Перейти к основному содержанию


1353 просмотра

Что делать, если пропала вся бухгалтерия?

И как защитить свой бизнес

Иллюстрация: Shutterstock

«Нас ограбили!» – кричала бухгалтер в слезах в трубку телефона. Сонный директор компании в три часа ночи не мог понять, чего от него хочет его сотрудник. Разумеется, он не мог сразу оценить масштаб проблем. Казалось бы, ноутбук украли… Понимание серьезности произошедшего пришло к утру: оказалось, что украдена не просто техника, а учетная база всего предприятия.

Попавшему в такую ситуацию руководителю не позавидуешь. Потерять базу данных можно при различных обстоятельствах: компьютеры, как и любая другая техника, ломаются, атакуются вирусами-шифровальщиками, могут сгореть или утонуть во время чрезвычайных происшествий или, как в нашей истории, быть украдены.

Как итог, вся деятельность компании может быть парализована из-за пропажи одного компьютера. Бухгалтер не сможет выписать учетную документацию, не сможет отразить хозяйственную операцию в системе, у него не получится посмотреть движение по расчетному счету, произвести платеж. Да, бухгалтер какое-то время не сможет вести учет, но не в этом главные риски и потери.
 
Серьезные затраты ждут предприятие при восстановлении бухучета. Приведение всех бухгалтерских документов в соответствие с требованиями законодательства – это сложное и дорогое мероприятие. Потому что при полном восстановлении баз данных проводится комплексный анализ и обработка всех первичных документов за «отсутствующий» период.

Как восстановить учет 

Можно доверить эту кропотливую работу собственному бухгалтеру и сэкономить средства. Но будет ли бухгалтер при такой загруженности исполнять свои прямые обязанности корректно? Вряд ли. Можно заказать услуги специализированной компании. Реанимация утерянных документов может обойтись в 50–100 тыс. тенге за каждый месяц восстанавливаемого периода. А срок исковой давности, то есть период, за который у компании могут запросить данные проверяющие органы, составляет 5 лет. Вот и считайте, во сколько вам обойдется потерянная база. По самым пессимистичным прогнозам, в 6 млн тенге за 5-летий срок.

Не восстанавливать учет нельзя, поскольку нарушение законодательства может обойтись предприятию намного дороже с точки зрения финансовых, временных и трудовых затрат, чем приведение бухгалтерского учета в порядок.

Бытовая защита

Бухгалтеры – ответственные работники, ведь они отвечают за сохранность учетной базы. Потери данных по вине бухгалтеров происходят редко. Наоборот, бухгалтеры зачастую сами проявляют инициативу по защите информации, правда, делают это на бытовом уровне. В список таких мероприятий входят: ежедневное копирование данных на внутренний сервер компании, беспокойство о бэкапах (дублирование существующей информации), установка программ-антивирусов, обновление ПО или, как это у нас часто бывает, банальное копирование базы на обычную флешку. 

Все эти меры безопасности ведут к дополнительным затратам: приобретение лицензированных программ, вызов IT-специалистов для обновления ПО и для доработок, покупка запасных дисков либо увеличение памяти компьютера, время, потерянное на выгрузку и загрузку базы.

Виртуализация процесса

На самом деле странно, почему до сих пор во многих казахстанских компаниях бухгалтерия, да и весь управленческий учет, ведется в допотопных программах. Не пора ли перейти в облако? Почему для многих предпринимателей облачные технологии до сих пор остаются загадкой? И это в ситуации, когда почти каждый предприниматель обладает смартфоном, пользуется электронной почтой, то есть чуть ли не ежедневно «витает в облаках».

Эксперты Synergy Research Group оценили мировой рынок облачных сервисов и инфраструктуры в 2018 году в $250 млрд. Причем рост этой цифры по сравнению с 2017 годом составил 32%. Для глобального процесса это очень серьезные темпы роста, которые говорят о чрезвычайной востребованности облачных сервисов со стороны глобального бизнеса.

Облачные технологии доказали свою эффективность. В медицине это систематизация документации; в образовании – электронные дневники, как, например, Kundelik; в логистике – единая цепочка отслеживания маршрута; в государственных закупках – организация тендеров; в банковской сфере – интернет-банкинг.

Безымянный_27.png

Облачные преимущества

Во-первых, все операции по вычислению происходят не на вашем компьютере, а на мощных серверах в сети. То есть предприниматель может использовать те инструменты, которые ему недоступны из-за недостаточных технических характеристик его компьютера.

Во-вторых, не нужно заботиться о производительности своего компьютера, можно не думать о свободном месте на диске, не беспокоиться о переносе информации с одного компьютера на другой.
 
В-третьих, облачные технологии серьезно экономят средства, которые могли бы пойти на покупку лицензированного программного обеспечения. Ведь оплачивается не полная лицензия на ПО, а конкретные функции продукта.

В-четвертых, нет необходимости следить за выходом обновлений, все программное обеспечение обновляется автоматически.

И наконец, в-пятых, открывается возможность одновременного доступа к информации с разных устройств, вы можете работать из любой точки мира. Кроссплатформенность давно уже стала нормой и стандартом для облачных решений.
 
Что касается недостатков использования облака, то есть, пожалуй, один. Доступ к таким сервисам требует постоянного соединения с интернетом. Для того чтобы работать на высоких и стабильных скоростях, нужно стабильное соединение со Всемирной паутиной.

Отметим, что стабильное соединение с интернетом сегодня уже не является проблемой даже для регионов Казахстана, потому что республика находится на высоких позициях мировых рейтингов по доступу населения к интернету.


339 просмотров

За нарушение строительных норм в Шымкенте штрафуют предпринимателей

С начала года с них собрали свыше 60 млн тенге

Фото автора

Штрафы в размере 62,7 млн тенге за нарушение норм и правил строительства в Шымкенте в 2019 году получили 214 предпринимателей. Однако, как отмечают специалисты, проконтролировать процесс возведения зданий госорганы никак не могут.

Управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Шымкенте, созданное в июле 2018 года, фактически начало проверять объекты строительства в городе с октября 2018 года. За три месяца 2018 года было проведено 110 проверок, начислено штрафов на 35 млн тенге. За шесть месяцев 2019 года были привлечены к административной ответственности 214 лиц, на них наложено штрафов на сумму 62,7 млн тенге. Из них на 66 лиц дела направлены в специализированный административный суд, с них взыскано 8,5 млн тенге.

Как рассказал «Курсиву» руководитель городского управления ГАСК Берик Дуйсенов, в 95 из 100 случаев, зарегистрированных с нарушениями, при строительстве объектов в Шымкенте отсутствуют рабочие проекты. Далее следует отсутствие таких документов, как экспертиза и уведомление ГАСК о начале строительно-монтажных работ.

«Раньше был акт приемки, благодаря этому документу сотрудники профильных государственных органов по окончании строительства проверяли объекты на качество и соответствие строительным нормам. Сейчас и этого нет. Объект вводится в эксплуатацию и документы тут же отправляются на регистрацию в органы юстиции. Иногда мы видим массу нарушений, но объект введен в эксплуатацию, а по собственной инициативе мы его проверить не можем», – констатировал Берик Дуйсенов.

Он также отметил, что после получения положительной экспертизы собственник обязан вначале уведомить органы ГАСК о начале строительно-монтажных работ и только после этого нанимать строительно-монтажную бригаду, проводить технический надзор на соответствие рабочему проекту и авторский надзор.

«Это конкурентная среда, государство никак не контролирует процесс строительства, – объясняет сложившуюся ситуацию Берик Дуйсенов. – Фактически строительство ведется в частном порядке. Объект строительства частный, ТОО, которое ведет строительство, тоже принадлежит частнику, экспертизу и проекты проводят частные компании. То есть все четыре лица, которые осуществляют строительство, являются частниками».

Госорганы реагируют только в том случае, если поступило заявление от граждан или обращение от акиматов. Таким образом, в Шымкенте было выявлено девять случаев самовольного строительства.

«Мы подали девять исковых заявлений о сносе, из них в первой инстанции все девять были удовлетворены. Но в ходе апелляции собственники двух объектов изменили целевое назначение своих земельных участков, тем самым приведя их в соответствие. Поэтому суд отменил решение суда первой инстанции и, соответственно, нам отказал в удовлетворении иска», – поведал собеседник.

Как пояснили «Курсиву» в управлении земельных отношений и отделе земельной инспекции, эти органы также не могут проводить плановые проверки, поскольку их нет даже в регламенте. «Все проверки только внеплановые – по письмам и обращениям. Управление было создано в октябре прошлого года. За три месяца 2018 года было выявлено примерно около 30–40 нарушений – нецелевого использования земельных участков. В 2019 году зарегистрировано около 20 нарушений. И все факты были обнаружены только на основании обращений жителей города и акиматов», – сообщил представитель отдела земельной инспекции.

Сейчас в Шымкенте проводится беспрецедентная работа: ГАСК начал признавать недействительными зарегистрированные в юстиции акты приемки.

«То есть мы начали обращаться в суд и привлекать людей, которые принимали в эксплуатацию объекты, построенные с нарушениями. На сегодня о признании недействительными актов ввода в эксплуатацию направили в суд три дела. Мы выявили грубейшие нарушения, вплоть до того, что недостроенные объекты были введены в эксплуатацию. Одно из таких дел, когда второй этаж только поднимается, а здание уже введено в эксплуатацию, мы передали в суд», – рассказал Дуйсенов.

Всего в Шымкенте за полгода в управление поступило 126 уведомлений о начале строительно-монтажных работ. Из них 108 строятся за счет частных инвестиций, 18 – за счет бюджета.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций