Перейти к основному содержанию

1312 просмотров

МИИР: «ГМК сохраняет стратегическую роль для Казахстана»

По сведениям института Фрейзера, Казахстан вошел в Топ-25 юрисдикций с наиболее привлекательными инвестиционными условиями в области горной металлургии

Фото: Аскар Ахметуллин

Государство продолжает рассматривать горно-металлургический комплекс Казахстана как одно из стратегически важных направлений экономики, заявил 2 апреля вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Тимур Токтабаев.

«На фоне происходящих мировых изменений и волатильности глобальной конъюнктуры рынка, в современной экономической реальности для Казахстана является особо важным сохранение стратегического значения горно-металлургического комплекса», – сказал Токтабаев на открытии горно-геологического форума Minex-2019 в столице Казахстана.

Он отметил, что развивающийся огромными темпами научно-технический прогресс вносит постоянные коррективы в потребительский рынок, но оставляет неизменным спрос на металлы.

«К примеру – двигатели электромобилей, начинки смартфонов сильно усилили спрос на редкоземельные металлы. Урбанизация, увеличение численности населения, изменения автомобильной отрасли, потребности инфраструктурного строительства требуют новых объемов стали», – заметил вице-министр.

Одновременно он признал, что нарастающие тенденции ухудшения качества сырьевой базы и ужесточение экологических требований с принятием Парижского климатического соглашения, постоянный рост инженерной сложности, капиталоемкости и сроков реализации новых проектов ввиду истощения ресурсов требует внедрения более наукоемких способов разведки и разработки месторождений. И, соответственно, больших, чем прежде, затрат инвесторов в этом секторе.

По его мнению, Казахстан способен компенсировать эти обстоятельства своей географической близостью к Китаю.

«Центр мировой экономической активности продолжает смещаться на Восток, один из крупнейших потребителей на рынке товаров в мире – Китай – инициировал новую программу в рамках Шелкового пути, «Один пояс – один путь», данная программа открывает огромные возможности для Казахстана, позволяет полноценно использовать преимущества географического положения для более широкой торговой интеграции со странами Центральной Азии, реконструировать старые и построить новые автомобильные и железные дороги, создать современную сеть международных логистических центров и хабов на основе международных транспортных коридоров», – сказал представитель МИИР.

«Сейчас для Казахстана актуален вопрос экспорта сырья – Китайская Народная Республика готова потреблять практически весь объем, производимый нами, но мы ограничены нашими инфраструктурными возможностями, думаю, эта программа станет реальным шагом на пути увеличения и диверсификации наших поставок», – добавил он.

Токтабаев также напомнил, что в Казахстане проводится реформа в области геологии и недропользования, направленная на повышение конкурентоспособности, создание конкурентных условий для инвесторов, повышения профессионального и технологического уровня отрасли.

«В результате мы к началу 2018 года поднялись на 24-е место среди 91 юрисдикции по индексу инвестиционной привлекательности, поднявшись сразу на 49 пунктов в сравнении с аналогичным периодом 2017 года», – отметил он.

Вице-министр пояснил, что данное исследование проводится ежегодно институтом Саймона Фрезера – государственным высшим учебным заведением, входящим в число 20 ведущих вузов Канады и в число 300 лучших вузов мира.

«Существует реальный потенциал у Казахстана войти в число 15 ведущих юрисдикций мира в сфере ГМК в этом направлении – я считаю, что это очень амбициозная задача, но у нас есть реальные рычаги для ее достижения», – заключил спикер.

1502 просмотра

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif