Перейти к основному содержанию

5116 просмотров

На что живет запад Казахстана

Объемы экспорта превышают импорт в десятки раз

Фото: Shutterstock

Западные области Казахстана на внешнем рынке торгуют своими недрами – нефть, газ и металлы составляют основу экспорта регионов за рубеж. Что взамен сырья мы приобретаем за границей? Какими товарами обмениваемся в ходе торговых операций со странами ЕАЭС? Все ответы «Курсив» собрал в этом материале, подготовленном на основе данных Комитета по статистике РК.

Официальная статистика свидетельствует, что во всех четырех западных областях страны продажа товаров в зарубежные страны значительно превосходит импорт. Так, по данным Комитета статистики РК (отчеты по внешней торговле представлены лишь за 11 месяцев 2018 года – «Курсив»), Атырауская область – лидер внешней торговли по областям – отправляет за рубеж в 7,5 раза больше товаров (на сумму $20,9 млрд), чем завозит их оттуда ($2,8 млрд). В реальных объемах эти цифры разнятся в более солидных величинах: экспорт Атырауской области (40,6 млн тонн) превышает импорт в 176 раз (230,7 тыс. тонн). 
ЗКО занимает вторую позицию по результатам внешней торговли: здесь экспорт составляет в сумме $5,5 млрд (в объеме 10,1 млн тонн) и превышает ввоз импортных товаров в 22 раза ($248,9 млн). По объемам торговли в тоннах продукции на экспорт в ЗКО было продано в 126 раз больше, чем ввезено импортных товаров (80,5 тыс. тонн). 

В Мангистауской области стоимость товаров, отправляемых на экспорт в 2018 году, равнялась $4,7 млрд, это в 11 раз больше, чем стоимость зарубежных товаров, завозимых извне (импорт здесь $439 млн). Относительно тоннажа вывозимого из области товара для торговли на внешнем рынке доля экспорта в Мангистау выше в 22,5 раза, чем импорта (9,7 млн тонн против 431 тыс. тонн). Актюбинская область за 11 месяцев 2018 года экспортировала на внешние рынки товаров на общую сумму $2,1 млрд, это больше в 4,2 раза, чем стоимость импортных товаров, приобретенных для внутреннего потребления ($497 млн). 
В тоннах ситуация по Актюбинской области выглядит следующим образом: за рубеж товаров отсюда вывозится в 19,5 раза больше (3,2 млн тонн), чем приобретается импортных (164,8 тыс. тонн). Следует отметить, что в общей структуре внешней торговли РК на долю Атырауской области приходится 34% продаваемых Казахстаном на экспорт товаров. Доля ЗКО по экспорту товаров в разрезе страны составляет 9%, Мангистауской области – 7,7%, Актюбинская область продает за рубеж 3,4% от общей доли предлагаемых для внешней торговли товаров по республике. Атырауская область ввозит 8,6% от общей доли импортных товаров по стране, Актюбинская – 1,5%, Мангистауская – 1,3% и ЗКО – 0,7%. 

1_33.png

Продаем нефть, закупаем нефтекачалки? 

Чем торгуют западные области РК на внешнем рынке? Аналитики Комитета по статистике подсчитали, что львиную долю экспорта западных регионов составляют топливно-энергетические товары – нефть и газ. Так, в ЗКО продажа сырья с нефтегазоконденсатных месторождений за 11 месяцев 2018 года составила 99,4% от общей доли внешней торговли области, 0,3% – это экспорт данной областью продовольственных товаров и еще 0,3% – прочие товары. В структуре внешней торговли Мангистауской области углеводороды занимают 98,5% от общей доли экспорта, плюс 0,7% – это продажа машин и оборудования, 0,4% – продукции химической промышленности, 0,3% – металлов и изделий из них и 0,1% – прочее. 

В Атырауской области экспорт нефти и газа составил 98,3% от общего объема продаж, еще 0,1% – это торговля на внешнем рынке продукцией химической промышленности, 0,2% – машинами и оборудованием и 1,4% – прочими товарами. Актюбинская область экспортирует в больших объемах не только топливно-энергетические товары – 51% от общей цифры, но и металлы и изделия из них – 42%, а также продукцию химической промышленности – 5%, продовольственные товары – 1,5%, прочее – 0,5%.  Что завозят из-за границы в обмен на сырье западные регионы РК? На первом месте в структуре импорта всех четырех областей – машины и оборудование: Мангистау – 64%, Атырау – 60%, Актобе и ЗКО – по 51%. 

Вторая позиция по востребованности товаров импортного производства – это металлы и изделия из них: в Атыраускую область их завозится 29%, в Актюбинскую – 21%, в Мангистаускую и ЗКО – по 15%. Продукты питания из-за рубежа составляют 23% от общего объема импорта ЗКО, 19% – в Актюбинской области, 8% – в Мангистауской области. Заморские деликатесы составляют 0,2% в структуре импорта Атырауской области. 

2_32.png

Экспортируем в Европу, импортируем из Китая 

С кем партнерствуют западные области Казахстана в рамках внешней торговли? Так, по данным Комитета по статистике РК, основной поток углеводородов Мангистау закупает Швейцария (47,4% от общего объема экспорта этой области), еще 16,9% – Италия и 13,9% – Румыния. Среди крупных торговых партнеров по закупу нефти и газа из Атырау значатся Италия (эта страна приобретает 26,9% от объема экспортных товаров указанной области), Нидерланды (17%), Франция (11,5%), Корея (9,1%). ЗКО экспортирует свои топливноэнергетические товары большей частью в Италию (46,8%), Нидерланды (11,5%), Грецию (7,5%) и Корею (7,3%). 

Углеводороды и металлы Актюбинской области с большой охотой закупает Китай (сюда уходит 25,1% от общего экспортного объема этой области), Польша (12,2%), Германия (7,9%).  Откуда предпочитает завозить товары западный регион РК? Как отмечают статистики, огромный поток импорта идет к нам из Китая: в Мангистауской области это 47,4% от общего объема импорта, в Актюбинской области – 42,7%, в ЗКО – 9,8%, в Атырауской области – 3,2%. Также следует отметить, что Атырауская область и ЗКО в значительных объемах импортируют товары из Италии: первая завозит 30,7% товаров итальянского производства, вторая – 22,9%. Мангистауская область предпочитает приобретать импортные товары в Румынии – 22,7% от общего объема импорта. Актюбинская область тяготеет к товарам производства стран СНГ – сюда импортируется 10,5% продукции, изготовленной в странах Содружества. 

Предложить России нечего, а закупиться – с удовольствием

Комитет по статистике ведет отдельный учет торговли Казахстана со странами – партнерами ЕАЭС. Так, согласно статданным, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС за 2018 год составила в денежном выражении $19 млрд, из них более 96% всего товарооборота приходится на Россию. При этом четверть товаров продается из РК на экспорт в РФ и три четверти товаров ввозится к нам оттуда. В разрезе Западного региона пальму первенства по торговле в рамках ЕАЭС держит Актюбинская область. На нее приходится 8,9% от общей доли экспорта РК и 11% от общей доли импорта. Активность ЗКО в плане взаимной торговли со странами ЕАЭС равна 2,8% от общей доли РК по экспорту и 3,8% – по импорту. 

Атырауская и Мангистауская области малоактивны в торговле со странами ЕАЭС: в общей структуре экспорта по РК их доли равны 0,8% и 0,2%. Однако импорт из этих стран для этих областей все-таки более привлекателен: Атырау ввозит 5% от общей доли импорта товаров РК из стран – партнеров по ЕАЭС, а Мангистау – 1,2%. При этом товарооборот здесь намного скромнее, чем во внешней торговле, – в десятки и даже сотни раз. Так, лишь Актюбинская область может похвастаться солидным экспортом в страны ЕАЭС товаров на общую сумму $529,6 млн (в объеме 1,5 млн тонн) в год. ЗКО экспортирует своим ближайшим соседям товаров уже в четыре раза меньше в денежном выражении – на $168 млн (по тоннажу в 6,3 раза меньше, чем актюбинцы). Экспорт Атырауской области в страны ЕАЭС равен $45,8 млн (в тоннах это в шесть раз меньше, чем у Актобе), а в Мангистауской области и того меньше – $14,7 млн за год (в тоннах меньше актюбинцев в 28 раз!). Импорт Актюбинской областью товаров ЕАЭС исчисляется $678 млн в год (в реальном объеме это 2,88 млн тонн). ЗКО импортирует из России, Кыргызстана, Беларуси и Армении товаров на сумму $508,5 млн (в 4,5 раза меньше по тоннажу, чем актюбинцы), Атырауская область – на $299,9 млн (в 7,9 раза меньше, чем лидеры) и Мангистауская область – на $155,7 млн (в 21 раз меньше по тоннажу, чем Актобе). Номенклатура экспортных товаров в страны ЕАЭС в разрезе четырех западных областей РК достаточно небольшая: по Актюбинской области это руды и концентраты хромовые, отходы и лом цветных металлов, руды и концентраты цинковые. 

По Атырауской и Мангистауской областям это отходы и лом черных металлов, отходы и лом медные, пластмассы и продукция нефтехимии. По ЗКО это пластмассы и изделия из них, продовольственные товары, машины, оборудование. Статистики не дают четкой картины по всем четырем областям – каковы процентные доли этих товаров в общей структуре экспорта по каждой из областей. Нет такой же структурированности и по импорту товаров, но разброс по номенклатуре товаров, особенно завозимых из РФ, крайне широк. Западные регионы завозят из стран ЕАЭС (большей частью из России, как уже было отмечено выше) практически все – от текстиля, продуктов питания, цемента, древесины, раковин и умывальников до изделий из черных металлов, нефтепродуктов из битуминозных пород, наземных транспортных средств и продуктов неорганической химии.

Точка зрения

Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой Ассоциации предпринимателей РК:

«Ситуация с экспортом нефти и газа на западе страны не меняется – такой она была и пять, и десять лет назад. Президент постоянно говорит, что нужно диверсифицировать наш экспорт, министры и акимы областей кивают, но ничего не меняется. Конечно, Мангистауская область не совсем подходит по климатическим условиям для развития сельского хозяйства, и у Атырауской области перспектив в этой отрасли мало. Но переработка нефти здесь возможна – и тогда эти регионы могли бы торговать не нефтью, а нефтепродуктами с добавленной стоимостью.

Чтобы заниматься этой переработкой, нужно вкладываться в оборудование, возможно, брать кредиты в банках. Но, к сожалению, те, кто занимается добычей нефти, хотят получать прибыль здесь и сейчас. Еще один больной вопрос – это то, что за развитие экономики регионов не с кого спрашивать. Министерства, которые должны заниматься развитием производства в стране, даже не знают, где и сколько заводов у нас строится, как они работают. Зачастую в областях открываются разные производства, но на проектную мощность, как правило, они не выходят годами или вообще закрываются практически сразу после открытия. Как пример – мусороперерабатывающий завод в Актобе, который открывали в надежде на большие перспективы, а в итоге он поработал немного времени при поддержке акимата, а когда этой поддержки не стало, то все, остановился.

Лет пять назад перед министерствами ставилась задача – завалить западный регион страны собственной продукцией сельского хозяйства – мясом, овощами. По факту сейчас есть отдельные предприятия, которые производят и реализуют мясо на экспорт, а в целом мы сами вынуждены завозить мясопродукты из других стран. Мы много говорим о том, что в нашу промышленность нужно привлекать иностранных инвесторов. На деле же этих инвесторов нет ни в обрабатывающей, ни в легкой промышленности.

Почему? Недавно на совещании с министрами и акимами новый президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что иностранные инвесторы не приходят в регионы, потому что акимы не заинтересованы в развитии своих областей. На совещаниях с инвесторами они ждут, что им предложат. Даже если кто-то из акимов все-таки начинает переговоры с инвесторами, то все сводится к тому, сколько он будет иметь с реализованного проекта. Так как иностранцы привыкли к строгой отчетности по финансовым потокам, они отказываются от проектов.

Что же касается тех средств, которые идут на развитие регионов по государственным программам, то до реальных производственных проектов в полном объеме они не доходят: один берет свою долю, другой – свою, и по пути до отрасли деньги исчезают».
 

1502 просмотра

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif