Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1586 просмотров

Новые налоги на рекламу заставляют предпринимателей задуматься о закрытии бизнеса

Владельцам торговых точек в Уральске дали семь дней на урегулирование всех спорных вопросов

Фото: Shutterstock.com

Очередные поправки в части налогообложения рекламы вступили в силу 11 апреля 2019 года, и власти Уральска уже предупредили предпринимателей: хотите рекламировать свои торговые точки на своей же площади – платите налоги. Бизнесмены считают, что новые налоговые обязательства не ко времени – торговля падает. У рекламных агентств ситуация сложнее – по их мнению, поправки к Закону «О рекламе» их просто разорят. 

Хочешь рекламу – плати

«10 апреля мы провели рейд на центральной улице Уральска – проспекте Назарбаева, чтобы разъяснить владельцам торговых точек, что является рекламой в их вывесках, а что нет», – рассказала «Курсиву» главный специалист отдела архитектуры и градостроительства акимата города Уральска Ирина Вайдиева.

По ее словам, за день было обследовано более 160 торговых точек. В ходе рейда у ряда предпринимателей были выявлены нарушения в оформлении вывесок – они должны быть написаны на двух языках, в то время как у большинства торговых точек они лишь на русском языке. Также выявлен ряд случаев размещения возле торговых точек штендеров. Эта переносная рекламная конструкция теперь тоже налогооблагаемый объект: в месяц за рекламу, размещенную на одной из ее сторон, необходимо будет платить 5 МРП (12 625 тенге), за две стороны – 10 МРП (25 250 тенге).

Сотрудники горакимата раздали уведомления об устранении выявленных нарушений и предупредили бизнесменов: если они хотят оставить рекламные вывески и те самые штендеры, то должны быть готовыми к тому, что за них придется платить дополнительный налог. На приведение своих объектов в соответствие с требованием закона всем владельцам магазинов, кафе и ресторанов было дано семь дней.

«К рекламе не относятся наружные вывески с названием и режимом работы. Внутреннее и внешнее оформление витрин и окон, где размещаются образцы товарной продукции, декоративное и праздничное оформление витрин с внутренней стороны стекла также не является рекламой. Но наличие в витринах рекламных плакатов о скидках или акциях, а также наклеенные с наружной стороны витрины подобные объявления – это уже реклама», – поясняет Ирина Вайдиева.

Плата за такую рекламу в месяц составит 1 МРП (2 525 тенге) за любой плакат площадью менее 2 кв. м. Если на фасаде бизнес-объекта имеется экран с бегущей строкой, плата за него в месяц составит 2 МРП (5050 тенге).

Ирина Вайдиева сообщила «Курсиву», что рейды по торговым точкам будут проходить на постоянной основе в течение двух-трех месяцев. 

«Пока мы будем только вести разъяснительную работу, чтобы предприниматели реагировали на поправки в законодательство. В последующем, если они не приведут в соответствие вывески, не оформят по закону рекламные конструкции, мы будем вынуждены привлекать их к административной ответственности, начислять плату налога на визуальную рекламу, используя в качестве доказательств ее наличия фото и видеосъемку», – уточнила г-жа Вайдиева.

Торговле новые налоги не под силу

Руководитель управления госуслуг департамента госдоходов по ЗКО Тимур Тулепов сообщил «Курсиву», что за 2018 год за все виды наружной рекламы бизнесмены в Уральске заплатили 54,3 млн тенге. За три месяца 2019 года эта сумма составила свыше 13 млн тенге.

«Данный вид дохода идет напрямую в местный бюджет. Соответственно, если произойдет увеличение налоговых поступлений, больше денег будет тратиться на развитие области», – говорит Тимур Тулепов.

Однако самих бизнесменов перспективы развития области за счет их наружной рекламы не окрыляют.

Владелец магазина Юрий Замалютдинов одним из первых попал под раздачу уведомлений об обязательной уплате налога за наружку.

«Я считаю, что сейчас не то время, чтобы заставлять малый бизнес платить за рекламу в своих же магазинах. Продажи упали, мы сейчас просто выживаем. Да, в витринах у меня есть информация о скидках. Но почему мы идем на этот шаг – продаем товар с минимальной наценкой? Потому что не можем оплатить налоги, выплачивать людям зарплату – нам не хватает оборотных денег», – рассуждает бизнесмен. 

Еще один предприниматель – владелец магазина по продаже антикварных часов ручной работы Александр Карнаухов – признается, что очередное новшество в налоговом законодательстве заставляет его задуматься: а не пора ли закрывать свой бизнес?

«Сейчас и так у всех торговля стоит, а тут нам палки в колеса вставляют. Я сразу после рейда полез срывать рекламу на стекле о скидках. Не понимаю, почему за рекламу в моем окне я теперь должен платить дополнительный налог?! Я считаю, что это глупость. Сейчас такое настроение – закрыть магазин», – поделился с «Курсивом» предприниматель.

Налоги разорят рекламный бизнес

Руководитель рекламного агентства «РИА МИР» Антон Ротштайн в разговоре с «Курсивом» заметил, что ему дешевле отказаться от предоставления услуг некоторых видов наружной рекламы, чем платить за нее. 

«Я считаю, что часть поправок в Закон «О рекламе» и Налоговый кодекс РК очень сырые. Правила к ним до сих пор не утверждены, и госорганы на местах трактуют эти поправки так, как им заблагорассудится. Причем трактовка эта абсолютно не в пользу бизнеса», – уверен г-н Ротштайн.

Глава рекламного агентства объясняет, что по статье 605 Налогового кодекса РК ставка платы установлена за сторону наружной рекламы согласно ее площади. Так, за статичную рекламу площадью до 20 кв. м ставка составляла 10 МРП (25 250 тенге) в месяц, такой же была ставка платы за скроллеры и LED-экраны.

С 11 апреля 2019 года 10 МРП бизнесмен должен платить уже не за сторону рекламной конструкции, а за каждое изображение (картинку), которое транслирует скроллер. Ставка налога на видеорекламу теперь снижена до 7 МРП (17 675 тенге). Однако в отделе архитектуры предпринимателю объяснили, что ежемесячно придется платить налог не за объект наружной рекламы, а за каждый видеоролик, транслируемый на LED-экране.

«Я разговаривал с коллегами из других регионов, но нигде представители местных госорганов не смогли объяснить, руководствуясь чем фразу «...сторона каждого видеоизображения, размещаемого на объектах наружной рекламы» чиновники трактуют так, что оплата должна идти за каждый видеоролик», – говорит Антон Ротштайн. 

Со слов предпринимателя, в Законе отсутствует такое понятие, как «видеоролик». Во- вторых, у видеоролика нет стороны, и измеряется он не в квадратных метрах, а в секундах, считает бизнесмен, понимая под «стороной видеоизображения» сам LED- монитор.
 
Антон Ротштайн дал расклад своих доходов и расходов на один LED-экран. Так, трансляция одного 20-секундного видеоролика обходится заказчику в 27 тыс. тенге в месяц. В течение месяца за шесть-восемь рекламных роликов агентство зарабатывает примерно 200 тыс. тенге. Из них 60 тыс. идет на оплату электроэнергии, около 20 тыс. тенге – на закуп запчастей, 25 тыс. тенге – на налоги. Из оставшихся денег, по словам бизнесмена, он платит зарплату менеджеру и специалисту-электронщику за обслуживание экрана.

«LED-экран – очень затратная рекламная конструкция. Сейчас, несмотря на практически нулевую его рентабельность, я его не отключаю, потому что размещаю на нем и свою рекламу. Но если в месяц за семь видеороликов мне насчитают 49 МРП (123 725 тенге), я буду разорен», – уверен предприниматель.

Антон Ротштайн рассказывает, что вместе с другими владельцами рекламных агентств он обратился в НПП «Атамекен», Министерство национальной экономики, Министерство финансов, мажилис с требованием пересмотреть поправки в Закон «О рекламе» и НК РК, дать четкое определение по налогообложению LED-экранов и избавить бизнес от появившейся дополнительной бумажной волокиты. В результате менеджеры рекламных агентств теперь должны ходить в отдел архитектуры и градостроительства за разрешительными документами каждый раз, когда у них меняются рекламные изображения. Тогда как раньше они получали такие документы раз в год. 

«За каждую новую рекламу одного и того же рекламодателя несколько раз в месяц придется платить налог, что, по сути, является двойным налогообложением», – резюмирует Антон Ротштайн. Он считает, что такая ситуация – поле для коррупции, когда контролирующие органы могут «закрывать глаза» на регулярную смену рекламы в течение месяца на рекламных конструкциях у одного агентства и зорко следить за другими.


648 просмотров

Молокозаводы Казахстана опасаются сырьевого дефицита

Половина поступающего на переработку молока в стране не соответствует техрегламенту Таможенного союза

Фото: Shutterstock

С 1 января 2020 года завершается отсрочка, предоставленная Казахстану для наведения порядка в отрасли. Не соответствующее стандартам молоко принимать не будут.

Перед смертью не надышишься

По сути, устанавливается норма продукта по составу и чистоте, определены правила сбора сырья. Работать по стандарту поставщики и предприятия должны были начать в 2018 году. Но получили еще два года на проведение реформ. 

Об этом напомнили эксперты Молочного союза Казахстана, побывавшие в Петропавловске. Они разработали дорожную карту, суть которой сводится к обучению домохозяйств, чем кормить и как содержать скот, и процедуре сбора и хранения молока. 

«Дорожная карта предусматривает целый комплекс мер, чтобы молоко, которое поступает на переработку, было безопасным. Это главный критерий для нашей отрасти. Сырье, которое не будет соответствовать регламенту, мы не сможем принимать на молокоперерабатывающие предприятия», – отметил в ходе брифинга для СМИ исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. 

Пейте на здоровье!

«Потребительские исследования показали, что 34% населения страны доверяют продукту от личных подсобных хозяйств. Процент доверия в южном регионе составляет примерно 44%. Это значит, что многие потребители берут продукт необработанный. Если, например, покупать продукцию у дороги, то не понятно, в каких условиях она произведена, как хранилась, доставлена. Сейчас температурный режим очень высокий, 38 градусов. А женщины на улице торгуют», – рассказала журналистам координатор работ по дорожной карте Сауле Жанкина.

Разные частники

Стандарты Таможенного союза могут поставить неподготовленных поставщиков в затруднительное положение, отметил в комментариях корреспонденту «Курсива» директор ТОО «Молсервис» Сергей Чепурко. Уже сейчас переработчики начинают уходить от работы с ЛПХ, предпочитая сотрудничество с профессиональными производителями.

«На нашем предприятии в последние годы мы вообще с такими проблемами не сталкиваемся, потому что работаем с серьезными поставщиками. Если раньше у нас была половина сырья от ТОО, половина – от личных подсобных хозяйств, то сейчас личные подворья занимают 25%», – рассказал предприниматель.

Также хорошим шагом в сторону качества сырья стало открытие сельхозкооперативов, говорит бизнесмен. Однако тут все также зависит от профессионализма их руководителей.

«Проблемы по сбыту возникают как раз у тех, кто не подготовлен. Они думают, что закупят молоко, сдадут и сразу получат деньги. Но это не так. У нас несколько лет назад были проблемы с поставщиками. Мы просто разворачивали молоковозы и не принимали некачественный продукт. Как раз от частных подворий», – резюмировал Сергей Чепурко.

Много ли село дает молока

По информации Молочного союза Казахстана, на сегодня 77% от 1,5 млн тонн товарного молока в стране производят мелкие хозяйства. И если к молоку, которое получают на производстве, претензий практически нет, то к этому их достаточно.  Почти в 700 тыс. тонн сырья находят нарушения –  повышены микробиологические показатели и обнаружены антибиотики.  Отрицательно сказываются на качестве сырья большие расстояния между населенными пунктами, неразвитая сеть сбора молока, нехватка специалистов и банальная неграмотность сдатчиков.

По информации исполнительного директора Молочного союза Казахстана Владимира Кожевникова, большая проблема заключается еще и в том, что на молочных заводах летом возникает переизбыток молока, а зимой – острый дефицит.  Как следствие, заводы находятся в зависимости от сухого молока, а оно на 90% импортное.  

В общую бочку

Выйти на уровень соответствия техническому регламенту ТС, считает МСК, поможет объединение небольших хозяйств в кооперативы, которые будут централизованы. В Карагандинской области уже есть пример такой работы. ТОО «Натиже» создало в регионе сеть из 30 молокоприемных пунктов. В пунктах приема молоко сразу фильтруется, охлаждается и проверяется на чистоту, качество и только после в специализированных емкостях отправляется на завод, как этого требует регламент ТС. 

«Если молоко не будет соответствовать качеству, то, конечно, с введением техрегламента мы понесем урон. Поэтому и доводим до сведения сдатчиков, какие требования предъявляются к качеству молока, создаем вот такие молокоприемные пункты. Надеемся на положительный результат этой работы», – рассказал директор ТОО «Натиже» Даулетбек Акпар.

По его словам, пока в кооперативах 3–4 случая в месяц, когда молоко не проходит проверку. 

Жительница села Жаман жол Светлана Мокишина сдает молоко больше 20 лет. Женщина отмечает, что с появлением кооператива правила приема уже сточились, но местные быстро к ним привыкли, поскольку сами заинтересованы в качестве своего сырья.  

«Случаи, когда молоко не проходит проверку, – редкость, потому что все правила, в принципе, простые, главное – чистота во всем и здоровое животное», – рассказывает Светлана Мокишина.  

Тем не менее, по данным МСК, в кооперативы мелкие хозяйства объединяются неохотно. Директор заготовительной компании ТОО «Ауыл Сутты» Канат Абдыгалиев считает, что причиной  этого является недостаточная информированность населения о преимуществах такого объединения.  

«Нужно объяснять людям, что собой представляет кооператив, что есть субсидии – 10 тенге с литра молока возвращаются в кооператив.  Это тоже мотивирует. А у нас вышла информация, что существует программа, а до сдатчика она не доходит», – поделился мнением Канат Абдыгалиев.

Цифровизация в помощь

Производители начали применять приложение Collect mobile.

«Это приложение помогает делать картирование параметров сдатчиков молока, тех факторов, которые влияют на продуктивность скота. Это помогает переработчикам лучше прогнозировать свою работу. Например, если они понимают, что в районе есть проблема деградации генетического потенциала, то вмешиваются – закупают семя скота, осеменяют коров, чтобы у этих людей было больше молока, было больше дохода», – прокомментировала экономист по агробизнесу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Инна Пунда

Главная задача этого ноу-хау, по словам Инны Пунда, сократить цепочку производства молока до «сдатчик – производитель». 

«Нужно понимать, что сегодня куш в цепочке молока снимает перекупщик. К сожалению, есть перекупщики, которые зарабатывают в день несколько тысяч долларов за 4 часа работы. Их заинтересованность – оставить в неведении сдатчика, а завод держать в сырьевой зависимости и манипулировать ценой», – говорит эксперт FAO.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций