Перейти к основному содержанию

27486 просмотров

В Казахстане предпринимателей обяжут платить налог за наружную рекламу

Витрины и окна, оформленные с внешней стороны улицы, будут облагаться налогом

Фото: Shutterstock.com

С 11 апреля текущего года вступает в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рекламы». С этого периода изменятся ставки платы за размещение наружной (визуальной) рекламы и сроки оплаты. Проблемные вопросы, связанные с новшествами законодательства обсудили в Палате предпринимателей «Атамекен».

Изменения в законе о рекламе коснулись, прежде всего, внешнего оформления витрин, ставок налогообложения и получения разрешительных документов. Причем, новшества в части налогообложения витрин в РПП «Атамекен» назвали революционными. Теперь витрины и окна, оформленные с внешней стороны улицы, будут облагаться налогом. То есть, если на витрине магазина будет размещено изображение товара или услуги, информация об акциях и скидках, то за это придется платить. Ранее за внешнее оформление витрин и окон предпринимателям не нужно было оплачивать налог на рекламу. 

Вместе с тем, если у предпринимателя есть витражные окна, он может их использовать под рекламу, но только с внутренней стороны. Для этого информацию рекламного характера нужно разместить на расстоянии 15-20 см от окна, внутри магазина, в этом случае налог платить не придется.

«Введение новых налогов - это дополнительная нагрузка, которая будет иметь большие последствия для бизнеса. За изображение техники на витрине своего магазина ежемесячно я должен буду платить около 170 тысяч тенге. В год это около 2 млн тенге дополнительных платежей. Это достаточно серьезные деньги. Цены мы повысить не можем, так как конкуренция. Если я подниму стоимость продукции, завтра мы можем вылететь в трубу», - говорит директор ТОО «Тост плюс» Бахыт Сулейменов.

Сумма налога зависит от размера наружной рекламы. К примеру, за рекламу площадью до 2 кв.м предпринимателю необходимо внести обязательные платежи в бюджет в размере 2 МРП, на улицах с проходимостью (категория А) ставки  увеличиваются в 2 раза до 4 МРП. Если же площадь наружной рекламы составляет свыше 70 кв.м, то платить придется уже 200 МРП. Окончательный размер налога на каждой улице определяют городские и областные маслихаты. 

«Хотя  новшества по наружной рекламе сейчас – это проблема многих регионов, у нас она более усложнена. Потому что 1 октября прошлого года воспользовавшись тем, что в налоговом кодексе есть разрешение местным  органам увеличивать стоимость рекламы не более чем в два раза,  наш областной маслихат поднял налог на рекламу в 1,9 раз, то есть почти в 2 раза. У нас прибыль в два раза не увеличилась, а расходы возросли. К примеру, за билборд размером 3 на 6, то есть  до 20 кв.м  мы платим сейчас  45 450 тенге в месяц»,- говорит генеральный директор ТОО «АСАР МЕДИА СТАР» Ольга Цыганова.

Рынок билбордов также трансформируется. Сейчас размещая рекламу на роллерных дисплеях (скроллерах), билбордах, рекламодатели оплачивают налог на рекламу со всей конструкции. После вступления в силу поправок в законодательство эта система изменится, налог нужно оплачивать не за конструкцию, а за каждую картинку, которая будет появляться на экране.
 
«Раньше я платила 45 450 тысяч за всю конструкцию в месяц, теперь за каждый ролик надо платить  по закону 7 МРП, а с учетом того, что в нашем регионе маслихат  удвоил ставки налогов, я должна буду платить почти 14 МРП за картинку. Все уйдет на налоги. За счет каких средств я должна оплачивать зарплату, чем платить за электричество» - рассказывает бизнесвумен. 

«Как будет вестись мониторинг исполнения пунктов законопроекта, то есть кто будет и как контролировать сколько роликов  показано –неизвестно. Создаются предпосылки для коррупции. Допустим, агентство может попросить уполномоченный орган указать в отчете не 10 роликов, а 5 за определенное вознаграждение проверяющего»,- говорит начальник правового отдела РПП «Атамекен» Нурлан Махамбетов.

С 11 апреля текущего года изменится также процедура получения разрешения на  размещение рекламы, а также сроки оплаты. До принятия поправок в закон она носила разрешительный характер, теперь будет носить уведомительный характер. За 5 дней до размещения рекламы на фасаде здания, витринах и билбордах рекламодателю нужно направить в органы архитектуры соответствующее уведомление. И  заранее оплатить налог за первый месяц размещения наружной рекламы.

«Заработал, оплати налог государству, это правильно. У нас получается, если даже ты не заработал - отдай. Такой подход к работе прибыли государству не принесет, предприниматели будут уходить в тень. Я, допустим, уведомила уполномоченный орган, заплатила вперед за рекламу, а предприниматель говорит, нет продаж, расторгаем договор, кто вернет мне деньги», - говорит Ольга Цыганова.

Учитывая мнение предпринимателей, РПП «Атамекен» намерена обратиться в Национальную палату с просьбой содействовать тому, чтобы оставить действие закона в прежней редакции. 

«Если законопроект уйдет в этой редакции налогообложения и по этим ставкам, то на рекламе можно ставить крест. Получается, государство хочет получить с предпринимателя налог два раза. К примеру, без рекламы товара  бизнесмен продал товара 1 млн тенге и заплатил с миллиона налоги, дал владелец магазина рекламу, продал на 10 млн тенге и уже с этой суммы внес обязательные платежи. А теперь получается, он должен еще платить за то, что размещает рекламу. Но такого нет в мировой практике», - отмечает начальник правового отдела РПП Нурлан Махамбетов.

1502 просмотра

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif