Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1077 просмотров

Как заработать на курорте в предгорьях Алматы

И с каким проблемами при этом можно столкнуться

Фото: Shutterstock

Горный курорт Oi-Qaragai – Lesnaya Skazka (до 2018 года «Лесная сказка») открыт в 2011 году на территории бывшего пионерского лагеря. Он находится в получасе езды от Алматы в ущелье Ой-Карагай. Это бизнес, входящий в группу компаний Alina. 

Изначально курорт не имел узкой специализации, привлекая гостей разнообразием услуг, ориентированных на семейный досуг. Горнолыжная часть была представлена 400-метровой трассой, удобной для обучения детей. В 2015 году стало ясно, что именно горные лыжи могут стать главным драйвером развития курорта. 

Приняв решение вложить в расширение курорта $40 млн, компания приобрела дополнительные земли и расширила границы с 15 до 85 га. Общий объем инвестиций теперь составляет $80 млн. 

Новый горнолыжный комплекс назван Aport, летом он используется как велодром. Однако второй год подряд у курорта возникают проблемы с подрядчиками, которые срывают сроки инсталляции горнолыжных подъемников. 

Как компания решает возникающие споры и какие уроки извлекла на будущее, «Курсиву» рассказал Дмитрий Цай, директор горного курорта Oi-Qaragai – Lesnaya Skazka.

Курорт казахстанский, проект – австрийский

Горнолыжная часть курорта Oi-Qaragai – Lesnaya Skazka разработана совместно с австрийской компанией Masterconcept. Новость о запуске проекта опубликована на сайте этой компании в начале зимнего сезона-2018/19. «Masterconcept получил мандат на создание долгосрочного генерального плана курорта, а также на проектирование нескольких объектов: ресторана, горнолыжной школы, пункта проката и лыжных станций. Все части курорта теперь связаны сетью кресельной канатной дороги, длина горнолыжных трасс достигла 13 км», – сообщается на сайте masterconcept.at. Компания работает в 70 проектах по всему миру, включая олимпийские объекты. Ее эксперты консультируют в области управления туристическими потоками, транспортного планирования и разработки мастер-проектов.

Дмитрий Цай отмечает, что планы его развития рассчитаны на срок до 2025 года. Инфраструктура пополнится сетью мини-отелей, ресторанов и хостелов. Общая протяженность сети горнолыжных трасс достигнет 40 км. Горнолыжники получат возможность спускаться с вершины Актас, одной из доминирующих близлежащих гор. 

С этим связана ключевая текущая проблема: два года подряд казахстанские подрядчики, берущиеся за задачу инсталляции горнолыжных подъемников, не справляются с задачей. Названия этих компаний, как и суммы контрактов, Дмитрий Цай не раскрывает. По его словам, в стране всего четыре фирмы, чей послужной список соответствует поставленной задаче. 

Два сезона недополученной прибыли

Первый исполнитель сорвал весь сезон-2017/18. По плану кресельная канатная дорога горнолыжного комплекса Aport должна была заработать в ноябре 2017 года. Но запустить ее получилось только в конце февраля 2018 года, под самый занавес сезона. Одна из особенностей местных склонов – незначительная высота относительно уровня моря и обращенность на юг, поэтому сезон катания здесь короткий. 

Дмитрий Цай отказался конкретизировать сумму ущерба, понесенного курортом. По его словам, конфликт был разрешен в рамках мер, предусмотренных договором на случай срыва сроков работ.

Второй исполнитель частично сорвал планы сезона-2018/19. Подрядчик взялся за инсталляцию центрального кресельного подъемника, который должен связать ущелье Ой-Карагай с трассами Aport. Однако сорвал все сроки запуска, а в итоге выяснилось, что работа подъемника сопровождается сильной вибрацией на ряде опор. Администрация не рискнула запустить его в эксплуатацию. 

Недополученную прибыль Дмитрий Цай оценил в 50 млн тенге. Вероятно, потребуются работы по деинсталляции подъемника и новый этап установки. Отдельно оценивается ущерб, нанесенный репутации курорта. Подрядчик претензии не принимает, поэтому спор будет рассматриваться в суде. 

Дмитрий Цай не считает два эти случая проявлением системной проблемы. По его словам, курорт регулярно сталкивается с необходимостью решения нестандартных задач, с которыми успешно справляется. Прецеденты, подобные описанным, становятся предметом тщательного анализа. Полученный опыт обобщается и используется при заключении контрактов со следующими подрядчиками. Помимо этого, подчеркнул наш собеседник, в дальнейшем исполнитель будет привлекаться к проекту на этапе обсуждения и планирования. Это позволит его специалистам получить более глубокую экспертизу через общение с кураторами работ от компании Masterconcept. 

3% оборота курорта тратятся на экологию

Концептуально курорт Oi-Qaragai – Lesnaya Skazka развивается вокруг идеи экологичного семейного отдыха. Дмитрий Цай считает, что современного туриста трудно удивить комфортом или уровнем кухни. Поэтому главный упор делается не на «коробку» курорта, а на природное окружение. 

По словам собеседника, ежегодно на восстановление природного баланса ущелья затрачивается 3% оборота курорта, в 2018 году это составило 44 млн тенге. Также надо учесть трудозатраты персонала, силами которого дважды в неделю проводятся субботники по очистке территории курорта и прилегающих земель. Сейчас в штате курорта 300 человек.

В прошлом году курорт принял 52 тыс. туристов, ежегодный рост посещаемости – 20%. Доля иностранных туристов – 18%. Средний чек на семью с проживанием – 80 тыс. тенге, без проживания – 15 тыс. Маржинальность бизнеса – 28% без учета амортизации и накладных расходов, прибыль с 2011 года не фиксировалась. Потенциально, считает Дмитрий Цай, курорт будет готов принимать 120 тыс. гостей ежегодно.
 
Некоторые проекты несут социальную нагрузку. Например, компания за свой счет протянула ветку газоснабжения, которую развела и по ближайшим селам. Зимой много средств тратится на уход за горной дорогой.

Горнолыжное направление демонстрирует хорошие перспективы. К примеру, если в день пикового посещения лучший горнолыжный курорт страны «Шымбулак» принял 10 тыс. человек, то Aport – 7 тыс. Прямую конкуренцию между курортами эксперт отрицает. Oi-Qaragai – Lesnaya Skazka работает над тем, чтобы сделать предложение более разнообразным.

Дмитрий Цай также считает, что в части горнолыжной инфраструктуры Алматинский регион испытывает дефицит предложения. По его оценке, даже если все имеющиеся сейчас курорты связать транспортной сетью и предлагать как единый кластер, как это принято в Европе, проект не справится с потенциальным наплывом гостей из соседних стран в случае облегчения для них визового режима и других стимулирующих послаблений.


175 просмотров

Как без бумаг согласовать и подписать документ за пять минут

Электронный документооборот может существенно сократить расходы

Фото: Shutterstock

Некоторым из нас приходится много времени проводить вдали от офиса, я отношусь к этому числу. При этом деятельность в моей компании не останавливается – напротив, она кипит круглосуточно: проходят встречи, переговоры с клиентами, партнерами. Еще несколько лет назад мои заместители могли днями ждать согласования документов – я не мог быть и на встречах, и в офисе одновременно. Сегодня – могу. 

Переход на электронный документооборот (ЭДО, он же EDI, Electronic Data Interchange, то есть электронный обмен данными) позволил нашей компании значительно сократить расходы. В то же время у меня появилась возможность подписывать документы, где бы я ни находился, главное, чтобы был какой-нибудь экран под рукой – телефон, планшет или компьютер. Помимо экономического эффекта мы получили серьезный репутационный бонус, ведь доверие к нашей компании возросло из-за скорости согласования и подписания документов.

Что было до электронного документа

По мере развития предприятия растет традиционный документооборот, а вместе с ним и затратная часть: «расходники» (одна бумага чего стоит), почтовые услуги, курьерские расходы, траты на хранение документов и многое другое. С увеличением документооборота растет и численность персонала, который занимается сбором, обработкой всей этой информации. Соответственно, увеличивается фонд оплаты труда. Кроме того, люди иногда ошибаются. Например, некорректное введение данных в систему учета влечет за собой неверное исчисление налогов и неточное составление отчетности. Последствия могут быть печальными, местами фатальными для компании.

Вспомним еще раз о скорости. Сколько раз во время телефонного разговора требовались те или иные документы и на их поиск уходили томительные минуты? Много раз. Контрагенты ждут у телефона, пока выясняется, какие из выданных им поручений на текущий момент выполнены, какие просрочены и где в данный момент находится документ, выпущенный на согласование.

Попутно руководство ставит новые цели и задачи, которые требуют принятия быстрых управленческих решений. Многие компании уже давно модернизировали свои информационные системы. Они используют обмен электронными документами вместо традиционного бумажного.

ЭДО избавляет от «расходников»

Сегодня стоимость одного документа может достигать 1 000 тенге. Сюда входит цена на бумагу для печати, тонера для картриджа, амортизация техники, курьерские услуги и другие компоненты. Подсчитайте, сколько документов в день распечатывает и отправляет ваша организация. А в месяц?

Для примера, в нашей организации 15 тыс. контрагентов. Документы закрываются раз в год – цикл сделки, это 15 тыс. конвертов в одну сторону и 15 тыс. обратно при стоимости в 1000 тенге за конверт. 15 млн тенге у нас уходило в год только на обмен письмами.

А сколько нужно человек на обработку информации? Чем больше оборот, тем больше сотрудников. С помощью внедрения электронного документооборота можно сократить количество персонала в 3 раза, соответственно сэкономить на фонде оплаты труда. Если учесть, что средняя заработная плата рядового бухгалтера 150 тыс. тенге, даже если сократить штат на одного человека, экономия получается 1,8 млн тенге в год.

Оперативность согласования

Сотрудник компании формирует документ в системе, подписывает электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет нажатием одной кнопки. Контрагенту достаточно лишь подтвердить, и система автоматически проведет документ, исключая ошибки ручного ввода. Всего 5 минут, и документ согласован.

Хранение первичных документов

Электронный документооборот избавляет от дополнительных затрат на архивацию, ведь учетная документация хранится в течение срока исковой давности, который составляет 5 лет. Хранят ее, как правило, в отдельном помещении, в папках, прошитыми и пронумерованными.

Рассылка и обратные документы

ЭДО снимает ряд организационных моментов. Например, в случае, когда фактический адрес контрагента указан некорректно и из-за этого документация возвращается, приходится тратить время на выяснение верных данных, отправлять вновь; либо, напротив, ждать, пока нерадивый контрагент соизволит выслать подписанный акт выполненных работ или акт сверки.

Режим конфиденциальности

На финансовых рынках мошенничества встречаются все чаще. Нужно один раз задать себе вопрос, какую информацию несет в себе документ, переданный курьеру. Получается, абсолютно постороннему человеку доверяется коммерческая тайна. Преимущества применения новых технологий уже оценили многие компании.

Подпись и печать

Единственная причина, на мой взгляд, почему многие до сих пор не перешли на ЭДО, – это беспокойство о наличии живой подписи и печати при составлении учетной документации. Однако в Правилах ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241, требования к наличию живой подписи и печати при составлении учетной документации в электронной форме отсутствуют. Живая подпись требуется только при получении денег в расходном ордере или ведомости.

В случае налоговой проверки по требованию должностных лиц предоставляются копии документов (за исключением ЭСФ) на бумажных носителях. То есть необходимо вывести на печать отображение электронного документа из электронного подлинника и предоставить должностному лицу.

Мы живем в цифровую эпоху, поэтому вся законодательная база готова к переходу на «цифровые рельсы». Электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и бумажный.

1_1.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank