Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2467 просмотров

Как новый закон о рекламе отразится на бизнесе в Казахстане

Пример из Костаная

Фото: Автора

За изображения товаров, брендов, информации об акциях и скидках на вывесках магазинов теперь придется платить. С 11 апреля в Казахстане вступили в силу изменения в законе «О рекламе». Новшества коснулись срока оплаты налогов, ставок налогообложения, получения разрешительных документов, а также внешнего оформления витрин. Костанайские бизнесмены уже заявили о значительном увеличении финансовой нагрузки.

Сидим читаем…

Внесенные в закон «О рекламе» новшества вступили в силу с 11 апреля, но и сегодня активно обсуждаются в кругу владельцев магазинов, развлекательных заведений и рекламных агентств. Чиновники утверждают, что изменения продиктованы прежде всего заботой о внешнем облике зданий и городов. Однако предприниматели не согласны. Представителей ТОО «Издательский Дом», например, беспокоит налог на видеоизображение. Ведь отныне каждый ролик, который будет демонстрироваться на LED-экранах, становится платным не только для клиента, но и для самого рекламного агентства. Сумма взимания зависит от вида рекламы, ее размера и даже от категории улицы. Минимальная ставка – 0,5 МРП, максимальная – 100 МРП.

«Изменилась оплата за изображения на LED-дисплеях и билбордах. Раньше их владельцы оплачивали налог за рекламу с конструкции, теперь если на LED-дисплеях одна и та же картинка меняется в течение месяца 10 раз, то за каждый ролик нужно будет платить. Оплата будет начисляться за каждое изображение по ставке налога. Наружная реклама, распространяемая посредством видеоизображения на площади до 20 кв. м, оплачивалась ранее в размере 10 МРП, сейчас – 7 МРП. Свыше 20 кв. м обходились в 15 МРП, сейчас – в 12 МРП. По бегущей строке тоже удорожание – с одного до двух месячных расчетных показателей», – сообщила «Курсиву» главный специалист управления госдоходов Костаная Жанна Турганова.

Директор рекламного агентства ТОО «Репако» Наталья Булатова отметила, что комментировать корректировки пока не готова.

«Сидим изучаем, очень много изменений. Самое интересное, что через палату предпринимателей области отправляли наши предложения для внесения в этот закон, но среди новшеств я их не увидела. Вот, есть изменения касательно расположения билбордов вблизи дорог, применяются совершенно другие стандарты. Что будет с теми конструкциями, которые уже установлены? Мы ждем разъяснений», – рассказала Наталья Булатова.

За каждый рисунок плати

Ранее внешнее или внутреннее оформление витрин с видами товарной продукции рекламой не считалось. Теперь в законе фигурируют понятия «вывеска» и «реклама». За изображения товаров, брендов, акций, скидок нужно платить. Например, если на входе в магазин на вывеске будет указано название магазина с надписью «Продажа продуктов», то она не будет облагаться налогом. Но если на этой вывеске будут изображены молоко или хлеб, например, с логотипом и написана фраза «Дешевые продукты», то это уже будет считаться рекламой. Но выход у бизнесменов есть: если изображение будет находиться с внутренней стороны магазина на расстоянии 15–20 см от окна, то налог платить не нужно. Рисунки конфет или печенья бесплатно разместить на внешней стороне витрины продуктового магазина больше не удастся, можно выставить только в витрине сам продукт. Текст также считается рекламой, если это не вывеска.

«То, что продается в магазине, невозможно будет изобразить на рисунке бесплатно. Если вы его размещаете, то это будет уже реклама, за которую надо платить. Предприниматели уже говорят о возрастании финансовой нагрузки. Вопросы мы отправили в Национальную палату «Атамекен», провели заседание с подключением всех областей. Сейчас создана группа, которая ищет варианты снятия напряжения и решения вопроса. Реклама – это двигатель прогресса. А ее использование ограничили», – прокомментировал ситуацию начальник отдела правовой защиты костанайского филиала предпринимательской палаты Ренат Давлетпаев.

Но пока НПП Казахстана пытается решить проблему, бизнесменам придется жить по новым правилам. Они, кстати, касаются и оформления разрешительных документов. Оно будет проводиться в два этапа. Сначала необходимо получить разрешение на саму рекламную конструкцию, а затем придется оформлять уведомление.

«Разрешение нужно оформлять один раз, а уведомление об обновлении картинки – каждый раз, когда оно происходит. К уведомлению прилагаются сведения о периоде и месте размещения рекламы, оплате за первый месяц размещения, эскизы. Местные исполнительные органы вправе дать письменные мотивированные замечания для их устранения», – разъяснили в управлении госдоходов.

Затем местные акиматы либо дают разрешение, либо запрещают. Но в случае, если чиновники в течение четырех рабочих дней не ответили на запрос, бизнесмен вправе визуальную рекламу разместить.

А теперь о том, когда начнут штрафовать за неисполнение требований закона. Как отмечают специалисты, все будет зависеть от работы акиматов. Именно они подают списки тех магазинов или объектов, которые налоговики должны будут посетить. Пока управление госдоходов Костаная курирует работу 47 бизнесменов, которые оплачивали налог за рекламу. Сумма поступлений в городской бюджет от них в прошлом году составила 100 млн тенге, что на 4 млн больше, чем в 2017 году. С учетом того, что в областном центре работают порядка 3 тыс. объектов малого и среднего бизнеса, объем может возрасти значительно.


415 просмотров

Молокозаводы Казахстана опасаются сырьевого дефицита

Половина поступающего на переработку молока в стране не соответствует техрегламенту Таможенного союза

Фото: Shutterstock

С 1 января 2020 года завершается отсрочка, предоставленная Казахстану для наведения порядка в отрасли. Не соответствующее стандартам молоко принимать не будут.

Перед смертью не надышишься

По сути, устанавливается норма продукта по составу и чистоте, определены правила сбора сырья. Работать по стандарту поставщики и предприятия должны были начать в 2018 году. Но получили еще два года на проведение реформ. 

Об этом напомнили эксперты Молочного союза Казахстана, побывавшие в Петропавловске. Они разработали дорожную карту, суть которой сводится к обучению домохозяйств, чем кормить и как содержать скот, и процедуре сбора и хранения молока. 

«Дорожная карта предусматривает целый комплекс мер, чтобы молоко, которое поступает на переработку, было безопасным. Это главный критерий для нашей отрасти. Сырье, которое не будет соответствовать регламенту, мы не сможем принимать на молокоперерабатывающие предприятия», – отметил в ходе брифинга для СМИ исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. 

Пейте на здоровье!

«Потребительские исследования показали, что 34% населения страны доверяют продукту от личных подсобных хозяйств. Процент доверия в южном регионе составляет примерно 44%. Это значит, что многие потребители берут продукт необработанный. Если, например, покупать продукцию у дороги, то не понятно, в каких условиях она произведена, как хранилась, доставлена. Сейчас температурный режим очень высокий, 38 градусов. А женщины на улице торгуют», – рассказала журналистам координатор работ по дорожной карте Сауле Жанкина.

Разные частники

Стандарты Таможенного союза могут поставить неподготовленных поставщиков в затруднительное положение, отметил в комментариях корреспонденту «Курсива» директор ТОО «Молсервис» Сергей Чепурко. Уже сейчас переработчики начинают уходить от работы с ЛПХ, предпочитая сотрудничество с профессиональными производителями.

«На нашем предприятии в последние годы мы вообще с такими проблемами не сталкиваемся, потому что работаем с серьезными поставщиками. Если раньше у нас была половина сырья от ТОО, половина – от личных подсобных хозяйств, то сейчас личные подворья занимают 25%», – рассказал предприниматель.

Также хорошим шагом в сторону качества сырья стало открытие сельхозкооперативов, говорит бизнесмен. Однако тут все также зависит от профессионализма их руководителей.

«Проблемы по сбыту возникают как раз у тех, кто не подготовлен. Они думают, что закупят молоко, сдадут и сразу получат деньги. Но это не так. У нас несколько лет назад были проблемы с поставщиками. Мы просто разворачивали молоковозы и не принимали некачественный продукт. Как раз от частных подворий», – резюмировал Сергей Чепурко.

Много ли село дает молока

По информации Молочного союза Казахстана, на сегодня 77% от 1,5 млн тонн товарного молока в стране производят мелкие хозяйства. И если к молоку, которое получают на производстве, претензий практически нет, то к этому их достаточно.  Почти в 700 тыс. тонн сырья находят нарушения –  повышены микробиологические показатели и обнаружены антибиотики.  Отрицательно сказываются на качестве сырья большие расстояния между населенными пунктами, неразвитая сеть сбора молока, нехватка специалистов и банальная неграмотность сдатчиков.

По информации исполнительного директора Молочного союза Казахстана Владимира Кожевникова, большая проблема заключается еще и в том, что на молочных заводах летом возникает переизбыток молока, а зимой – острый дефицит.  Как следствие, заводы находятся в зависимости от сухого молока, а оно на 90% импортное.  

В общую бочку

Выйти на уровень соответствия техническому регламенту ТС, считает МСК, поможет объединение небольших хозяйств в кооперативы, которые будут централизованы. В Карагандинской области уже есть пример такой работы. ТОО «Натиже» создало в регионе сеть из 30 молокоприемных пунктов. В пунктах приема молоко сразу фильтруется, охлаждается и проверяется на чистоту, качество и только после в специализированных емкостях отправляется на завод, как этого требует регламент ТС. 

«Если молоко не будет соответствовать качеству, то, конечно, с введением техрегламента мы понесем урон. Поэтому и доводим до сведения сдатчиков, какие требования предъявляются к качеству молока, создаем вот такие молокоприемные пункты. Надеемся на положительный результат этой работы», – рассказал директор ТОО «Натиже» Даулетбек Акпар.

По его словам, пока в кооперативах 3–4 случая в месяц, когда молоко не проходит проверку. 

Жительница села Жаман жол Светлана Мокишина сдает молоко больше 20 лет. Женщина отмечает, что с появлением кооператива правила приема уже сточились, но местные быстро к ним привыкли, поскольку сами заинтересованы в качестве своего сырья.  

«Случаи, когда молоко не проходит проверку, – редкость, потому что все правила, в принципе, простые, главное – чистота во всем и здоровое животное», – рассказывает Светлана Мокишина.  

Тем не менее, по данным МСК, в кооперативы мелкие хозяйства объединяются неохотно. Директор заготовительной компании ТОО «Ауыл Сутты» Канат Абдыгалиев считает, что причиной  этого является недостаточная информированность населения о преимуществах такого объединения.  

«Нужно объяснять людям, что собой представляет кооператив, что есть субсидии – 10 тенге с литра молока возвращаются в кооператив.  Это тоже мотивирует. А у нас вышла информация, что существует программа, а до сдатчика она не доходит», – поделился мнением Канат Абдыгалиев.

Цифровизация в помощь

Производители начали применять приложение Collect mobile.

«Это приложение помогает делать картирование параметров сдатчиков молока, тех факторов, которые влияют на продуктивность скота. Это помогает переработчикам лучше прогнозировать свою работу. Например, если они понимают, что в районе есть проблема деградации генетического потенциала, то вмешиваются – закупают семя скота, осеменяют коров, чтобы у этих людей было больше молока, было больше дохода», – прокомментировала экономист по агробизнесу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Инна Пунда

Главная задача этого ноу-хау, по словам Инны Пунда, сократить цепочку производства молока до «сдатчик – производитель». 

«Нужно понимать, что сегодня куш в цепочке молока снимает перекупщик. К сожалению, есть перекупщики, которые зарабатывают в день несколько тысяч долларов за 4 часа работы. Их заинтересованность – оставить в неведении сдатчика, а завод держать в сырьевой зависимости и манипулировать ценой», – говорит эксперт FAO.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций