Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


777 просмотров

В Уральске проверяют фасады торговых точек на наличие неоплаченной рекламы

В течение 7 дней бизнесмены должны убрать наружную рекламу, если не хотят за нее платить

Фото: Shutterstock

Уведомления о ликвидации штендеров и замене вывесок, не соответствующих поправкам в Закон «О рекламе» получили 160 предпринимателей в Уральске, чьи торговые объекты расположены на главной улице города – проспекте Нурсултана Назарбаева.

Представители госорганов предупредили владельцев магазинов, кафе, ресторанов: если выявленные несоответствия не будут устранены, им будет начислен налог по факту наличия рекламных конструкций и объявлений, а также их ждет штраф.

Поправки в Закон «О рекламе» были внесены 8 января 2019 года и вступили в законную силу 11 апреля этого же года.

Согласно этим поправкам, все виды наружной рекламы - вывески, где есть информация об акциях и скидках, баннеры на фасадах зданий, где содержатся рекламные слоганы, а также выносные рекламные конструкции - штендеры, теперь облагаются налогом. 

Отдельный налог также будет взиматься с рекламных агентств за размещение рекламных роликов на ситивизорах и LED-экранах, бегущей строки, а также - статичной рекламы на билбордах.

«10 апреля, за день до вступления поправок к налоговому законодательству в области рекламы, мы провели рейд по центральной улице Уральска - проспекту Нурсултана Назарбаева, чтобы грамотно разъяснить владельцам торговых точек, что является рекламой в их вывесках, а что нет», - рассказала корреспонденту «Курсива» главный специалист отдела архитектуры и градостроительства акимата города Уральска Ирина Вайдиева.

Как отмечает собеседница «Курсива», за день они сумели обойти более 160 торговых точек. В ходе рейда у ряда предпринимателей были выявлены нарушения в части оформления вывесок - они должны быть написаны на двух языках, в то время как у большинства торговых точек - лишь на русском языке. 

Сотрудники горакимата раздали уведомления об устранении этих нарушений и предупредили бизнесменов, что если они хотят оставить рекламные вывески, то должны быть готовыми к тому, что за них придется платить дополнительный налог. На приведение своих объектов в соответствие с поправками в Закон «О рекламе» им был дан срок 7 дней.

«Мы объяснили предпринимателям, что к рекламе не относятся наружные вывески с названием магазина, режимом его работы, - поясняет Ирина Вайдиева. - Внутреннее и внешнее оформление витрин и окон, где размещаются образцы товарной продукции, декоративное и праздничное оформление витрин с внутренней стороны стекла также не является рекламой. Но наличие в витринах рекламных плакатов о скидках или акциях, а также наклеенные с наружной стороны витрины подобные объявления  - это уже реклама».

Отметим, что плата за такую рекламу в месяц составит 1 МРП (2 525 тенге) за любой плакат площадью менее 2 квадратных метров.

Вайдиева подчеркивает, что в ходе рейда по проспекту Назарбаева они выявили целый ряд случаев размещения возле торговых точек штендеров (это переносное устройство на 4 ножках, по обе стороны которого крепятся металлические листы с напечатанной рекламной информацией - прим. ред.). Теперь штендер - тоже налогооблагаемый объект - в месяц за рекламу, размещенную на одной из сторон штендера необходимо будет платить 5 МРП, за две - 10 МРП (25 525 тенге ежемесячно).

Ирина Вайдиева сообщила «Курсиву», что рейды по торговым точкам будут проходить на постоянной основе в течение 2-3 месяцев. В ближайшее время сотрудники отдела архитектуры и градостроительства совместно со специалистами отдела предпринимательства будут отрабатывать торговые точки на проспекте Евразия.

«Пока мы будем только вести разъяснительную работу, чтобы предприниматели реагировали на поправки в законодательство,  - отмечает Ирина Вайдиева. - В последующем, если они не приведут соответствие свои вывески, не оформят по закону свои рекламные конструкции, мы вынуждены будет привлекать их к административной ответственности, производить начисление платы налога на визуальную рекламу фактически, используя в качестве доказательств ее наличия фото и видеосъемку».

Отметим, что штраф за отсутствие на торговой точке вывески на двух языках - казахском и русском - составляет от 70 до 400 МРП (он разнится для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса). 

По словам госпожи Вайдиевой, всего в Уральске плату за рекламные конструкции, баннеры, LED-экраны, ситивизоры  вносят около 250 субъектов бизнеса. Она отмечает, что с поправками в Закон «О рекламе» количество плательщиков возрастет, а сумма налоговых платежей в бюджет вырастет более чем в два раза.

Руководитель управления госуслуг департамента госдоходов по ЗКО Тимур Тулепов сообщил «Курсиву», что за 2018 год за все виды наружной рекламы бизнесмены в Уральске заплатили 54 млн 329 тыс. 400 тенге (за три месяца 2019 года эта сумма составила свыше 13 млн тенге).

«Данный вид дохода идет напрямую в местный бюджет, - говорит Тимур Тулепов. - Соответственно, если произойдет увеличение налоговых поступлений, больше денег будет тратиться на развитие области».

Однако самих бизнесменов перспективы развития области за счет их наружной рекламы не окрыляют.

Владелец магазина «Милавица» Юрий Замалютдинов один из первых попал под раздачу уведомлений об обязательной уплате налога за наружную рекламу.

«Я считаю, что сейчас не то время, чтобы заставлять малый бизнес платить за наружную рекламу, - рассуждает бизнесмен. - Продажи упали, мы сейчас просто выживаем. Да, в витринах у меня есть информация о скидках. Но почему мы идем на этот шаг - продаем товар с минимальной наценкой, теряя часть прибыли? Потому, что не можем оплатить налоги, дать людям зарплату - нам не хватает оборотных денег. Лично я не готов платить за наружную рекламу деньги».


736 просмотров

Казахстанский бизнес не готов к крупным инвестициям в Узбекистан

В основном по привычке

Фото: Shutterstock

14 апреля начался визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан. То, что с первым государственным визитом Косым-Жомарт Токаев отправился именно в Ташкент, никого не удивило. Интерес к южному соседу сегодня в Казахстане очень велик. Местные СМИ охотно пишут о событиях у соседей, в социальных сетях активно обсуждают Узбекистан.

Одна из главных тем – как узбеки зазывают инвесторов. При предыдущем президенте, Исламе Каримове, это пытались делать директивными методами. Работали они не очень хорошо. По данным Госкомитета по инвестициям РУз, объем привлеченных иностранных вложений и кредитов за 2011–2016 годы снизился в 1,7 раза, до $1,903 млрд. В 2015-м году было принято решение считать акционерными обществами только те компании, в которых не менее 15% акций принадлежало иностранцем. Несправившихся вычеркивали из списка АО, лишали налоговых льгот и префренций. Подход оказался не слишком удачным, и в августе прошлого года от него отказались. Взамен власти Узбекистана провели ряд реформ. Еще в 2016 году либерализовали вывод валютной прибыли из страны. Был введен режим одного окна для инвесторов, упрощена система налогообложения. 

Десант с севера 

«Многие Узбекистан идеализируют, а перспективы Казахстана в будущей конкуренции рисуют исключительно черными красками», – отметил как-то в своем блоге известный финансист Айдан Карибджанов. Мы насчитали только за прошлый год почти 20 публичных заявлений казахстанских игроков о намерении выйти на узбекский рынок или инвестировать в него. Например, бизнесмен Нурлан Смагулов заявил о желании вывести на узбекский рынок брендов Mega (торговые центры) и Astana Motors (дистрибуция автомобилей). В компаниях сообщили «Курсиву», что пока этого не произошло. Serebroff, видящий  себя «лидером ювелирной отрасли Казахстана», поставил целью открыть к 2021 году салоны в нескольких странах, включая Узбекистан.  

Другие уже стартовали. На сайте RG Brands указано, что в Ташкенте работает ее торговый филиал (от комментариев компания отказалась). Свои площадки в узбекском сегменте интернета открыли Kolesa Group, которой принадлежит сервис по купле-продажи автомобилей kolesa.kz, и International Media Service – казахстанский селлер, продающий рекламу на телеканалах. В июле прошлого года в Ташкенте заработал билетный сервис «Тикетон». 

«Узбекский рынок выглядят незаполненными по сравнению с казахстанским. Тут можно делать практически все, и будут шансы на успех», – поделился с «Курсивом» на условиях анонимности алматинский бизнесмен. Год назад он перевел свою небольшую IT-компанию из Алматы в Ташкент и возвращаться пока не собирается. 

Активизировались финансисты. Halyk Bank учредил в Узбекистане дочерний Tenge Bank. Предправления банка Умут Шаяхметова говорила, что ожидает получение лицензии для «дочки» в апреле 2019 года. Инвестиционная компания Freedom Finance за прошлый год открыла семь филиалов в Узбекистане, головной офис в Ташкенте и провела первое роад-шоу в истории страны в рамках SPO АО «Кокандский механический завод».

«Локальный рынок Узбекистана имеет высокий инвестиционный потенциал развития», – отметил исполнительный директор  ташкентского ООО «Freedom Finance» Евгений Можейко. «Основные сложности связаны с ограниченными представлениями населения об инвестиционной деятельности и, как следствие, низкой активности торговых операций на Республиканской фондовой бирже и отсутствием интереса населения к участию в масштабных национальных IPO/SPO с потенциально высокой ликвидностью», – отмечает господин Можейко. Но Freedom Finance это не останавливает – компания проводит курсы финансовой грамотности, формируя свой потребительский рынок. 

Незаметный инвестор 

Кажется, в Ташкенте высадился настоящий инвестиционный десант казахстанцев. Еще бы, общая граница, ментальная и языковая близость должны подталкивать к развитию взаимной торговли и обмену капиталами. С торговлей так и происходит. По данным Агентства по статистике РК, с 2017 по 2018 год товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном вырос с $1,9 млрд до почти $2,5 млрд (по данным Госкомстата РУз, $2,6 млрд). В списке торговых партнеров РК южный сосед занял по итогам прошлого года 8-е место, ненамного уступив обороту нашей страны со всем западным полушарием. Для Узбекистана же мы – третий по значимости партнер после Китая и России. Южные соседи импортируют наши пшеницу и муку, берут цемент, алюминий, стальной прокат. Мы закупаем у них газ, удобрения и автомобили. 

С инвестициями ситуация иная. В перечне основных инвестпартнеров Казахстана мы встретим главных торговых партнеров: Нидерланды, США, Великобритания, Россия...  Узбекистана там нет. По данным Нацбанка РК, Узбекистан стоит на 30-м месте по казахстанским обязательствам ($184 млн на 1 октября 2018 года) и на 39-м – по уровню казахстанских активов ($216,4 млн). Роста взаимных инвестиций не видно (см. график). 

Накопленные инвестиции из РК в РУз уступают казахстанским инвестициям в такие совсем не соседние страны, как Грузия ($241 млн активов) или Украина ($298,8 млн активов). Даже в экзотическую Мексику казахстанцы инвестируют почти в два раза больше, чем в ближайшего южного соседа – $453,8 млн активов. Инвестиционный десант напоминает, скорее, захват небольшого плацдарма. Казахстанские деньги – капля в потоке, вливающемся в РУз. По официальным данным, в 2017 году Узбекистан освоил более $2,4 млрд прямых иностранных инвестиций. По прогнозу Шавката Мирзиёева, в 2019 году этот показатель  «достигнет 4,2 миллиарда долларов». 
 
Неудивительно, что на сайте Министерства инвестиций и внешней торговли РУз в разделе «Страны, интересующиеся Узбекистаном», указаны США, Россия, Китай, Япония – всего девять стран. Казахстан даже не упомянут. В перечне реализуемых крупных инвестпроектов в Узбекистане есть проекты от $1,2 млн (строительство электростанции, YildirimGroup, Турция) до $6,25 млрд (освоение газовых месторождений, Lukoil, Россия). По данным Госкомитета РУз по инвестициям, из $11,8 млрд иностранных инвестиций и кредитов за последние годы 73% было направлено в нефтегазовую отрасль. «Газпром», «Новатэк», CNPC, Total расширяют свое присутствие в добыче углеводородов, индийцы инвестируют в фармацевтику, турки – в строительство. Все это капиталоемкие отрасли. Казахстанцы же осторожно осваивают финансовый сектор и онлайн-продажи.

В ожидании кейсов 

Почему наши инвесторы не спешат к соседям? Политолог и член общественного совета города Алматы Марат Шибутов считает, что проблема в ментальности. Многие по привычке считают, что Узбекистан – страна, все еще закрытая для инвесторов. «У нас не думаю об экспансии и экспорте, а больше об импортозамещении. Все думают лишь о том, как бы побороться с иностранцами на казахстанском или узбекском рынке, а не чтобы идти на рынок соседей», – считает он. Те же, кто  хочет выходить на внешние рынки, по мнению эксперта, думают не об СНГ, а о мировом рынке и борьбе с транснациональными корпорациями. «Переход к нормальному взаимному инвестированию – дело долгое, и думаю, нормальные результаты будут только лет через 10», – полагает господин Шибутов. 

Соучредитель узбекского Национального фонда развития Тоштемир Хайдаров согласен, что некоторые казахстанские инвесторы могут помнить негативный опыт предыдущих лет и пока «психологически не готовы к большим вложениям. Компании не хотят рисковать и не знают, можно ли доверять реформам, которые происходят в стране, реальные ли это перемены?».  «Сейчас инвесторы ждут  успешного кейса, по делу которого они будут понимать, что они могут прозрачно, открыто и без опасений, вести свой бизнес», – резюмирует господин Хайдаров. Поскольку крупный казахстанский бизнес и госкомпании в Узбекистан не стремятся, остается рассчитывать только на малый и средний бизнес. Пока сохраняется очарование ветрами перемен у южного соседа, казахстанский МСБ сделает все, что сможет, чтобы закрепиться на узбекском рынке.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank