Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1025 просмотров

Депутаты попросили отсрочить отмену патентов

Мера должна способствовать защите малых предпринимателей в сфере розничной торговли

Фото: Shutterstock.com

С 2020 года малые предприниматели должны перейти на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, что может привести на фоне роста общей нагрузки на бизнес к его переходу в тень, считает депутат мажилиса парламента Екатерина Никитинская.

«В партию «Ак жол» обращается малое предпринимательство из сферы розничной торговли со следующей проблемой. В текущем году для них заканчивается применение специального налогового режима на основе патента, который будет заменен специальным налоговым режимом на основе упрощенной декларации», – сказала она 15 мая на пленарном заседании мажилиса парламента, озвучивая запрос от депутатов фракции к первому вице-премьеру, министру финансов Алихану Смаилову.

Это значит, отметила Никитинская, что все предприниматели будут обязаны приобрести контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных, установить POS-терминалы, а также нести дополнительные расходы на их обслуживание в виде ежемесячных комиссий банка на перечисление пенсионных, социальных отчислений, налоговых платежей, комиссий банка на оплату покупок через терминалы и ведение банковского счета для терминала, комиссию АО «Казахтелеком» за онлайн-кассовые аппараты, оплаты дополнительных бухгалтерских услуг по сдаче отчетности, платежей за приобретенные в рассрочку кассовые аппараты и POS-терминалы.

«В результате в 2020 году ежемесячные расходы данной категории предпринимателей в пользу банков и третьих лиц возрастут с 900 тенге до 24–24,5 тыс. тенге, или до 300 тыс. тенге в год, что при годовом обороте в размере 8,9 млн тенге и средней действующей торговой наценке составит 14% от их валового дохода. А при обороте в 3 млн тенге – около 40%. Для сравнения, налоговые платежи при указанных оборотах равны, соответственно, 15,5% и 20,5% от валового дохода», – отметила депутат.

«Если сегодня при использовании патента совокупная нагрузка на предпринимателя (налоги плюс платежи третьим лицам) составляют всего 12,6%, то после нововведений она увеличится до 30-60%, то есть возрастет почти в 2,5-4 раза, из которых от одной до двух третей пойдет не в бюджет, а банкам и третьим лицам. Между тем, согласно официальной статистике, в торговле занято сейчас 1,4 млн граждан – это 16% занятого населения страны», – сообщила Никитинская.

«И особое беспокойство вызывает положение предпринимателей с небольшими оборотами в розничной торговле. Так, по данным исследования ассоциации прямых продаж Казахстана, 79% от общей численности лиц, занятых в данном сегменте, зарабатывают в месяц до 60 тыс. тенге. Нельзя забывать, что отечественное малое предпринимательство в данной сфере испытывает также усиленное со стороны интернет-торговли и российских дистрибьюторов», – сказала она.

По прогнозам правительства, к 2025 году 25% розничной торговли уйдет в электронную коммерцию, а значит, отмечает депутат, и без отмены патента в ближайшие 5 лет рискуют потерять работу около 300 тыс. работников и предпринимателей в сфере торговли. По ее словам, следует принять во внимание тот факт, что в Российской Федерации субъекты розничной торговли имеют право работать на основе патента с налоговой ставкой в размере 6%.

«Возникает вполне справедливый вопрос: насколько в этих условиях оправданно введение государством дополнительной нагрузки на предпринимателей, причем не в пользу бюджета, а в пользу третьих лиц? Вполне очевидно, что результатом может стать массовое сокращение сегмента розничной торговли либо частичный ее переход в теневую экономику, а бюджет вполне может и не получить ожидаемых выгод. Учитывая вышеизложенное, фракция «Ак жол» просит поручить министерству финансов совместно с министерством национальной экономики разработать комплекс заместительных мер в поддержку малых предпринимателей сектора торговли, а также рассмотреть возможность продления сроков действия патентов до принятия указанных решений», – резюмировала Никитинская.


654 просмотра

Казахстанским экспортерам начнут возмещать транспортные расходы

Часть денег на рекламу за рубежом - тоже

Фото: Shutterstock

Экспорт в Казахстане получит новый толчок в развитии. Такой позиции придерживаются эксперты. В этом году вступили в силу новые правила поддержки производителей, согласно которым часть затрат на транспортировку товаров возьмет на себя государство.

Дорогой экспорт

ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» перерабатывает в сутки 550 тонн зерна. Помимо муки ТОО производит более 15 видов макаронных изделий. Свою продукцию предприятие реализует во многих областях республики, а также экспортирует в ближайшие регионы Российской Федерации, Афганистан и Туркменистан. Однако на экспорт идет не более 10% производимой муки. Компания может поставлять за границу куда большие объемы, соответствующие резервы есть. Однако, учитывая транспортные расходы, заводу выгоднее продавать свою продукцию в пределах республики.

«Предприятие работает с 1991 года, и нашу продукцию хорошо знают не только в Казахстане. Уже сейчас можем увеличить экспорт в ближайшие регионы РФ, но чем дальше везти, тем дороже выходит доставка продукции», – поделился в беседе с «Курсивом» главный экономист ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» Аскар Нургалеев.

Если экспортерам будут возмещать часть затрат на транспортные расходы, это будет ощутимая поддержка для производителей, считает он 

Затраты возместят

Между тем в этом году вступили в силу изменения и дополнения в Правила возмещения части затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности. В соответствии с ними государство начнет компенсировать производителям в определенном объеме транспортные расходы. 

В целом же правила предусматривают некоторую компенсацию по ряду затрат. Прежде всего это реклама продукции за рубежом, участие в зарубежных выставках, перевод информации о товаре на иностранные языки и издание специализированного каталога, содержание представительства и склада за границей, регистрация товарного знака, сертификация товара и транспортировка продукции в пределах Казахстана.

Так, субъектам крупного предпринимательства возмещается 30% от суммы, предъявленной к возмещению, среднему бизнесу компенсируют 50% затрат, а размер компенсации для малого бизнеса составит 60% от суммы понесенных затрат.

Есть и предел

Также, согласно Правилам, существует предельный размер возмещения части затрат на одного производителя в год. Если речь идет о рекламе товара, участии в фестивалях и зарубежных выставках, аренде склада, а также регистрации товарного знака, то размер компенсации в текущем году не может превышать 13 тыс. МРП – 32,8 млн тенге.

Как пояснил «Курсиву» заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта» Мурат Бекмагамбетов, по затратам, связанным с транспортировкой товаров, предельный размер возмещения части затрат на одного субъекта не должен превышать 200 млн тенге, или 1/50 выделенных на 2019 год средств. При транспортировке грузовым автомобилем лимит составляет не более 300 тенге за 1 км пробега. 

Следует отметить, что транспортные затраты возмещаются от пункта отправления до железнодорожных или автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Казахстана. 

К примеру, субъект крупного предпринимательства подает заявку с двумя и более затратами (реклама товара, аренда складских помещений, доставка товара) по продвижению товара за рубежом на сумму в 350 млн тенге, из них 200 млн тенге – на доставку товара, 150 млн – на рекламу и аренду склада. 

«В таком случае на рекламу и аренду склада экспортеру предусмотрено возмещение 30% затрат, или 45 млн тенге. Но поскольку предельный размер возмещения не может превышать 13 тыс. МРП, то предприниматель сможет получить компенсацию в размере 32,8 млн тенге. Возмещение затрат по доставке товаров составит 60 млн тенге», – привел в пример расчеты Мурат Бекмагамбетов.

Прием заявок от субъектов бизнеса на возмещение части затрат уже начался. Предпринимателю необходимо подготовить перечень документов и направить заявку в АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта». Решение о компенсации части затрат либо отказе в этом принимает межведомственная комиссия. Далее МИИР РК заключает с субъектом индустриально-инновационной деятельности соглашение и перечисляет средства. 

От сырья к продукции

Если говорить об обработанном экспорте, то Актюбинская область поставляет в страны СНГ, Афганистан, Азербайджан и Узбекистан яйца, рыбу, муку, макаронные изделия, мясную продукцию, стройматериалы. Кроме того, на экспорт идут металлоизделия, рельсы, нефтяное оборудование.

«География сырьевого экспорта – страны ЕС, США, СНГ, Китай, Корея, Япония, Афганистан, Иран, Турция. В эти страны поставляются хромовый концентрат, хромовая руда, нефть и продукты нефтепереработки, сжиженный газ, зерно», – пояснили «Курсиву» в управлении индустриально-инновационного развития Актюбинской области.

При этом основа экспорта региона – это нефтепродукты, металлы, ферросплавы. Основной импортируемой продукцией являются транспортные средства, оборудование, продукция химической промышленности, включая каучук и пластмассы, лекарственные средства. 

Безымянный_32.png

Точка зрения

Президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец:

«Я думаю, что принятые меры будут поддерживать экспорт. Причем не только крупный, но и средний и мелкий бизнес. Мы говорим, что у Казахстана очень выгодное геополитическое положение. Между Китаем и Европой, да, очень хорошее, между Китаем и Россией – очень хорошее. А вот место самого Казахстана с позиции экспорта не такое уж и выигрышное для экспортеров. Поскольку мы конкурируем по продажам с теми странами, которые имеют прямой выход к океану.

Мы такого доступа не имеем, поэтому нам приходится транспортировать товары через сопредельные территории других государств, и прежде всего через Россию, у нас там большие транспортные коридоры. И все время у нас проблемы с подачей вагонов, потому что там тарифы достаточно высокие. И вообще считается, что государства, которые не имеют прямого выхода к морю, в плане экспорта очень уязвимы.

Во-первых, окупаемость затрат меньше, потому что доставка груза по железной дороге или автомобильным транспортом обходится дороже и нередко оказывается более длительной – необходимо пересечение границ, грузы задерживаются на станциях, требуется перевалка в портах. У нас высокие транспортные риски. К тому же страны, не имеющие выход к морю, потенциально теряют существенную часть валового продукта в связи с отдаленностью от рынка сбыта и дешевых транспортных артерий. И Казахстан входит в этот список».

Точка зрения

Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов:

Если новые условия будут работать реально, а не на бумаге, то предприятия будут заинтересованы отправлять на экспорт свою продукцию. Для того, чтобы развивать экспорт, однозначно должна быть существенная поддержка со стороны государства. Затрат будет меньше – это облегчит жизнь предпринимателям. По уровню международной торговли мы находимся в конце многих стран, по оформлению товаров как импорта, так и экспорта – как завести, так и вывезти товар у нас достаточно сложно. Хотя последние пятнадцать лет периодически заявляется, что введены новые правила, электронное декларирование. Вместе с тем, сказывается коррупция – сначала создаются препятствия для предпринимателей, а потом помощь им предлагается. 

Экспорт – это всегда определенные затраты. Нужно чтобы продукция соответствовала международным стандартам, и в этом плане это требует дополнительных вложений. Поэтому проще что-то купить за границей в Китае, Турции, Европе привезти сюда, чем изготавливать что-то и вывозить это за рубеж – затраты несопоставимы. Естественно не считая нефти, сырья, которое у нас миллионами тонн вывозится за границу.

Поэтому во всем мире государство создает определенные условия, чтобы предприятия были заинтересованы вывозить свою продукцию за пределы. В этом плане весь мир давно продвинулся вперед, только мы по- прежнему живем по принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если хочешь, отправляй на экспорт, мы здесь ни при чем, и предприятия соответственно не очень заинтересованы. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия у нас в основном занимаются вывозом сырья и хорошо возмещает свои затраты по вывозу сырья за границу, а вот для производителей из числа субъектов малого и среднего бизнеса таких условий, к сожалению, до сих пор не было.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций