Депутаты попросили отсрочить отмену патентов

Мера должна способствовать защите малых предпринимателей в сфере розничной торговли

Фото: Shutterstock.com

С 2020 года малые предприниматели должны перейти на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, что может привести на фоне роста общей нагрузки на бизнес к его переходу в тень, считает депутат мажилиса парламента Екатерина Никитинская.

«В партию «Ак жол» обращается малое предпринимательство из сферы розничной торговли со следующей проблемой. В текущем году для них заканчивается применение специального налогового режима на основе патента, который будет заменен специальным налоговым режимом на основе упрощенной декларации», – сказала она 15 мая на пленарном заседании мажилиса парламента, озвучивая запрос от депутатов фракции к первому вице-премьеру, министру финансов Алихану Смаилову.

Это значит, отметила Никитинская, что все предприниматели будут обязаны приобрести контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных, установить POS-терминалы, а также нести дополнительные расходы на их обслуживание в виде ежемесячных комиссий банка на перечисление пенсионных, социальных отчислений, налоговых платежей, комиссий банка на оплату покупок через терминалы и ведение банковского счета для терминала, комиссию АО «Казахтелеком» за онлайн-кассовые аппараты, оплаты дополнительных бухгалтерских услуг по сдаче отчетности, платежей за приобретенные в рассрочку кассовые аппараты и POS-терминалы.

«В результате в 2020 году ежемесячные расходы данной категории предпринимателей в пользу банков и третьих лиц возрастут с 900 тенге до 24–24,5 тыс. тенге, или до 300 тыс. тенге в год, что при годовом обороте в размере 8,9 млн тенге и средней действующей торговой наценке составит 14% от их валового дохода. А при обороте в 3 млн тенге – около 40%. Для сравнения, налоговые платежи при указанных оборотах равны, соответственно, 15,5% и 20,5% от валового дохода», – отметила депутат.

«Если сегодня при использовании патента совокупная нагрузка на предпринимателя (налоги плюс платежи третьим лицам) составляют всего 12,6%, то после нововведений она увеличится до 30-60%, то есть возрастет почти в 2,5-4 раза, из которых от одной до двух третей пойдет не в бюджет, а банкам и третьим лицам. Между тем, согласно официальной статистике, в торговле занято сейчас 1,4 млн граждан – это 16% занятого населения страны», – сообщила Никитинская.

«И особое беспокойство вызывает положение предпринимателей с небольшими оборотами в розничной торговле. Так, по данным исследования ассоциации прямых продаж Казахстана, 79% от общей численности лиц, занятых в данном сегменте, зарабатывают в месяц до 60 тыс. тенге. Нельзя забывать, что отечественное малое предпринимательство в данной сфере испытывает также усиленное со стороны интернет-торговли и российских дистрибьюторов», – сказала она.

По прогнозам правительства, к 2025 году 25% розничной торговли уйдет в электронную коммерцию, а значит, отмечает депутат, и без отмены патента в ближайшие 5 лет рискуют потерять работу около 300 тыс. работников и предпринимателей в сфере торговли. По ее словам, следует принять во внимание тот факт, что в Российской Федерации субъекты розничной торговли имеют право работать на основе патента с налоговой ставкой в размере 6%.

«Возникает вполне справедливый вопрос: насколько в этих условиях оправданно введение государством дополнительной нагрузки на предпринимателей, причем не в пользу бюджета, а в пользу третьих лиц? Вполне очевидно, что результатом может стать массовое сокращение сегмента розничной торговли либо частичный ее переход в теневую экономику, а бюджет вполне может и не получить ожидаемых выгод. Учитывая вышеизложенное, фракция «Ак жол» просит поручить министерству финансов совместно с министерством национальной экономики разработать комплекс заместительных мер в поддержку малых предпринимателей сектора торговли, а также рассмотреть возможность продления сроков действия патентов до принятия указанных решений», – резюмировала Никитинская.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg