Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1585 просмотров

Жамбылским фермерам не заплатили более 3 миллиардов тенге субсидий

Теперь они не хотят производить мясо и молоко

Фото: Shutterstock

Новые правила субсидирования Минсельхоза действуют только для тех, кто участвует в программе «Сыбаға» и завозит крупный и мелкий рогатый скот из-за рубежа. При этом многие жамбылские фермеры до сих пор не получили положенные им субсидии за прошлый год. Сложившаяся ситуация отбивает у крестьян желание производить мясо и молоко.  

Где деньги, Минсельхоз? 

На эту проблему в своем запросе от 13 марта обратили внимание премьер-министра Аскара Мамина депутаты мажилиса, члены депутатских фракций партий «Нур Отан» и «Ак жол». Депутаты рассказали о проблемах актюбинских сельхозпроизводителей, которые не получили выплаты субсидий на сумму более 2,4 млрд тенге. При этом, как было указано, аналогичная ситуация сложилась и в ряде других областей Казахстана – общая сумма задолженности перед сельхозпроизводителями по отрасли составила порядка 36,6 млрд тенге.

Как сообщил «Курсиву» председатель жамбылского областного филиала республиканского общественного объединения «Союз фермеров Казахстана» Жигули Дайрабаев, только животноводческим хозяйствам региона, содержащим КРС, в минувшем году не было выплачено 1,2 млрд тенге. 450 млн тенге не получили фермеры, специализирующиеся на племенном животноводстве. Предприятиям по производству яиц до сих пор не выплатили 13 млн тенге, а за произведенное мясо птицы птицефабрики не получили 50 млн тенге. 70 млн тенге в виде субсидий недополучили производители мяса ягнятины, 200 млн тенге – свиноводы, более 10 млн тенге – овцеводческие хозяйства. Животноводам, занимающимся селекцией скота, не выплатили субсидий на сумму 120 млн тенге, фермерам, производящим молоко, – 80 млн тенге; 950 млн тенге субсидий до сих пор не дошло до производителей говядины. В общей сложности получается около 3,13 млрд тенге.

Для кого субсидии?

Глава крестьянского хозяйства «Жастар болашагы» Алдибек Амреев из Т. Рыскулова района поделился, что из-за проблем с получением субсидий решил отказаться от разведения КРС и лошадей мясного направления в пользу производства молока. «В прошлом году я продал на мясо 180 быков. На каждую голову должен был получить субсидию 45 тыс. тенге. Собрал документы, предоставил их в райотдел сельского хозяйства, но ничего мне не дали. Объяснили, что субсидии выплачиваются только тем, кто содержит в хозяйстве больше 1 тыс. голов. А у меня меньше, но и правила до этого были другие: для получения субсидий достаточно было иметь больше 100 голов КРС. В этом году я сократил поголовье с 70 до 30 быков, еще есть 30 лошадей мясной породы», – рассказал «Курсиву» фермер. 

Он добавил, что в сентябре планирует приобрести в Алматинской области дойных коров, чтобы производить молоко – это направление субсидируется лучше, чем мясное. В прошлом году фермер попытался заняться этим направлением сельхозпроизводства, купил коров в России по программе «Сыбаға». Однако животные не смогли адаптироваться в условиях жамбылского предгорья и пришлось их продать. А разведение коров местной алатауской породы поволит получить ожидаемую прибыль.

Участвовать в программе животновод на этот раз отказался – много сил и времени уходит на подготовку необходимых документов. «Я хочу работать, но без государственной поддержки приходится трудно. Причем с этими проблемами сталкиваются все фермеры», – говорит Алдибек Амреев. 

Официальная точка зрения

По информации главного специалиста отдела животноводства управления сельского хозяйства акимата Жамбылской области Сражаддина Сулейменова, в настоящее время в области действуют 32 специализированных хозяйства по разведению племенного КРС молочного направления, 32 хозяйства разводят скот мясного направления продуктивности. Кроме того, в отрасли племенного овцеводства функционируют 75 племенных овцеводческих хозяйств, 22 хозяйствующих субъекта занимаются выращиванием племенных лошадей. В них разводится более 20 различных пород племенных животных. 

Собеседник отметил, что в прошлом году в рамках бюджетной программы поддержки племенного животноводства товаропроизводителям в общей сложности выплачено субсидий на сумму 4,1 млрд тенге. В рамках реализации программы «Сыбаға» в области принята отраслевая программа развития мясного скотоводства на 2018–2027 годы, утверждены индикативные показатели. В этот период в регион запланирован ввоз более 36 тыс. голов импортного маточного поголовья КРС.   

«В прошлом году в кредитные финансовые институты НУХ «КазАгро» от 34 хозяйств поступили заявки на приобретение 8,2 тыс. КРС, из которых одобрены заявки на покупку 7,9 тыс. голов, фактически завезено около 2 тыс. голов на сумму 852,5 млн тенге, полученных через кредитную организацию. Также в рамках этой программы 77 товаропроизводителям выдано 948,6 млн тенге кредитов, закуплено 32,2 тыс. голов овец. Согласно поручению Министерства сельского хозяйства в 2018 году по Жамбылской области было запланировано экспортировать 1 тыс. т говядины, 1,5 тыс. т баранины. Эти показатели по итогам года были выполнены на 101,4 и 110,6% соответственно», – сообщил специалист облсельхозуправления. 

Сражаддин Сулейменов также проинформировал, что в этом году, по состоянию на 12 апреля, в кредитные организации поступило девять заявок на приобретение 853 голов импортного КРС и выдано кредитов на 45 млн тенге. Кроме этого, на приобретение овец поданы заявки от 57 хозяйств на  покупку 29,3 тыс. голов на сумму 751 млн тенге. Из них получили одобрение 45 заявок на общую сумму 543 млн тенге.

«Сюрприз» с доставкой?

Уделяя внимание импорту племенного скота за рубежом, специалисты Министерства сельского хозяйства делают ставку на повышение качества животных, содержащихся в отечественных хозяйствах. Это и улучшает селекционную работу, и позволяет придать животным казахстанских пород новые признаки, позволяющие получать высокие результаты. 

Между тем руководители крупных животноводческих хозяйств Жамбылской области обращают внимание еще на одну важную проблему – речь идет о заболеваниях скота и вакцинах. 

«Мы уже несколько лет завозим племенной скот из России и Беларуси, Китая и Турции. И вместе с ними приобретаем не известные нам ранее заболевания животных, от которых теперь приходится покупать вакцины. А препараты эти изготавливаются только за рубежом и стоят очень дорого», – говорят фермеры. 

Однако в жамбылской областной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства РК отмечают, что в регионе не зафиксировано ни одного факта ввоза экзотических заболеваний животных. 
 
«Импорт крупного и мелкого рогатого скота в регион осуществляется в соответствии с решением комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», а также согласно алгоритму, утвержденному Минсельхозом, – пояснил «Курсиву» исполняющий обязанности руководителя ведомства Жандар Кулекеев. – Прежде чем покинуть страну отправления, животные проходят 30-дневный карантин, затем они находятся на 30-дневном карантине в стране прибытия. Скот наблюдается на предмет 10 экзотических заболеваний животных. Если хотя бы одно из них выявляется, то принимаются соответствующие меры». 

Как отметил собеседник, он вообще не понимает, в чем проблема: если фермеров что-то беспокоит, пусть обращаются в инспекцию.

9641498.jpg


2758 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций