Перейти к основному содержанию
1476 просмотров

В Актюбинской области 13 предприятий задолжали своим сотрудникам 154,7 млн тенге

Почти половину из этой суммы составляют долги предприятий-банкротов

Фото: Shutterstock

Просроченная задолженность по заработной плате на 7 действующих производствах составляет 81,8 миллион тенге. Между тем, 6 предприятий-банкротов должны своим сотрудникам 72,9 миллиона тенге. О том, какие предприятия числятся в должниках и почему, рассказал на пресс-конференции руководитель ГУ «Управление по инспекции труда Актюбинской области» Саламат Аманбаев.

Как отметил главный государственный инспектор труда по Актюбинской области Саламат Аманбаев, 80% всех обращений и жалоб людей в ведомство связаны с оплатой труда и невыплатой заработной платы. На сегодняшний день общая сумма долгов перед жителями региона составляет 154,7 млн тенге. С начала текущего года погашена задолженность по заработной плате на сумму 25,7 млн тенге. В прошлом году взыскать в счет погашения задолженности  удалось 456,1 млн тенге.

«На действующих производствах  имеются долги перед 200 сотрудниками, фирмы-банкроты не рассчитались со 175 рабочими. В настоящее время проходящее процедуру банкротства АО «Актюбинский завод неметаллических труб» должно рабочим 63,8 млн тенге, ТОО «Карасор-А» имеет задолженность 3 млн тенге, ТОО «Фирма Иран»-2,2 млн тенге, ТОО «МостоТрест-4»-0,6 млн тенге, ТОО «Таза кала»-1 млн тенге, ТОО «Казанка»-2,3 млн тенге», - сообщил руководитель ГУ «Управление по инспекции труда Актюбинской области» Саламат Аманбаев.

Среди действующих предприятий самая большая задолженность - 42,8 млн тенге у ТОО «Жанатас Актобе». Щебеночный завод имеет долги перед 81 сотрудником. Задолженность образовалась в период с июня по ноябрь 2018 года. Чтобы получить зарплату, рабочие подают в суд. Сейчас у судебных исполнителей находятся 17 документов о взыскании долгов 17 работников на сумму 6,9 млн тенге. Столько же решений суда уже исполнены, сотрудникам завода выплачено 3,9 млн тенге. Бывшие работники предприятия подали исковое заявление в суд о применении на предприятии процедуры реабилитации, а также написали заявление в полицию для принятия мер в отношении директора, не выплатившего рабочим деньги.

«Если по материалам проверки выявляются факты, когда у работодателя на счете были деньги, и он их потратил не на погашение долгов по зарплате, а на иные цели, тогда возбуждается в отношении работодателя уголовное дело. В этом году мы создали соответствующий прецедент. Органами уголовного преследования возбуждено 1 уголовное дело по ч. 3 ст. 152, сейчас в отношении ТОО «Жанатас Актобе» проводится досудебное расследование», - рассказал Саламат Аманбаев. 

После обращения сотрудников завода в Департамент полиции, по инициативе ТОО «Жанатас Актобе» было составлено соглашение об урегулировании спора в порядке судебной медиации. Согласно договоренности ТОО обязалось полностью рассчитаться с долгами по зарплате до 30 апреля текущего года. 

«Со своей стороны все необходимые меры, в том числе административные в отношении ТОО мы приняли, на производстве поменялось руководство, чтобы взыскать долги по зарплате бывшим и действующим сотрудникам нужно иметь исполнительные листы, поэтому мы рекомендуем им обращаться в суд. Чтобы оповестить об этом людей, мы размещали объявления в газетах, социальных сетях»,- говорит руководитель отдела трудовых отношений Талгат Искарин

Помимо ТОО «Жанатас Актобе» долги перед рабочими имеют еще 6 предприятий региона. Так, ТОО «Актюбинская мебельная компания», находящаяся на стадии реабилитации задолжало 0,7 млн тенге. ТОО «Аско Экспо Центр» должно 60 работникам 15,5 млн тенге. Руководителем завода  подано исковое заявление в суд о применении процедуры реабилитации. ТОО «А-Полиграфия» имеет задолженность на сумму 18,2 млн тенге. Зарплату не получили 40 человек. Рассчитаться с сотрудниками руководство ТОО обещает, как только появятся средства. ТОО «Горнорудная компания Жеты Казына» должно 1 млн тенге, ТОО «Казахстанский Центр Комплексной утилизации боеприпасов «Нитрохим» -2,2 млн тенге. На сегодняшний день 3 исполнительных документа на сумму 1,6 млн тенге о взыскании задолженности по зарплате находятся у частных судебных исполнителей. Руководство ТОО «ОПС Секьюрити» не заплатило 5 сотрудникам 500 тыс. тенге. Однако рассчитываться предприятию нечем, у ТОО нет ни имущества, ни доходов. 

Кроме того, как отметил в ходе пресс-конференции Саламат Аманбаев, серьезной проблемой на предприятиях помимо задолженности по заработной плате остаются вопросы ненадлежащего оформления трудовых договоров. Только в прошлом году при проверке жалоб совместно с органами прокуратуры было выявлено отсутствие трудовых договоров с 1277 работниками. Нарушение допустили 354 предприятия.

banner_wsj.gif

5545 просмотров

Как работают казахстанские ТРЦ после двух месяцев карантина

Ретейлеры уверены во всплеске продаж и последующем затишье

Фото: Shutterstock/Sergey Varygin

В казахстанских мегаполисах - Нур-Султане и Алматы - после двух месяцев карантина открылись торговые центры. Покупатели туда буквально хлынули, но эксперты отрасли считают, что этот ажиотаж в ТРЦ вскоре сменится затишьем.

Современные торговые центры (ТЦ) страны сосредоточены в двух городах – Алматы и Нур-Султане. На начало 2020 года, по данным Colliers International Kazakhstan, в этих мегаполисах работало более 50 объектов торговой недвижимости, обеспеченность торговыми площадями составляла 365 кв. м в Алматы и 363 кв. м в Нур-Султане на тысячу человек. В 2019 году Нур-Султан догнал по обеспеченности торговыми площадями исторического лидера в этом сегменте – Алматы. За прошедший год в столице ввели в эксплуатацию ТЦ «Central Market», многофункциональный комплекс Abu Dhabi Plaza и ТЦ «Talan Towers» (Emporium). 

В марте 2020 года все торгово-развлекательные центры (ТРЦ) в Алматы и Нур-Султане были закрыты – и открылись только два месяца спустя. 

Недвижимость-02.jpg

Как ТРЦ пережили кризис

Арендаторы ТРЦ, которые больше всего пострадали от коронавирусного карантина – это точки непродуктового ретейла и представители сферы развлечений. Те из них, чья годовая маржа не превышала 8–10%, за два месяца простоя оказались в серьезном убытке, предполагает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan Баян Куа­това. В числе тех арендаторов, кто пережил эпидемию относительно успешно, – представители продуктового ретейла, аптеки и те продавцы, которые несмотря ни на что смогли наладить и онлайн-торговлю, и доставку.

Большинство ТРЦ предоставили арендные каникулы своим клиентам, и как следствие – лишились доходов за два месяца.

«Мы столкнулись с проблемой, которую даже представить не могли. Торговые центры имеют огромное количество квадратов, возникли финансовые сложности», – делится Маншук Сихимбаева, заместитель генерального директора управляющей компании DS Property, занимающейся ТРЦ «Forum Алматы».

Расходы крупных торгово-развлекательных центров за то же самое время составили несколько миллионов тенге – деньги были нужны на содержание персонала, техническое обеспечение, приведение ТРЦ в соответствие с санитарными нормами. Возобновляющие работу торговые центры проверяют санитарно-эпидемиологические службы, и нередко при этом предъявляют новые требования, которые ведут к дополнительным расходам девелоперов. 

Во сколько обошлись им такие «каникулы», торговые центры пока не посчитали.

«Физические итоги сможем подвести через два месяца после начала работы, когда увидим, что происходит с рынком», – говорит управляющий партнер Retail Space (компания работает с ТРЦ «Спутник», ТЦ «Promenade») Андрей Гордиенко. 

Контрольная закупка 

Пандемия поставила потребителей в непривычные условия, и сейчас сложно предугадать, как они поведут себя после снятия ограничений. 
Начало карантина в розничной торговле ознаменовалось всплеском продаж – переход на удаленную работу и непонимание будущего толкали потребителей активно закупать продукты питания и компьютерную технику для организации домашнего офиса. Но все это происходило на фоне уже закрывшихся ТЦ, и выиграли в этот период лишь те, у кого была налажена онлайн-торговля. Период бума сменил период затишья.

«Через две недели ажиотаж прошел. Началось разумное потребление – из пяти вариантов выбирали наиболее проверенный. С этого момента потребление стало трансформироваться в более качественное русло», – комментирует Маншук Сихимбаева. Эта тенденция, по ее мнению, продолжится и после пандемии – на рынке будут востребованы более качественные услуги и товары. 

В целом покупательское поведение станет более осторожным, прогнозируют многие участники рынка. На людей влияют страх и неопределенность, они не понимают, что будет с работой и доходами, и поэтому начинают экономить. С другой стороны, такой стиль жизни может стать поводом снова начать потреб­ление.

«Люди все равно устают от режима экономии и делают спонтанные не очень нужные покупки. Будем на это надеяться», – говорит российский эксперт, управляющий торговых центров Lynks Property Management Оксана Мысова.

По оценке российских исследовательских компаний, в торговые центры вернутся не все потребители доковидного периода. Аргумент прост: трафик в ТЦ уменьшится из-за снижения доходов, страха заболеть и успешного опыта онлайн-покупок. Укоренится ли после пандемии новая поведенческая модель потребителей – это маркетологам еще предстоит выяснить.

«Сейчас потребительские намерения и предпочтения обнулились. Чтобы понять, каков профиль клиентов, которые теперь ходят в ТРЦ, надо делать опросы. Но не раньше октября», – считает партнер исследовательской компании AMExpert Софья Щукина.

Кто вернется в ТРЦ и что там увидит

Управляющие казахстанских торговых центров более оптимистичны в своих настроениях – они рассчитывают на привычки и менталитет соотечественников и полагают, что тем не понравилось покупать онлайн. По­этому люди вернутся в торговые центры, чтобы провести время с семьей, развлечься, пощупать товар и убедиться в его качестве перед покупкой.

«Думаю, серьезной трансформации не будет. Направления развлечений уже есть, выдумывать ничего не нужно. В западных странах качество продукта намного выше. Они не боятся заказывать в интернете,  уверены, что придет то, что нужно. У нас не так», – уверен Андрей Гордиенко.

Плохая новость для покупателей – в ближайшее время их будет ждать довольно скудный ассортимент и подросшие цены.

«У многих ретейлеров даже летние коллекции не были закуп­лены. В течение двух-трех недель после открытия возникнет всплеск продаж, потом, когда появятся новые ценники, – затишье», – продолжает Гордиенко.

Финансовый директор бишкекского ЦУМа Усенжан Турдиев тоже полагает, что продажи начнут восстанавливаться к осени. Он объясняет:

«В связи с пандемией многие арендаторы не смогли закупить товары – предложения на рынке не будет. Реальные цифры потребления увидим начиная с сентября, когда появятся осенние коллекции и спрос».

Девелоперы надеются, что за время низкого летнего сезона люди соскучатся по привычному шопингу, осенью в торговые центры завезут новые коллекции и покупателям наконец удастся устроить полноценный шопинг. Главное, чтобы обошлось без второй волны эпидемии. Мысова резюмирует:

«Думаю, выйдем в высокий октябрь. Все рассчитываем на Новый год. Но страшно подумать, что будет, если осенью начнется вторая волна пандемии. Если уйдем еще раз в глубокий карантин – это реально страшно. Экономика будет совсем в другом состоянии, которое пока даже сложно представить».

В одной упряжке

Пандемия изменила не только потребителей, но и самих участников рынка – арендодателей и арендаторов ТРЦ.

«Мы остались тет-а-тет с нашими арендаторами. Нужно было перестраивать отношения из обычных в какие-то даже политические. Сейчас недостаточно просто иметь квадратные метры и удобные подъезды. Мы еще должны выстраивать очень хорошие отношения с нашими арендаторами. Должны слушать и слышать друг друга», – говорит Маншук Сихимбаева. 

Для управляющих торговыми центрами клиент – это не конечный покупатель, а арендатор. По мнению Баян Куатовой, подход большого бизнеса «ушли одни, придут другие» сейчас неуместен – на большое количество новых арендаторов в ближайшее время рассчитывать не стоит. Собственникам торговых площадей предстоит выстраивать тесное сотрудничество.

«Заботясь о своих клиентах (арендаторах), владельцы ТРЦ дают возможность арендаторам заботиться о конечном потребителе (покупателях)», – считает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan, добавляя, что такой подход должен заключаться не в разовой акции, а в целой программе долгосрочных мер.

Ирина Седухина, управляющий партнер Watcom Group, занимающейся оценкой и анализом потоков посетителей ТЦ, полагает, что новые отношения будут строиться в том числе и на основании четких расчетов. Она поясняет:

«Управляющие компании будут зависеть от бизнеса каждого арендатора в отдельности. Нельзя управлять, не измеряя. Надо продолжить измерять трафик, но еще важнее знать товарооборот арендаторов, понимать, кто их покупатели, почему они приходят в ТРЦ и чем интересуются. Успех будет зависеть от объединения и поиска совместных точек роста (для управляющих компаний и арендаторов) на основе четких данных, собираемых в режиме онлайн».

Участники рынка полагают, что и для арендаторов, и для покупателей привлекательность сохранят торговые центры, предлагающие комфортное пространство для отдыха и развлечений. Даже те арендаторы, которые перейдут в формат онлайн-торговли, будут охотно арендовать в таких ТРЦ помещения для своих шоурумов и пунктов выдачи заказов.

«Мы будем идти навстречу торговле в интернете и работать больше как пункт выдачи, при этом не отходя от сути ТРЦ», – говорит директор The Smart Space, компании из сферы услуг по управлению недвижимостью Нуржан Давлетбаев. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png