Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1046 просмотров

Рестораторы против запрета мест для курения

По мнению рестораторов, вместо тотального запрета нужно доработать действующие требования к помещениям для курения

Фото: Shutterstock.com

Рассматриваемый в настоящее время проект нового Кодекса «О здоровье» содержит ряд неоднозначных мер, не имеющих прямого отношения к проблеме курения, но ущемляющих права группы граждан, а также направленных на ухудшение ведения малого и среднего бизнеса. Такое мнение высказал сегодня президент Национальной ассоциации предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса «HoReCa Казахстан» Игорь Копайлов.

Речь, в частности, по его словам, идет о запрете специально выделенных мест для курения, которые предусмотрены действующим Кодексом.
 
«Наша ассоциация занимает достаточно четкую позицию в отношении запрета курения в специально организованных местах для курения, поскольку это нарушает права курящих. В Казахстане более 30% населения курят. Надо уважать права это категории граждан», - считает он.

В этой части Копайлов напомнил, что в 2014 году ассоциация выступила с инициативой, чтобы внести поправки в закон «О здоровье нации» норму, которая регламентировала создание специальных курительных кабинок в заведениях. 

«Минздрав несколько лет назад согласился с тем, что такие изолированные места разграничивают курящих и некурящих и никак не сказываются на самочувствии и здоровье последних. Такое положение вещей в свое время закрепили в действующем Кодексе о здоровье, под них разработали санитарные требования. Бизнес получил четкий сигнал, что разрешено и стал оборудовать свои рестораны в соответствии с требованиями закона. Сейчас разработчики в Минздраве решили все переиграть. Речь идет о многомиллионных вложениях в оборудование, перепланировку, обустройство вентиляции и так далее. Только в Алматы насчитывается 194 заведения, оборудовавшие места для курения. При этом, стоимость вложений на каждое достигает 2 900 000 тенге. Таким образом, на сегодняшний день, только по городу Алматы, владельцы ресторанов уже потратили около 1 млрд тенге на выполнение законодательного требования по обустройству курительных комнат. Бизнес инвестировал и даже кредитовался в банках для этого. Если эта норма пройдет, то все вложения надо будет списывать на убытки. И признать, что чаяния бизнеса государство не слышит» - прокомментировал Игорь Копайлов.

По мнению рестораторов, вместо тотального запрета нужно доработать действующие требования к помещениям для курения. Проект Нового Кодекса также должен вывести из тени кальянный бизнес. Прояснения требует также статус курения на летних площадках и верандах заведений к открытию летнего сезона. 

«Устранение недвусмысленностей в законодательстве внесет определенность для бизнеса и даст ему стимул обзавестись специально оборудованными местами для курения. При этом, будет достигнут компромисс между курящими и некурящими посетителями, чьи интересы будут соблюдены в полной мере, а также владельцев ресторанных заведений, которые смогут избежать штрафных и коррупционных рисков», уверен глава «HoReCa Казахстан». 

В свою очередь начальник службы организации пассажирских перевозок аэропорта города Алматы Анатолий Юзефович  указал на вероятные проблемы в обеспечении пожарной и авиационной безопасности, в случае введения такого запрета.

«Эта та категория пассажиров, которым нужны места для курения. У нас есть транзитная зона, там время нахождения бывает до 24 часов, то есть если пассажир прилетел и у него не будет возможности перекурить, они будут искать другие места для этого, что может повлиять на авиационную безопасность, на пожарную безопасность, на неудобство других пассажиров. А в специально отведенном месте он может перекурить спокойно. Это приведет к ряду неудобств», - сказал он. 

С ним солидарен управляющий директор аэропорта г.Нур-Султан по коммерции Даурен Берекетов.

«Наш аэропорт ведет политику международного хаба. С каждым годом у нас доля транзитных пассажиров растет очень сильно. Как и сказали здесь, время пребывания может быть длительным в зоне накопления, до 24 часов, и, соответственно, нужно более детально проанализировать данную меры, поскольку они в том числе могут повлиять на характер поведения пассажиров», - сказал он.

Для примера можно зазвать ситуацию в российских аэропортов, столкнувшихся с запретом в 2013 году. Согласно данным соцопроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2015 году среди пассажиров аэропортов «Шереметьево», сочинского и других авиаузлов «37% опрошенных лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в помещениях аэропортов». По данным ВЦИОМ за 2016 год, 33% авипассажиров не соблюдали запрета на курение в общественных местах. 

Со слов Сергея Никотина, исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов, запрет курения в чистых зонах аэропортов проблему не решил. 

«Раньше курили в специальных помещениях. Теперь - в туалетах, по углам, прячась. Рисков стало еще больше. Запрет может работать там, где дается альтернатива. У нас решили запретить безальтернативно. Не работает. Госдума выступила с законопроектом, возвращающим в аэропорты специальные места для курения» - добавил Никотин.

Руководитель Специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии РК Айгуль Соловьева уверена, что запреты без должного анализа приведут к тому, что рынок уйдет в тень и станет нелегальным.

«У нас в законодательстве для того, чтобы вести какой-то запрет, особенно те, которые затрагивают интересы бизнеса, нужно  провести анализ регуляторного воздействия. Минздравом анализ сделан не в соответствии с требованиями и методологией, который предполагает такой анализ .Во-первых, этот анализ должен иметь расчеты. Вот говорят представители бизнеса, что демонтаж курительных зон и так далее… Тот кто предлагает, он должен возмещать эти расходы согласно кодекса, он должен возмещать те убытки. Поэтому даже если примут эту норму, то в принципе государство должно компенсировать (расходы бизнеса, связанные с де-монтажом этих зон – Kursiv). Думало ли об этом министерство здравоохранения, я сейчас не могу сказать, - резюмировала она.


1673 просмотра

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций