Перейти к основному содержанию

1528 просмотров

Центр по оказанию соцуслуг Семея задолжал бюджету более 20 миллионов тенге

Его сотрудники работали без специальных сертификатов

Иллюстрация: Shutterstock

Именно в такую сумму была определена доплата за категории социальных работников Центра по оказанию специальных социальных услуг Семея №3 за период с 2013 по 2018 год. Как показала проверка государственного аудита ВКО, ни один из сотрудников социального учреждения на тот момент не имел сертификата, подтверждающего его категорию.

История началась с того, что 12 октября 2017 года в Центре оказания специальных социальных услуг №3 Семея (далее – ЦОССУ №3) собрались проводить на заслуженный отдых 70-летнего директора – Галину Дуксумбаеву. 28 лет она возглавляла это социальное учреждение, которое социальные работники между собой называли «Домом милосердия». Однако через несколько месяцев после ухода на пенсию заслуженный руководитель, чье учреждение десятилетиями пользовалось почетом и уважением, оказалась в роли ответчицы на гражданском суде.

В январе 2018 года на вакантную должность директора центра была назначена Меруерт Мадинова, уже имеющая достаточно большой опыт руководства аналогичными учреждениями в нескольких районах ВКО. 

В первые же недели работы нового руководителя по жалобе одной из бывших сотрудниц центра в учреждение нагрянула проверка департамента внутреннего государственного аудита. Именно она и выявила многочисленные нарушения в финансовой деятельности, которые были допущены предыдущим руководством.

«Проверкой департамента внутреннего государственного аудита по ВКО от 3 апреля 2018 года было выявлено неправомерное присвоение квалификационных категорий социальным работникам КГУ «Центр оказания специальных социальных услуг №3» за период с 1 октября 2013 по февраль 2018 года. За нарушение норм стандартов оказания специальных социальных услуг к дисциплинарной ответственности были привлечены заместитель директора учреждения и восемь заведующих отделениями», – ответил на официальный запрос «Курсива» заместитель руководителя отдела занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния Семея Азамат Курмангалиев. 

Как пояснила Меруерт Мадинова, речь шла о том, что в ЦОССУ №3 на протяжении последних пяти лет практически всем социальным работникам производились доплаты к заработной плате за то, что им была присвоена та или иная категория.
«Однако категории социальным работникам были присвоены совершенно незаконно. Никто из них не подавал заявки на получение очередной категории в управление координации занятости и социальных программ ВКО и не получал сертификат после сдачи соответствующих экзаменов и документов. Фактически, проходила обычная аттестация на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет», – сообщила Меруерт Мадинова.

Не хватило доказательств

При этом доплаты к заработку социальные работники получали из бюджета ежемесячно. В итоге за 2013–2018 годы сложилась недостача в сумме более 30 млн тенге, около 11 млн из которых были немедленно возращены в местный бюджет еще в 2018 году. Сразу же после проведения проверки.

Однако 20,6 млн тенге в местный бюджет до сих пор не вернулись. Как пояснил Азамат Курмангалиев, летом 2018 года отдел занятости, социальных программ и РАГС Семея подал гражданский иск на имя экс-директора о возмещении в бюджет города материального ущерба в сумме 20 566 100 тенге. Именно во столько была оценена переплата по заработной плате социальным работникам ЦОССУ №3 за 2013–2018 годы. Однако в суде Галина Дуксумбаева представила результаты сразу нескольких аналогичных проверок, датированных 2013, 2015 и 2016 годами, где тематический контроль и аудиторские проверки никаких нарушений по начислениям надбавок сотрудникам центра не выявили. 
В ходе судебного разбирательства, длившегося с 29 мая по 23 июля 2018 года в Семейском городском суде, выяснилось, что во время проверки была произведена выемка части документов, касающихся начислений заработной платы сотрудников. 

«Настоящее исковое требование является преждевременным, поскольку истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии вины ответчика. То есть в настоящее время проводятся следственные действия по установлению вины причиненного ущерба, и окончательного процессуального решения органом предварительного расследования не принято», – говорится в материалах судебного разбирательства, прошедшего под председательством судьи Семейского городского суда Даулета Султанова.

Также, по его мнению, приказ о создании аттестационной комиссии, которая в последние пять лет выносила протокольные решения о присвоении квалификационных категорий работникам с последующим начислением им надбавки к заработной плате, на момент судебного разбирательства не был никем ни оспорен, ни отменен и, соответственно, все еще имел юридическую силу. 

Да и подавать судебный иск на возмещение материального ущерба отдел занятости, социальных программ и РАГС Семея, как администратор программ и уполномоченный орган, распоряжающийся всем имуществом и финансами центра, не имел права. Наоборот, по мнению суда, основанному на статьях 37 и 41 Гражданского кодекса РК (органы юридического лица и учредительные документы юридического лица), отдел, как уполномоченный орган, «не имел полномочий на предъявление данного иска».

Так, Семейский городской суд постановил гражданский иск в отношении экс-директора ЦОССУ №3 Галины Дусумбаевой оставить без рассмотрения. 7 августа 2018 года постановление Семейского городского суда вступило в законную силу. И в настоящее время отдел занятости, социальных программ и РАГС Семея вместе с руководством Центра оказания специальных социальных услуг №3 Семея ищут законный выход из сложившейся ситуации, чтобы вернуть в местный бюджет 20,6 млн тенге.
 

799 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance