Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1243 просмотра

Новые налоги на рекламу заставляют предпринимателей задуматься о закрытии бизнеса

Владельцам торговых точек в Уральске дали семь дней на урегулирование всех спорных вопросов

Фото: Shutterstock.com

Очередные поправки в части налогообложения рекламы вступили в силу 11 апреля 2019 года, и власти Уральска уже предупредили предпринимателей: хотите рекламировать свои торговые точки на своей же площади – платите налоги. Бизнесмены считают, что новые налоговые обязательства не ко времени – торговля падает. У рекламных агентств ситуация сложнее – по их мнению, поправки к Закону «О рекламе» их просто разорят. 

Хочешь рекламу – плати

«10 апреля мы провели рейд на центральной улице Уральска – проспекте Назарбаева, чтобы разъяснить владельцам торговых точек, что является рекламой в их вывесках, а что нет», – рассказала «Курсиву» главный специалист отдела архитектуры и градостроительства акимата города Уральска Ирина Вайдиева.

По ее словам, за день было обследовано более 160 торговых точек. В ходе рейда у ряда предпринимателей были выявлены нарушения в оформлении вывесок – они должны быть написаны на двух языках, в то время как у большинства торговых точек они лишь на русском языке. Также выявлен ряд случаев размещения возле торговых точек штендеров. Эта переносная рекламная конструкция теперь тоже налогооблагаемый объект: в месяц за рекламу, размещенную на одной из ее сторон, необходимо будет платить 5 МРП (12 625 тенге), за две стороны – 10 МРП (25 250 тенге).

Сотрудники горакимата раздали уведомления об устранении выявленных нарушений и предупредили бизнесменов: если они хотят оставить рекламные вывески и те самые штендеры, то должны быть готовыми к тому, что за них придется платить дополнительный налог. На приведение своих объектов в соответствие с требованием закона всем владельцам магазинов, кафе и ресторанов было дано семь дней.

«К рекламе не относятся наружные вывески с названием и режимом работы. Внутреннее и внешнее оформление витрин и окон, где размещаются образцы товарной продукции, декоративное и праздничное оформление витрин с внутренней стороны стекла также не является рекламой. Но наличие в витринах рекламных плакатов о скидках или акциях, а также наклеенные с наружной стороны витрины подобные объявления – это уже реклама», – поясняет Ирина Вайдиева.

Плата за такую рекламу в месяц составит 1 МРП (2 525 тенге) за любой плакат площадью менее 2 кв. м. Если на фасаде бизнес-объекта имеется экран с бегущей строкой, плата за него в месяц составит 2 МРП (5050 тенге).

Ирина Вайдиева сообщила «Курсиву», что рейды по торговым точкам будут проходить на постоянной основе в течение двух-трех месяцев. 

«Пока мы будем только вести разъяснительную работу, чтобы предприниматели реагировали на поправки в законодательство. В последующем, если они не приведут в соответствие вывески, не оформят по закону рекламные конструкции, мы будем вынуждены привлекать их к административной ответственности, начислять плату налога на визуальную рекламу, используя в качестве доказательств ее наличия фото и видеосъемку», – уточнила г-жа Вайдиева.

Торговле новые налоги не под силу

Руководитель управления госуслуг департамента госдоходов по ЗКО Тимур Тулепов сообщил «Курсиву», что за 2018 год за все виды наружной рекламы бизнесмены в Уральске заплатили 54,3 млн тенге. За три месяца 2019 года эта сумма составила свыше 13 млн тенге.

«Данный вид дохода идет напрямую в местный бюджет. Соответственно, если произойдет увеличение налоговых поступлений, больше денег будет тратиться на развитие области», – говорит Тимур Тулепов.

Однако самих бизнесменов перспективы развития области за счет их наружной рекламы не окрыляют.

Владелец магазина Юрий Замалютдинов одним из первых попал под раздачу уведомлений об обязательной уплате налога за наружку.

«Я считаю, что сейчас не то время, чтобы заставлять малый бизнес платить за рекламу в своих же магазинах. Продажи упали, мы сейчас просто выживаем. Да, в витринах у меня есть информация о скидках. Но почему мы идем на этот шаг – продаем товар с минимальной наценкой? Потому что не можем оплатить налоги, выплачивать людям зарплату – нам не хватает оборотных денег», – рассуждает бизнесмен. 

Еще один предприниматель – владелец магазина по продаже антикварных часов ручной работы Александр Карнаухов – признается, что очередное новшество в налоговом законодательстве заставляет его задуматься: а не пора ли закрывать свой бизнес?

«Сейчас и так у всех торговля стоит, а тут нам палки в колеса вставляют. Я сразу после рейда полез срывать рекламу на стекле о скидках. Не понимаю, почему за рекламу в моем окне я теперь должен платить дополнительный налог?! Я считаю, что это глупость. Сейчас такое настроение – закрыть магазин», – поделился с «Курсивом» предприниматель.

Налоги разорят рекламный бизнес

Руководитель рекламного агентства «РИА МИР» Антон Ротштайн в разговоре с «Курсивом» заметил, что ему дешевле отказаться от предоставления услуг некоторых видов наружной рекламы, чем платить за нее. 

«Я считаю, что часть поправок в Закон «О рекламе» и Налоговый кодекс РК очень сырые. Правила к ним до сих пор не утверждены, и госорганы на местах трактуют эти поправки так, как им заблагорассудится. Причем трактовка эта абсолютно не в пользу бизнеса», – уверен г-н Ротштайн.

Глава рекламного агентства объясняет, что по статье 605 Налогового кодекса РК ставка платы установлена за сторону наружной рекламы согласно ее площади. Так, за статичную рекламу площадью до 20 кв. м ставка составляла 10 МРП (25 250 тенге) в месяц, такой же была ставка платы за скроллеры и LED-экраны.

С 11 апреля 2019 года 10 МРП бизнесмен должен платить уже не за сторону рекламной конструкции, а за каждое изображение (картинку), которое транслирует скроллер. Ставка налога на видеорекламу теперь снижена до 7 МРП (17 675 тенге). Однако в отделе архитектуры предпринимателю объяснили, что ежемесячно придется платить налог не за объект наружной рекламы, а за каждый видеоролик, транслируемый на LED-экране.

«Я разговаривал с коллегами из других регионов, но нигде представители местных госорганов не смогли объяснить, руководствуясь чем фразу «...сторона каждого видеоизображения, размещаемого на объектах наружной рекламы» чиновники трактуют так, что оплата должна идти за каждый видеоролик», – говорит Антон Ротштайн. 

Со слов предпринимателя, в Законе отсутствует такое понятие, как «видеоролик». Во- вторых, у видеоролика нет стороны, и измеряется он не в квадратных метрах, а в секундах, считает бизнесмен, понимая под «стороной видеоизображения» сам LED- монитор.
 
Антон Ротштайн дал расклад своих доходов и расходов на один LED-экран. Так, трансляция одного 20-секундного видеоролика обходится заказчику в 27 тыс. тенге в месяц. В течение месяца за шесть-восемь рекламных роликов агентство зарабатывает примерно 200 тыс. тенге. Из них 60 тыс. идет на оплату электроэнергии, около 20 тыс. тенге – на закуп запчастей, 25 тыс. тенге – на налоги. Из оставшихся денег, по словам бизнесмена, он платит зарплату менеджеру и специалисту-электронщику за обслуживание экрана.

«LED-экран – очень затратная рекламная конструкция. Сейчас, несмотря на практически нулевую его рентабельность, я его не отключаю, потому что размещаю на нем и свою рекламу. Но если в месяц за семь видеороликов мне насчитают 49 МРП (123 725 тенге), я буду разорен», – уверен предприниматель.

Антон Ротштайн рассказывает, что вместе с другими владельцами рекламных агентств он обратился в НПП «Атамекен», Министерство национальной экономики, Министерство финансов, мажилис с требованием пересмотреть поправки в Закон «О рекламе» и НК РК, дать четкое определение по налогообложению LED-экранов и избавить бизнес от появившейся дополнительной бумажной волокиты. В результате менеджеры рекламных агентств теперь должны ходить в отдел архитектуры и градостроительства за разрешительными документами каждый раз, когда у них меняются рекламные изображения. Тогда как раньше они получали такие документы раз в год. 

«За каждую новую рекламу одного и того же рекламодателя несколько раз в месяц придется платить налог, что, по сути, является двойным налогообложением», – резюмирует Антон Ротштайн. Он считает, что такая ситуация – поле для коррупции, когда контролирующие органы могут «закрывать глаза» на регулярную смену рекламы в течение месяца на рекламных конструкциях у одного агентства и зорко следить за другими.


223 просмотра

Как в Восточном Казахстане заработать уроками игры на домбре

История Арлана Сулейменова

Фото: Shutterstock

Молодой предприниматель из Усть-Каменогорска открыл частную школу игры на домбре. Это не первый стартап Арлана Сулейменова. Раньше он записывал рэп, продавал мороженое, кофе и, несмотря на ряд поражений, уверен, что заработать миллион – не проблема.

Как заработать на домбре

Открыть частную школу игры на домбре Арлану предложил знакомый предприниматель. Обдумав идею, парень согласился. Решил, что музыкальное образование и опыт раскрутки стартапов – достаточный капитал для запуска музыкального проекта.

Как отмечает предприниматель, у него нет цели конкурировать с государственными музыкальными образовательными учреждениями, где придерживаются четкой программы обучения. По словам парня, «фишки» его школы, которую он позиционирует как творческий коворкинг, нескучные занятия и никаких ограничений по возрасту.

Прежде чем запустить музыкальный бизнес, Арлан провел анализ работы конкурентов. По его словам, это всегда помогает избежать дальнейших ненужных ошибок и сэкономить деньги и нервы. В ВКО удалось найти только частные школы, где учат игре на гитаре и скрипке. Их владельцы поделились советами по привлечению клиентов, подсказали, какие сайты объявлений дают большую отдачу.

«Запустили в сеть видео, в котором пообещали за 12 уроков научить играть любимую мелодию или вернуть деньги. Уже есть первые клиенты. По моим подсчетам, чтобы выйти в плюс, в месяц нужно обучать хотя бы семь человек. Ищем сейчас также преподавателей игры на барабане и гитаре», – говорит предприниматель.

Выдать по окончании курса документ государственного образца владелец школы не сможет. Но он заверяет, что клиентов интересуют не формальности, а опыт педагога, и в качестве подтверждения своей квалификации рассказывает о выступлении вместе с сокурсниками перед президентами нескольких стран в тогда еще Астане.

Стартап за 30 тыс.

На запуск бизнес-проекта у Арлана ушло 30 тыс. тенге. 10 тыс. тенге – на рекламу, 20 тыс. тенге – на аренду помещения. Музыкальный инструмент использовал личный, поэтому больших вложений не потребовалось. Предприниматель заверяет, что стартап, основанный на оказании услуг, можно раскручивать и с пустым карманом. Но важно хорошо разбираться в деле, которым планируешь заниматься.

«Когда я еще учился в музыкальном училище Алматы, открыл свое клининговое агентство, хотя совершенно не знал, как устроен этот бизнес. Думал, наберу студентов, и они будут делать уборку в частных домах. Выяснилось же, что подобные агентства обслуживают в основном крупные фирмы, все ниши заняты. Кроме того, потенциальных клиентов отпугивало, что услуги им предлагали практически дети», – делится опытом парень.

Были в жизни стартапера и другие проекты. Несколько лет назад, еще будучи студентом, он вместе с другом открыл звукозаписывающую студию для рэперов, привлекал клиентов и в месяц зарабатывал 150 тыс. тенге.

Уже вернувшись после учебы в Восточный Казахстан к родителям, в Усть-Каменогорске, Семее и Новой Бухтарме организовал работу шести точек по реализации мягкого мороженого. За прилавками стояли школьники и студенты, а сам автор идеи за первый сезон работы вместе с братом заработал на машину. Но после, как говорит он сам, утратив бдительность, не смог уследить за точками, раскиданными по ВКО на расстоянии сотен километров, и ушел в минус. 

Впрочем, продав сеть, рассчитался со всеми долгами и смог отложить деньги на новый проект.

Был также опыт запуска в центре Усть-Каменогорска кофейной точки, дающей ежедневную выручку в 20–25 тыс. тенге. Этот бизнес молодой предприниматель тоже продал, чтобы идти дальше. Он признается, что с каждым запущенным стартапом приобретает новые знания. Если во время реализации первых бизнес-инициатив боялся уйти в минус, сегодня такая перспектива уже не пугает. По его словам, заработать миллион несложно.

Вредные уроки ипотеки

Арлану – 21 год. Заниматься предпринимательством он мечтал с детства. Еще в восемь лет на собранные у родственников 2 тыс. тенге скупил в магазине все наклейки и перепродал их сверстникам, организовав доставку до дома.

«Получил в итоге 150% прибыли и нагоняй от родителей. Они назвали мою идею воровством и спекуляцией. Впрочем, это не единственный урок. В 15 лет в общежитии организовал торговлю продуктами, за что комендант меня с позором выселил. Пришлось два дня жить на вокзале», – вспоминает парень.

По мнению предпринимателя, среди современных подростков много активных предприимчивых ребят, которые хотели бы в будущем заниматься бизнесом, но им, как и ему в прошлом, не хватает знаний. Арлан уверен, что детей нужно учить основам предпринимательства чуть ли не с пеленок. Кстати, соответствующий курс, по инициативе НПП РК «Атамекен», с нового учебного года будут изучать все старшеклассники Казахстана.

«Начинать говорить о бизнесе в 10-м классе – поздно. Этот важный курс нужно внедрять с детского сада. На примере своей семьи дети с самого раннего возраста узнают о кредитах, ипотеках, финансовых затруднениях, но никто не учит их зарабатывать деньги, мыслить широко и свободно», – делится своим мнением стартапер.

Главное в бизнесе, считает парень, не ставить перед собой никаких барьеров. Говоря об этом, он приводит пример своего опыта работы в сетевом маркетинге. Каждый продавец в день делал выручку в 12–13 тыс. тенге, а один новичок, не зная о сумме «потолка» и не чувствуя никаких рамок, заработал 36 тыс. Арлан признается, что этот случай вспоминает всегда, когда запускает новый проект. По его мнению, если хочешь добиться успеха в предпринимательстве, нужно не бояться ставить высокие цели, даже если есть шанс в итоге упасть со взятой высоты.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций