1630 просмотров

Казахстанские лизингодатели хотят собственную госпрограмму «7-20-25»

По мнению председателя правления АО «ForteLeasing», казахстанским лизинговым компаниям необходима своя ассоциация

Фото: Олег Спивак

Потенциал лизинговых услуг используется лишь в небольшой степени. Так, доля лизинга в инвестициях остается почти неизменной – 1,5% в 2017 году, 1,7% - в 2018 году. 

Дело в том, что рыночная ставка лизингового займа составляет 16% годовых. «Процентная ставка, которая зашкаливает за 14% очень дорога для малого и среднего бизнеса. Инфраструктура сейчас развивается: строится и ремонтируется очень много дорог. (…) Например, государство разработало программу «7-20-25». Почему на возвратной основе не сделать подобную на нашем рынке?!» - предложил председатель правления АО «ForteLeasing» Талап Рахманов.

Учитывая необходимость реформирования системы регулирования рынка лизинга и увеличения осведомленности предпринимательских кругов о механизмах и преимуществах лизинговых услуг, компания ForteLeasing обратилась к коллегам с предложением создать в Казахстане ассоциацию лизинговых компаний.

«У нас есть Ассоциация финансистов в Казахстане, и мы туда входим, вносим членские взносы. Однако лизинговый рынок очень специфичен, наверное, самим пора создать свою ассоциацию, которая бы на законодательном и других уровнях защищала наши интересы. (…) Обмен информацией, разработка и внесение в законодательные изменения. Казахстану нужен лизинг для физических лиц, почему у нас его нет? Когда-то в законе не проработали до конца и не были приняты эти пункты», - заключил спикер. 

Напомним, в Казахстане объем лизинговых сделок составляет менее 1% от ВВП, в сопредельных странах он заметно выше – например, в России около 4,7% от ВВП.

banner_wsj.gif

3585 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg