Перейти к основному содержанию

Как выбрать бизнес-идею за семь минут

И почему первым помощником может стать телефонная книжка

Фото: Shutterstock.com

Как выбрать бизнес-идею за семь минут и почему первым помощником может стать телефонная книжка, рассказали на прошедшей в Шымкенте конференции тренеры проекта «Бизнес Молодость Казахстан». Проект призван обучить интересующихся предпринимательством практическим инструментам, навыкам и советам по ведению успешного бизнеса.

Больше двух сотен человек, а это в основном молодые люди до 30 лет, пришли на встречу с тренерами и консультантами проекта «Бизнес Молодость Казахстан». Организаторы встречи обещали рассказать, с чего начать строить бизнес, как сделать его успешным и что необходимо предпринять, чтобы в течение очень короткого промежутка времени он стал приносить в разы больше денег. 

Телефонная книжка в помощь

Среди заявленных практических инструментов, пожалуй, наиболее интригующе выглядел вопрос «как выбрать дело за семь минут?». 

«Необходимо выписать хотя бы десять направлений того, чем бы вы хотели заниматься. Проанализировать рынок. Для этого просто открыть телефонную книжку, позвонить первым десяти контактам и спросить: тебе вот это интересно? То есть выяснить, насколько рынку это необходимо. Все наши первые клиенты – с телефонной книжки. Когда вы контактируете с людьми, создается личная база. Если вы решили заняться тапочками для хомячков, то вы звоните первым абонентам своей телефонной книжки и спрашиваете, насколько это им интересно. Так определяется интерес к продукту на рынке», – пояснила «Курсиву» генеральный директор проекта Елена Синогач

Кроме того, она отметила, что стоит обратить внимание на направления, в которых уже был опыт. «Надо помнить, что простые действия дают больший результат, нежели сложные с размышлениями о команде, офисе. Надо общаться с людьми», – рекомендовала г-жа Синогач. 

Быть открытым новым трендам

Интерес представлял и вопрос о том, что необходимо предпринять бизнесмену, чтобы не застрять на половине пути. Чтобы этого не произошло и дело не превратилось в застывшую массу, в первую очередь, как говорит Елена Синогач, надо быть открытым ко всем трендам. 

«Рынок меняется каждую секунду. Необходим маркетинг и правильное позиционирование на рынке. Мы знаем, как это сделать, у нас есть инструменты. Самая большая, как я считаю,  проблема для человечества – это необходимость просто начать что-то делать. Все сомневаются и все боятся. Страх что-либо изменить – очень сильный мотиватор. Если у вас есть идея, достаточно протестировать ее любым способом. Сейчас инструменты маркетинга достаточно просты – соцсети. Не надо бояться, надо стучаться – и что-то сработает», – поделилась своим видением бизнес-леди.

На реплику о том, что всякие опыты, в том числе пробы и тестирования, требуют финансовых затрат, она заявила, что значительных средств не потребуется. «Мы знаем, что средняя продолжительность бизнеса пять лет. Когда у тебя что-то получилось, ты дисциплинированно продолжаешь это делать. Но проходит время, и ты замечаешь, что стало меньше клиентов, хотя делаешь то же самое. В этот момент важно среагировать и адаптироваться к современному рынку, проанализировать, что сейчас приносит прибыль. А для этого тестирования достаточно $50–60. Но многие сразу с головой бросаются в траты, к примеру, 1,5 млн тенге на баннеры. Но и это не всегда дает желаемый результат», – пояснила г-жа Синогач.   

Надо уметь договариваться

Рассказали консультанты и о развитии полезных в бизнесе навыков, и об отличии успешных бизнесменов от обывателей.  «Представьте, что вы живете в окружении хаоса. Каждый занимается чем-то своим, не пересекаясь с другими. Что необходимо сделать, чтобы хаос ушел? Что необходимо сделать, чтобы выстроить отношения? – Надо договориться. Это первый и самый главный навык. Потому что у вас с собеседником появляется какая-то связь. Когда вы руки пожали, приходят правила. Что отличает успешных бизнесменов от обычных людей?! – Именно владение таким навыком, как умение договариваться», – подчеркнул тренер проекта Тимур Шорабеков

Как образно выразился спикер, если вы не в этом поезде, то значит, остались на станции, а поезд давно ушел. «Ваша задача сейчас – сесть в этот поезд. Если вы попадаете в это сообщество предпринимателей, то будете в курсе последних новаций, связанных с бизнесом. Эти знания вы будете включать в свой бизнес и получать большие дивиденды, которые заработаете собственными руками. Еще один навык – это понимание. Овладение этим навыком поможет практически осваивать сложные процессы, выстроить рекламную кампанию, упаковать свою услугу так, чтобы за ней выстраивалась очередь», – отметил спикер. 

banner_wsj.gif

5584 просмотра

Как работают казахстанские ТРЦ после двух месяцев карантина

Ретейлеры уверены во всплеске продаж и последующем затишье

Фото: Shutterstock/Sergey Varygin

В казахстанских мегаполисах - Нур-Султане и Алматы - после двух месяцев карантина открылись торговые центры. Покупатели туда буквально хлынули, но эксперты отрасли считают, что этот ажиотаж в ТРЦ вскоре сменится затишьем.

Современные торговые центры (ТЦ) страны сосредоточены в двух городах – Алматы и Нур-Султане. На начало 2020 года, по данным Colliers International Kazakhstan, в этих мегаполисах работало более 50 объектов торговой недвижимости, обеспеченность торговыми площадями составляла 365 кв. м в Алматы и 363 кв. м в Нур-Султане на тысячу человек. В 2019 году Нур-Султан догнал по обеспеченности торговыми площадями исторического лидера в этом сегменте – Алматы. За прошедший год в столице ввели в эксплуатацию ТЦ «Central Market», многофункциональный комплекс Abu Dhabi Plaza и ТЦ «Talan Towers» (Emporium). 

В марте 2020 года все торгово-развлекательные центры (ТРЦ) в Алматы и Нур-Султане были закрыты – и открылись только два месяца спустя. 

Недвижимость-02.jpg

Как ТРЦ пережили кризис

Арендаторы ТРЦ, которые больше всего пострадали от коронавирусного карантина – это точки непродуктового ретейла и представители сферы развлечений. Те из них, чья годовая маржа не превышала 8–10%, за два месяца простоя оказались в серьезном убытке, предполагает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan Баян Куа­това. В числе тех арендаторов, кто пережил эпидемию относительно успешно, – представители продуктового ретейла, аптеки и те продавцы, которые несмотря ни на что смогли наладить и онлайн-торговлю, и доставку.

Большинство ТРЦ предоставили арендные каникулы своим клиентам, и как следствие – лишились доходов за два месяца.

«Мы столкнулись с проблемой, которую даже представить не могли. Торговые центры имеют огромное количество квадратов, возникли финансовые сложности», – делится Маншук Сихимбаева, заместитель генерального директора управляющей компании DS Property, занимающейся ТРЦ «Forum Алматы».

Расходы крупных торгово-развлекательных центров за то же самое время составили несколько миллионов тенге – деньги были нужны на содержание персонала, техническое обеспечение, приведение ТРЦ в соответствие с санитарными нормами. Возобновляющие работу торговые центры проверяют санитарно-эпидемиологические службы, и нередко при этом предъявляют новые требования, которые ведут к дополнительным расходам девелоперов. 

Во сколько обошлись им такие «каникулы», торговые центры пока не посчитали.

«Физические итоги сможем подвести через два месяца после начала работы, когда увидим, что происходит с рынком», – говорит управляющий партнер Retail Space (компания работает с ТРЦ «Спутник», ТЦ «Promenade») Андрей Гордиенко. 

Контрольная закупка 

Пандемия поставила потребителей в непривычные условия, и сейчас сложно предугадать, как они поведут себя после снятия ограничений. 
Начало карантина в розничной торговле ознаменовалось всплеском продаж – переход на удаленную работу и непонимание будущего толкали потребителей активно закупать продукты питания и компьютерную технику для организации домашнего офиса. Но все это происходило на фоне уже закрывшихся ТЦ, и выиграли в этот период лишь те, у кого была налажена онлайн-торговля. Период бума сменил период затишья.

«Через две недели ажиотаж прошел. Началось разумное потребление – из пяти вариантов выбирали наиболее проверенный. С этого момента потребление стало трансформироваться в более качественное русло», – комментирует Маншук Сихимбаева. Эта тенденция, по ее мнению, продолжится и после пандемии – на рынке будут востребованы более качественные услуги и товары. 

В целом покупательское поведение станет более осторожным, прогнозируют многие участники рынка. На людей влияют страх и неопределенность, они не понимают, что будет с работой и доходами, и поэтому начинают экономить. С другой стороны, такой стиль жизни может стать поводом снова начать потреб­ление.

«Люди все равно устают от режима экономии и делают спонтанные не очень нужные покупки. Будем на это надеяться», – говорит российский эксперт, управляющий торговых центров Lynks Property Management Оксана Мысова.

По оценке российских исследовательских компаний, в торговые центры вернутся не все потребители доковидного периода. Аргумент прост: трафик в ТЦ уменьшится из-за снижения доходов, страха заболеть и успешного опыта онлайн-покупок. Укоренится ли после пандемии новая поведенческая модель потребителей – это маркетологам еще предстоит выяснить.

«Сейчас потребительские намерения и предпочтения обнулились. Чтобы понять, каков профиль клиентов, которые теперь ходят в ТРЦ, надо делать опросы. Но не раньше октября», – считает партнер исследовательской компании AMExpert Софья Щукина.

Кто вернется в ТРЦ и что там увидит

Управляющие казахстанских торговых центров более оптимистичны в своих настроениях – они рассчитывают на привычки и менталитет соотечественников и полагают, что тем не понравилось покупать онлайн. По­этому люди вернутся в торговые центры, чтобы провести время с семьей, развлечься, пощупать товар и убедиться в его качестве перед покупкой.

«Думаю, серьезной трансформации не будет. Направления развлечений уже есть, выдумывать ничего не нужно. В западных странах качество продукта намного выше. Они не боятся заказывать в интернете,  уверены, что придет то, что нужно. У нас не так», – уверен Андрей Гордиенко.

Плохая новость для покупателей – в ближайшее время их будет ждать довольно скудный ассортимент и подросшие цены.

«У многих ретейлеров даже летние коллекции не были закуп­лены. В течение двух-трех недель после открытия возникнет всплеск продаж, потом, когда появятся новые ценники, – затишье», – продолжает Гордиенко.

Финансовый директор бишкекского ЦУМа Усенжан Турдиев тоже полагает, что продажи начнут восстанавливаться к осени. Он объясняет:

«В связи с пандемией многие арендаторы не смогли закупить товары – предложения на рынке не будет. Реальные цифры потребления увидим начиная с сентября, когда появятся осенние коллекции и спрос».

Девелоперы надеются, что за время низкого летнего сезона люди соскучатся по привычному шопингу, осенью в торговые центры завезут новые коллекции и покупателям наконец удастся устроить полноценный шопинг. Главное, чтобы обошлось без второй волны эпидемии. Мысова резюмирует:

«Думаю, выйдем в высокий октябрь. Все рассчитываем на Новый год. Но страшно подумать, что будет, если осенью начнется вторая волна пандемии. Если уйдем еще раз в глубокий карантин – это реально страшно. Экономика будет совсем в другом состоянии, которое пока даже сложно представить».

В одной упряжке

Пандемия изменила не только потребителей, но и самих участников рынка – арендодателей и арендаторов ТРЦ.

«Мы остались тет-а-тет с нашими арендаторами. Нужно было перестраивать отношения из обычных в какие-то даже политические. Сейчас недостаточно просто иметь квадратные метры и удобные подъезды. Мы еще должны выстраивать очень хорошие отношения с нашими арендаторами. Должны слушать и слышать друг друга», – говорит Маншук Сихимбаева. 

Для управляющих торговыми центрами клиент – это не конечный покупатель, а арендатор. По мнению Баян Куатовой, подход большого бизнеса «ушли одни, придут другие» сейчас неуместен – на большое количество новых арендаторов в ближайшее время рассчитывать не стоит. Собственникам торговых площадей предстоит выстраивать тесное сотрудничество.

«Заботясь о своих клиентах (арендаторах), владельцы ТРЦ дают возможность арендаторам заботиться о конечном потребителе (покупателях)», – считает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan, добавляя, что такой подход должен заключаться не в разовой акции, а в целой программе долгосрочных мер.

Ирина Седухина, управляющий партнер Watcom Group, занимающейся оценкой и анализом потоков посетителей ТЦ, полагает, что новые отношения будут строиться в том числе и на основании четких расчетов. Она поясняет:

«Управляющие компании будут зависеть от бизнеса каждого арендатора в отдельности. Нельзя управлять, не измеряя. Надо продолжить измерять трафик, но еще важнее знать товарооборот арендаторов, понимать, кто их покупатели, почему они приходят в ТРЦ и чем интересуются. Успех будет зависеть от объединения и поиска совместных точек роста (для управляющих компаний и арендаторов) на основе четких данных, собираемых в режиме онлайн».

Участники рынка полагают, что и для арендаторов, и для покупателей привлекательность сохранят торговые центры, предлагающие комфортное пространство для отдыха и развлечений. Даже те арендаторы, которые перейдут в формат онлайн-торговли, будут охотно арендовать в таких ТРЦ помещения для своих шоурумов и пунктов выдачи заказов.

«Мы будем идти навстречу торговле в интернете и работать больше как пункт выдачи, при этом не отходя от сути ТРЦ», – говорит директор The Smart Space, компании из сферы услуг по управлению недвижимостью Нуржан Давлетбаев. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png