Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3072 просмотра

Как новый закон о рекламе отразится на бизнесе в Казахстане

Пример из Костаная

Фото: Автора

За изображения товаров, брендов, информации об акциях и скидках на вывесках магазинов теперь придется платить. С 11 апреля в Казахстане вступили в силу изменения в законе «О рекламе». Новшества коснулись срока оплаты налогов, ставок налогообложения, получения разрешительных документов, а также внешнего оформления витрин. Костанайские бизнесмены уже заявили о значительном увеличении финансовой нагрузки.

Сидим читаем…

Внесенные в закон «О рекламе» новшества вступили в силу с 11 апреля, но и сегодня активно обсуждаются в кругу владельцев магазинов, развлекательных заведений и рекламных агентств. Чиновники утверждают, что изменения продиктованы прежде всего заботой о внешнем облике зданий и городов. Однако предприниматели не согласны. Представителей ТОО «Издательский Дом», например, беспокоит налог на видеоизображение. Ведь отныне каждый ролик, который будет демонстрироваться на LED-экранах, становится платным не только для клиента, но и для самого рекламного агентства. Сумма взимания зависит от вида рекламы, ее размера и даже от категории улицы. Минимальная ставка – 0,5 МРП, максимальная – 100 МРП.

«Изменилась оплата за изображения на LED-дисплеях и билбордах. Раньше их владельцы оплачивали налог за рекламу с конструкции, теперь если на LED-дисплеях одна и та же картинка меняется в течение месяца 10 раз, то за каждый ролик нужно будет платить. Оплата будет начисляться за каждое изображение по ставке налога. Наружная реклама, распространяемая посредством видеоизображения на площади до 20 кв. м, оплачивалась ранее в размере 10 МРП, сейчас – 7 МРП. Свыше 20 кв. м обходились в 15 МРП, сейчас – в 12 МРП. По бегущей строке тоже удорожание – с одного до двух месячных расчетных показателей», – сообщила «Курсиву» главный специалист управления госдоходов Костаная Жанна Турганова.

Директор рекламного агентства ТОО «Репако» Наталья Булатова отметила, что комментировать корректировки пока не готова.

«Сидим изучаем, очень много изменений. Самое интересное, что через палату предпринимателей области отправляли наши предложения для внесения в этот закон, но среди новшеств я их не увидела. Вот, есть изменения касательно расположения билбордов вблизи дорог, применяются совершенно другие стандарты. Что будет с теми конструкциями, которые уже установлены? Мы ждем разъяснений», – рассказала Наталья Булатова.

За каждый рисунок плати

Ранее внешнее или внутреннее оформление витрин с видами товарной продукции рекламой не считалось. Теперь в законе фигурируют понятия «вывеска» и «реклама». За изображения товаров, брендов, акций, скидок нужно платить. Например, если на входе в магазин на вывеске будет указано название магазина с надписью «Продажа продуктов», то она не будет облагаться налогом. Но если на этой вывеске будут изображены молоко или хлеб, например, с логотипом и написана фраза «Дешевые продукты», то это уже будет считаться рекламой. Но выход у бизнесменов есть: если изображение будет находиться с внутренней стороны магазина на расстоянии 15–20 см от окна, то налог платить не нужно. Рисунки конфет или печенья бесплатно разместить на внешней стороне витрины продуктового магазина больше не удастся, можно выставить только в витрине сам продукт. Текст также считается рекламой, если это не вывеска.

«То, что продается в магазине, невозможно будет изобразить на рисунке бесплатно. Если вы его размещаете, то это будет уже реклама, за которую надо платить. Предприниматели уже говорят о возрастании финансовой нагрузки. Вопросы мы отправили в Национальную палату «Атамекен», провели заседание с подключением всех областей. Сейчас создана группа, которая ищет варианты снятия напряжения и решения вопроса. Реклама – это двигатель прогресса. А ее использование ограничили», – прокомментировал ситуацию начальник отдела правовой защиты костанайского филиала предпринимательской палаты Ренат Давлетпаев.

Но пока НПП Казахстана пытается решить проблему, бизнесменам придется жить по новым правилам. Они, кстати, касаются и оформления разрешительных документов. Оно будет проводиться в два этапа. Сначала необходимо получить разрешение на саму рекламную конструкцию, а затем придется оформлять уведомление.

«Разрешение нужно оформлять один раз, а уведомление об обновлении картинки – каждый раз, когда оно происходит. К уведомлению прилагаются сведения о периоде и месте размещения рекламы, оплате за первый месяц размещения, эскизы. Местные исполнительные органы вправе дать письменные мотивированные замечания для их устранения», – разъяснили в управлении госдоходов.

Затем местные акиматы либо дают разрешение, либо запрещают. Но в случае, если чиновники в течение четырех рабочих дней не ответили на запрос, бизнесмен вправе визуальную рекламу разместить.

А теперь о том, когда начнут штрафовать за неисполнение требований закона. Как отмечают специалисты, все будет зависеть от работы акиматов. Именно они подают списки тех магазинов или объектов, которые налоговики должны будут посетить. Пока управление госдоходов Костаная курирует работу 47 бизнесменов, которые оплачивали налог за рекламу. Сумма поступлений в городской бюджет от них в прошлом году составила 100 млн тенге, что на 4 млн больше, чем в 2017 году. С учетом того, что в областном центре работают порядка 3 тыс. объектов малого и среднего бизнеса, объем может возрасти значительно.


2758 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций