Перейти к основному содержанию

1299 просмотров

Озеленение Караганды не торопятся передавать в частные руки

Бизнесмены обещают повысить приживаемость деревьев до 90%, если получат доступ к бюджету на озеленение

Фото: Shutterstock

Ежегодно на озеленение областного центра из бюджета тратятся сотни миллионов тенге. Однако эффект от этого мизерный: приживаемость зеленых насаждений в среднем составляет всего 10%. Исправить ситуацию собираются предприниматели.  

Чтобы озеленить район имени Казыбек би Караганды по проекту ГЧП (государственно-частное партнерство), они специально открыли фирму, в развитие которой в течение ближайших трех лет собираются вложить 200 млн тенге. 

«В большинстве случаев посадка деревьев никем не контролируется, как и последующий уход за ними. Мы хотим взять данные функции на себя и повысить приживаемость до 90%. Наш проект не требует дополнительного финансирования. Достаточно тех средств, которые заложены в бюджете на озеленение. Мы хотим взять на себя долгосрочные обязательства и наглядно показать, что к озеленению можно подходить с умом», - говорит директор ТОО «Зеленстрой Караганда» Олег Шумиленко

Заявку на реализацию проекта по механизму ГЧП предприниматели подали в управление энергетики и ЖКХ Карагандинской области 6 февраля 2019 года. 

«Предварительно мы обращались с запросами о целесообразности нашего проекта в различные государственные инстанции. Отовсюду получили положительные ответы. Однако дальше этого дело не пошло. Комиссия под председательством заместителя акима области должна была собраться для рассмотрения заявки еще в конце марта, но этого так и не произошло», - сетует г-н Шумиленко. 

Сейчас начинается благоприятная пора для посадки деревьев, которая продлится до середины мая. Поэтому у предпринимателей на счету каждый день. Если государственные органы и дальше будут тянуть с принятием решения, то приобретенный посадочный материал им придется продать за бесценок. Однако чиновники считают, что предприниматели несколько поторопились с приобретением посадочного материала. 

«Мы всегда предупреждаем предпринимателей, что рассмотрение заявок на реализацию проектов ГЧП – процесс небыстрый. Он может занимать до полутора лет. Тем более, в данном случае речь идет об уникальном проекте не только для города, но и для всей республики в целом. Прежде чем принять решение о его реализации и выделении средств, мы должны просчитать все возможные риски, что требует больших усилий», - прокомментировал руководитель управления энергетики и ЖКХ Улантай Усенов

Напомним, поручение по упрощению и ускорению процедуры согласования проектов ГЧП первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев давал правительству еще в 2017 году. По его мнению, государственно-частное партнерство в Казахстане должно стать основным механизмом развития инфраструктуры. 

Сегодня перечень проектов ГЧП, утвержденный маслихатом Карагандинской области, насчитывает всего 17 наименований. Это проекты, реализуемые главным образом в сферах дошкольного образования, здравоохранения и спорта.

1 просмотр

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance