Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


819 просмотров

В Караганде конкурсы на ремонты дорог проходят с нарушениями

«Курсив» разбирался в ситуации

Фото: Shutterstock.com

Вопрос демпинга в конкурсе госзакупок остается одним из обсуждаемых среди бизнесменов, отмечают юристы РПП «Атамекен». Поэтому одной из тем обсуждения на совете по защите прав предпринимателей стало обращение застройщиков, которых волновали вопросы, касающиеся выполнения работ по ремонту автомобильных дорог.

«Почему одним потенциальным поставщикам можно демпинговать до 40%, а другим – лишь на 10%, хотя и те, и другие выполняют примерно одинаковую работу по ремонту дорог?» – таким вопросом задался юрист региональной палаты предпринимателей Азамат Даненбаев, выступая на заседании совета по защите предпринимателей.

Как он отмечает, для среднего ремонта автомобильных дорог демпинг может быть не более чем на 10%. В то же время стоимость работы на текущий ремонт признается демпинговой, если она ниже цены, выделенной на конкурс, более чем на 40%. Однако различие между двумя видами работ состоит лишь в том, что при среднем ремонте составляется ПСД и осуществляется ведомственная экспертиза.

«Однако не все заказчики при объявлении закупок на средний ремонт автодорог прикладывают к конкурсной документации дефектную ведомость, прошедшую экспертизу. При этом потенциальным поставщикам в данном случае не запрещается снижать свое ценовое предложение более чем на 10% от цены, когда как при текущем ремонте – более чем на 40%», – утверждает Азамат Даненбаев.

На совете по защите прав предпринимателей он напомнил, что с нарушением действующего законодательства заказчиками, в лице которых выступили отдел государственных активов и закупок города Караганды и аппарат акима поселка Актас, были проведены закупки на средний ремонт автомобильных дорог. Данные закупки на сегодняшний день находятся на стадии обжалования.

По мнению правозащитника, несмотря на законодательное разграничение текущего и среднего ремонта дорог, на практике в обоих случаях проводятся одни и те же работы. Таким образом, не имеющие на руках ведомственную экспертизу подрядчики снижают цену до 40%. В то же время участвующие в конкурсе на средний ремонт предприниматели также не всегда предъявляют этот документ и снижают цену лишь на 10%.

«Ввиду отсутствия контроля со стороны уполномоченного органа данные закупки признаются состоявшимися, и при этом заказчики не несут никакой ответственности. Департаментом госаудита при проведении камерального контроля эти нарушения, видимо, не выявляются. Возникает ограничение конкуренции в госзакупе среди потенциальных поставщиков. Учитывая, что при таком раскладе заказчик лоббирует интересы некоторых подрядчиков, появляется основание для проявления коррупционные рисков, снижающих добросовестную конкуренцию», – считает Азамат Даненбаев.

По мнению юриста, средний вид ремонта, который на деле оказывается текущим, в первую очередь выгоден для крупного бизнеса. Именно его интересы и учитываются во время конкурса госзакупок. Потому как большим подрядным организациям невыгодно демпинговать ниже 10%. При единых требованиях на оба вида ремонта в конкурсе могут участвовать все виды бизнеса. Но сегодня МСБ не имеет возможности скидывать только 10%. А вот «гиганты», наоборот, не хотят опускаться до 40%.

На претензию правозащитника руководитель камерального контроля департамента государственного аудита по Карагандинской области Данияр Нурмуханов ответил, что до марта 2019 года он и его коллеги не могли указывать на технические нарушения и уведомлять о них участников конкурса.

«С 2016 по 2019 год уполномоченный орган не имел права отменять итоги госзакупок. Ситуация изменилась в этом году. Теперь всю документацию, размещенную на портале, поставщики могут обсудить. В том числе и сумму демпинга. Но на деле видно, что никто из предпринимателей не обсуждает конкурсную документацию», – говорит Данияр Нурмуханов.

Чиновник задался вопросом, почему подрядчики жалуются после того, как проиграли конкурс, а не в начале? Что же касается демпинга, то, по словам Данияра Нурмуханова, мнения по этому поводу расходятся и у представителей крупного бизнеса.

«К нам обратилась ОЮЛ «Ассоциация дорожно-строительной отрасли Карагандинской области» с требованием оставить 10%. Другой поставщик, ТОО «Караганды жолдары», наоборот, считает, что необходимо предоставить демпинг до 40%», – сообщил Данияр Нурмуханов.

Он также подчеркнул, что по нынешнему законодательству при среднем ремонте нельзя скидывать больше 10%. Однако существуют недобросовестные фирмы, которые продолжают демпинговать ниже порога.

Поэтому по поручению Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК будет проведено 16 внеплановых проверок по прошедшим с нарушениями конкурсам госзакупок.


629 просмотров

Почему местным товаропроизводителям ВКО сложно пробиться на внутреннем рынке

Они не могут занять даже его половины

Коллаж: Вадим Квятковский

Объем товаров и услуг недропользователей, промгигантов, госорганов ВКО только за полгода превысил 488 млрд тенге. Но, к сожалению, местные товаропроизводители заглядываться на весь «пирог» не могут. Доля поставщиков из Восточного Казахстана не достигает даже половины.

Крупный покупатель

Согласно информации руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержана Шурманова, за первое полугодие системообразующими предприятиями области потрачено на закуп 267 млрд тенге. Из них только 37% поставщиков – компании из ВКО. Примечательно, что самый большой вклад в эти 37% вносят именно предоставление услуг и производство некоторых видов работ. Непосредственно по категории «товары» доля местного содержания небольшая. Лишь четвертая часть всех закупаемых предметов, инструментов, оборудования родом из ВКО. В закупках недропользователей из ВКО ситуация почти аналогичная. Из 132 млрд тенге только 58 млрд тенге приходится на региональных поставщиков.

По части государственных закупок процент местного содержания еще ниже. Лишь 13% товаров и услуг, закупаемых госорганами ВКО, произведено в восточном регионе. Если общий чек за полгода достиг 89 млрд тенге, то отечественные товаропроизводители из этой суммы могли претендовать только на 11 млрд тенге.

«На совещании в правительстве наша область подверглась критике. Если брать вкупе, то у нас доля местного содержания около 2%. Это не говорит о том, что мы не закупаем. Это говорит о том, что неправильно все эти данные вносятся на портале госзакупок. Сейчас изменились формы, внесены большие изменения в сам закон о госзакупках, и теперь при объявлении должны обязательно указывать наличие индустриального сертификата либо сертификата CT-KZ. Без них госорганы не имеют права заключать договоры», – отмечает заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев.

В чем причина?

Самый крупный недропользователь региона – ТОО «Казцинк»,  – по данным пресс-службы компании, в год тратит более 300 млрд тенге на закуп. Те товары, которые товаропроизводители готовы предоставить в нужном объеме, закупают у отечественных компаний. Например, 94% объема поставленной спецодежды и средств индивидуальной защиты относится именно к казахстанскому содержанию. Но крупный покупатель ставит и жесткие условия по качеству. Местные товары не должны быть хуже, чем импортные.

У поставщиков госорганов свои проблемы. Не все оформили обязательные сертификаты для участия в тендерах. По данным Ержана Шурманова, CT-KZ в Восточном Казахстане получили 742 компании, индустриальные сертификаты – всего семь компаний. Лучше всех дела идут у предприятий легкой промышленности – их доля превышает 53% в закупках в рамках экономики простых вещей. Отчасти этого удалось добиться лишь в этом году, когда региональный бюджет выделил 500 млн тенге на пошив школьной формы именно местным фирмам. 16 компаний взялись за подряд.

Что касается других отраслей, таких как мебельная, пищевая промышленность, то у них дела хуже. Руководитель управления предпринимательства приводит лишь несколько фирм, занимающихся поставками мебели для школ.

Серьезным испытанием для товаропроизводителей также являются новые требования Закона «О госзакупках» по наличию подтвержденного опыта для победы в тендере. Один из ярких примеров – ситуация крупного завода по производству высокотехнологического электрооборудования ТОО «Кэмонт». Имея 70-летнюю историю, компания не может документально доказать наличие хотя бы 10-летнего опыта для получения преимущества. 

«По качеству продукции нам нет равных, но напрямую участвовать в тендерах мы не можем. Нужно доказывать наш 70-летний опыт работы, предоставив акты выполненных работ и ввода объектов в эксплуатацию 1950-х годов. Конечно, мы не хранили такой объем документов за все годы. Да и нередко компания выступала субподрядчиком. Получается, теперь мы должны бегать по архивам, собирать справки, искать своих покупателей, просить у них какие-то акты. У нас всего несколько компаний в стране, которые могут подтвердить большой опыт документально. А что остальным-то делать?» – задается вопросом генеральный директор ТОО «Кэмонт» Елена Беленцева.

Чтобы поддержать местных товаропроизводителей в борьбе за рынки, палата предпринимателей ВКО привлекает компании к проекту развития поставщиков в Казахстане, финансируемому Всемирным банком. Согласно информации пресс-секретаря ПП ВКО Христины Дорошенко, эксперты региональной палаты предпринимателей проведут бесплатную оценку состояния бизнеса по методологии международного аудита у тех предприятий, которые войдут в проект.

Из ВКО на первом этапе участвуют пять компаний. Если они попадут в сотню участников проекта на уровне республики, в дальнейшем им будет оказана как методологическая помощь, так и финансовая. Поставщики смогут получить минимум 70% от суммы расходов на приобретение международного сертификата. Это значительно повысит их шансы на поиски покупателей не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

Безымянный_73.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций