Как новый закон о рекламе отразится на бизнесе в Казахстане

Пример из Костаная

Фото: Автора

За изображения товаров, брендов, информации об акциях и скидках на вывесках магазинов теперь придется платить. С 11 апреля в Казахстане вступили в силу изменения в законе «О рекламе». Новшества коснулись срока оплаты налогов, ставок налогообложения, получения разрешительных документов, а также внешнего оформления витрин. Костанайские бизнесмены уже заявили о значительном увеличении финансовой нагрузки.

Сидим читаем…

Внесенные в закон «О рекламе» новшества вступили в силу с 11 апреля, но и сегодня активно обсуждаются в кругу владельцев магазинов, развлекательных заведений и рекламных агентств. Чиновники утверждают, что изменения продиктованы прежде всего заботой о внешнем облике зданий и городов. Однако предприниматели не согласны. Представителей ТОО «Издательский Дом», например, беспокоит налог на видеоизображение. Ведь отныне каждый ролик, который будет демонстрироваться на LED-экранах, становится платным не только для клиента, но и для самого рекламного агентства. Сумма взимания зависит от вида рекламы, ее размера и даже от категории улицы. Минимальная ставка – 0,5 МРП, максимальная – 100 МРП.

«Изменилась оплата за изображения на LED-дисплеях и билбордах. Раньше их владельцы оплачивали налог за рекламу с конструкции, теперь если на LED-дисплеях одна и та же картинка меняется в течение месяца 10 раз, то за каждый ролик нужно будет платить. Оплата будет начисляться за каждое изображение по ставке налога. Наружная реклама, распространяемая посредством видеоизображения на площади до 20 кв. м, оплачивалась ранее в размере 10 МРП, сейчас – 7 МРП. Свыше 20 кв. м обходились в 15 МРП, сейчас – в 12 МРП. По бегущей строке тоже удорожание – с одного до двух месячных расчетных показателей», – сообщила «Курсиву» главный специалист управления госдоходов Костаная Жанна Турганова.

Директор рекламного агентства ТОО «Репако» Наталья Булатова отметила, что комментировать корректировки пока не готова.

«Сидим изучаем, очень много изменений. Самое интересное, что через палату предпринимателей области отправляли наши предложения для внесения в этот закон, но среди новшеств я их не увидела. Вот, есть изменения касательно расположения билбордов вблизи дорог, применяются совершенно другие стандарты. Что будет с теми конструкциями, которые уже установлены? Мы ждем разъяснений», – рассказала Наталья Булатова.

За каждый рисунок плати

Ранее внешнее или внутреннее оформление витрин с видами товарной продукции рекламой не считалось. Теперь в законе фигурируют понятия «вывеска» и «реклама». За изображения товаров, брендов, акций, скидок нужно платить. Например, если на входе в магазин на вывеске будет указано название магазина с надписью «Продажа продуктов», то она не будет облагаться налогом. Но если на этой вывеске будут изображены молоко или хлеб, например, с логотипом и написана фраза «Дешевые продукты», то это уже будет считаться рекламой. Но выход у бизнесменов есть: если изображение будет находиться с внутренней стороны магазина на расстоянии 15–20 см от окна, то налог платить не нужно. Рисунки конфет или печенья бесплатно разместить на внешней стороне витрины продуктового магазина больше не удастся, можно выставить только в витрине сам продукт. Текст также считается рекламой, если это не вывеска.

«То, что продается в магазине, невозможно будет изобразить на рисунке бесплатно. Если вы его размещаете, то это будет уже реклама, за которую надо платить. Предприниматели уже говорят о возрастании финансовой нагрузки. Вопросы мы отправили в Национальную палату «Атамекен», провели заседание с подключением всех областей. Сейчас создана группа, которая ищет варианты снятия напряжения и решения вопроса. Реклама – это двигатель прогресса. А ее использование ограничили», – прокомментировал ситуацию начальник отдела правовой защиты костанайского филиала предпринимательской палаты Ренат Давлетпаев.

Но пока НПП Казахстана пытается решить проблему, бизнесменам придется жить по новым правилам. Они, кстати, касаются и оформления разрешительных документов. Оно будет проводиться в два этапа. Сначала необходимо получить разрешение на саму рекламную конструкцию, а затем придется оформлять уведомление.

«Разрешение нужно оформлять один раз, а уведомление об обновлении картинки – каждый раз, когда оно происходит. К уведомлению прилагаются сведения о периоде и месте размещения рекламы, оплате за первый месяц размещения, эскизы. Местные исполнительные органы вправе дать письменные мотивированные замечания для их устранения», – разъяснили в управлении госдоходов.

Затем местные акиматы либо дают разрешение, либо запрещают. Но в случае, если чиновники в течение четырех рабочих дней не ответили на запрос, бизнесмен вправе визуальную рекламу разместить.

А теперь о том, когда начнут штрафовать за неисполнение требований закона. Как отмечают специалисты, все будет зависеть от работы акиматов. Именно они подают списки тех магазинов или объектов, которые налоговики должны будут посетить. Пока управление госдоходов Костаная курирует работу 47 бизнесменов, которые оплачивали налог за рекламу. Сумма поступлений в городской бюджет от них в прошлом году составила 100 млн тенге, что на 4 млн больше, чем в 2017 году. С учетом того, что в областном центре работают порядка 3 тыс. объектов малого и среднего бизнеса, объем может возрасти значительно.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg