Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


780 просмотров

В Берлине предложили радикальное решение «квартирного вопроса»

А именно – изымать собственность у крупных арендодателей, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock.com

Столица Германии возглавила глобальное движение за доступное жилье, сторонники которого стремятся помочь арендаторам, стесненным в средствах. И если адвокат Рузбе Тахери, защищающий права квартиросъемщиков, добьется своего, власти Берлина начнут изъятия квартир у крупных арендодателей.

В субботу 6 апреля юрист и его сторонники намерены начать сбор подписей в пользу инициативы, которая в случае одобрения позволит городским властям изымать собственность у всех арендодателей-частников, которые являются владельцами свыше 3 000 квартир и используют их для получения прибыли.

И это не единственная инициатива, направленная на изменение ситуации на рынке недвижимости в Берлине. В январе текущего года правящий бургомистр города Михаэль Мюллер предложил выкупить у частных владельцев порядка 50 тыс. квартир, а возглавляемая им берлинская фракция Социал-демократической партии Германии (СДПГ) намерена заморозить стоимость арендного жилья на следующие 5 лет.

Сегодня Берлин стоит во главе глобального движения, к которому присоединяется все больше городов и стран, и его сторонники рассматривают все более радикальные способы сдерживания роста арендной платы. Из-за растущих год за годом цен квартиросъемщики оказываются в сложном финансовом положении, и в связи с этим власти вынуждены предпринимать меры.

Сейчас некоторые из участвующих в движении стран и городов приходят к идее о том, что для сохранения доступности городского жилья недостаточно лишь стимулировать жилищное строительство и стремятся ограничить возможность частных арендодателей повышать плату.

Так, недавно правительство Испании установило лимит на увеличение арендной платы за жилье. Также за введение аналогичных мер по контролю размера арендной платы или усиление там, где они уже есть, борются законодатели Нью-Йорка и Чикаго.

Однако ни один город не зашел так далеко, как Берлин.

И если инициатива Тахери «Экспроприируем Deutsche Wohnen» (компания является одной из крупнейших на рынке арендодателей квартир) звучит как несбыточная мечта левых, то результаты опросов общественного мнения говорят о другом.

Согласно опросу, проведенному в феврале институтом Forsa, 44% берлинцев в целом поддерживают инициативу по изъятию квартир, против выступают 39%. При этом левая партия Die Linke, одна из трех партий в коалиционном правительстве города, является сторонницей экспроприации, а партия зеленых пока не определилась.

Примечательно, что предложение об изъятии квартир основано на статье 15 конституции ФРГ, согласно которой власти вправе изымать земли ради общественного блага. Арендодатели получат компенсацию, однако будет ли она выплачена по рыночной цене – момент спорный.

Впрочем, шансы на воплощение у инициативы все еще зыбкие. Так, чтобы проведение референдума стало возможным, Тахери для начала необходимо собрать более 170 тыс. подписей. При этом даже если избиратели проголосуют за предложение об изъятии, обязательным для исполнения оно не станет.

Представители отрасли ссылаются на то, что, несмотря на статью 15 конституции, экспроприация станет нарушением как федерального законодательства, так и законов земель и готовы оспаривать этот вопрос в суде. Также остается неясным, где Берлин возьмет миллиарды евро для выплаты компенсаций, поскольку городской бюджет и без того перегружен.

Но даже если инициатива не получит должной поддержки, отраслевые группы опасаются, что она будет способствовать росту левых настроений, окажет определенное влияние на политиков и еще больше подстегнет выступления против крупных арендодателей. На прошлой неделе несколько автомобилей, принадлежащих компании Deutsche Wohnen, были подожжены, и по одной из версий, озвученных полицией, возможно, это политически мотивированное преступление.

«Цель этой инициативы состоит в том, чтобы отпугнуть инвесторов и создать что-то токсичное, это удалось, что очень плохо для Германии и Берлина», – сказала Мануэла Дамианакис, пресс-секретарь компании Deutsche Wohnen.

По ее словам, отпугивая частных инвесторов, инициатива лишь затруднит строительство столь необходимого доступного жилья.

Со своей стороны, Рузбе Тахери считает, что даже если его предложение не станет обязательным к исполнению, мэрии Берлина будет трудно его игнорировать. Он подчеркнул, что бургомистр Мюллер предложил выкупить 50 тысяч квартир из частной собственности только после появления инициативы.

«Люди в других городах Германии наблюдают за нашей кампанией и говорят: «наконец-то появилось радикальное решение». Мы терпели радикализм свободного рынка многие годы, и теперь настало время для радикальных контрмер», – заявил Тахери.

Кризис в сегменте доступного жилья в Берлине возник относительно недавно. После приобретения статуса столицы объединенной Германии в 1990 году город оставался беднее и доступнее других германских городов, таких как Гамбург, Мюнхен и Франкфурт-на-Майне.

«10 лет назад проблемой Берлина были пустующие квартиры», – говорит Юлиан Задо, зампредседателя берлинской фракции СДПГ и один из сторонников заморозки арендной платы сроком на 5 лет.

В 2004 году власти Берлина продали частным инвесторам более 65 тыс. квартир, находящихся в общественной собственности.

Однако за последние 10 лет арендная плата выросла почти в два раза, поскольку в Берлин начали стекаться молодые люди со всей Европы, привлеченные знаменитой ночной и культурной жизнью города. В 2015 году федеральное правительство Германии ввело ценовой лимит, ограничивающий темпы повышения арендной платы в крупных городах.

Тем временем Берлин уже начал выкупать арендное жилье у частных арендодателей, хоть и в меньшем объеме, чем предлагает бургомистр Мюллер. Выкуп осуществляется в рамках закона, согласно которому властям города принадлежит преимущественное право выкупа в сделках с недвижимостью в районах, которые могут подвергнуться джентрификации.

Однако критики утверждают, что этой и других мер недостаточно для сохранения доступности жилья в городе, где более 80% квартир являются съемными. Только во второй половине 2018 года, по данным брокерской фирмы JLL, арендная плата в Берлине выросла на 9%, хотя жизнь в городе по-прежнему намного дешевле, чем в Лондоне или Париже.

Специалист в области урбанистики из Кембриджского университета Джоанна Кусяк считает, что в случае успеха инициатива Тахери могла бы послужить примером для других европейских городов и позволила бы им проводить более жесткую политику по защите прав арендаторов. По ее мнению, большое значение имеет и тот факт, что наиболее радикальные предложения по борьбе за снижение арендной платы за жилье «исходят из центра силы Европейского союза».

Справка

Джентрификация – вытеснение жителей с низкими доходами более состоятельным населением в результате реконструкции городских кварталов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1542 просмотра

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций