Перейти к основному содержанию

746 просмотров

В Казахстане до конца года количество оперативных центров инфобезопасности как минимум удвоится

Игроки информационно-телекоммуникационного рынка по закону могут открывать собственные оперативные центры инфобезопасности

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане до конца текущего года количество оперативных центров по информационной безопасности должно увеличиться как минимум в 2,5 раза, сообщил 18 апреля заместитель председателя комитета по информационной безопасности министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Руслан Абдикаликов.

«Если сейчас два оперативных центра уже действует в стране, то буквально на подходе – мы сейчас ведем работу с заявителями – еще три центра», - сказал Абдикаликов в ходе международного SOC Форума в Нур-Султане.

Оперативные центры по информбезопасности должны осуществлять обнаружение, оценку, прогнозирование, локализацию, нейтрализацию и профилактику угроз информбезопасности. Также в их функцию входит проведение мониторинга обеспечения информбезопасности по выявлению, пресечению и расследованию угроз, сбор, консолидация, анализ и хранение сведений о событиях и инцидентах.

Помимо этого, данные центры создаются для предоставления информации об угрозах безопасности, уязвимости программного обеспечения, оборудования и технологий, способах реализации угроз, предпосылках возникновения инцидентов, а также методах их предупреждения и ликвидации последствий разработчикам соответствующего софта.

«Мы полагаем, что оперативных центров по информационной безопасности должно быть достаточное количество в стране, то есть никакой монополии в этой части нами не подразумевается», - заверил представитель министерства.

Он напомнил, что, согласно законодательству, у субъектов информационно-коммуникационного рынка есть два варианта взаимодействия с этими центрами – либо закупить услугу уже существующего центра, либо постараться своими силами создать такой оперативный центр.

«С точки зрения регулятора эти два пути равнозначны, как вам удобно, так и делайте: если хотите купить услугу – покупайте, если у вас настолько мощная организация или ваши данные настолько чувствительны для вас, что вы не готовы подпустить никого к их обработке или к анализу систем – тогда ваш путь сводится к построению своего центра, который обязательно должен интегрироваться с национальным координационным центром по информбезопасности. Плюс надо получить лицензию в КНБ», - пояснил Абдикаликов.

Он заметил в связи с этим, что система информационной безопасности, которая выстраивается сейчас государством в Казахстане, представляет собой пирамиду, в верхней части которой находится Национальный координационный центр по информационной безопасности, под ним - оперативные центры по инфобезопасности, следующий уровень представляют сами объекты информационной инфраструктуры, в эту же экосистему входят разработчики и производители соответствующего софта, вузы и школы. 

1818 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance