Перейти к основному содержанию

2966 просмотров

Почему у супермаркетов забрали бонусы и зачем маркировать импорт

«Курсив» изучил новые поправки к реформе бизнессреды

Фото: Георгий Семенов

2 апреля президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в законодательных актах, призванных улучшить развитие казахстанского бизнеса. За последние годы это седьмой пакет поправок, направленных на совершенствование этой сферы. И, пожалуй, один из немногих законов, который, как выяснилось, вызывает большие симпатии, оставляя при этом и вопросы.

Попасть бы в десяточку 

Седьмой пакет поправок по проведению реформ в бизнес-среде проведен в рамках рейтинга «Doing Business» – «Ведение бизнеса». Это исследование Всемирного банка в 190 странах мира на основе 10 индикаторов, которые показывают, насколько просто осуществлять предпринимательскую деятельность. В разработке Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» участвовали практически все госорганы и НПО. Часть новых механизмов в пилотном режиме отрабатывалась в регионах. 

Одним из лучших изменений директор Республиканского Центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев считает увеличение порога оборотов по НДС для ИП. 

«Когда мы это обсуждали в рабочей группе, до последнего не верил, что эти поправки примут. Потому что почти в 4,5 раза предлагали увеличить порог оборотов для «упрощенки» и для тех, кто использует трехкомпонентную систему – онлайн-кассу, посттерминал, электронную систему учета реализации товаров и услуг», – сказал г-н Казанцев в комментариях «Курсиву». Эксперт убежден, что у большого числа предпринимателей есть желание работать легально, особенно в торговле, но их пугает вероятность легализации своих оборотов, «слететь с «упрощенки» и встать на НДС. 

«Встать на НДС – значит перейти на общий режим. Это очень критично – совсем другие налоги, и бизнес становится убыточным. Поэтому, увеличив порог оборотов, государство сделало большой шаг навстречу МСБ», – считает глава Центра.

Государство вернет бизнесу 31 млрд тенге

Поправки коснулись самой обсуждаемой темы в бизнес-среде – перехода на онлайн-контрольно-кассовые машины (ОККМ). Напомним, недовольство предпринимателей вызвала высокая стоимость аппаратов: от 60 тыс. до 70 тыс. тенге. Теперь закон предусматривает механизм возврата этих затрат. Если предприниматель потратился на онлайн-ККМ или трехкомпонентную систему, ему будет снижена сумма налога, но не более 60 тыс. тенге или не более 50% от исчисленной суммы ИПН. Налог сократится в целом за весь налоговый период при исчислении суммы ИПН в последнем расчете стоимости патента за налоговый период.

«Впервые в своей практике вижу, чтобы государство шло на такие уступки. Колоссальные деньги недополучит бюджет. Например, в 2019 году, по официальным данным, 520 тыс. предпринимателей должны поменять старые ККМ на онлайн-кассы. Умножим на 60 тыс. тенге, получается 31,2 млрд тенге», – говорит г-н Казанцев.

Еще одной поправкой в законодательные акты могут заинтересоваться правозащитники. Отныне доступ к сведениям о наличии или отсутствии обременения (залога) движимого имущества будет публичным – согласие залогодателя или залогодержателя спрашивать не будут. Г-н Казанцев считает: вопрос больше относится к бухгалтерской сфере. 

«Здесь никакой тайны нет. Зато когда совершаются сделки, тратится уйма времени на то, чтобы получить эту справку. А так бизнес экономит время и исключает бюрократию», – уточняет собеседник «Курсива».

Магазинчик? Без проблем!

Для малого бизнеса станет проще открыть свой магазин в жилом доме. Тут упрощена процедура оформления.

«Регистрацию торговых точек мы уже год практикуем в упрощенной форме. В онлайн-режиме предприниматель может уведомить налоговиков об открытии, и ему высылается разрешение. Упрощение больше касается разрешительных процедур в процессе выбора места, получения согласия различных госорганов», – пояснила «Курсиву» руководитель отдела контроля качества госуслуг управления государственных доходов Уральска Оксана Нигметуллина.

Ожидается, что новые поправки дадут толчок и набирающей популярность выездной торговле. Но утверждать маршруты для «торговли на колесах» будут акиматы. Ранее местные исполнительные органы предоставляли только стационарные точки торговли.

О бонусах и торговле в Интернете 

Также с 2019 года введен запрет на взимание торговыми сетями вознаграждений – ретро-бонусов с поставщиков социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ). Сайт МНЭ сообщает: цель поправок – улучшить доступ отечественных производителей к торговым сетям. На остальные продтовары введен лимит по вознаграждению до 5%.

В этой поправке Дмитрий Казанцев видит элемент благотворительности: государство предлагает не играть на социально значимых товарах. Речь идет только о супер- и гипермаркетах. 

«Тут есть проблематика: МСБ тяжело влиться в крупную торговую сеть – стать поставщиком того или иного товара. Там, помимо ретро-бонусов, еще ряд требований: кто-то за полку платит, кто-то за размещение товаров, за консигнацию. А ретро-бонусы откуда возмещаются? С потребителя – их включают в стоимость товара. Поэтому если с СЗПТ уберут 5-10% ретро-бонусов, значит, на столько же этот товар и подешевеет», – объясняет г-н Казанцев.

Он полагает, что идея ущемления бизнеса в плане маркетинга была бы очевидна, если бы это правило распространялось на все товары. Поэтому и эту поправку правозащитник считает положительным моментом.

Для торгующих через Интернет тоже есть новости. Правила игры тут еще не сложились, и чтобы оптимизировать ее развитие, законодатели упростили процедуру таможенного декларирования – можно использовать почтовые документы в качестве декларации. Ввели термин «электронная коммерция», а субъектов электронной торговли разграничили. Не остались без защиты и потребители. Закреплен принцип защиты их интересов, который будет не ниже уровня защиты, предусмотренного Законом «О торговой деятельности». Например, директор департамента регулирования торговой деятельности МНЭ РК Айжан Бижанова, давая разъяснения этих норм республиканским СМИ, сказала:
 
«Заказанный через Интернет товар невозможно физически оценить – возникают сложности возврата или обмена покупки. Поэтому на товары, приобретенные в рамках электронной коммерции, например, теперь распространяются все требования по возможности их возврата в течение 14 дней».

Все товары – под маркировку?

Борьба с теневой экономикой также нашла отражение в законе. Например, решить проблемы с контрафактной продукцией поможет их маркировка. Какие именно товары нужно маркировать, будет решать правительство. В обсуждении примут участие и предприниматели. Для составления перечня будут обязательны результаты АРВ – «аналитической процедуры сопоставления выгод и затрат от вводимого регуляторного инструмента» – и положительный пример «пилота». 

«С разных трибун не раз говорилось, что из Китая, Турции, Европы в Казахстан по «серым» схемам завозятся большие объемы товаров. Если смотреть с точки зрения выхода бизнеса из тени, то маркировка – правильное решение. Взять хотя бы повседневную одежду – почти вся завозится по «серым» схемам. Но возмущение предпринимателей будет однозначно: столько лет так работать и вдруг... Конечно, мы все понимаем: если ввозить все это официально, платя необходимые сборы и пошлины, одежда подорожает. Конечно, эта норма скажется в первую очередь на потребителях – однозначно будет подорожание товаров», – говорит Дмитрий Казанцев. 

Эксперт считает, что бизнес на себя эти расходы не возьмет. А сама норма имеет две стороны: по потребителю ударит ценами, но для государства необходима, потому что «вечно закрывать глаза на «серые» поставки невозможно». 

«Этот вопрос полностью отрабатывает НПП «Атамекен». Наш Центр тоже входит в рабочую группу, и мы встречаемся с бизнесом за круглыми столами по вопросам маркировки. Конечно, вопрос будет обсуждаться поэтапно. Говорить, что за год весь импорт перейдет на маркировку, рано. Думаю, лет пять уйдет на это», – считает собеседник.

В первую очередь, по его мнению, в перечень войдет импорт обуви, так как это огромные объемы. 

«То есть, думаю, будут «бить» точечно – по тем товарам, где масштабы проблемы действительно большие», – заключил директор Центра помощи предпринимателям.

6541589.jpg

1612 просмотров

Какие навыки нужны современному руководителю цифровой организации

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Цифровая трансформация – это не только новые технологии: Big Data, голосовые помощники, интернет вещей, искусственный интеллект и прочее. Цифровая трансформация – это новые роли в компании, новые требования к сотрудникам, новая корпоративная культура и новые бизнес-процессы.

Чтобы быть успешным в этом новом бизнесе, нужно обладать новыми компетенциями  и навыками.

Решения на основе данных

Через три-пять лет любой руководитель должен будет уметь на основе данных принимать управленческие решения и выстраивать бизнес-процессы. Генеральный директор DIS Group KZ Канат Абиров говорит:

«Все решения будут приниматься не на основе внутреннего ощущения и опыта руководителя, а на основе анализа данных. Все большее значение будут иметь технологии Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект. Они будут помогать искать инсайты (полезные для бизнеса закономерности), предсказывать события (предиктивная аналитика), быстро проверять различные гипотезы. Те менеджеры, которые смогут подстроиться под такую схему управления, будут наиболее успешными».

Речь не идет о том, что всем придется учиться программировать или управлять всеми корпоративными IТ-решениями для работы с данными. В будущем по-прежнему сохранится должность директора по данным (CDO), который будет определять методологию работы с данными и управлять корпоративными данными в целом. Сохранятся и должности инженеров по данным, аналитиков и data scientists, которые продолжат помогать остальным сотрудникам эффективно работать с информацией.

Все менеджеры в своей работе продолжат ежедневно сталкиваться с задачами, для выполнения которых им будут нужны данные. Важно уметь определять, какие именно данные понадобятся в работе. Как, где и с помощью каких инструментов их лучше собрать, насколько регулярно это необходимо делать, и кто именно будет выполнять эту работу. Собранные и правильно структурированные данные помогут маркетологу предложить новые сервисы и сделать персонализированное предложение, предугадав потребности клиента, а директору по развитию подскажут новую бизнес-модель.

Эти выводы подтверждает отчет 2019 года исследовательского агентства IDC, согласно которому ориентированность на использование данных станет одним из важнейших навыков корпоративной «культуры будущего». К 2024 году этими навыками овладеют руководители в 50% компаний из списка 2 тыс. самых крупных в мире.

Презентация и объяснение

Для руководителя важно не только принять правильное решение, но и уметь его презентовать и совету директоров, и подчиненным, и другим заинтересованным лицам. Сейчас для этого используются отчеты, которые распечатываются или загружаются в Power Point в текстовом виде или в виде графиков, таблиц, схем.

В будущем для презентации данных будут широко использоваться дашборды – визуальное представление наиболее важной информации в рамках одного экрана. Хорошо продуманный дашборд позволит сэкономить время на презентацию данных, сделать ее более точной и актуальной, обновлять ее в реальном времени. Во многих компаниях переход к такому представлению информации уже начался.

Создавать дашборды нужно учиться – чтобы отсортировывать ключевую информацию, которая будет представлена, логику ее расположения, правильно выбирать источники данных.

Профессиональная любознательность

Аналитики издания Harvard Business Review выделили факторы, которые позволяют компаниями успешнее нанимать специалистов для осуществления цифровой трансформации в своих организациях. Для этого они опросили более тысячи руководителей по всему миру.

Прежде всего, успешные с точки зрения цифровой трансформации компании в большей степени обращают внимание на потенциал сотрудников, чем на их достижения. Связано это с тем, что технологии сейчас развиваются очень быстро, экспертиза быстро устаревает. На первое место выходят быстрая обучаемость, способность приспосабливаться и профессиональная любознательность.

Естественно, такой подход требует постоянного обучения сотрудников новым инструментам и методикам. Так, сейчас в СНГ большинство крупных компаний уже открыло собственые центры обучения. Свои школы данных в России есть у «Ростелекома», «Сибура», ПАО «Вымпелком» и других, в Казахстане – у «Альфа-Банк Казахстан». В таких школах учатся не только технические специалисты, но и сотрудники других бизнес-подразделений: маркетинга, HR и прочих.

Также важный фактор для цифровой трансформации, согласно Harvard Business Review, – хорошо развитые коммуникативные навыки сотрудников. Самым востребованным из них оказалась способность работать в команде. Кроме того, те, кто преуспели в цифровой трансформации, больше обращают внимание на вклад, который сотрудник может сделать для команды, и стимулируют работников к росту.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif