспансией агрегаторов такси. Таксопарки в их классическом понимании, с базами, гаражами, диспетчерским пунктом, уходят в прошлое, их вытеснили ИП и парки-посредники, которые сотрудничают с агрегаторами. По информации из открытых источников, такие компании, как «Яндекс. Такси», Uber, «Максим», Bolt, «АпаруТакси», «Везет», имеют от 6 до 25% дохода с каждой поездки. 

Приложение вместо диспетчера 

Представители администрации сервиса «АпаруТакси» отмечают: вместо диспетчерских служб клиенты стали отдавать предпочтение мобильным приложениям в первую очередь из-за более доступного сервиса.
 
«Рост рынка – прямая заслуга агрегаторов. За последние пять лет спрос и предложение в этой сфере выросли колоссально. Это связано с тем, что сервисы сделали услугу доступной – машина подается гарантированно быстро независимо от района города», – комментируют в организации, предоставляющей свои услуги на территории Нур-Султана и ВКО. 

«В нашем сервисе используются собственные технологии «Яндекс»: карты, маршрутизация и навигация, математические алгоритмы. С помощью нашей системы распределения заказов к пассажиру приезжает водитель, который быстрее всего может его забрать. Пока водитель везет пассажира, система, рассчитав, когда он должен прибыть в конечную точку, подбирает в нужное время новый заказ возле нее. Для шофера это большое преимущество: сокращаются время простоя и холостой пробег, больше заказов, и в итоге выше заработок», – говорит исполнительный директор компании «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. Онлайн-сервисы меняют стандарты качества таксомоторных услуг – тот же «Яндекс.Такси» в сентябре 2018 года ввел страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей (автоматически действует на всех поездках, заказанных через приложение), хотя казахстанское законодательство этого не требует. 

Аналитики маркетингового агентства BusinesStat прогнозируют: благодаря уберизации такси в Казахстане в ближайшие два года рынок еще подрастет. Число поездок увеличится на 13%, средняя цена – на 12%. Этому поспособствуют потребительский спрос и растущая конкуренция между компаниями. 

Верхушка айсберга 

Сколько зарабатывают таксисты и агрегаторы? Официальные данные Комстата о доходах предприятий такси весьма невысоки – всего 3,5 млрд тенге в год (в 2018 году – 3,1 млрд тенге). В эту статистику не входят доходы ИП (а их число после появления агрегаторов увеличилось) и нелегальных «бомбил». Ради сокращения расходов ИП нередко платят налоги по самой низкой планке, так, как будто они зарабатывают минимальную зарплату. Их реальный доход пока остается за гранью отчетностей. 

Kursiv Research провел свои расчеты финансовых объемов рынка такси на примере Нур-Султана. Мы взяли официальные данные о доходах 10 таксопарков, входящих в группу Единая служба такси. Эти цифры стали открытыми из-за судебных исков Комитета по развитию и защите конкуренции РК по обвинению таксопарков в ценовом сговоре. Согласно судебным документам, за 2018 год 10 таксопарков Нур-Султана заработали 239,5 млн тенге, за I квартал 2019 года – 92,1 млн тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 54%). 

По данным специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», Единая служба такси занимает небольшую долю на рынке Нур-Султана – всего 15%. Таким образом, общий объем рынка только по одному городу в 2018 году превысил 1,5 млрд тенге. Это практически половина официально заявленной суммы по всему Казахстану. 

В расчетах были использованы данные только официально зарегистрированных служб такси, цифровых агрегаторов. Серый рынок таксистов здесь не учтен. Вице-министр индустрии и индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев в ответ на запрос «Курсива» сообщил, что МИИР не располагает точными данными по объему теневого рынка таксомоторных услуг. По оценке специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», этот показатель в столице может доходить до 85% от всего рынка. Если брать эту цифру за основу, то общий объем легальных и нелегальных услуг такси Нур-Султана в 2018 году превысил 10 млрд тенге, и этот показатель почти в три раза выше официальных данных по всей стране. 

Ситуацию нельзя проецировать на все крупные города РК, так как в регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объемы оказанных услуг, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске голосовать на обочине считается дурным тоном. Лишь в крайних случаях, при сильном морозе шоферы из ВКО согласятся подвести пешеходов.

«В таких городах, как Усть-Каменогорск, агрегаторы фактически вытеснили нелегальных перевозчиков. Именно цифровые платформы больше всего сделали для легализации индивидуальных перевозчиков. Особенно это касается таких сервисов, как наш, поскольку ИП стало выгодно работать, соблюдая законодательство», – комментируют представители администрации «АпаруТакси». 

По мнению директора по связям с госорганами на международных рынках «Яндекс. Такси» Александра Высоцкого, один из эффективных способов «обеления» рынка – оформление водителей в качестве самозанятых. Такой статус позволяет снизить издержки водителей, серьезно упрощает работу и сокращает расходы, ликвидирует посредников, параллельно повышая контроль за доходами. Но для того, чтобы Казахстан развивался в этом направлении, необходима соответствующая законодательная инициатива со стороны государства, включающая изменения как в Налоговом кодексе, так и в законе о транспорте. 

Выгодно ли быть таксистом 

В начале этого года ученые Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ опубликовали результаты своего исследования рынка такси в России. Они выяснили, что доля выручки водителей такси «в общем чеке» с приходом агрегаторов за последние годы упала почти в 2,5 раза. Вместе с тем комиссия цифровых сервисов и таксопарков за аренду машины стала выше, а средний тариф – ниже. 

В Казахстане ситуация несколько иная. По данным BusinesStat, средняя цена на услуги такси в стране показывала снижение лишь в 2017 году, когда онлайн-сервисы демпинговали, борясь за клиентов. 

Сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платеж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 156 до 234 тыс. тенге в месяц. 

Доходы водителей, исходя из анализа открытых данных в соцсетях и на YouTube-каналах, могут в зависимости от региона РК варьироваться от 160 до 400 тыс. тенге. Сумма зависит как от наличия своего автомобиля, его класса, так и от продолжительности смены, региональных тарифов. 

0001 (2)_4.jpg

Свободный рынок 

По мнению экспертов ВШЭ, чтобы не позволить цифровым платформам монополизацию рынка такси в России, необходимо ввести госрегулирование агрегаторов. В том числе и ценовое. Представители госорганов РК не видят в этом необходимости. 

«Как показывают результаты анализов товарных рынков, введение ценового регулирования, а также избыточный адмконтроль выступают в качестве факторов, негативно влияющих на конкуренцию», – считает ответственный секретарь Министерства нацэкономики РК Арман Джумабеков

С этим согласны и компании-агрегаторы. Администрация «АпаруТакси» придерживается мнения, что минимальное госрегулирование позволит сохранить тарифы оптимальными. «Госрегулирование цен – это механизм с очень высокими экономическими издержками. Страны иногда вынуждены прибегать к нему в периоды острых экономических кризисов – например, чтобы сдержать цены на продовольствие. Понятно, что сфера такси к таковым не относится. Побочный эффект госрегулирования цен хорошо известен – это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси», – говорит представитель «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий. 

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК поясняют: существующее государственное регулирование в сфере такси включает разрешительные процедуры перед началом работы и контроль со стороны местных исполнительных органов. Ценовая политика компаний такси не регулируется государством, так как эти услуги осуществляются в конкурентной среде. Исключение составляет только антиконкурентное повышение тарифов, как это произошло в Нур-Султане. За одновременное повышение цен на посадку на 10% десять компаний, входящих Единую службу такси, были оштрафованы на общую сумму 24 млн тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png