Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


656 просмотров

В Караганде конкурсы на ремонты дорог проходят с нарушениями

«Курсив» разбирался в ситуации

Фото: Shutterstock.com

Вопрос демпинга в конкурсе госзакупок остается одним из обсуждаемых среди бизнесменов, отмечают юристы РПП «Атамекен». Поэтому одной из тем обсуждения на совете по защите прав предпринимателей стало обращение застройщиков, которых волновали вопросы, касающиеся выполнения работ по ремонту автомобильных дорог.

«Почему одним потенциальным поставщикам можно демпинговать до 40%, а другим – лишь на 10%, хотя и те, и другие выполняют примерно одинаковую работу по ремонту дорог?» – таким вопросом задался юрист региональной палаты предпринимателей Азамат Даненбаев, выступая на заседании совета по защите предпринимателей.

Как он отмечает, для среднего ремонта автомобильных дорог демпинг может быть не более чем на 10%. В то же время стоимость работы на текущий ремонт признается демпинговой, если она ниже цены, выделенной на конкурс, более чем на 40%. Однако различие между двумя видами работ состоит лишь в том, что при среднем ремонте составляется ПСД и осуществляется ведомственная экспертиза.

«Однако не все заказчики при объявлении закупок на средний ремонт автодорог прикладывают к конкурсной документации дефектную ведомость, прошедшую экспертизу. При этом потенциальным поставщикам в данном случае не запрещается снижать свое ценовое предложение более чем на 10% от цены, когда как при текущем ремонте – более чем на 40%», – утверждает Азамат Даненбаев.

На совете по защите прав предпринимателей он напомнил, что с нарушением действующего законодательства заказчиками, в лице которых выступили отдел государственных активов и закупок города Караганды и аппарат акима поселка Актас, были проведены закупки на средний ремонт автомобильных дорог. Данные закупки на сегодняшний день находятся на стадии обжалования.

По мнению правозащитника, несмотря на законодательное разграничение текущего и среднего ремонта дорог, на практике в обоих случаях проводятся одни и те же работы. Таким образом, не имеющие на руках ведомственную экспертизу подрядчики снижают цену до 40%. В то же время участвующие в конкурсе на средний ремонт предприниматели также не всегда предъявляют этот документ и снижают цену лишь на 10%.

«Ввиду отсутствия контроля со стороны уполномоченного органа данные закупки признаются состоявшимися, и при этом заказчики не несут никакой ответственности. Департаментом госаудита при проведении камерального контроля эти нарушения, видимо, не выявляются. Возникает ограничение конкуренции в госзакупе среди потенциальных поставщиков. Учитывая, что при таком раскладе заказчик лоббирует интересы некоторых подрядчиков, появляется основание для проявления коррупционные рисков, снижающих добросовестную конкуренцию», – считает Азамат Даненбаев.

По мнению юриста, средний вид ремонта, который на деле оказывается текущим, в первую очередь выгоден для крупного бизнеса. Именно его интересы и учитываются во время конкурса госзакупок. Потому как большим подрядным организациям невыгодно демпинговать ниже 10%. При единых требованиях на оба вида ремонта в конкурсе могут участвовать все виды бизнеса. Но сегодня МСБ не имеет возможности скидывать только 10%. А вот «гиганты», наоборот, не хотят опускаться до 40%.

На претензию правозащитника руководитель камерального контроля департамента государственного аудита по Карагандинской области Данияр Нурмуханов ответил, что до марта 2019 года он и его коллеги не могли указывать на технические нарушения и уведомлять о них участников конкурса.

«С 2016 по 2019 год уполномоченный орган не имел права отменять итоги госзакупок. Ситуация изменилась в этом году. Теперь всю документацию, размещенную на портале, поставщики могут обсудить. В том числе и сумму демпинга. Но на деле видно, что никто из предпринимателей не обсуждает конкурсную документацию», – говорит Данияр Нурмуханов.

Чиновник задался вопросом, почему подрядчики жалуются после того, как проиграли конкурс, а не в начале? Что же касается демпинга, то, по словам Данияра Нурмуханова, мнения по этому поводу расходятся и у представителей крупного бизнеса.

«К нам обратилась ОЮЛ «Ассоциация дорожно-строительной отрасли Карагандинской области» с требованием оставить 10%. Другой поставщик, ТОО «Караганды жолдары», наоборот, считает, что необходимо предоставить демпинг до 40%», – сообщил Данияр Нурмуханов.

Он также подчеркнул, что по нынешнему законодательству при среднем ремонте нельзя скидывать больше 10%. Однако существуют недобросовестные фирмы, которые продолжают демпинговать ниже порога.

Поэтому по поручению Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК будет проведено 16 внеплановых проверок по прошедшим с нарушениями конкурсам госзакупок.


1502 просмотра

Налоговики вывели из тени в ЗКО почти 10 млрд тенге

Благодаря онлайн-кассовым аппаратам

Фото: Shutterstock

Первые данные онлайн-кассовых аппаратов (ОККМ) показали: у бизнеса ЗКО в тени находилось не менее 10 млрд тенге. «Курсив» выяснил, как налоговики на 113,3% выполнили план по дополнительным поступлениям налогов за счет сведений ОККМ и сколько еще планируют собрать за счет легализации прибыли местных предпринимателей.

Столько млн на дороге не валяется

ДГД ЗКО на запрос «Курсива» сообщил: в 2019 году по итогам прошлого года, когда предпринимателей обязали устанавливать онлайн-кассовые аппараты (ОККМ), налоговики смогли собрать дополнительно в республиканский и местный бюджеты 171,5 млн тенге. 

Департамент дает следующий расклад: по результатам администрирования с начала 2019 года по всем действующим ИП выручка выросла в 1,5 раза – с 12 до 19 млрд тенге, или на 7 млрд (58%). А в сравнении с 2018 годом выручка увеличилась в 2,1 раза – с 9 до 19 млрд тенге, или на 10 млрд тенге, – 111%.

«Эти 10 млрд доходов скрывались, были в тени. На эту сумму мы, получается, увеличили налогооблагаемую базу. Если с нее взять только 1,5% соцналога, уже выходит дополнительно 150 млн», – прокомментировала данные «Курсиву» руководитель управления анализа и рисков ДГД ЗКО Жаннат Шайхиева.

В прошлом году, сообщила она, ОККМ установили почти все крупные предприятия. Самый большой доход по базе данных онлайн-касс показали торговые дома, рестораны, кафе и другие точки сети общественного питания. Но по итогам 2019 года аналогичных побед налоговики не ждут: показатели реальных доходов бизнеса еще, конечно, подрастут, но не намного – онлайн-кассы осталось установить предприятиям и ИП с небольшими оборотами. 

Сегодня в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 19 280 ККМ, из них 11 788 – онлайн-ККМ, которые установили 8435 налогоплательщиков. Всего в области действуют 42 624 субъекта МСБ (зарегистрировано 49 958). Из них 41 222 ИП и 8736 юридических лиц.
И предприниматели, надо отметить, попыток экономить, в том числе на налогах, не оставляют. Кто-то по-прежнему не пробивает все онлайн-чеки, а кто-то не разобрался в идее установки ОККМ и, честно пробивая все чеки, указывает в своих налоговых отчетах низкую прибыльность.

«Есть предприниматели, которые полагают: данные, которые поступают с онлайн-касс, не проверяются. В результате у них нестыковки – по базе ОККМ один доход, а по отчетам – другой. А все данные с кассы напрямую идут в Комитет госдоходов, где формируется база данных на каждого субъекта МСБ», – объяснила г-жа Шайхиева. 

Cashback для покупателя

Напомним, передача сведений с онлайн-ККМ осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности: ККМ – оператор фискальных данных – уполномоченный орган. 

Сегодня в Казахстане определены три оператора фискальных данных – это АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел».

Налоговые службы используют автоматизированный контроль – спецпрограмма отсылает уведомления предпринимателям автоматически. По итогам 2018 года программа нашла так много нестыковок, что фискалы смогли доначислить в бюджет круглую сумму. 

По администрированию с использованием сведений ОККМ 143 налогоплательщикам было направлено 157 уведомлений. 

По результатам этой работы доначислено и взыскано 94,1 млн тенге. Это, повторимся, деньги с тех доходов, которые при уже установленных онлайн-кассах бизнесмены пытались скрыть. Но и это не все. Как объяснили в департаменте, если уведомление отправляется только по крупным суммам, то по мелким суммам (1–2 тыс. тенге) направляется простое извещение. По ним насобирали еще 77,3 млн тенге. 

Судебных исков, штрафов и жалоб не было, заверили нас в департаменте госдоходов – с предпринимателями проводят беседы, а покупателям предложили включиться в процесс. 

«Для населения приняты стимулирующие меры при безналичных расчетах – начисление cashback от банков второго уровня и проведение лотерей. Для бизнеса при покупке ОККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов на стоимость кассы, отменяются требования по пломбированию ККМ и ведению учета наличных денег», – напомнила руководитель управления ДГД.

План по дополнительным поступлениям налогов за счет администрирования с использованием сведений ОККМ за пять месяцев текущего года налоговики ЗКО исполнили на 113,3%, собрав, как уже сказано, 171,5 млн тенге. Общий план 2019 года – 909,2 млн. Но аналитики ДГД считают: собрать почти миллиард вряд ли удастся – реальные объемы налогооблагаемой базы почти определились и дальше десяти выявленных миллиардов эти показатели далеко не уйдут.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций