Перейти к основному содержанию

612 просмотров

Господдержку по гарантированию бизнес-кредитов предлагают усилить в Казахстане

В стране до конца текущего года будет принята программа «Дорожная карта бизнеса – 2025»

Фото: Аскар Ахметуллин

Государственную поддержку в части гарантирования кредитов бизнеса предлагают усилить в Казахстане, сообщил 22 мая заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

«Мы опрос провели, и 66,7% предпринимателей говорят о том, что банки отказывают в кредите из-за того, что у них неликвидный залог, еще 67% говорят, что их залог находится за городом и по этой причине в банках не принимают. В этом отношении бизнесу очень помогла бы мера по гарантированию: мы понимаем, что субъекты бизнеса перезаложены. Компании, которые могли бы стать драйверами экономики в обработке, переработке, они все перекредитованы, перезаложены. В этом отношении меры нужно принимать, и в рамках новой программы 2025 мы эти вещи будем обсуждать», - сказал Жумагазиев на пресс-конференции в правительстве.

В свою очередь, председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Айдар Арифханов пояснил, что программа «Дорожная карта бизнеса-2020» будет принята до конца текущего года. А вице-министр национальной экономики Ермек Алпысов уточнил, что в настоящее время разработана концепция этой программы, создана рабочая группа и начато обсуждение данного документа.

«Нами уже подготовлены законодательные поправки, направленные на совершенствование инструментов финансовой поддержки в части снижения нагрузки по залогам путем увеличения размеров кредитов, выдающихся по гарантии государства, на вовлечение в кредитование бизнеса микрофинансовых организаций, на увеличение доли кредитования оборотных средств и одновременно на повышение требований к эффективности проектов предпринимателей», - подчеркнул Алпысов.

В январе этого года на расширенном заседании правительства первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал функционировавший тогда состав правительства «трусами» за то, что органы исполнительной власти, по его мнению, недостаточно часто прибегают к такому инструменту очистки экономики от неэффективных предприятий, как банкротство.

В результате, по мнению Назарбаева, государство продолжает оказывать финансовую поддержку структурам, которые неконкурентоспособны. В связи с чем глава государства потребовал от правительства и национальной палаты предпринимателей «Атамекен» провести тщательный анализ рынка и выявить действительно способные развиваться предприятия перед вливанием в экономику очередного транша в размере 600 млрд тенге, направленного на поддержку производств в сфере «экономики простых вещей».

В нацпалате же в результате проведенного анализа пришли к выводу, что неэффективность господдержки зачастую связана с неосведомленностью бизнеса.

«Мы насчитали более 500 мер господдержки и госуслуг, которые оказываются бизнесу, в них можно запутаться, и мы сейчас зачастую людям просто объясняем, какие есть меры поддержки. Мы хотим провести полный анализ госмер поддержки, чтобы понять, какие из них эффективные, какие нет, ввести какой-то поквартальный, погодовой анализ «Дорожной карты бизнеса», и, если что-то не срабатывает, то иметь возможность тут же вкраплять в программу новые хорошие инструменты», - пояснил Жумагазиев.

По данным министерства национальной экономики Казахстана, за четыре года реализации предыдущей аналогичной программы - «Дорожная карта бизнеса-2020», начиная с 2015 года, из республиканского бюджета на нее было выделено 210,5 млрд тенге, что позволило профинансировать 13 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, в среднем ежегодно обучить 20 тыс. предпринимателей, создать около 90 тыс. новых рабочих мест и выпустить продукцию на сумму свыше 3 трлн тенге.

Сумма выплаченных налогов участниками программы составляет 175 млрд тенге ежегодно или свыше 900 млрд тенге за время действия программы. При этом в действующем варианте программы большая часть выделенных средств направляется на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, 25% средств тратятся на подведение недостающей инфраструктуры к фабрикам, заводам и производственным объектам малого и среднего бизнеса. Затраты на гарантирование кредитов в настоящее время составляют менее 25% от общего бюджета программы.

704 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций