Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1388 просмотров

В Усть-Каменогорске ликвидируют уличные рынки

Готовы ли к таким переменам предприниматели

Фото: Shutterstock.com

Вместо лотков – бутики, вместо целлофановых навесов – надежная крыша. Согласно новым законодательным нормам, через шесть лет все уличные базары перестанут функционировать, а на их месте владельцы земельных участков должны построить торговые дома. Готовы ли к таким переменам рынки Усть-Каменогорска, выяснял «Курсив».

Веление времени

Жители Усть-Каменогорска на встречах с чиновниками периодически поднимают вопрос возвращения так называемой «китайки» – рынка в центре города, закрытого несколько лет назад. В феврале во время отчета перед населением аким областного центра ВКО Жаксылык Омар поставил точку в этом вопросе, заявив, что «барахолки в городе не будет, потому что на дворе XXI век и мы должны двигаться к цивилизации». Также градоначальник пояснил, что существующие городские рынки в течение нескольких лет будут модернизированы.

«Согласно статьи 10 Закона «О регулировании торговой деятельности» торговые рынки подразделяются на универсальные и специализированные. С 1 января 2025 года в городах областного значения с численностью населения свыше 100 тыс. человек универсальный рынок должен состоять из одного или более стационарных торговых объектов, внутри которых могут располагаться нестационарные торговые объекты», – сообщила «Курсиву» заместитель акима Усть-Каменогорска Тамара Рахимжанова.

Но заместитель руководителя отдела предпринимательства Усть-Каменогорска Олжас Кудайбергенов уточняет: по новым нормам рынки должны отвечать всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, иметь системы водоснабжения, канализации, помещения для администрации. По сути открытые рынки должны полностью утратить свой нынешний вид с их палатками и навесами.

«Поправки, внесенные в закон, касаются уличных рынков не только в Усть-Каменогорске, но и во всех крупных городах страны. Если говорить именно про областной центр Восточного Казахстана, то в Усть-Каменогорске пять городских рынков должны пройти процесс модернизации к 2025 году», – сказал Олжас Кудайбергенов.

96541498.jpg

Общие данные

Несмотря на то, что до часа Х еще шесть с половиной лет, долгий и капиталоемкий процесс модернизации начинается уже сейчас. Первым этапом, по поручению чиновников из Миннацэкономики, стало проведение всеобщей паспортизации всех торговых рынков страны.
 
В Восточном Казахстане, согласно данным Комитета по статистике Миннацэкономики, на начало 2019 года зарегистрировано 74 рынка на 8977 торговых мест. Из них 55 рынков отнесены к универсальным. Однако в связи с тем, что требования измененного закона распространяются только на города областного значения, под модернизацию будут попадать только рынки Усть-Каменогорска и Семея. По данным Тамары Рахимжановой, в столице ВКО к ним отнесены рынки: «Альшемали», Центральный, Заречный, «Заря», «Красная Калина».

«В акимате города неоднократно проводились встречи с руководителями вышеуказанных рынков, в ходе которых обсуждены проблемные вопросы, даны определенные рекомендации. На сегодняшний день руководителями рынков за счет собственных средств разработаны первичные документы – эскизные проекты по строительству стационарных объектов. Однако в связи со сложившимися финансовыми затруднениями для отдельных рынков города заказ эскизов в настоящее время не представляется возможным», – сообщает замакима города.

Директор Заречного рынка Серик Балтабаев в интервью «Курсиву» сказал, что сейчас идет разработка проектно-сметной документации для строительства торгового дома на месте этого рынка. Только после того, как будет готова ПСД, станет известна сумма необходимых инвестиций.

«Чтобы выполнить требования законодательства, понадобятся сотни миллионов тенге. В связи с тем, что покупательная способность снизилась и уровень доходности арендаторов на нашем рынке уменьшился, для проведения строительно-монтажных работ будут использоваться заемные средства. Безусловно, хотелось бы в этом вопросе получить государственную поддержку в виде субсидирования процентной ставки», – говорит Серик Балтабаев.

Вместе с тем руководитель рынка отмечает, что время открытых базаров действительно проходит. И перемены необходимы. Покупатели все чаще останавливают свой выбор на приобретении вещей в торговых домах, да и арендаторы стремятся уйти с улиц.


2767 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций