Перейти к основному содержанию

1329 просмотров

Как начал свою работу XVI Евразийский Медиа Форум

Программа Форума рассчитана на 3 дня

22 мая в г. Алматы на территории отеля The Ritz-Carlton стартовал XVI Евразийский Медиа Форум - международная коммуникационная площадка, созданная в 2002 году и ежегодно объединяющая в своем информационном поле более 500 делегатов из 60 стран и каждого континента мира. 

Обширная программа XVI Евразийского Медиа Форума рассчитана на три полноценных дня и включает в себя множество актуальных тем и знаковых спикеров

Первый день форума посвящен серии тематических мастер-классов от мировых медиа-экспертов ближнего и дальнего зарубежья. Проведение мастер-классов для журналистов состоялось при содействии Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».

Стартом насыщенной программы мероприятия стал информативный мастер-класс «Экологическая Журналистика». Он был подготовлен и проведен опытным педагогом и администратором, основателем образовательного новостного сервиса для молодежи «News-Decoder», в прошлом журналистом агентства «Рейтер» Нельсоном Грейвсом (Франция). В ходе мастер-класса, Нельсон рассказал об актуальных экологических трендах, отметил важность позитивного мышления, и поделился полезными советами и источниками для репортажей по экологии. 

Главный совет Нельсона – не забывать о человеческой стороне вопроса, когда дело доходит до репортажа.

«Самые сильные истории объединяют в себе сухие данные и человеческий подход. Это позволяет увидеть всю картину нашей реальности», - отметил спикер.

По его словам, «необходимо найти человеческий пример и показать, как та или иная экологическая ситуация повлияла на конкретных людей». 

Нельсон также упомянул, насколько важен объективный подход при подготовке репортажей. Он заметил, что различные участники событий могут иметь совершенно противоположные взгляды на экологические проблемы. Как считает спикер, политики и представители промышленных индустрий «ведут свое повествование, выгодное им самим», и необходимо сверяться с альтернативными источниками и мнениями для полной картины.

Спикер уделил большое внимание одному глобальному тренду – высокой вовлеченности молодежи в вопросы экологии по всему миру.

«Молодежь наиболее осведомлена о проблемах окружающей среды и вовлечена в поиск решений. Ведь изменение климата повлияет на молодое поколение больше всего, и они это осознают», - заявил Нельсон.

По его мнению, мир стоит на пороге глобальной экологической и политической трансформации, инициатором которой будут молодые поколения. 

Следующим спикером выступил кинорежиссер, сценарист, и продюсер Сергей Бодров (Россия) с мастер-классом «Искусство продюсирования кино». Во вступительной речи, Сергей отметил, что начал снимать кино именно в Казахстане.

«Казахстан мне очень помог, и я никогда об этом не забываю», - сказал кинематографист. 

По мнению Сергея Бодрова заявил, что «продюсирование кино - это не искусство, а тяжелая, тяжёлая работа». Он рассказал о своем продюсерском опыте и поделился ключевыми наблюдениями, накопленными за период многолетней карьеры.

«При старой системе, в Советском Союзе, мы были на обеспечении государства. Мы не думали, откуда берутся деньги. Сейчас, чтобы снять большое кино, нужны деньги. Нужно найти партнеров, которые верят в твою идею, готовы поддержать тебя, и отправиться с тобой в это путешествие», - отметил Сергей.

«Как продюсер, ты должен уметь увлечь людей, которые пойдут за тобой. Без этого очень тяжело снять большую эпическую картину», - уверен режиссер режиссер фильмов «Кавказсский пленник», «Монгол» и «Кочевник», двукратный номинант на премию «Оскар».

Он также рассказал о своем опыте съемок за рубежом, особо отметив США и Китай.

«Американские студии – это хорошо отлаженная машина. Но в случае со студийными картинами, главная цель – заработать деньги», - констатировал Сергей.

Он также поделился своими прогнозами о мировой киноиндустрии, в частности обратив внимание на Китай, все больше набирающий обороты как один из крупнейших рынков для киноиндустрии.

«Вы не представляете, какие возможности у Китая. Сейчас эта страна занимает первое место в мире по количеству кинотеатров, и второе – по кассовым сборам. Первенство у Америки, но я думаю, это скоро изменится. Отрыв небольшой», - заявил спикер. 

Сергей завершил свой мастер-класс напутствием. «Я призываю молодых в Казахстане работать всем вместе, держаться одной командой, и стараться делать что-то хорошее.»

Захра Расул (Индия), руководитель компании Contrast VR в составе телеканала «Аль-Джазира», соединила новейшие технологии и сторителлинг в своем мастер-классе «Создание виртуальных реальностей». В рамках профессиональной деятельности занимается производством захватывающего видео на 360 градусов, виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). 

Захра продемонстрировала участникам форума, насколько впечатляющими могут быть репортажи с применением виртуальной реальности, продемонстрировав примеры своих работ и позволив нескольким слушателям испытать VR-гарнитуру. Однако, Захра также отметила, что не всем репортажам нужно применение виртуальной реальности.

«Используйте эти технологии, если история этого требует», - посоветовала спикер. «Действительно ли история станет лучше, живее, если она будет преподнесена в видео на 360 градусов?» 

Помимо выбора истории, подходящей для данных технологий, Захра также подчеркнула, что такому репортажу необходимы и яркие персонажи.

«VR-истории лучше всего передаются от первого лица», - поделилась своим мнением Захра. - «Есть ли у вас захватывающий персонаж, который станет проводником для зрителей?» 

Завершающим компонентом хорошего VR-репортажа автор мастер-класса обозначила действие.

«Необходимо захватывающее действие, за которым можно следовать и быть его частью», - утверждает Захра. - «При отсутствии действия, вы можете снять обычный, статичный репортаж с обычной камерой, без видео на 360 градусов. Оно там не нужно».

Такой инновационный подход к сторителлингу меняет мир, считает Захра.

«Мы даем молодежи возможность рассказать свою историю своим голосом. А наше влияние – это вовлечение общества; обсуждения, возникающие вокруг поднятых нами тем.»

Программа первой половины дня завершилась мастер-классом «Быть или не быть фрилансером» от известного в Великобритании журналиста Дженни Климан. 

На примере собственного опыта, Дженни раскрыла четыре главных вопроса фриланс-журналистики: как преподнести свою идею, как продать себя, как заработать на жизнь, и как себя обезопасить.

«Фриланс-журналистика – это интересный способ зарабатывания на жизнь, но материально вы на этом не разбогатеете. Опытом и эмоциями – да», - сразу отметила Дженни.

По ее словам, для того, чтобы быть успешным в данной сфере, необходима в первую очередь безусловная вера в самого себя. Главное, считает Дженни, это никогда не сдаваться и не бросать свои идеи.

«Сейчас, я работаю над идеями, которые когда-то отложила лет 5-7 назад», - рассказала Дженни. - «Даже если вашу идею отвергли, ваши старания были не впустую. Ваши старания были впустую, если вы сдались».

Напомним, XVI Евразийский Медиа Форум проходит с 22 по 24 мая в г. Алматы на территории отеля The Ritz-Carlton Almaty. Теглайн Форума в нынешнем году - «Мир сегодня: Трансформация реальности?». На повестке дня – обсуждение процесса деглобализации, кризиса потребления, цифровизации медиа-сферы, а также возможностей развития и вызовов, сопряженных с новыми технологиями и искусственным интеллектом.

Главная миссия ЕАМФ в качестве ведущей независимой диалоговой платформы Центральной Азии - создание условий свободного и открытого диалога политиков, журналистов и экспертов по ключевым проблемам геополитического, экономического, социокультурного развития Казахстана, Евразии и всего международного сообщества.

Генеральный партнер XVI Евразийского Медиа Форума - АО «Самрук-Қазына».

2738 просмотров

Когда «мусорный» бизнес в Казахстане станет по-настоящему доходным

Несмотря на обилие отходов в стране, заводам все еще не хватает сырья для переработки

Фото: Depositphotos

Объем переработки ТБО в Казахстане увеличился за год на 3% и составляет сейчас 14% от объема сбора. Концепция по переходу страны к зеленой экономике предусматривает, что к 2030 году этот показатель вырастет до 40%. 

В Швеции нет свалок – эта страна перерабатывает 99% своих отходов. Германия превращает 64% твердых бытовых отходов (ТБО) в 50 млрд евро ежегодного дохода. В Японии из спрессованного мусора строят острова. В Казахстане объем переработки твердых бытовых отходов составляет 14% от объема сбора, более 20 полигонов ТБО в стране переполнены, а казахстанские предприниматели-переработчики пока только в поиске эффективной бизнес-модели. В материале «Курсива» – о том, как система переработки и утилизации ТБО работает в республике.

Сколько мусора в стране

В Казахстане, по данным Министерства экологии, накоплено 125 млн т отходов, но сортировочные пункты при этом загружены только на 40%. Предприятия-переработчики готовы принять больше сырья, но для этого ТБО должны пройти систему раздельного сбора, которая сейчас в Казахстане практически отсутствует. 

Информация от Комстата: в 2018 году спецпредприятия собрали 3,6 млн т коммунальных отходов. Из них на сортировку поступило только 17% – 622 тыс. т. И лишь 164 тыс. т были пригодны для переработки. Получается, что только 4% от общей массы вывезенного на свалки мусора стали вторсырьем. 

Минэкологии РК оперирует более позитивными цифрами. Профильное ведомство подсчитало, что в 2016 году доля отсор­тированных и переработанных ТБО составляла 2%, в 2017 году – 9%, в 2018 году – 11%. В 2019 году доля отходов, прошедших через сортировочные линии и перерабатывающие компа­нии, подросла еще немного – до 14%. 

«В Казахстане нет утвержденной методики расчета процента переработки вторсырья. Поэтому никто точно не может сказать, сколько на самом деле отходов перерабатывается. В органах статистики отчитываются только мусоровывозящие организации. Не все переработчики заполняют формы статистической отчетности по отходам. Кроме того, не учитывается тот объем вторсырья, который собирается в Казахстане и экспортируется в Россию и другие страны», – объясняет причину значительных расхождений в показателях разных ведомств исполнительный директор Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste Вера Мустафина. 

Лидером по переработке в региональном разрезе, по данным Комитета по статистике  МНЭ РК, является Мангистауская область, где перерабатывается 33% ТБО. Стараются соответствовать экологическим трендам Алматинская (23%) и Карагандинская (17%) области, Шымкент (22%). Самая низкая доля переработки – у ВКО (3%), Акмолинской (3%) и Жамбылской (8%) областей.

kogda-musornyj-biznes-v-kazahstane-stanet-po-nastoyashchemu-dohodnym.png

Первое звено – в слабой позиции

Предприятия по сбору, вывозу, сортировке и первичной переработке ТБО – это первое звено всей мусорной отрасли. Таких компаний, по оценке Минэкологии, в республике 210. И именно они, по словам руководителя KazWaste, находятся сейчас в самом трудном положении – во многом, как ни странно, из-за того, что им не хватает сырья. Эти компании могли бы активно перерабатывать бумагу, картон, плас­тик – те виды отсортированного мусора, рециклинг которых, с одной стороны, менее сложен, с другой – более выгоден. Но именно бумага, картон и пластик чаще всего вывозятся на переработку в соседние страны. Этому способствуют значительные логистические затраты внутри страны (выгоднее и проще вывезти к соседям) и более высокие закупочные цены на такой вид сырья за границей. Плюс, говорит Вера Мустафина, есть и нелегальный трафик ТБО – когда продажа вторсырья идет за наличные в обход налогов как в Казахстане, так и в другой стране. 

По мнению вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжана Примкулова, объемы переработки ТБО в Казахстане не растут из-за действующих низких тарифов, которые включают только затраты на сбор, вывоз и захоронение отходов. С этими выводами согласны и в Казахстанской ассоциации по управлению отходами.

«Слишком низкие тарифы не обеспечивают даже нулевой рентабельности этого бизнеса. Почти все компании, за исключением некоторых из Алматы и Нур-Султана, работают себе в убыток или дотируют этот бизнес за счет других видов производства. В тариф не входит инвестиционная составляющая. Приобрести мусоровозы, оборудование для сортировки или переработки за счет этих средств невозможно. Поэтому очень сложно разорвать замкнутый круг – необходимо повышать тарифы на сбор и вывоз отходов, развивать раздельный сбор населением», – говорит исполнительный директор ассоциации.

В большинстве областных цент­ров страны размер тарифа на вывоз мусора колеблется в диапазоне от 94 до 230 тенге (за исключением Алматы и Нур-Султана, где данный вид коммунальных платежей равен 553 тенге и 390–411 тенге соответственно). Вера Мустафина, опираясь на данные международной экспертизы, утверждает: чтобы компании покрывали расходы на сбор, вывоз и сортировку отходов, размер тарифа должен быть на уровне 0,8–1% от среднедушевого дохода, а это примерно 500 тенге.

Бизнес второго этапа 

Еще одна категория предприя­тий отрасли – это непосредственные производители готовой продукции из вторсырья. По оценкам экспертов нескольких перерабатывающих предприятий, компании имеют рентабельность до 15%, показатель зависит от объемов и глубины рециклинга.

Государство призывает бизнес активнее развивать сферу сортировки и рециклинга, гос­программа «Дорожная карта бизнеса-2020» предусматривает для переработчиков ряд мер по поддержке: субсидирование ставки вознаграждения, открытие кредитных линий в БВУ и подведение инфраструктуры. Но знают об этом и пользуются мерами господдержки далеко не все предприятия МСБ, которые занимаются переработкой отходов, констатирует Вера Мустафина. 

ТОО «Фабрика нетканых материалов S.M.F.-System» – небольшое предприятие полного цикла из Костанайской области. Компания получила от государства земельный участок для сортировочной линии, но кредитами, даже льготными, не пользуется – слишком высокие риски для бизнеса, который зависит от сезонного спроса. На S.M.F.-System сортируют ТБО, перерабатывают пластик, выпускают полиэтилен, трубы и геотекстиль для дорожного строительства. Рентабельность производства – около 4%.

«Чтобы получить какой-либо готовый продукт, недостаточно просто переработать пластик. Нужно также закупать сопутствующее сырье из-за рубежа. Для каждого вида товара нужно приобретать отдельный вид производственной линии. Это все требует инвестиций. Поэтому переработка – это очень дорогостоящий процесс, нужна государственная поддержка, субсидирование процентных ставок и снижение налоговой нагрузки», – говорит руководитель отдела сбыта фабрики Жандос Жаксыбаев.

На более крупных предприятиях, например KagazyRecycling, рентабельность действительно доходит до 12–15%. Компания выпускает очень востребованную на рынке продукцию – гофрированную картонную тару, которая после использования вновь попадает в цикл переработки. Кроме того, предприятие получает компенсацию за счет расширенных обязательств производителей, которые (вместе с импортерами) уже несколько лет оплачивают взносы за сбор и утилизацию отходов. По словам генерального директора KagazyRecycling Алмата Булегенова, переработкой именно бумажной продукции выгодно заниматься только в случае глубокого передела и больших объемов – до 50 тыс. т в год. 

Гори оно всё

Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев видит выход в термической утилизации, другими словами, в сжигании ТБО и выработке за счет этого электроэнергии. По предварительным расчетам Минэкологии, бизнес должен быть рентабельным благодаря в том числе предусмот­ренным для него налоговым преференциям – отмене корпоративного подоходного налога, применению нулевых коэффициентов к ставкам земельного налога и другим (отражены в главе 80 Налогового кодекса РК). Теперь Казахстан рассчитывает на интерес к отрасли со стороны иностранных инвесторов. 

«Государство планирует предоставлять существенные меры поддержки для мусоросжигательных заводов. Мы не против сжигания, но при этом вся остальная отрасль остается без внимания. Так почему бы не оказать гос­поддержку предприятиям по сбору, транспортировке и переработке, которые, по сути, делают новую продукцию из вторсырья, создают рабочие места в регионах, исправно платят налоги», – отмечает руководитель Казахстанской ассоциации по управлению отходами Вера Мустафина.

К 2030 году Казахстан собирается увеличить долю переработки ТБО до 40%. Сейчас Минэкологии разрабатывает концепцию госпрограммы по управлению отходами – она должна предложить и системный подход к проблеме, и эффективную финансовую модель ее решения.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif