Перейти к основному содержанию

19159 просмотров

Как семейчанка решила открыть небольшой бизнес и стала одним из самых крупных должников Восточного Казахстана

История Асии Араловой

Фото: Shutterstock

Как молодая женщина, решившая открыть небольшой бизнес в Кокпектинском районе, стала одним из самых крупных должников Восточного Казахстана по выданному кредиту? В обстоятельствах кредитной истории разбирался «Курсив».

В редакцию газеты «Курсив» за помощью обратилась семейчанка Асия Аралова (ранее ее фамилия была Батырхан – «Курсив»). С 2016 года она не может доказать, что выданный ей кредит по программе «Дорожная карта-2020» в сумме трех млн тенге, не имеет к ее личности никакого отношения.

С чего все началось

По ее словам, летом 2014 года с деловым предложением к Асие Араловой обратилась двоюродная сестра, чей супруг являлся председателем кредитного товарищества «Талды-Несие» в Кокпектинском районе.

«Родственники предложили мне взять кредит в 500 тыс. тенге под 7% годовых. Я согласилась. Для этого мне нужно было прописаться в селе Самарское, открыть счет и предоставить необходимые документы. Позже меня попросили снять с моего счета трех млн тенге. Однако кредитный договор я не подписывала», – рассказала подробности Асия Аралова.

По ее словам, из трех млн тенге ей было оставлено 400 тыс. тенге на открытие своего отдела по продаже вещей в Самарском. Однако вскоре Асия Аралова вернулась в Семей, оставив деньги и товар родственникам в счет погашения кредита.

Но в 2017 году предпринимательнице позвонили судебные исполнители и объявили, что накладывают арест на все ее имущество и доходы, поскольку за ней числится долг в сумме 129 634 314 тенге.

«Оказалось, что состоялся суд, по которому я в числе 50 созаемщиков кредитного товарищества «Талды-Несие» и несу полную ответственность за погашение задолженности перед СПК «Ертiс». Я об этом суде даже не подозревала», – продолжила свою историю молодая женщина.

Детали дела

В полиции Кокпектинского района предоставили копии двух договоров, по которым были выданы ей кредит в размере 3 млн и 500 тыс. тенге, а также гарантия о солидарной ответственности членов ТОО «КТ «Талды-Несие». Однако в договоре не было подписи заемщика, а гарантия подписана третьим лицом. Что было подтверждено почерковедческой экспертизой. В 2017 году в ГД ОВД Кокпектинского района было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества и подделки подписи.

Как пояснили в социально-предпринимательской корпорации, в рамках реализации программы «Дорожная карта-2020» СПК «Ертiс» заключило договор с ТОО «КТ «Талды-Несие». Затем эта компания заключила кредитные договоры со 110 сельскими предпринимателями на льготных условиях.

Сейчас договор между организациями расторгнут, а с 50 должников в солидарном порядке должна была быть взыскана сумма задолженности в размере 129 634 314 тенге.

Из информации, предоставленной «Курсиву» председателем правления АО «СПК «Ертiс» Эльдаром Тумашиновым, в январе 2019 года в суде №2 Кокпектинского района рассматривалось дело, по которому девять подписей, поставленных под гарантией о солидарной ответственности созаемщиков кредитного товарищества, были признаны недействительными. Эти люди были освобождены от взыскания общей суммы задолженности.

Однако имя Асии Араловой там не указано. Поскольку она свое заявление о признании подписи на гарантии недействительной в суд пока не подавала. Но у нее еще есть шанс исправить ситуацию, если подаст заявление о подделке своей подписи с приложением результатов экспертизы.

Мнение юриста

Максим Мостович, юрист:

В судах Казахстана достаточно распространена практика рассмотрения исков, где фигурирует солидарная ответственность гарантов по кредитам. В моей юридической практике были похожие дела, когда созаемщики несли ответственность за кредиты других должников в качестве гарантов. И общий долг могут взыскать лишь с нескольких участников таких правоотношений, которые в данный момент платежеспособны. Что касается конкретной ситуации, в которой сейчас находится Асия Аралова, то ей необходимо обратиться за юридической помощью и подготовить иск в суд, чтобы признать факт ее непричастности к гарантийным обязательствам.

1510 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif