Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


572 просмотра

Господдержку по гарантированию бизнес-кредитов предлагают усилить в Казахстане

В стране до конца текущего года будет принята программа «Дорожная карта бизнеса – 2025»

Фото: Аскар Ахметуллин

Государственную поддержку в части гарантирования кредитов бизнеса предлагают усилить в Казахстане, сообщил 22 мая заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

«Мы опрос провели, и 66,7% предпринимателей говорят о том, что банки отказывают в кредите из-за того, что у них неликвидный залог, еще 67% говорят, что их залог находится за городом и по этой причине в банках не принимают. В этом отношении бизнесу очень помогла бы мера по гарантированию: мы понимаем, что субъекты бизнеса перезаложены. Компании, которые могли бы стать драйверами экономики в обработке, переработке, они все перекредитованы, перезаложены. В этом отношении меры нужно принимать, и в рамках новой программы 2025 мы эти вещи будем обсуждать», - сказал Жумагазиев на пресс-конференции в правительстве.

В свою очередь, председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Айдар Арифханов пояснил, что программа «Дорожная карта бизнеса-2020» будет принята до конца текущего года. А вице-министр национальной экономики Ермек Алпысов уточнил, что в настоящее время разработана концепция этой программы, создана рабочая группа и начато обсуждение данного документа.

«Нами уже подготовлены законодательные поправки, направленные на совершенствование инструментов финансовой поддержки в части снижения нагрузки по залогам путем увеличения размеров кредитов, выдающихся по гарантии государства, на вовлечение в кредитование бизнеса микрофинансовых организаций, на увеличение доли кредитования оборотных средств и одновременно на повышение требований к эффективности проектов предпринимателей», - подчеркнул Алпысов.

В январе этого года на расширенном заседании правительства первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал функционировавший тогда состав правительства «трусами» за то, что органы исполнительной власти, по его мнению, недостаточно часто прибегают к такому инструменту очистки экономики от неэффективных предприятий, как банкротство.

В результате, по мнению Назарбаева, государство продолжает оказывать финансовую поддержку структурам, которые неконкурентоспособны. В связи с чем глава государства потребовал от правительства и национальной палаты предпринимателей «Атамекен» провести тщательный анализ рынка и выявить действительно способные развиваться предприятия перед вливанием в экономику очередного транша в размере 600 млрд тенге, направленного на поддержку производств в сфере «экономики простых вещей».

В нацпалате же в результате проведенного анализа пришли к выводу, что неэффективность господдержки зачастую связана с неосведомленностью бизнеса.

«Мы насчитали более 500 мер господдержки и госуслуг, которые оказываются бизнесу, в них можно запутаться, и мы сейчас зачастую людям просто объясняем, какие есть меры поддержки. Мы хотим провести полный анализ госмер поддержки, чтобы понять, какие из них эффективные, какие нет, ввести какой-то поквартальный, погодовой анализ «Дорожной карты бизнеса», и, если что-то не срабатывает, то иметь возможность тут же вкраплять в программу новые хорошие инструменты», - пояснил Жумагазиев.

По данным министерства национальной экономики Казахстана, за четыре года реализации предыдущей аналогичной программы - «Дорожная карта бизнеса-2020», начиная с 2015 года, из республиканского бюджета на нее было выделено 210,5 млрд тенге, что позволило профинансировать 13 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, в среднем ежегодно обучить 20 тыс. предпринимателей, создать около 90 тыс. новых рабочих мест и выпустить продукцию на сумму свыше 3 трлн тенге.

Сумма выплаченных налогов участниками программы составляет 175 млрд тенге ежегодно или свыше 900 млрд тенге за время действия программы. При этом в действующем варианте программы большая часть выделенных средств направляется на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, 25% средств тратятся на подведение недостающей инфраструктуры к фабрикам, заводам и производственным объектам малого и среднего бизнеса. Затраты на гарантирование кредитов в настоящее время составляют менее 25% от общего бюджета программы.


2267 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций