Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


21923 просмотра

В Казахстане предпринимателей обяжут платить налог за наружную рекламу

Витрины и окна, оформленные с внешней стороны улицы, будут облагаться налогом

Фото: Shutterstock.com

С 11 апреля текущего года вступает в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рекламы». С этого периода изменятся ставки платы за размещение наружной (визуальной) рекламы и сроки оплаты. Проблемные вопросы, связанные с новшествами законодательства обсудили в Палате предпринимателей «Атамекен».

Изменения в законе о рекламе коснулись, прежде всего, внешнего оформления витрин, ставок налогообложения и получения разрешительных документов. Причем, новшества в части налогообложения витрин в РПП «Атамекен» назвали революционными. Теперь витрины и окна, оформленные с внешней стороны улицы, будут облагаться налогом. То есть, если на витрине магазина будет размещено изображение товара или услуги, информация об акциях и скидках, то за это придется платить. Ранее за внешнее оформление витрин и окон предпринимателям не нужно было оплачивать налог на рекламу. 

Вместе с тем, если у предпринимателя есть витражные окна, он может их использовать под рекламу, но только с внутренней стороны. Для этого информацию рекламного характера нужно разместить на расстоянии 15-20 см от окна, внутри магазина, в этом случае налог платить не придется.

«Введение новых налогов - это дополнительная нагрузка, которая будет иметь большие последствия для бизнеса. За изображение техники на витрине своего магазина ежемесячно я должен буду платить около 170 тысяч тенге. В год это около 2 млн тенге дополнительных платежей. Это достаточно серьезные деньги. Цены мы повысить не можем, так как конкуренция. Если я подниму стоимость продукции, завтра мы можем вылететь в трубу», - говорит директор ТОО «Тост плюс» Бахыт Сулейменов.

Сумма налога зависит от размера наружной рекламы. К примеру, за рекламу площадью до 2 кв.м предпринимателю необходимо внести обязательные платежи в бюджет в размере 2 МРП, на улицах с проходимостью (категория А) ставки  увеличиваются в 2 раза до 4 МРП. Если же площадь наружной рекламы составляет свыше 70 кв.м, то платить придется уже 200 МРП. Окончательный размер налога на каждой улице определяют городские и областные маслихаты. 

«Хотя  новшества по наружной рекламе сейчас – это проблема многих регионов, у нас она более усложнена. Потому что 1 октября прошлого года воспользовавшись тем, что в налоговом кодексе есть разрешение местным  органам увеличивать стоимость рекламы не более чем в два раза,  наш областной маслихат поднял налог на рекламу в 1,9 раз, то есть почти в 2 раза. У нас прибыль в два раза не увеличилась, а расходы возросли. К примеру, за билборд размером 3 на 6, то есть  до 20 кв.м  мы платим сейчас  45 450 тенге в месяц»,- говорит генеральный директор ТОО «АСАР МЕДИА СТАР» Ольга Цыганова.

Рынок билбордов также трансформируется. Сейчас размещая рекламу на роллерных дисплеях (скроллерах), билбордах, рекламодатели оплачивают налог на рекламу со всей конструкции. После вступления в силу поправок в законодательство эта система изменится, налог нужно оплачивать не за конструкцию, а за каждую картинку, которая будет появляться на экране.
 
«Раньше я платила 45 450 тысяч за всю конструкцию в месяц, теперь за каждый ролик надо платить  по закону 7 МРП, а с учетом того, что в нашем регионе маслихат  удвоил ставки налогов, я должна буду платить почти 14 МРП за картинку. Все уйдет на налоги. За счет каких средств я должна оплачивать зарплату, чем платить за электричество» - рассказывает бизнесвумен. 

«Как будет вестись мониторинг исполнения пунктов законопроекта, то есть кто будет и как контролировать сколько роликов  показано –неизвестно. Создаются предпосылки для коррупции. Допустим, агентство может попросить уполномоченный орган указать в отчете не 10 роликов, а 5 за определенное вознаграждение проверяющего»,- говорит начальник правового отдела РПП «Атамекен» Нурлан Махамбетов.

С 11 апреля текущего года изменится также процедура получения разрешения на  размещение рекламы, а также сроки оплаты. До принятия поправок в закон она носила разрешительный характер, теперь будет носить уведомительный характер. За 5 дней до размещения рекламы на фасаде здания, витринах и билбордах рекламодателю нужно направить в органы архитектуры соответствующее уведомление. И  заранее оплатить налог за первый месяц размещения наружной рекламы.

«Заработал, оплати налог государству, это правильно. У нас получается, если даже ты не заработал - отдай. Такой подход к работе прибыли государству не принесет, предприниматели будут уходить в тень. Я, допустим, уведомила уполномоченный орган, заплатила вперед за рекламу, а предприниматель говорит, нет продаж, расторгаем договор, кто вернет мне деньги», - говорит Ольга Цыганова.

Учитывая мнение предпринимателей, РПП «Атамекен» намерена обратиться в Национальную палату с просьбой содействовать тому, чтобы оставить действие закона в прежней редакции. 

«Если законопроект уйдет в этой редакции налогообложения и по этим ставкам, то на рекламе можно ставить крест. Получается, государство хочет получить с предпринимателя налог два раза. К примеру, без рекламы товара  бизнесмен продал товара 1 млн тенге и заплатил с миллиона налоги, дал владелец магазина рекламу, продал на 10 млн тенге и уже с этой суммы внес обязательные платежи. А теперь получается, он должен еще платить за то, что размещает рекламу. Но такого нет в мировой практике», - отмечает начальник правового отдела РПП Нурлан Махамбетов.


1443 просмотра

Налоговики вывели из тени в ЗКО почти 10 млрд тенге

Благодаря онлайн-кассовым аппаратам

Фото: Shutterstock

Первые данные онлайн-кассовых аппаратов (ОККМ) показали: у бизнеса ЗКО в тени находилось не менее 10 млрд тенге. «Курсив» выяснил, как налоговики на 113,3% выполнили план по дополнительным поступлениям налогов за счет сведений ОККМ и сколько еще планируют собрать за счет легализации прибыли местных предпринимателей.

Столько млн на дороге не валяется

ДГД ЗКО на запрос «Курсива» сообщил: в 2019 году по итогам прошлого года, когда предпринимателей обязали устанавливать онлайн-кассовые аппараты (ОККМ), налоговики смогли собрать дополнительно в республиканский и местный бюджеты 171,5 млн тенге. 

Департамент дает следующий расклад: по результатам администрирования с начала 2019 года по всем действующим ИП выручка выросла в 1,5 раза – с 12 до 19 млрд тенге, или на 7 млрд (58%). А в сравнении с 2018 годом выручка увеличилась в 2,1 раза – с 9 до 19 млрд тенге, или на 10 млрд тенге, – 111%.

«Эти 10 млрд доходов скрывались, были в тени. На эту сумму мы, получается, увеличили налогооблагаемую базу. Если с нее взять только 1,5% соцналога, уже выходит дополнительно 150 млн», – прокомментировала данные «Курсиву» руководитель управления анализа и рисков ДГД ЗКО Жаннат Шайхиева.

В прошлом году, сообщила она, ОККМ установили почти все крупные предприятия. Самый большой доход по базе данных онлайн-касс показали торговые дома, рестораны, кафе и другие точки сети общественного питания. Но по итогам 2019 года аналогичных побед налоговики не ждут: показатели реальных доходов бизнеса еще, конечно, подрастут, но не намного – онлайн-кассы осталось установить предприятиям и ИП с небольшими оборотами. 

Сегодня в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 19 280 ККМ, из них 11 788 – онлайн-ККМ, которые установили 8435 налогоплательщиков. Всего в области действуют 42 624 субъекта МСБ (зарегистрировано 49 958). Из них 41 222 ИП и 8736 юридических лиц.
И предприниматели, надо отметить, попыток экономить, в том числе на налогах, не оставляют. Кто-то по-прежнему не пробивает все онлайн-чеки, а кто-то не разобрался в идее установки ОККМ и, честно пробивая все чеки, указывает в своих налоговых отчетах низкую прибыльность.

«Есть предприниматели, которые полагают: данные, которые поступают с онлайн-касс, не проверяются. В результате у них нестыковки – по базе ОККМ один доход, а по отчетам – другой. А все данные с кассы напрямую идут в Комитет госдоходов, где формируется база данных на каждого субъекта МСБ», – объяснила г-жа Шайхиева. 

Cashback для покупателя

Напомним, передача сведений с онлайн-ККМ осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности: ККМ – оператор фискальных данных – уполномоченный орган. 

Сегодня в Казахстане определены три оператора фискальных данных – это АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел».

Налоговые службы используют автоматизированный контроль – спецпрограмма отсылает уведомления предпринимателям автоматически. По итогам 2018 года программа нашла так много нестыковок, что фискалы смогли доначислить в бюджет круглую сумму. 

По администрированию с использованием сведений ОККМ 143 налогоплательщикам было направлено 157 уведомлений. 

По результатам этой работы доначислено и взыскано 94,1 млн тенге. Это, повторимся, деньги с тех доходов, которые при уже установленных онлайн-кассах бизнесмены пытались скрыть. Но и это не все. Как объяснили в департаменте, если уведомление отправляется только по крупным суммам, то по мелким суммам (1–2 тыс. тенге) направляется простое извещение. По ним насобирали еще 77,3 млн тенге. 

Судебных исков, штрафов и жалоб не было, заверили нас в департаменте госдоходов – с предпринимателями проводят беседы, а покупателям предложили включиться в процесс. 

«Для населения приняты стимулирующие меры при безналичных расчетах – начисление cashback от банков второго уровня и проведение лотерей. Для бизнеса при покупке ОККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов на стоимость кассы, отменяются требования по пломбированию ККМ и ведению учета наличных денег», – напомнила руководитель управления ДГД.

План по дополнительным поступлениям налогов за счет администрирования с использованием сведений ОККМ за пять месяцев текущего года налоговики ЗКО исполнили на 113,3%, собрав, как уже сказано, 171,5 млн тенге. Общий план 2019 года – 909,2 млн. Но аналитики ДГД считают: собрать почти миллиард вряд ли удастся – реальные объемы налогооблагаемой базы почти определились и дальше десяти выявленных миллиардов эти показатели далеко не уйдут.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций