Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


637 просмотров

Смогут ли пчеловоды СКО выйти на китайский рынок

И что им мешает это сделать прямо сейчас

Фото: Shutterstock

Второй год североказахстанские пчеловоды думают над тем, как выйти со своей продукцией на рынок Китая. Привлекает он прежде всего своими возможностями, продиктованными высокой ценой и растущим спросом на экологически чистую продукцию в Поднебесной. Однако на данном этапе экспортные планы не более чем разговоры. И пока еще ни один пчеловод СКО не заключил договор с китайским потребителем на поставку меда.

Никто не считал

Сколько пчеловодов работает в СКО, сказать сложно. Назвать цифру, соответствующую реальному положению дел, «Курсиву» не смогли ни в региональном департаменте статистики, ни в управлении сельского хозяйства, ни в Ассоциации пчеловодов Северо-Казахстанской области. 
По официальным данным, в 2018 году в регионе было произведено чуть более 90 тонн меда. Однако существенная часть продукции выпущена личными подсобными хозяйствами, которые никаких отчетов в органы статистики не представляют, а значит, корректно подсчитать объемы производства невозможно. Более того, в управлении сельского хозяйства признали, что пчеловодство в СКО не находится в зоне повышенного внимания, как, например, растениеводство или разведение КРС. Некоторые цифры озвучили в общественном объединении местных медовиков.

«В нашей ассоциации состоит более 300 пчеловодов, как опытных, так и начинающих. Сколько их всего по области, не могу сказать. Более тысячи, это точно», – рассказал «Курсиву» председатель Ассоциации пчеловодов СКО Олег Гаврилов.

На новые рельсы

Теоретически работать с Китаем хотели бы многие из этих пасечников. Председатель ассоциации, он же руководитель пчеловодческого кооператива «Белое» и ТОО «Пасека «Кызылжар», Олег Гаврилов утверждает, что работа в этом направлении ведется. К осени североказахстанцы планируют отправить в Поднебесную первую партию – 150 тонн. 

Чтобы добиться поставленной цели, нужно научиться производить качественный мед. Продукту недостаточно быть просто натуральным и не содержать добавок. Ему нужно пройти сертификацию в Китае, соответствовать высоким стандартам, предъявляемым китайской стороной. Это означает, что пасечникам СКО предстоит перейти на экологическое пчеловодство.

«Сейчас мы, ассоциация, разработали новую систему пчеловодства, которая нацелена на производство экологически чистой продукции. Чтобы выйти на экспорт, нужно исключить из продукта остатки антибиотиков. Ведь когда мы завозим пчелопакеты из южных регионов страны, продавцы их обрабатывают от болезней различными препаратами. Антибиотики попадают в соты и далее в мед. Чтобы эту цепочку прервать, нужно работать с чистой вощиной, а с вредителями и болезнями бороться исключительно природными препаратами. Они разработаны, есть в продаже, доступны пчеловодам», – говорит Олег Гаврилов.

Объемы позволяют

Объемы производства меда в СКО, считает председатель региональной ассоциации пчеловодов, позволяют работать с внешними рынками. Но главное сейчас не количество, а качество продукта.

«Объем регион сможет дать без проблем, потенциал у СКО в этом плане огромный. К тому же сейчас мы наращиваем медоносную базу. В этом году посеем первый медоносный конвейер в 50 гектаров. Это набор трав, который позволяет получать нектар в течение всего сезона. Одна культура отцветает, а другая зацветает, – рассказывает Олег Гаврилов. – На полях, которые сейчас у нас есть в наличии, мало эспарцета, донника, а гречиху вообще практически не сеют в регионе. Рапсовые посевы травят химикатами, которые являются ядом для пчел. Те хозяйства, которые сеют эспарцет и донник, скашивают их во время цветения. Также будем просить крестьян, чтобы они на паровых землях сеяли однолетние медоносы. Это выгодно и нам, и им».

Всем миром

Первую партию меда для китайского рынка в СКО намерены собирать общими силами. Ассоциация планирует закупать продукт у тех, кто работает по системе органического пчеловодства.

«В прошлом году в Китае давали цену 2 тыс. тенге за килограмм, хотя сами китайцы потом наш мед продают в 5 раз дороже. В СКО каждый пчеловод может продать в розницу по 1800 тенге за килограмм», – говорит Олег Гаврилов.

Сегодня пчеловоды региона в основном продают сладкий продукт в розницу своим постоянным клиентам.

«Мед расходится в основном по своим покупателям. Если увеличивать количество пчелосемей, а сейчас их у нас 30, то возникнет проблема с реализацией. Мы заинтересованы в экспорте. Но пока толком никто ничего не говорит, никаких условий нам пока не озвучивали. Но чисто теоретически я не против», – говорит председатель сельского производственного кооператива «Медок» Анатолий Калинко.

С ним согласен председатель пчеловодческого кооператива из района Магжана Жумабаева Николай Присяжный. 

«Выгодно продать – это всегда хорошо. Мы реализуем мед, как можем. В больших объемах мед не залеживается. Если бы хорошую цену давали, я бы отправлял за границу. Здесь я оптом продаю по 1000–1200 тенге за килограмм. В розницу сейчас много не наторгуешь», – говорит собеседник издания.

В пользу внутреннего рынка

Есть среди пчеловодов и другое мнение. Например, одна из крупнейших пасек области – КХ «Пасека семьи Пилипушко» – отказалась от идеи поставлять мед в Китай из-за желания сохранить свои позиции на внутреннем рынке.

«Наш мед прошел все экспертизы, мы возили его на выставку в Китай, он подходит под все их требования, так как мы занимаемся органическим пчеловодством. Но мы отказались от китайского направления исключительно потому, что не хотим терять свой рынок и оставлять наших потребителей без продукции. У нас налажены каналы сбыта и меда, и апипродуктов, проблем с реализацией нет», – пояснила руководитель крестьянского хозяйства, потомственный пчеловод Ярослава Пилипушко.

Председатель ассоциации пчеловодов Олег Гаврилов говорит, что особых проблем с выходом на китайский рынок не возникнет, было бы желание. Сейчас главное – научить пчеловодов работать по новой системе, которая позволит производить востребованный экологически чистый мед. Уже к осени текущего года будет ясно, есть у пасечников СКО заинтересованность в органическом пчеловодстве и потребность в новых рынках или нет.

Пока же ни одного экспортного договора о поставках меда в этом направлении в регионе не заключено.
 


1407 просмотров

Налоговики вывели из тени в ЗКО почти 10 млрд тенге

Благодаря онлайн-кассовым аппаратам

Фото: Shutterstock

Первые данные онлайн-кассовых аппаратов (ОККМ) показали: у бизнеса ЗКО в тени находилось не менее 10 млрд тенге. «Курсив» выяснил, как налоговики на 113,3% выполнили план по дополнительным поступлениям налогов за счет сведений ОККМ и сколько еще планируют собрать за счет легализации прибыли местных предпринимателей.

Столько млн на дороге не валяется

ДГД ЗКО на запрос «Курсива» сообщил: в 2019 году по итогам прошлого года, когда предпринимателей обязали устанавливать онлайн-кассовые аппараты (ОККМ), налоговики смогли собрать дополнительно в республиканский и местный бюджеты 171,5 млн тенге. 

Департамент дает следующий расклад: по результатам администрирования с начала 2019 года по всем действующим ИП выручка выросла в 1,5 раза – с 12 до 19 млрд тенге, или на 7 млрд (58%). А в сравнении с 2018 годом выручка увеличилась в 2,1 раза – с 9 до 19 млрд тенге, или на 10 млрд тенге, – 111%.

«Эти 10 млрд доходов скрывались, были в тени. На эту сумму мы, получается, увеличили налогооблагаемую базу. Если с нее взять только 1,5% соцналога, уже выходит дополнительно 150 млн», – прокомментировала данные «Курсиву» руководитель управления анализа и рисков ДГД ЗКО Жаннат Шайхиева.

В прошлом году, сообщила она, ОККМ установили почти все крупные предприятия. Самый большой доход по базе данных онлайн-касс показали торговые дома, рестораны, кафе и другие точки сети общественного питания. Но по итогам 2019 года аналогичных побед налоговики не ждут: показатели реальных доходов бизнеса еще, конечно, подрастут, но не намного – онлайн-кассы осталось установить предприятиям и ИП с небольшими оборотами. 

Сегодня в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 19 280 ККМ, из них 11 788 – онлайн-ККМ, которые установили 8435 налогоплательщиков. Всего в области действуют 42 624 субъекта МСБ (зарегистрировано 49 958). Из них 41 222 ИП и 8736 юридических лиц.
И предприниматели, надо отметить, попыток экономить, в том числе на налогах, не оставляют. Кто-то по-прежнему не пробивает все онлайн-чеки, а кто-то не разобрался в идее установки ОККМ и, честно пробивая все чеки, указывает в своих налоговых отчетах низкую прибыльность.

«Есть предприниматели, которые полагают: данные, которые поступают с онлайн-касс, не проверяются. В результате у них нестыковки – по базе ОККМ один доход, а по отчетам – другой. А все данные с кассы напрямую идут в Комитет госдоходов, где формируется база данных на каждого субъекта МСБ», – объяснила г-жа Шайхиева. 

Cashback для покупателя

Напомним, передача сведений с онлайн-ККМ осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности: ККМ – оператор фискальных данных – уполномоченный орган. 

Сегодня в Казахстане определены три оператора фискальных данных – это АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел».

Налоговые службы используют автоматизированный контроль – спецпрограмма отсылает уведомления предпринимателям автоматически. По итогам 2018 года программа нашла так много нестыковок, что фискалы смогли доначислить в бюджет круглую сумму. 

По администрированию с использованием сведений ОККМ 143 налогоплательщикам было направлено 157 уведомлений. 

По результатам этой работы доначислено и взыскано 94,1 млн тенге. Это, повторимся, деньги с тех доходов, которые при уже установленных онлайн-кассах бизнесмены пытались скрыть. Но и это не все. Как объяснили в департаменте, если уведомление отправляется только по крупным суммам, то по мелким суммам (1–2 тыс. тенге) направляется простое извещение. По ним насобирали еще 77,3 млн тенге. 

Судебных исков, штрафов и жалоб не было, заверили нас в департаменте госдоходов – с предпринимателями проводят беседы, а покупателям предложили включиться в процесс. 

«Для населения приняты стимулирующие меры при безналичных расчетах – начисление cashback от банков второго уровня и проведение лотерей. Для бизнеса при покупке ОККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов на стоимость кассы, отменяются требования по пломбированию ККМ и ведению учета наличных денег», – напомнила руководитель управления ДГД.

План по дополнительным поступлениям налогов за счет администрирования с использованием сведений ОККМ за пять месяцев текущего года налоговики ЗКО исполнили на 113,3%, собрав, как уже сказано, 171,5 млн тенге. Общий план 2019 года – 909,2 млн. Но аналитики ДГД считают: собрать почти миллиард вряд ли удастся – реальные объемы налогооблагаемой базы почти определились и дальше десяти выявленных миллиардов эти показатели далеко не уйдут.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций