Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


903 просмотра

Рестораторы против запрета мест для курения

По мнению рестораторов, вместо тотального запрета нужно доработать действующие требования к помещениям для курения

Фото: Shutterstock.com

Рассматриваемый в настоящее время проект нового Кодекса «О здоровье» содержит ряд неоднозначных мер, не имеющих прямого отношения к проблеме курения, но ущемляющих права группы граждан, а также направленных на ухудшение ведения малого и среднего бизнеса. Такое мнение высказал сегодня президент Национальной ассоциации предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса «HoReCa Казахстан» Игорь Копайлов.

Речь, в частности, по его словам, идет о запрете специально выделенных мест для курения, которые предусмотрены действующим Кодексом.
 
«Наша ассоциация занимает достаточно четкую позицию в отношении запрета курения в специально организованных местах для курения, поскольку это нарушает права курящих. В Казахстане более 30% населения курят. Надо уважать права это категории граждан», - считает он.

В этой части Копайлов напомнил, что в 2014 году ассоциация выступила с инициативой, чтобы внести поправки в закон «О здоровье нации» норму, которая регламентировала создание специальных курительных кабинок в заведениях. 

«Минздрав несколько лет назад согласился с тем, что такие изолированные места разграничивают курящих и некурящих и никак не сказываются на самочувствии и здоровье последних. Такое положение вещей в свое время закрепили в действующем Кодексе о здоровье, под них разработали санитарные требования. Бизнес получил четкий сигнал, что разрешено и стал оборудовать свои рестораны в соответствии с требованиями закона. Сейчас разработчики в Минздраве решили все переиграть. Речь идет о многомиллионных вложениях в оборудование, перепланировку, обустройство вентиляции и так далее. Только в Алматы насчитывается 194 заведения, оборудовавшие места для курения. При этом, стоимость вложений на каждое достигает 2 900 000 тенге. Таким образом, на сегодняшний день, только по городу Алматы, владельцы ресторанов уже потратили около 1 млрд тенге на выполнение законодательного требования по обустройству курительных комнат. Бизнес инвестировал и даже кредитовался в банках для этого. Если эта норма пройдет, то все вложения надо будет списывать на убытки. И признать, что чаяния бизнеса государство не слышит» - прокомментировал Игорь Копайлов.

По мнению рестораторов, вместо тотального запрета нужно доработать действующие требования к помещениям для курения. Проект Нового Кодекса также должен вывести из тени кальянный бизнес. Прояснения требует также статус курения на летних площадках и верандах заведений к открытию летнего сезона. 

«Устранение недвусмысленностей в законодательстве внесет определенность для бизнеса и даст ему стимул обзавестись специально оборудованными местами для курения. При этом, будет достигнут компромисс между курящими и некурящими посетителями, чьи интересы будут соблюдены в полной мере, а также владельцев ресторанных заведений, которые смогут избежать штрафных и коррупционных рисков», уверен глава «HoReCa Казахстан». 

В свою очередь начальник службы организации пассажирских перевозок аэропорта города Алматы Анатолий Юзефович  указал на вероятные проблемы в обеспечении пожарной и авиационной безопасности, в случае введения такого запрета.

«Эта та категория пассажиров, которым нужны места для курения. У нас есть транзитная зона, там время нахождения бывает до 24 часов, то есть если пассажир прилетел и у него не будет возможности перекурить, они будут искать другие места для этого, что может повлиять на авиационную безопасность, на пожарную безопасность, на неудобство других пассажиров. А в специально отведенном месте он может перекурить спокойно. Это приведет к ряду неудобств», - сказал он. 

С ним солидарен управляющий директор аэропорта г.Нур-Султан по коммерции Даурен Берекетов.

«Наш аэропорт ведет политику международного хаба. С каждым годом у нас доля транзитных пассажиров растет очень сильно. Как и сказали здесь, время пребывания может быть длительным в зоне накопления, до 24 часов, и, соответственно, нужно более детально проанализировать данную меры, поскольку они в том числе могут повлиять на характер поведения пассажиров», - сказал он.

Для примера можно зазвать ситуацию в российских аэропортов, столкнувшихся с запретом в 2013 году. Согласно данным соцопроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2015 году среди пассажиров аэропортов «Шереметьево», сочинского и других авиаузлов «37% опрошенных лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в помещениях аэропортов». По данным ВЦИОМ за 2016 год, 33% авипассажиров не соблюдали запрета на курение в общественных местах. 

Со слов Сергея Никотина, исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов, запрет курения в чистых зонах аэропортов проблему не решил. 

«Раньше курили в специальных помещениях. Теперь - в туалетах, по углам, прячась. Рисков стало еще больше. Запрет может работать там, где дается альтернатива. У нас решили запретить безальтернативно. Не работает. Госдума выступила с законопроектом, возвращающим в аэропорты специальные места для курения» - добавил Никотин.

Руководитель Специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии РК Айгуль Соловьева уверена, что запреты без должного анализа приведут к тому, что рынок уйдет в тень и станет нелегальным.

«У нас в законодательстве для того, чтобы вести какой-то запрет, особенно те, которые затрагивают интересы бизнеса, нужно  провести анализ регуляторного воздействия. Минздравом анализ сделан не в соответствии с требованиями и методологией, который предполагает такой анализ .Во-первых, этот анализ должен иметь расчеты. Вот говорят представители бизнеса, что демонтаж курительных зон и так далее… Тот кто предлагает, он должен возмещать эти расходы согласно кодекса, он должен возмещать те убытки. Поэтому даже если примут эту норму, то в принципе государство должно компенсировать (расходы бизнеса, связанные с де-монтажом этих зон – Kursiv). Думало ли об этом министерство здравоохранения, я сейчас не могу сказать, - резюмировала она.


370 просмотров

Что мешает казахстанским производителям мороженого торговать с заграницей

Об особенностях этого рынка «Курсиву» рассказал эксперт отрасли мороженого в СНГ и Европе Дмитрий Докин

фото: shutterstock.com

Согласно исследованиям Euromonitor International, в 2019 году объем продаж мороженого в стоимостном выражении вырос на 9%, до 84,8 млрд тенге, а в количественном – на 3%, до 27 тыс. тонн. Средняя цена за единицу товара увеличилась на 6%. О том, каковы тенденции рынка и что необходимо учитывать отечественным производителям при экспорте продукции, рассказал «Курсиву» международный эксперт отрасли мороженого в СНГ и Европе Дмитрий Докин.

С точки зрения Дмитрия Докина, экспортный потенциал у казахстанских производителей мороженого достаточно высок. В частности, по его мнению, у лидера на внутреннем рынке – компании «Шин-Лайн» есть все необходимое, чтобы увеличить продажи своего товара не только внутри Казахстана, но и в других странах.

Сегодня казахстанское мороженое поставляется в Россию, Монголию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь и Китай. В перспективе компания планирует выйти на рынок Украины.

«Экспорт в Россию увеличился на 40% в натуральном выражении и на 50% в денежном. Но мы очень внимательно смотрим и за рынком в Узбекистане, потому что он самый большой в Центрально-Азиатском регионе. К слову, там у нас очень динамично растут показатели. В текущем году рост составил 280%. Хорошая динамика продаж и в Беларуси. Кстати, там очень удивились, увидев наш продукт. Ведь они ни разу не видели казахстанских товаров. Мы считаем, что будет динамично развиваться и Азербайджан. И мы произвели тестовую атаку на украинский рынок, потому что там тоже очень много потребителей, так же как и в Узбекистане», – рассказал международный эксперт, директор категории мороженого компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин на встрече с журналистами, прошедшей 20 августа.

Особенности китайского потребителя

Эксперт отмечает, что в странах постсоветского пространства продвигать товар и бренд гораздо легче, чем, к примеру, в Китае. Поскольку у жителей Поднебесной свои, только им присущие потребности, поэтому компании, ориентированной на экспорт мороженого, приходится их учитывать. И, конечно, тщательно изучать рынок.

«Мы долго его анализировали и пришли к выводу: чтобы иметь там большие объемы и продажи, нужно для китайцев создавать отдельные вкусы и продукты. Им нужно не такое сладкое мороженое, к которому привыкли мы. Когда узбеки пробовали нашу продукцию, они восклицали: «О! Как сладко!», а когда китайцы брали ту же продукцию, они замечали: «О-о-о, как сладко…», – отмечает эксперт.

Еще одной особенностью потребителей КНР являются их привычки. Жители Китая предпочитают покупать мороженое онлайн. А это значит казахстанским экспортерам придется разработать яркие упаковки.

«Да, Китай находится в 240 км от Алматы и там полтора миллиарда населения, это притягательно. Но все непросто, нужно много работать», – подводит итог Дмитрий Докин.

Политика не помешает экспорту

Говоря о Кыргызстане, эксперт отметил, что за семь месяцев текущего года в этой стране наблюдался рост продаж на 54% в натуральном выражении и на 73% – в денежном. Рынок Монголии, по словам г-на Докина, также показывает стабильные продажи с перспективой роста до 25%.

Объясняя, почему другим казахстанским производителям тяжело выходить на другие рынки, к примеру на российский, эксперт подчеркнул, что все дело в знаниях.

«Взять хотя бы тот же пломбир. Они не знают, каким он должен быть, как он должен выглядеть. Выйдя на экспорт, конкуренты всего лишь продают свое мороженое, а мы специально изучали рынок и делали продукт именно под него», – говорит Дмитрий Докин.

Не менее интересная ситуация наблюдается и на рынке Украины, куда планирует выйти казахстанский производитель мороженого. Причем, как подчеркнул в комментариях «Курсиву» г-н Докин, экспортировать туда свою продукцию казахстанцам ничто не мешает.

«Если бы мы были российской компанией, то, возможно, имели бы определенные сложности, причем не только сейчас, а гораздо раньше. Вот Nestle – это международная компания, но они долго не выходили на рынок Украины, потому что на упаковке стоял адрес: Московская обл., г. Жуковский. Нас же спасает казахстанское происхождение с корейскими корнями. Когда мы говорим о рынке, в первую очередь речь идет о потребителях, а они будут голосовать своими кошельками. Мы проводили тестирование своего продукта на Украине, и я могу сказать, что и к нам, и к продукту украинцы относятся очень хорошо», – отметил эксперт.

«Бомба» на рынке

По информации Дмитрия Докина, казахстанские производители мороженого, как и сам рынок, растут примерно на 3% в год. В этом году его объем, по оценкам исследовательского агентства Еuromonitor, специализирующегося в области международных стратегических исследований потребительских рынков, достигнет порядка 36–40 тыс. тонн в год. Для сравнения: в России в пересчете на душу населения объемы примерно такие же.

Согласно отчету международного агентства, на казахстанском рынке тройку лидеров по объемам возглавляет компания «Шин-Лайн» – 35% (в деньгах). На втором месте ТОО «Балмуздак» – 18%, на третьем – ОАО «Инмарко» – 11,4%.

Не менее интересен и анализ по лидирующим брендам. Так, мороженое «Бомба» (ТОО «ШинЛайн» – 13,9% от всех продаж. На втором месте «Белый медведь» (TOO «Aiza») – 7,3%. Третье место занимает мороженое «Золотой стандарт» компании «Инмарко» – 5,8%.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций