Перейти к основному содержанию

Центр по оказанию соцуслуг Семея задолжал бюджету более 20 миллионов тенге

Его сотрудники работали без специальных сертификатов

Иллюстрация: Shutterstock

Именно в такую сумму была определена доплата за категории социальных работников Центра по оказанию специальных социальных услуг Семея №3 за период с 2013 по 2018 год. Как показала проверка государственного аудита ВКО, ни один из сотрудников социального учреждения на тот момент не имел сертификата, подтверждающего его категорию.

История началась с того, что 12 октября 2017 года в Центре оказания специальных социальных услуг №3 Семея (далее – ЦОССУ №3) собрались проводить на заслуженный отдых 70-летнего директора – Галину Дуксумбаеву. 28 лет она возглавляла это социальное учреждение, которое социальные работники между собой называли «Домом милосердия». Однако через несколько месяцев после ухода на пенсию заслуженный руководитель, чье учреждение десятилетиями пользовалось почетом и уважением, оказалась в роли ответчицы на гражданском суде.

В январе 2018 года на вакантную должность директора центра была назначена Меруерт Мадинова, уже имеющая достаточно большой опыт руководства аналогичными учреждениями в нескольких районах ВКО. 

В первые же недели работы нового руководителя по жалобе одной из бывших сотрудниц центра в учреждение нагрянула проверка департамента внутреннего государственного аудита. Именно она и выявила многочисленные нарушения в финансовой деятельности, которые были допущены предыдущим руководством.

«Проверкой департамента внутреннего государственного аудита по ВКО от 3 апреля 2018 года было выявлено неправомерное присвоение квалификационных категорий социальным работникам КГУ «Центр оказания специальных социальных услуг №3» за период с 1 октября 2013 по февраль 2018 года. За нарушение норм стандартов оказания специальных социальных услуг к дисциплинарной ответственности были привлечены заместитель директора учреждения и восемь заведующих отделениями», – ответил на официальный запрос «Курсива» заместитель руководителя отдела занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния Семея Азамат Курмангалиев. 

Как пояснила Меруерт Мадинова, речь шла о том, что в ЦОССУ №3 на протяжении последних пяти лет практически всем социальным работникам производились доплаты к заработной плате за то, что им была присвоена та или иная категория.
«Однако категории социальным работникам были присвоены совершенно незаконно. Никто из них не подавал заявки на получение очередной категории в управление координации занятости и социальных программ ВКО и не получал сертификат после сдачи соответствующих экзаменов и документов. Фактически, проходила обычная аттестация на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет», – сообщила Меруерт Мадинова.

Не хватило доказательств

При этом доплаты к заработку социальные работники получали из бюджета ежемесячно. В итоге за 2013–2018 годы сложилась недостача в сумме более 30 млн тенге, около 11 млн из которых были немедленно возращены в местный бюджет еще в 2018 году. Сразу же после проведения проверки.

Однако 20,6 млн тенге в местный бюджет до сих пор не вернулись. Как пояснил Азамат Курмангалиев, летом 2018 года отдел занятости, социальных программ и РАГС Семея подал гражданский иск на имя экс-директора о возмещении в бюджет города материального ущерба в сумме 20 566 100 тенге. Именно во столько была оценена переплата по заработной плате социальным работникам ЦОССУ №3 за 2013–2018 годы. Однако в суде Галина Дуксумбаева представила результаты сразу нескольких аналогичных проверок, датированных 2013, 2015 и 2016 годами, где тематический контроль и аудиторские проверки никаких нарушений по начислениям надбавок сотрудникам центра не выявили. 
В ходе судебного разбирательства, длившегося с 29 мая по 23 июля 2018 года в Семейском городском суде, выяснилось, что во время проверки была произведена выемка части документов, касающихся начислений заработной платы сотрудников. 

«Настоящее исковое требование является преждевременным, поскольку истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии вины ответчика. То есть в настоящее время проводятся следственные действия по установлению вины причиненного ущерба, и окончательного процессуального решения органом предварительного расследования не принято», – говорится в материалах судебного разбирательства, прошедшего под председательством судьи Семейского городского суда Даулета Султанова.

Также, по его мнению, приказ о создании аттестационной комиссии, которая в последние пять лет выносила протокольные решения о присвоении квалификационных категорий работникам с последующим начислением им надбавки к заработной плате, на момент судебного разбирательства не был никем ни оспорен, ни отменен и, соответственно, все еще имел юридическую силу. 

Да и подавать судебный иск на возмещение материального ущерба отдел занятости, социальных программ и РАГС Семея, как администратор программ и уполномоченный орган, распоряжающийся всем имуществом и финансами центра, не имел права. Наоборот, по мнению суда, основанному на статьях 37 и 41 Гражданского кодекса РК (органы юридического лица и учредительные документы юридического лица), отдел, как уполномоченный орган, «не имел полномочий на предъявление данного иска».

Так, Семейский городской суд постановил гражданский иск в отношении экс-директора ЦОССУ №3 Галины Дусумбаевой оставить без рассмотрения. 7 августа 2018 года постановление Семейского городского суда вступило в законную силу. И в настоящее время отдел занятости, социальных программ и РАГС Семея вместе с руководством Центра оказания специальных социальных услуг №3 Семея ищут законный выход из сложившейся ситуации, чтобы вернуть в местный бюджет 20,6 млн тенге.
 

banner_wsj.gif

5589 просмотров

Как работают казахстанские ТРЦ после двух месяцев карантина

Ретейлеры уверены во всплеске продаж и последующем затишье

Фото: Shutterstock/Sergey Varygin

В казахстанских мегаполисах - Нур-Султане и Алматы - после двух месяцев карантина открылись торговые центры. Покупатели туда буквально хлынули, но эксперты отрасли считают, что этот ажиотаж в ТРЦ вскоре сменится затишьем.

Современные торговые центры (ТЦ) страны сосредоточены в двух городах – Алматы и Нур-Султане. На начало 2020 года, по данным Colliers International Kazakhstan, в этих мегаполисах работало более 50 объектов торговой недвижимости, обеспеченность торговыми площадями составляла 365 кв. м в Алматы и 363 кв. м в Нур-Султане на тысячу человек. В 2019 году Нур-Султан догнал по обеспеченности торговыми площадями исторического лидера в этом сегменте – Алматы. За прошедший год в столице ввели в эксплуатацию ТЦ «Central Market», многофункциональный комплекс Abu Dhabi Plaza и ТЦ «Talan Towers» (Emporium). 

В марте 2020 года все торгово-развлекательные центры (ТРЦ) в Алматы и Нур-Султане были закрыты – и открылись только два месяца спустя. 

Недвижимость-02.jpg

Как ТРЦ пережили кризис

Арендаторы ТРЦ, которые больше всего пострадали от коронавирусного карантина – это точки непродуктового ретейла и представители сферы развлечений. Те из них, чья годовая маржа не превышала 8–10%, за два месяца простоя оказались в серьезном убытке, предполагает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan Баян Куа­това. В числе тех арендаторов, кто пережил эпидемию относительно успешно, – представители продуктового ретейла, аптеки и те продавцы, которые несмотря ни на что смогли наладить и онлайн-торговлю, и доставку.

Большинство ТРЦ предоставили арендные каникулы своим клиентам, и как следствие – лишились доходов за два месяца.

«Мы столкнулись с проблемой, которую даже представить не могли. Торговые центры имеют огромное количество квадратов, возникли финансовые сложности», – делится Маншук Сихимбаева, заместитель генерального директора управляющей компании DS Property, занимающейся ТРЦ «Forum Алматы».

Расходы крупных торгово-развлекательных центров за то же самое время составили несколько миллионов тенге – деньги были нужны на содержание персонала, техническое обеспечение, приведение ТРЦ в соответствие с санитарными нормами. Возобновляющие работу торговые центры проверяют санитарно-эпидемиологические службы, и нередко при этом предъявляют новые требования, которые ведут к дополнительным расходам девелоперов. 

Во сколько обошлись им такие «каникулы», торговые центры пока не посчитали.

«Физические итоги сможем подвести через два месяца после начала работы, когда увидим, что происходит с рынком», – говорит управляющий партнер Retail Space (компания работает с ТРЦ «Спутник», ТЦ «Promenade») Андрей Гордиенко. 

Контрольная закупка 

Пандемия поставила потребителей в непривычные условия, и сейчас сложно предугадать, как они поведут себя после снятия ограничений. 
Начало карантина в розничной торговле ознаменовалось всплеском продаж – переход на удаленную работу и непонимание будущего толкали потребителей активно закупать продукты питания и компьютерную технику для организации домашнего офиса. Но все это происходило на фоне уже закрывшихся ТЦ, и выиграли в этот период лишь те, у кого была налажена онлайн-торговля. Период бума сменил период затишья.

«Через две недели ажиотаж прошел. Началось разумное потребление – из пяти вариантов выбирали наиболее проверенный. С этого момента потребление стало трансформироваться в более качественное русло», – комментирует Маншук Сихимбаева. Эта тенденция, по ее мнению, продолжится и после пандемии – на рынке будут востребованы более качественные услуги и товары. 

В целом покупательское поведение станет более осторожным, прогнозируют многие участники рынка. На людей влияют страх и неопределенность, они не понимают, что будет с работой и доходами, и поэтому начинают экономить. С другой стороны, такой стиль жизни может стать поводом снова начать потреб­ление.

«Люди все равно устают от режима экономии и делают спонтанные не очень нужные покупки. Будем на это надеяться», – говорит российский эксперт, управляющий торговых центров Lynks Property Management Оксана Мысова.

По оценке российских исследовательских компаний, в торговые центры вернутся не все потребители доковидного периода. Аргумент прост: трафик в ТЦ уменьшится из-за снижения доходов, страха заболеть и успешного опыта онлайн-покупок. Укоренится ли после пандемии новая поведенческая модель потребителей – это маркетологам еще предстоит выяснить.

«Сейчас потребительские намерения и предпочтения обнулились. Чтобы понять, каков профиль клиентов, которые теперь ходят в ТРЦ, надо делать опросы. Но не раньше октября», – считает партнер исследовательской компании AMExpert Софья Щукина.

Кто вернется в ТРЦ и что там увидит

Управляющие казахстанских торговых центров более оптимистичны в своих настроениях – они рассчитывают на привычки и менталитет соотечественников и полагают, что тем не понравилось покупать онлайн. По­этому люди вернутся в торговые центры, чтобы провести время с семьей, развлечься, пощупать товар и убедиться в его качестве перед покупкой.

«Думаю, серьезной трансформации не будет. Направления развлечений уже есть, выдумывать ничего не нужно. В западных странах качество продукта намного выше. Они не боятся заказывать в интернете,  уверены, что придет то, что нужно. У нас не так», – уверен Андрей Гордиенко.

Плохая новость для покупателей – в ближайшее время их будет ждать довольно скудный ассортимент и подросшие цены.

«У многих ретейлеров даже летние коллекции не были закуп­лены. В течение двух-трех недель после открытия возникнет всплеск продаж, потом, когда появятся новые ценники, – затишье», – продолжает Гордиенко.

Финансовый директор бишкекского ЦУМа Усенжан Турдиев тоже полагает, что продажи начнут восстанавливаться к осени. Он объясняет:

«В связи с пандемией многие арендаторы не смогли закупить товары – предложения на рынке не будет. Реальные цифры потребления увидим начиная с сентября, когда появятся осенние коллекции и спрос».

Девелоперы надеются, что за время низкого летнего сезона люди соскучатся по привычному шопингу, осенью в торговые центры завезут новые коллекции и покупателям наконец удастся устроить полноценный шопинг. Главное, чтобы обошлось без второй волны эпидемии. Мысова резюмирует:

«Думаю, выйдем в высокий октябрь. Все рассчитываем на Новый год. Но страшно подумать, что будет, если осенью начнется вторая волна пандемии. Если уйдем еще раз в глубокий карантин – это реально страшно. Экономика будет совсем в другом состоянии, которое пока даже сложно представить».

В одной упряжке

Пандемия изменила не только потребителей, но и самих участников рынка – арендодателей и арендаторов ТРЦ.

«Мы остались тет-а-тет с нашими арендаторами. Нужно было перестраивать отношения из обычных в какие-то даже политические. Сейчас недостаточно просто иметь квадратные метры и удобные подъезды. Мы еще должны выстраивать очень хорошие отношения с нашими арендаторами. Должны слушать и слышать друг друга», – говорит Маншук Сихимбаева. 

Для управляющих торговыми центрами клиент – это не конечный покупатель, а арендатор. По мнению Баян Куатовой, подход большого бизнеса «ушли одни, придут другие» сейчас неуместен – на большое количество новых арендаторов в ближайшее время рассчитывать не стоит. Собственникам торговых площадей предстоит выстраивать тесное сотрудничество.

«Заботясь о своих клиентах (арендаторах), владельцы ТРЦ дают возможность арендаторам заботиться о конечном потребителе (покупателях)», – считает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan, добавляя, что такой подход должен заключаться не в разовой акции, а в целой программе долгосрочных мер.

Ирина Седухина, управляющий партнер Watcom Group, занимающейся оценкой и анализом потоков посетителей ТЦ, полагает, что новые отношения будут строиться в том числе и на основании четких расчетов. Она поясняет:

«Управляющие компании будут зависеть от бизнеса каждого арендатора в отдельности. Нельзя управлять, не измеряя. Надо продолжить измерять трафик, но еще важнее знать товарооборот арендаторов, понимать, кто их покупатели, почему они приходят в ТРЦ и чем интересуются. Успех будет зависеть от объединения и поиска совместных точек роста (для управляющих компаний и арендаторов) на основе четких данных, собираемых в режиме онлайн».

Участники рынка полагают, что и для арендаторов, и для покупателей привлекательность сохранят торговые центры, предлагающие комфортное пространство для отдыха и развлечений. Даже те арендаторы, которые перейдут в формат онлайн-торговли, будут охотно арендовать в таких ТРЦ помещения для своих шоурумов и пунктов выдачи заказов.

«Мы будем идти навстречу торговле в интернете и работать больше как пункт выдачи, при этом не отходя от сути ТРЦ», – говорит директор The Smart Space, компании из сферы услуг по управлению недвижимостью Нуржан Давлетбаев. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png