Перейти к основному содержанию

1149 просмотров

В ЗКО выявили нарушения в госзакупках на 1,3 млрд тенге

Ежегодно нарушений в области госзакупок становится все меньше, причиной тому - переход на электронный формат проведения тендеров

Фото: Shutterstock

В ЗКО с начала года аудиторы выявили нарушения при проведении 369 госзакупок на сумму 1,3 млрд тенге. 67 нарушений было выявлено в ходе проверок по жалобам бизнесменов, результаты 4 из них уже отменены.

Аудиторы отмечают, что ежегодно нарушений в области госзакупок в ЗКО становится все меньше, причиной тому - переход на электронный формат проведения тендеров, постоянный камеральный контроль за ходом госзакупок. Удивительно, но ряд нарушений в госзакупках может выявить установленная на портале goszakup.gov.kz система управления рисками (СУР), как это произошло с тендером, разыгранным Бурлинским районным отделом ЖКХ, когда отдел покупал за государственные деньги отопительные котлы, а в итоге остался без денег и без котлов.

«В конце декабря 2018 года СУР выдал нам информацию о том, что объявленные Бурлинским районным отделом ЖКХ государственные закупки являются рискованными, - рассказал «Курсиву» заместитель руководителя Департамента внутреннего государственного аудита по ЗКО Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК Виталий Пак. - Тендер был объявлен в 20-х числах декабря, это была явная попытка освоить бюджетные деньги в сжатые сроки - до окончания календарного года. Когда мы вышли на аудит, выяснили, что райотделом ЖКХ была заключена сделка на поставку отопительных котлов для новых школ города с ГКП «Аксайжылукуат» на сумму 86 млн тенге. Деньги поставщику были переведены, но котлы не были поставлены». 

Бюджетные средства растворились в воздухе, и это стало поводом для возбуждения уголовного дела сотрудниками Нацбюро по противодействию коррупции ЗКО. На данный момент 58 млн тенге из бесследно пропавших возвращены на счет государства.

Пак пояснил «Курсиву», что сотрудники их ведомства за 2018 год провели 139 выездных проверок по 220 закупкам на общую сумму 4,832 млрд тенге (из них в 138 были установлены нарушения на сумму 3,498 млн тенге). Камеральным проверкам подверглись 8410 конкурсных процедур на сумму 98,2 млрд тенге (из них в 207 госзакупках на сумму 964,3 млн тенге выявлены нарушения). 

Он также отметил, что выездные проверки в основной массе аудиторы проводят по жалобам участников госзакупок, которые посчитали, что тендер был проведен незаконно. Камеральные проверки осуществляются через веб-портал госзакупок, и их несомненным плюсом является то, что аудиторы могут выявить нарушения и привести тендер в соответствии с законодательством еще в ходе его проведения.

Основными нарушениями при проведении госзакупок, по словам собеседника «Курсива», являются необоснованное отклонение заявок потенциальных поставщиков товаров и услуг в участии в конкурсе, неправильный подсчет условных скидок при определении победителя.
 
«Могут быть нарушения на стадии технической спецификации, которая не позволяет принять участие в тендере другим субъектам бизнеса – обычно это выражается в том, что условия конкурса госзакупок пишутся под определенного поставщика, - рассказывает Виталий Пак. - Вполне возможно, если бы этих нарушений не было, победителями конкурсов госзакупок были бы признаны совсем другие поставщики».

Чаще всего грешат нарушениями в тендерах отделы ЖКХ, отделы строительства и учреждения образования (школы, колледжи).

С начала 2019 года по представлению областной прокуратуры Департамент внутреннего государственного аудита по ЗКО инициировал 4 судебных иска в отношении областного  Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог по поводу проведения госзакупок на общую сумму 2,7 млрд тенге (это средства, выделенные на текущий ремонт и обслуживание автодорог).

По мнению аудиторов, госорган в ходе тендера не обеспечил равные условия для всех потенциальных поставщиков услуг. По двум судебным процессам решение принято в пользу Департамента внутреннего государственного аудита по ЗКО, по одному из них суд принял сторону ответчика и посчитал, что подрядчик выбран верно и выполняет дорожные работы качественно и в срок. По одному из исков суды еще продолжаются.

Виталий Пак также сообщил «Курсиву», что в 1 квартале 2019 года камеральным контролем было охвачено 23957 процедур госзакупок на сумму 56 млрд тенге. Аудиторы выявили, что 302 закупки на сумму 772,5 млн тенге были проведены с нарушениями. 
По всем процедурам направлены уведомления, которые исполнены.

«Ежегодно нарушений в проведении госзакупок становится меньше, сам портал goszakup.gov.kz выявляет эти нарушения, - говорит Виталий Пак. - Так, по сравнению с 2017 годом, снижено в пределах 50-60% количество обращений предпринимателей по фактам, когда тендеры пишутся под определенного поставщика. Многие нарушения позволяет выявить камеральный контроль за тендерами: так, когда он только формировался, 16-20% госзакупок проводились с нарушениями, сейчас этот процент снижен до 3-5%».

1909 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance