Запрет на рекламу алкоголя в Казахстане может быть пересмотрен

Из-под запрета предлагают вывести слабоалкогольные напитки для создания равных условий с рынками других стран ЕАЭС

Фото: Shutterstock.com

Частичной либерализации может быть подвергнут запрет на рекламу алкогольной продукции в Казахстане, сообщила 19 апреля вице-министр информации и общественного развития Нургуль Мауберлинова.

В Казахстане запрет на рекламу алкоголя в СМИ действует с 2004 года, периодически к вопросу о его частичном снятии в отношении слабоалкогольных напитков возвращались как производители, так и эксперты, поскольку запрет рекламы никак не повлиял на продажи спиртных напитков: потребление алкоголя на душу населения в Казахстане осталось на уровне примерно 11 литров в год.

Однако до недавних пор государством этот вопрос не рассматривался, теперь же МИОР выступил инициатором частичного снятия запрета на пиво и на вино, аргументируя это поддержкой СМИ.

«Снятие запрета на рекламу слабоалкогольной продукции в СМИ – это пиво, пивной напиток, вино… Основная цель предлагаемой нормы – это поддержка отечественных СМИ, так как многие субъекты средств массовой информации существуют за счет рекламных средств», – сказала Мауберлинова, представляя в пятницу на заседании межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности в минюсте концепцию проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информаций».

При этом, аргументируя необходимость такого послабления, она заметила, что в остальных странах ЕАЭС (в России, Беларуси, Армении и Кыргызстане) реклама слабоалкогольной продукции в СМИ не запрещена.

«Таким образом, создаются неравные условия как для отечественных предпринимателей алкогольной продукции, так и для отечественных СМИ», – заметила представительница МИОР.

По ее словам, предложение предусматривает временные ограничения такой рекламы, в частности, для телеканалов она будет разрешена с 22:00 до 06:00 по местному времени, но полностью запрещена в праздничные и в выходные дни.

«Для печатных изданий, за исключением детских и религиозных, будет разрешена реклама с учетом следующих требований: для газет не должна размещаться на первой и последней полосах, для журналов не должна размещаться на первой и последней страницах, а также на обложках», – добавила вице-министр.

При этом реклама слабоалкогольной продукции в каждом случае должна будет сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного ее потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10 процентов рекламной площади, также такая реклама не должна будет содержать мультипликацию (анимацию).

«Хочу подчеркнуть, что демонстрироваться будет не продукт, а товарная марка и наименование», – заключила Мауберлинова.

Напомним, что если реклама алкоголя была запрещена почти 15 лет назад, то правила продажи алкоголя в разное время суток были ужесточены в Казахстане почти через десять лет после введения этого запрета, только в 2014 году.

Время запрета продажи крепкой алкогольной продукции увеличено с 21 часов вечера до 12 часов следующего дня. Эти изменения касаются только спиртных напитков крепостью выше 30 градусов, к которым относятся водка, крепкие ликероводочные изделия – продукция с объемной долей этилового спирта от 30 процентов, коньяк – продукция с объемной долей этилового спирта 40-45%. На алкоголь крепостью ниже 30 градусов запрет на продажу остался прежним, с 23 часов ночи до 8 утра.

Кроме того, тогда же были внесены изменения в Закон «О рекламе», которые запрещают рекламу товаров с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, которые прямо или косвенно предлагают алкоголь, без каких-либо исключений. Мера была предпринята в целях исключения скрытой рекламы алкоголя.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg