Перейти к основному содержанию
31623 просмотра

«АрселорМиттал Темиртау» обвинили в выбросах хлора

За четыре года проверяющие мининдустрии выявили 5153 нарушения требований промышленной безопасности на предприятии

Фото: Виктор Осипов

Жители Темиртау утверждают, что АО «АрселорМиттал Темиртау» методично отравляет население опасным газом, выбрасывая на город тонны ядовитого хлора. Эксперты настаивают на  срочной  модернизации  блока химических установок на предприятии, передает Kursiv.kz.  

23 апреля на имя акима Карагандинской области Ерлана Кошанова поступило письмо от жителя Темиртау Сулумбека Микаева. Почетный гражданин РК просит главу региона безотлагательно создать комиссию и привлечь к проверке независимых специалистов, чтобы они разобрались в критической ситуации с загрязнением окружающей среды и выбросами вредных веществ в атмосферу. Господин Микаев сообщает, что лично стал свидетелем происходящего на металлургическом комбинате.

Имитация работы или?

Несколько лет назад у Сулумбека Микаева появилась идея построить в городе предприятие по производству строительных пигментов и лакокрасок. Сырьем для него должны были стать отходы производства регенерации, в частности оксид железа, который является стратегическим сырьем с широким спектром применения. Вкратце отметим, оксид железа - побочный продукт, образующийся в результате регенерации соляной кислоты, которую используют при травлении поверхности металла перед его прокатом, происходит это в отделении ЛПЦ-2 АО «АМТ».

Сулумбек Микаев начал переговоры с руководством комбината, там его предложением заинтересовались. Для того чтобы понять, в каком состоянии сегодня находится Блок химических установок листопрокатного цеха, предприниматель пригласил в город в качестве эксперта Бориса Эпштейна, который в свое время являлся начальником этого участка и как никто другой знает этот объект, поскольку много лет назад запускал технологическое оборудование химблока  ЛПЦ-2. 

Что обнаружил эксперт

После тщательного изучения обстановки специалист дал свое заключение:

«Химблок находится в крайне тяжелом состоянии, и речь идет не о вспомогательных элементах в цеху».

Он сообщил, что основная проблема заключается в технологической части оборудования и БХУ, отвечающего  за переработку, восстановление отработанных травильных солянокислых растворов, исключая попадание вредных веществ, таких как хлор и соляная кислота в атмосферу, водоёмы и почву города.

Борис Эпштейн также пояснил, что процесс травления металла происходит следующим образом: соляная кислота смывает и растворяет окалину и ржавчину с поверхности металла перед отправкой в прокатное отделение, в отработанном виде соляная кислота, насыщенная хлористым железом, сливается в блок химических установок.

Сам же блок состоит из четырех установок регенерации, и только в них должно происходить разложение отработанного соляного раствора на пары воды, хлора и оксида железа.

Хлор при специальной технологии должен превращаться в регенерат соляной кислоты и возвращаться в травильное отделение для его использования в производственных нуждах.

Оксид железа с максимальным содержанием хлора 0,3% составляет отходы данного производства и должен утилизироваться ввиду того, что он смертельно вреден для здоровья людей.

Однако после изучения ситуации на химблоке г-н Эпштейн и г-н Микаев пришли к выводу, что технологический процесс нарушен. Оборудование изношено, а местами отсутствует вовсе. Оно требует ремонта и реконструкции и в таком виде лишь имитирует работу блока химустановок, а потому оригинальному  проекту не соответствует. По словам исследователей, они также выяснили, что форсунки для впрыска отработанного соляного раствора в реактор установок стоят с реактора, превышающего производительность самих установок в четыре раза, что разрушает реакторы на всех четырех установках химблока.

Об этом должен знать аким

Специалисты обнаружили целый ряд нарушений, которые влекут за собой серьезные последствия  как для города, так и здоровья населения. Все это господин Микаев подробно изложил в письме к акиму области, указав также, что неиспользование блока химустановок в цикле металлургического производства препятствует возврату в технологию соляного раствора, который просто сливается в приямок, скрытый обшитыми листами железа. Из приямка он попадает под здание химблока и далее через разрушенную ливневую канализацию выливается в отстойник канала комбината на Самаркандском водохранилище.

В комментариях «Курсиву» Сулумбек  Микаев рассказал: «Я находился рядом с Борисом Эпштейном, и тогда я думал о производстве, не задумываясь об экологии. Хотел построить завод, который бы работал на этих отходах, и намеревался привлечь инвестиции. А когда я понял, что там происходит, на химблоке, тут мне совесть уже не позволила молчать. Ведь это город, в котором живут люди, наши дети и внуки, это все отражается на их здоровье». 

В своем письме предприниматель отмечает, что необходимо экстренно остановить работу травильного отделения ЛПЦ-2 ввиду ее крайней опасности для жителей региона. Эксплуатация блока химустановок в таком виде невозможна, и ему нужна срочная реконструкция. В обращении указывается, что было получено разрешение для отбора проб оксида железа на химблоке. Выяснилось, что оксид железа по содержанию хлора в 100 раз превышает нормы. Этот оксид железа с содержанием хлора вывозят на аглофабрику и сжигают в агломерационной печи при температуре 1200 градусов.  Хлор, содержащийся в оксиде железа,  при нагревании тут же испаряется и  вылетает в  трубу.  Поскольку хлор тяжелее воздуха, он опускается на землю. По мнению предпринимателя, отсюда в городе большое количество онкологических и других заболеваний.

«В месяц на комбинате в агломерационной печи сжигается порядка 2 тыс.  тонн хлористого оксида железа, из чего следует, что количество газов хлора, выбрасываемого в атмосферу, составляет приблизительно  60 тонн в месяц! Хлор оседает на территории населенных пунктов Карагандинской области в радиусе 180 километров…  Но, в случае реконструкции блока химических установок в ЛПЦ-2,  это все прекратится и выбросов в окружающую среду более не будет», – говорится в письме акиму области.

Сулумбек Микаев попросил  главу региона создать комиссию по расследованию всех вышеизложенных фактов и привлечь не зависимых от АО «АМТ»  специалистов, имеющих специальные знания в этом направлении. Кроме того, он заявляет о необходимости срочно принять меры к воздействию на АО «АрселорМиттал Темиртау», чтобы там безотлагательно провели реконструкцию блока химических установок  ЛПЦ-2.

Разрешения на работу есть

Однако в пресс-службе АО «АМТ» «Курсиву» сообщили, что упомянутый цех имеет «Декларацию промышленной безопасности» от 12 января 2009 года, где определены все опасные производственные объекты и технические устройства, и, согласно законодательству, они прошли экспертизу, в которой отражены разрешенные сроки эксплуатации.

«На БХУ (блок химических установок) имеются четыре установки регенерации. В настоящее время для обеспечения технологического процесса в работе находятся установки №1 и №4, которые полностью обеспечивают переработку отработанного раствора, полученного при травлении металла. На установке регенерации №1 в апреле 2018 года был проведен текущий ремонт, произведена замена насадки в рекуператоре и колонне, частичный ремонт конуса печи»,– подчеркнул советник по связям с общественностью АО «АрселорМиттал Темиртау» Алексей Агуреев.

По его данным, в августе 2018 года на установке регенерации №4 была произведена замена наполнителя в рекуператоре и колонне. Установка регенерации №2 выведена в капитальный ремонт, который продолжается в настоящее время, установка регенерации №3 находится на консервации.

«В 2018 году независимой экспертной организацией была проведена экспертиза оборудования БХУ. Выдано разрешение на эксплуатацию. Кроме того, с целью дальнейшей модернизации 30.03.2018 г. ЛПЦ-2 выдано техническое задание «Прокатное производство. ЛПЦ-2. Модернизация Блока химических установок РУТНЕР в НТА ЛПЦ-2», производится подбор потенциальных поставщиков оборудования»,- говорит г-н Агуреев.

Как утверждают в пресс-службе АМТ, в этом году предприятие заключило контракт на проектирование нового здания участка регенерации БХУ, до конца 2020 года планируется выполнить ремонтные работы, согласно проекту. Также сообщили и о системе приточной вентиляции с подогревом, установленной в районе стены между отделением регенерации и складом растворов, в данный момент она выведена в ремонт. Из официального ответа пресс-службы следует, что оборудование химблока может работать и находится в удовлетворительном состоянии.

А были ли проверки?

Напомним, в февральском номере газеты в статье «Контроль за контролирующими» «Курсив» писал о жалобе в прокуратуру эксперта по технадзору Серика Бектурганова, работавшего в фирме, выигравшей тендер на проверку оборудования газового цеха комбината.

«Нам нужно было обследовать газоводы, а также оборудование нагнетательное и компрессионное газового цеха АМТ, в котором есть 24 наименования. В первую очередь я столкнулся с тем, что не ведется даже техническая документация, а документы, которые предоставляются в департамент промышленной безопасности по Карагандинской области, не соответствуют действительности. Кроме того, не проводится экспертиза оборудования. При обследовании мне предложили просто расписаться в документах без проверки. Но ведь нельзя забывать, что это газоводы, из-за взрыва могут погибнуть люди», – отмечал эксперт по технадзору. 

Тогда господин Бектурганов написал письмо в прокуратуру области с требованием навести порядок на заводе, отмечая, что экспертиза в газовом цеху была проведена некачественно и с целым рядом нарушений. Прокуратура направила его письмо в областной департамент промышленной безопасности, откуда ему пришел ответ, где, в частности, сообщалась, что проверка на предприятии прошла, документы об экспертизе имеются. Сейчас газовый цех АО «АМТ» продолжает работать, а Серик Бектурганов своей работы лишился.

Есть что скрывать?

В сентябре 2018 года о плачевном состоянии химблока ЛПЦ-2 писал журналист Олег Гусев, после его критических статей на заводе начались проверки. Однако общественность так и не узнала, действительно ли часть отработанных растворов сливается в ливневую канализацию, а оттуда попадает в Самаркандское водохранилище. Тогда контролирующие органы так и не ответили на вопрос, насколько экологически безопасно и юридически законно сжигать в агломерационной печи оксид железа с содержанием хлора, в сотню  раз превышающие проектные 0,3%.

Остался без ответа и вопрос «Курсива» о химическом составе оксида железа на предприятии. Вместе с тем, чтобы понять, сколько хлора сейчас содержится в оксиде железа и в итоге выбрасывается в атмосферу, необходимы четкие цифры, которые рабочие фиксируют в цеховом журнале.

Выявлено более пяти тысяч нарушений  

Как сообщают в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, в период с 2014 по 2018 год на АО «АрселорМитталТемиртау» было проведено пять проверок на предмет соблюдения требований промышленной безопасности, еще пять внеплановых проверок провели по контролю за исполнением предписаний. Предприятие вновь оштрафовали.

«В ходе них было выявлено 5153 нарушения требований промышленной безопасности. Наложено 89 штрафов, из них на физических лиц 74 штрафа на сумму более 843 тыс. тенге, оштрафованы 15 юридических лиц на сумму 10,06 млн тенге. Приостановлено 642 опасных производственных объекта, технических устройства, а также здания и сооружения», – говорится в ответе министерства на запрос «Курсива».

Кстати, совсем недавно Сулумбек Микаев получил ответ на свое письмо в акимат, в нем сообщалось, что обращение «направлено для рассмотрения и предоставления ответа в порядке, предусмотренном действующим законодательством». А в беседе с корреспондентом «Курсива» руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Карагандинской области Руслан Тулепбаев заметил, что акимат сделает все необходимые запросы и сформирует комиссию, которой предстоит выяснить ситуацию в химблоке ЛПЦ-2.
 

banner_wsj.gif

1792 просмотра

Экосистемы для МСБ

Кто из банков креативнее

Фото: Shutterstock/Garfieldbigberm

По мнению финансовых экспертов, разработка экосистем и супераппов – приложений, которые объединяют сервисы от заказа еды до инвестиций в облигации, станет доминирующей тенденцией в развитии банковского сектора на ближайшие годы. Для универсальных банков эффективность таких проектов будет зависеть в том числе от ориентации их экосистем не только на физлиц, но и на бизнес-клиентов. «Курсив» разбирался, какие дополнительные цифровые услуги для МСБ предлагают сегодня казахстанские банки.

В Казахстане не так много компаний, которые показывают стабильный рост, поэтому отечественным банкирам все сложнее конкурировать за бизнес-клиентов. Большинство банков предлагают на рынке схожие продукты, одинаковые тарифы, и все БВУ работают по одним и тем же государственным программам. Но часть кредитных организаций в борьбе за клиента переходят в цифровое пространство, разрабатывая собственные экосистемы – финансовые и нефинансовые услуги для МСБ.

«Сильная конкуренция приводит к тому, что просто создать отличный цифровой сервис недостаточно. Сегодня к нему надо иметь собственную дистрибуцию, которая обычно очень дорого обходится, и другую дополнительную инфраструктуру. Поэтому в сложившихся условиях может возникнуть хорошая коллаборация финтех-компаний и банков», – говорит Дамир Какиев, управляющий директор по малому (массовому) бизнесу ДБ «Альфа-Банк».

Еще не поздно

Отечественные банки строят экосистемы нескольких направлений: Open Banking и Marketplace, а также предлагают бизнесу спектр нефинансовых услуг. Дальше всех в сфере «банк-магазин» продвинулся Kaspi, впервые презентовавший свою торговую площадку еще в 2014-м. Большая часть казахстанских БВУ начала активно развивать дополнительные электронные сервисы лишь в 2019-м.

«Банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития, – констатирует финансовый аналитик Сергей Полыгалов. – Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов».

«Открытый банк» строится на технологиях Open API, то есть на общедоступном наборе программных инструментов, которые обеспечивают взаимодействие между приложениями банка. Благодаря открытым интерфейсам разработчики сторонних компаний могут получить доступ к функционалу и контенту БВУ и использовать его, например, для частичной интеграции или создания собственных приложений. По словам директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константина Пака, в этом направлении успешно двигаются несколько банков: «Forte и Kaspi работают в направлении Marketplace. Есть признаки того, что и Halyk начал развивать эту систему. Но, например, Альфа-Банк выбрал другую стратегию развития».

Эксперт считает, что диджитализация банковских сервисов может привести к росту выручки за счет расширения каналов продаж и новых вариантов монетизации.

«Для создания экосистем нужны большая клиентская база и серьезное финансирование. Из-за текущей ситуации в экономике, возможно, некоторые финансовые организации снизят инвестиции в такие проекты. Но все будет зависеть от спроса на эти продукты», – говорит Пак.

Будущее именно за дополнительными функциями БВУ, убежден Полыгалов.

«Те банки, которые будут активно развивать и применять информационные технологии, будут иметь больший спрос на свои услуги, – считает он. – Отчасти это видно уже сегодня, в условиях карантина. Те банки, которые смогли предоставить клиентам возможность дистанционного обслуживания, на мой взгляд, менее пострадали от ограничений».

Чем богаты

Обзор существующих экосистем банков, предназначенных для бизнес-клиентов, логично начать с крупнейшего игрока. В 2018 году, после интеграции Халыка с Казкомом, количество клиентов объединенной организации составило 300 тыс., и половина из них уже тогда были постоянными пользователями системы интернет-банкинга для юридических лиц – Onlinebank.

«Развитие экосистемы мы начали с внедрения полезных сервисов для массового сегмента МСБ, таких как выставление счетов на оплату в Onlinebank, отправка платежей и переводов внутри банка в режиме 24/7, в том числе на карты физических лиц, зачисление заработной платы», – рассказывает директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.

Halyk первым в Казахстане внедрил сервис проверки компаний при отправке платежа. Банк бесплатно дает возможность получить отчет о благонадежности партнера.

«Мы предоставляем информацию клиентам из 30 открытых источников. В апреле мы внедрили такой сервис по компаниям из России, это позволило нашим клиентам проверить и обезопасить свои сделки», – говорит Душатова.

У большинства предпринимателей нет своей службы безопасности для проверки сотрудников на благонадежность, поэтому Халык внедрил сервис «HR-помощник», где также бесплатно можно узнать информацию о кандидате из 30 открытых источников. Еще один бесплатный сервис от структуры – это «Обухгалатер». Более 50% компаний сектора МСБ используют упрощенную декларацию (форма ФНО 910). Банк интегрирует сдачу документов с личным кабинетом налогоплательщика.

«Клиенту всего лишь нужно заполнить данные по оборотам, при этом система сама посчитает суммы налоговых и социальных отчислений и отправит декларацию», – сообщила Душатова.

Местные игроки

Банк ЦентКредит выстраивает экосистему для МСБ и ИП вокруг собственного интернет-банкинга и мобильного приложения для бизнес-клиентов StarBusiness.

«Мы единственные из первой десятки банков, кто предлагает бесплатное подключение к интернет- и мобильному банкингу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У некоторых банков при бесплатном подключении требуется приобретение ключа либо платная регистрация», – рассказали в пресс-службе БЦК.

Клиентам банка доступны внутрибанковские переводы в режиме 24/7, внешние переводы и платежи, онлайн-сопровож­дение валютных контрактов, онлайн-открытие депозитов, выпуск тендерных гарантий. Одна из фишек БЦК – платформа по конвертации валют по биржевому курсу, которая рассчитана на все юридические лица и ИП.

StarBusiness позволяет получить полный контроль над движением средств организации и ее филиалов, оформлять выпуск карт, оплачивать любые счета и многое другое. Также БЦК запустил открытую финансовую платформу, которая позволяет потенциальным партнерам без длительных подготовительных процедур интегрироваться с банком и создавать инновационные сервисы для общих клиентов. Данная опция будет интересна компаниям – обладателям собственных приложений, уточнили в БЦК.

Евразийский банк для повышения спроса на онлайн-услуги снизил тарифы на цифровое обслуживание, сообщила пресс-служба банка.

«Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, использующих «1С-Бухгалтерию», получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov», – рассказали в пресс-службе Евразийского.

Российские «дочки»

В Альфа-Банке говорят, что намерены занять доминирующее положение в секторе малого и среднего бизнеса, предоставив предпринимателям возможность моментально получать банковские услуги по принципу одного окна. Приоритет банка – перевести все услуги из отделений в цифровые каналы.

«Клиенты малого бизнеса в Альфе уже совершают 99% платежей в интернет-банке и мобильном приложении. На следующем этапе мы начнем предоставлять клиентам небанковские сервисы. Главное для нас – решить конкретные проблемы клиента с помощью удобного дистанционного обслуживания», – рассказал Дамир Какиев.

Продукты банка для МСБ платные, но предприниматель может серьезно сэкономить, если оплатит услуги банка за год.

«За время карантина и ЧП мы сумели привлечь новых клиентов при помощи онлайн-открытия счетов за 10 минут. Альфа-Банк первым в стране начал открывать счета без выезда курьера для индивидуальных предпринимателей и ТОО», – сообщил Какиев.

Дочерний ВТБ находится в самом начале пути по созданию собственной экосистемы. Стоимость продуктов здесь еще не рассчитывали, но в банке говорят, что клиентам будет доступен выбор: осуществить покупку в рамках пакетного предложения по принципу «все включено» либо приобретать отдельные опции.

«Мы разрабатываем сервис онлайн-бухгалтерии, который позволяет в автоматическом режиме формировать упрощенную бухгалтерскую и налоговую отчетность и фактически заменяет некрупному бизнесу услуги бухгалтера. Также пакетное предложение будет включать опцию «Автоматический склад» для автоматизированного учета прихода и расхода товаров на складе», – сообщил член правления Банка ВТБ (Казахстан) Игорь Ли, курирующий в банке работу с МСБ.

Экосистема российского материнского Сбербанка громадна – она включает и поиск офис­ных помещений, и решения для бизнеса в области распознавания лиц, и образовательные платформы. Его казахстанская «дочка» начала продвигать экосистему только в прошлом году с продажи продуктов для бухгалтеров от компании Sber Solutions. С начала этого года банк предложил МСБ такие опции, как личный юрист и HR-сервисы.

«Последний рассчитывает заработную плату сотрудников, может заниматься подбором персонала и кадровым администрированием», – рассказала пресс-служба Сбербанка. Во II квартале банк намерен реализовать несколько опций (организация удаленного рабочего места, экспресс-аудит бухгалтерии) и услуги сопровождения (процедура банкротства, слияния и поглощения). «Кроме того, для кафе и ресторанов мы планируем предложить программу лояльности SberFood с сервисами бронирования столиков, предзаказа и доставки еды», – сообщили в Сбербанке.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png