Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1630 просмотров

Зачем под Риддером строят астрологическую деревню

Проект на 107 млн тенге вполне может окупиться за три года

Фото: Shutterstock

Чайной мануфактурой и астрологической деревней планирует привлечь туристов в таежную глушь Восточного Казахстана предпринимательница из Павлодара. Меньше года назад Татьяна Смола в пяти километрах от Риддера купила заброшенную базу «Березовка». Она уверена, что всего через пару лет сможет удивить и самых искушенных путешественников.

По словам предпринимательницы, именно расположение базы – у подножия Ивановского хребта, на высоте 950 метров над уровнем море, на границе с горно-таежным массивом – стало главной причиной, по которой «Березовка» была куплена чуть больше года назад. Сейчас это несколько хозяйственных построек и три домика на 24 гостевых места.

«Да, база морально и материально устарела, но именно ее месторасположение, горная река и чистый воздух могут стать той изюминкой, которая и людей сюда привлечет, и денег поможет заработать», - уверена Татьяна. 

А строить свой бизнес она собирается с помощью астродеревни, чайной мануфакутры и открытием нескольких мастерских.

«Поверьте мне, людям интересно не только покупать сувениры, но и делать их собственными руками. Мы посчитали, прибыль от производства чая принесет до 6 млн тенге в год, а от производства сувениров и проведения мастер-классов по изготовлению их для наших гостей – более 3 млн тенге, столько же – прибыль от конных маршрутов», - поделилась с «Курсивом» Татьяна Смола. 

Помимо вложения собственных средств в развитие запустить проект «Центр народных ремесел» она рассчитывает на средства, полученные от фонда «Даму». 2 млн тенге пошли на строительство мастерской и покупку гончарного круга. А вот с другими идеями ей помогло участие в проекте фонда «Coca-Cola Белестері», который нацелен на обучение безработных женщин основам зеленых технологий для создания «зеленого» бизнеса на селе. $ 4 тыс. пойдут именно на организацию этого направления. 

Плюс на минус

Даже дорогу, кстати, относительно неплохую по здешним меркам, которая ведет через базу к другим туристическим объектам региона, а также делает базу доступной для желающих отдохнуть и зимой, хозяйка «Березовки» считает плюсом. Серьезными минусами – отсутствие электричества и водопровода.

«Вы же понимаете, что хоть алмазами я тут все выложу, но в следующий раз люди поедут туда, где есть душ с горячей водой и туалет не на улице», - уверена предпринимательница.

Реально оценивая ситуацию, она прекрасно понимает, что база, построенная десять лет назад, к тому же из б/у материалов, особой эстетической ценностью не обладает. Да, на средства хозяйки здесь был проведен косметический ремонт, но нужен капитальный.
 
«Оборотный капитал предприятия не превышает 800 тыс. тенге в месяц. Техническое состояние базы не позволяет увеличивать стоимость услуг и развивать дополнительный пакет. Таким образом, качество и количество оказываемых услуг остается пока на одном и том же низком уровне рентабельности», - рассуждает Татьяна.

То же самое и с электричеством. Так получилось, база была приобретена незадолго до того, как рядом с ней начали проводить линии электропередач. «Березовка» в перечень тех объектов, к которым вскоре проведут электричество, не вошла. Отклониться от утвержденного курса, построить трансформаторную будку и протянуть провода – обойдется в сумму не менее 4 млн тенге. Пока таких средств нет.
 
В этом, надеется бизнес-леди, ей смогут помочь в региональной Палате предпринимателей, где в декабре прошлого года прошла презентация инвестпроектов. Из 52 представленных выбрали 13, среди них – проект Татьяны Смолы «Расширение туристической базы «Березовка». 

Как рассказал «Курсиву» и.о. заместителя директора палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев, эти 13 проектов были не просто интересны, но абсолютно готовы к реализации и финансированию, то есть у них есть бизнес-планы, имеется залоговое имущество.

С ним согласился и председатель правления АО «НА «Kazakh Tourism» Рашид Кузембаев. Он отметил, что это вполне обоснованные и окупаемые проекты, а потому вполне имеют право на серьезные инвестиции. А поиском инвесторов АО «НА «Kazakh Tourism» как раз и займется. По крайней мере, должно было заняться. 

«Нет, к сожалению, с тех пор со мной даже никто не связывался по этому поводу. Жаль, конечно, очень рассчитывали на поддержку. Поймите, не просто просим дать нам денег, построить мастерскую, завезти к нам туристов. Нам необходима помочь там, где мы сами пока бессильны – довести до нас электричество, к примеру. Вот на подобную поддержку мы рассчитывали», - говорит Татьяна Смола.

Она посчитала, что необходимые для расширения базы 107 млн тенге окупятся за три года.

А пока хозяйка «Березовки» внедряет в жизнь то, что задумала, и ждет лета – основного сезона для туристов и туроператоров.


1952 просмотра

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций