Перейти к основному содержанию

2207 просмотров

Экономику простых вещей поддержат субсидированием кредитов

Кроме того, предлагается внедрение льготного периода по кредиту в размере не более одной трети срока займа

Развитие проектов в рамках экономики простых вещей предлагается поддержать снижением процентной ставки по кредиту для конечного заемщика до 9% годовых за счет государственного субсидирования, сообщил вице-премьер Женис Касымбек.

«В настоящее время на базе проектного офиса разрабатывается второй пакет поправок, который предусматривает снижение процентной ставки для конечного заемщика с фиксированием субсидируемой государством части. В этом случае бюджетные средства, заложенные на субсидирование в рамках механизма на 2019 и 2020 годы позволяет субсидировать государству до 9%. Данное изменение позволит удешевить стоимость кредитов для предпринимателя и снимет арбитраж между программами», - сказал он на заседании правительства 28 мая.

Кроме того, предлагается внедрение льготного периода по кредиту в размере не более одной трети срока займа, что позволит предпринимателям, получившим кредит на новое производство, выиграть время для ввода предприятия в полный цикл производства.

Касымбек отметил, что предполагается включение новых товаров для кредитования в рамках программы.

«Дополнительно обсуждается предложение по участию в программе кредитования «Аграрной кредитной корпорации», «Банка развития Казахстана», снижение процентной ставки для предпринимателей в сфере агропромышленного комплекса на цели пополнения оборотных средств», - сказал он.

«В целях усиления финансовой и нефинансовой поддержки предприятий в ближайшие три годы будут направлены 500 млрд тенге, в том числе 370 млрд тенге через инструменты холдинга «Байтерек». Из них 80 млрд тенге для стимулирования предэкспортного и экспортного финансирования через «Банк развития Казахстана». 95 млрд тенге в рамках программы «Нурлы жол» по линии «Банка развития», - это продолжится финансирование экспортеров. 125 млрд тенге, предусмотренные в рамках перераспределения средств Национального фонда, ранее предоставленных на поддержку обрабатывающей промышленности», - сообщил вице-премьер.

«Объем финансирования экспорта по линии «Банка развития Казахстана» и «Даму» в течение трех лет составит 300 млрд тенге. По линии «Казахэкспорт» из предусмотренных 68 млрд тенге на капитализацию «Казахэкспорт» 34 млрд тенге уже получены 29 марта 2019 года. В 2020 году поступят дополнительно 34 млрд тенге.102 млрд тенге предусмотрены в рамках выделения лимита государственной гарантии по обязательствам «Казахэкспорт». В «Казахэкспорт» на рассмотрении находится на сумму 103 млрд тенге 33 проекта в отраслях обрабатывающей промышленности. Что касается остальных 30 млрд тенге, то в 2019 году из них планируется освоить 15 млрд тенге на возмещение транспортных затрат экспортеров, сервисную поддержку экспортеров», - отметил Касымбек.

Он напомнил, что с 27 марта действует проектный офис по развитию экономики простых вещей, который провел около 300 заседаний.

«Более тысячи потенциальных предпринимателей из регионов заслушаны. Определены системные проблемы, разработаны системные поправки по совершенствованию программы, часть из которых принята постановлением правительства. Так первый пакет изменений внесен 4 мая постановлением правительства и действует с 17 мая. Это инструменты в части внедрения инструмента гарантирования, увеличения размера финансирования пополнения оборотных средств с 30 до 50% и включения ряда товаров как мясо птицы и хлопковолокна», - сказал он.

Указанные изменения позволят получить поддержку на сумму 270 млрд тенге более 150 предприятиям, создать более 10 тыс. рабочих мест и увеличить налоговые поступления на 38 млрд тенге.

«Всего в работе проектного офиса находится 880 потенциальных проектов на сумму 720 млрд тенге. Из них 41 проект на сумму 25 млрд тенге одобрен банками второго уровня. На рассмотрении находится 111 проектов на 126 млрд тенге. По регионам наибольшая активность бизнеса проявляется Кызылординской, Туркестанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской области, Шымкенте. Наименьшая сумма заявленных проектов в Северо-Казахстанской и Атырауской области», - сообщил вице-премьер.

По отраслям наибольшая заинтересованность бизнеса по проектам в пищевой промышленности, АПК, легкой промышленности и сфере услуг.

611 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций