Перейти к основному содержанию

4266 просмотров

Запрет на рекламу алкоголя в Казахстане может быть пересмотрен

Из-под запрета предлагают вывести слабоалкогольные напитки для создания равных условий с рынками других стран ЕАЭС

Фото: Shutterstock.com

Частичной либерализации может быть подвергнут запрет на рекламу алкогольной продукции в Казахстане, сообщила 19 апреля вице-министр информации и общественного развития Нургуль Мауберлинова.

В Казахстане запрет на рекламу алкоголя в СМИ действует с 2004 года, периодически к вопросу о его частичном снятии в отношении слабоалкогольных напитков возвращались как производители, так и эксперты, поскольку запрет рекламы никак не повлиял на продажи спиртных напитков: потребление алкоголя на душу населения в Казахстане осталось на уровне примерно 11 литров в год.

Однако до недавних пор государством этот вопрос не рассматривался, теперь же МИОР выступил инициатором частичного снятия запрета на пиво и на вино, аргументируя это поддержкой СМИ.

«Снятие запрета на рекламу слабоалкогольной продукции в СМИ – это пиво, пивной напиток, вино… Основная цель предлагаемой нормы – это поддержка отечественных СМИ, так как многие субъекты средств массовой информации существуют за счет рекламных средств», – сказала Мауберлинова, представляя в пятницу на заседании межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности в минюсте концепцию проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информаций».

При этом, аргументируя необходимость такого послабления, она заметила, что в остальных странах ЕАЭС (в России, Беларуси, Армении и Кыргызстане) реклама слабоалкогольной продукции в СМИ не запрещена.

«Таким образом, создаются неравные условия как для отечественных предпринимателей алкогольной продукции, так и для отечественных СМИ», – заметила представительница МИОР.

По ее словам, предложение предусматривает временные ограничения такой рекламы, в частности, для телеканалов она будет разрешена с 22:00 до 06:00 по местному времени, но полностью запрещена в праздничные и в выходные дни.

«Для печатных изданий, за исключением детских и религиозных, будет разрешена реклама с учетом следующих требований: для газет не должна размещаться на первой и последней полосах, для журналов не должна размещаться на первой и последней страницах, а также на обложках», – добавила вице-министр.

При этом реклама слабоалкогольной продукции в каждом случае должна будет сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного ее потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10 процентов рекламной площади, также такая реклама не должна будет содержать мультипликацию (анимацию).

«Хочу подчеркнуть, что демонстрироваться будет не продукт, а товарная марка и наименование», – заключила Мауберлинова.

Напомним, что если реклама алкоголя была запрещена почти 15 лет назад, то правила продажи алкоголя в разное время суток были ужесточены в Казахстане почти через десять лет после введения этого запрета, только в 2014 году.

Время запрета продажи крепкой алкогольной продукции увеличено с 21 часов вечера до 12 часов следующего дня. Эти изменения касаются только спиртных напитков крепостью выше 30 градусов, к которым относятся водка, крепкие ликероводочные изделия – продукция с объемной долей этилового спирта от 30 процентов, коньяк – продукция с объемной долей этилового спирта 40-45%. На алкоголь крепостью ниже 30 градусов запрет на продажу остался прежним, с 23 часов ночи до 8 утра.

Кроме того, тогда же были внесены изменения в Закон «О рекламе», которые запрещают рекламу товаров с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, которые прямо или косвенно предлагают алкоголь, без каких-либо исключений. Мера была предпринята в целях исключения скрытой рекламы алкоголя.

522 просмотра

От лизинга мебели – к бизнесу лизинга

Казахстанский производитель мебели использовал лизинговые технологии, чтобы спастись от влияния кризиса

Фото: Shutterstock.com

Компания Tornadoplus, производитель корпусной мебели, внедрила инструмент лизинга для расширения продаж собственной продукции. Наработанные методы взаимодействия с клиентами заставили Игоря Проценко, владельца компании, задуматься о применении лизинга и на других рынках. Наибольшие перспективы предприниматель видит в фитнес-индустрии. 

В 2016 году рынок мебели погрузился в кризис. Потребление сократилось на 30% в сравнении с 2014 годом, когда мебельная промышленность достигла пика производства. В деньгах за 2014–2016 годы рынок упал на 24%. Низкие продажи повлекли закрытие 30% производственных предприятий. Внедряя в этот момент лизинговые продажи мебели, – впервые на этом рынке в Казахстане, – компания Tornadoplus рассчитывала нивелировать для себя последствия кризиса. 

Проценко попытался привлечь к финансированию лизинговых операций банки, но они отказались. Главная особенность лизинга состоит в том, что до полного выкупа имущества владение закреплено за продавцом. Но бывшая в употреблении мебель выступать залогом для банка не могла. Поэтому Tornadoplus разработала собственную лизинговую программу.

Основой послужил стандартный банковский договор лизинга, который доработали с учетом знания рынка и проблем, с которыми можно столкнуться. К примеру, в документ внесены личные гарантийные обязательства акционеров компании-покупателя. Другой способ снижения рисков – ограничение суммы сделки, она не может быть больше 20 млн тенге. 

Разрабатывая программу, Игорь Проценко понимал, что продукт должен быть востребован на рынке B2B. Наиболее перспективно выглядели частные учебные заведения. К примеру, в 2016 году только в Алматы работало около 200 частных детских садов, 80% которых испытывали потребность в новой мебели. 

Сотрудничество начинается с заявки, которую клиент оставляет на сайте компании. Tornadoplus с согласия контр­агента собирает и анализирует доступную информацию о нем. На принятие решения уходит в среднем две недели. Договор лизинга возможен на срок от года до трех, первоначальный взнос – от 20 до 40%, годовые проценты по лизингу – от 0 до 18%. График платежей строится с учетом сезонных спадов. 

За три года, говорит Игорь Проценко, клиентами программы пожелали стать 40 компаний, с половиной из них были заключены договоры лизинга. Ни одного дефолта допущено не было. «Эта программа была жестом отчаяния в разгар кризиса мебельной отрасли, но спасательным кругом для нас она не стала, – говорит Игорь Проценко. – Зато теперь, когда мебельный рынок пошел в рост, мы будем использовать этот опыт как дополнительное конкурентное преимущество». 

В руках у предпринимателя оказался универсальный финансовый инструмент для любого рынка. Банковские лизинговые программы ориентированы на крупное промышленное производство, а в сфере малого и среднего бизнеса никто подобные инструменты в стране не применяет. 

Что связывает мебель и фитнес-индустрию

Новый бизнес Игоря Проценко – «Самал Лизинг Текнолоджиз». Директор компании Алия Саиди в силу собственных компетенций определила наиболее перспективный для лизинговых технологий рынок: фитнес-индустрия. 

У Алии Саиди – большой опыт в индустрии фитнеса, она участвовала в развитии таких известных фитнес-брендов, как Fitnation, Luxor, Classis, Fightclub в Казахстане, Magneto и Aqquafirst в России. Эксперт говорит, что текущее проникновение фитнеса в Казахстане – минимально. Для Алматы этот показатель составляет 3%, для регионов – не более 1%. В то же время в Москве фитнесом увлечены 8% населения, в Лондоне и Нью-Йорке – 20%, а рекордсмен по этому показателю Барселона – 34% ее жителей регулярно посещают фитнес-залы.

Причин, почему в Казахстане такое низкое проникновение фитнеса, много, но одной из основных Саиди считает низкий уровень готовности индустрии в целом. Это совокупность показателей: от дефицита квалифицированного персонала до низкой компетенции владельцев, слабо представляющих возможные риски бизнеса. По мнению собеседницы, сейчас в Казахстане наступил период массового ухода с рынка некомпетентных игроков. Образующиеся ниши спешат занять крупные отечественные и российские фитнес-бренды. Собственный масштабный фитнес-проект планирует запустить даже крупный игрок из сферы ритейла.

Тренажеры в лизинг 

Сложившуюся ситуацию Алия Саиди называет не кризисом, а качественным перерождением индустрии. Клиенты пойдут туда, где будет лучше обслуживание и спортивные технологии. В этой сфере и видит перспективы «Самал Лизинг Текнолоджиз». 

Для поставок фитнес-оборудования компания заключила договоры с тремя солидными производителями, которые обеспечивают гарантийное обслуживание. 

Сейчас в работе у «Самал Лизинг Текнолоджиз» пять крупных фитнес-проектов: два в Нур-Султане, два в Алматы и один – в Ташкенте. По словам Игоря Проценко, сделки на этом рынке серьезные и требуют тщательной проработки финансового обеспечения, которое может колебаться в пределах от $100 тыс. до более чем $1 млн. 

«В лизинговые программы мы вкладываем весь накопленный опыт и возможности: собственные средства, банковские и частные займы, доход от работающего бизнеса», – говорит Игорь Проценко. Главными проблемами он считает невысокий уровень доверия к лизингу в Казахстане и короткие сроки финансирования. В России лизинговые программы возможны на срок до семи лет. В Казахстане стоимость денег и общее экономическое положение не позволяют запускать программы на срок более трех лет.

Комплексный подход увеличивает доход

Современное спортивное оборудование при должном уходе служит около 10 лет. Сами по себе тренажеры, даже очень качественные и современные, не гарантируют успех фитнес-зала. Поскольку прибыльность лизингового бизнеса напрямую зависит от жизнеспособности компаний-клиентов, «Самал Лизинг Текнолоджиз» проповедует комплексный подход. Перед заключением лизингового соглашения Алия Саиди консультирует клиентов по всем вопросам ведения бизнеса. «Конечно, консультации – это часть нашей прибыли, – признается Алия. – Но так мы показываем, что в успехе бизнеса клиента мы заинтересованы так же, как и в сохранении своей репутации».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций