Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


788 просмотров

Из-за смены налоговых кодов у предпринимателей образовались долги перед бюджетом

Коды районных управлений госдоходов города Шымкент изменились в связи с образованием Туркестанской области вместо Южно-Казахстанской

Коллаж: Вячеслав Батурин

Шымкентские предприниматели, утверждающие, что являются добросовестными налогоплательщиками, неожиданно оказались в должниках. Как выяснилось, проблема возникла из-за изменения кода УГД в связи с выходом Шымкента из состава бывшей ЮКО.

Александр С. (фамилию он пожелал не называть. – «Курсив») около десятка лет является индивидуальным предпринимателем, занимаясь столярными работами. У него из-за обнаружившейся налоговой задолженности арестовали счета в банке. А затем его посетил уже судебный исполнитель. В чем причина радикальных мер со стороны фискального органа, откуда и когда появилась недоимка, притом что предприниматель своевременно оплачивал все налоги, пришлось выяснять в органах государственных доходов.

Все по закону

Руководитель управления принудительного взыскания ДГД по городу Шымкенту Абит Бекжигит пояснил «Курсиву», что действия налоговиков законны и оправданны, а для неплательщиков предусмотрены различные наказания. 

«В законе предусмотрены меры воздействия на должников. Так, после образования задолженности мы отправляем неплательщику уведомление об этом. Если и после получения уведомления долг не погашается, то предпринимаются следующие по тяжести воздействия меры: закрытие банковских счетов, опечатывание кассовых аппаратов. Далее следует инкассовое распоряжение, то есть списание денежных средств, которые есть у должника на счету. Деньги автоматически списываются в счет погашения задолженности. Следующей мерой является ограничение в распоряжении имуществом. Все движимое и недвижимое имущество с этого момента находится под обременением, на него накладывается арест», – рассказал Абит Бекжигит.

По его словам, в случае если после применения всех этих мер налоговая задолженность не погашается, налоговый орган имеет право описать имущество и выставить его на реализацию через аукцион. На вопрос о том, принимается ли решение о комплексе мер в отношении предпринимателя единолично налоговым ведомством во внесудебном порядке или существует судебная процедура, собеседник ответил: «Это делается во внесудебном порядке, и полномочия расписаны в Налоговом кодексе». По его данным, в Шымкенте уже в этом году было реализовано имущество одного должника на сумму в 1,4 млн тенге. 

Был 58 – теперь 59 

В территориальном управлении госдоходов по Енбекшинскому району ДГД по городу Шымкент, в свою очередь, объяснили причину образования недоимки. Оплата пошла на лицевой счет под кодом 58, а начисление – на 59-й код налогового органа. А так как индивидуальный предприниматель не знал, что у него на лицевом счете образовалась задолженность, то она перешла на следующий месяц. Последовало начисление пени, и так по нарастающей.

Стоит отметить, что коды районных управлений госдоходов города Шымкент изменились в связи с образованием Туркестанской области вместо Южно-Казахстанской и отделением от нее Шымкента как города республиканского подчинения. Между тем Александр С. оказался далеко не единственным, чьи деньги после оплаты налогов запутались в счетах и кодах. Визит к налоговикам показал, что свое недовольство сотрудникам фискального ведомства пришли высказать многие предприниматели, бухгалтеры компаний и фирм: проблема коснулась ИП, ТОО, предприятий малого и среднего бизнеса. Только за 15 минут около двух десятков представителей бизнеса обратились к специалистам управления госдоходов, которые были заняты исключительно вопросами объединения лицевых счетов и переброски оплаты налогов с кода 58 на код 59.

При этом подобная картина наблюдалась во всех четырех районных управлениях госдоходов по городу Шымкенту. Причем в организациях, где была большая недоимка, появилась и большая пеня, в связи с чем некоторые из пришедших даже изъявляли желание обратиться в судебные инстанции. После возмущения предпринимателей специалисты Налогового комитета «вручную» объединили счета, тем самым убрали задолженность по платежам и пеню.

Детали не продумали 

В беседе с корреспондентом «Курсива» посетители территориального управления рассказывают, что предпочитают не оплачивать пеню. Более того, налогоплательщики настоятельно просят налоговиков ее убрать, поскольку она образовалась не по вине предпринимателей. Как рассказали стоявшие в очереди представители бизнеса, у некоторых пеню убирали только после письменного заявления налогоплательщика.

При этом нельзя сказать, что предприниматели не были уведомлены об изменениях. Как только образовался новый код УГД 59, налоговый орган вывесил объявление, где указывалось, что отчеты теперь необходимо отправлять именно на данный код.

Напомним, названия и коды налоговых УГД и ДГД изменились с 23 июля 2018 года после введения в действие соответствующего приказа министра финансов РК. Однако новыми кодами не пользовались до конца 2018 года. Они начали использоваться только с 2019 года, а задолженность предпринимателей образовалась за 2018 год.

«Объявление было, но какие последствия это может иметь, было неизвестно. Было сказано, что отчеты будут приниматься при использовании нового кода, но с какого времени это начнет действовать, конкретизировано не было. Многие просто не обратили внимания на объявление», – рассказала бухгалтер одной из компаний. 

Проблема устранена

Как прокомментировал начальник управления принудительного взыскания ДГД по городу Шымкент, сложности с недоимками и пеней были, но они устранены.

«Сейчас все платежи, которые производит налогоплательщик, поступают на новый код налогового органа. Что касается уплаченных сумм, то департаментом недостатки и ошибки были уже рассмотрены, проведен анализ и сделаны необходимые выводы.  Еженедельно мы сверяли список должников, а также список тех, кто уже произвел оплату. Объединение данных списков и счетов в единый реестр территориальные УГД проводили вручную. Это потребовало определенного времени», – сказал Абит Бекжигит.

По его словам, если на суммы, уплаченные своевременно, набежала пеня, то она обязательно пересчитывается. «Единственное, у нас пока еще есть вопросы по налогоплательщикам, сдающим дополнительно декларации по старому коду. Долги накопились по старому коду, а оплата производится по новому. Но и по этому направлению у нас тоже ведутся  разъяснительные работы», – отметил г-н Бекжигит.


1074 просмотра

Петропавловские перевозчики отказались от китайских автобусов

Этот транспорт работает на метане, которого в городе нет

Фото: Вадим Мударисов

Автобус Golden Dragon презентовали в административном центре СКО. Тест-драйв провели с участием общественников, СМИ и руководства акимата. Местные власти рассчитывали, что этот транспорт от китайского бренда ценой почти в 40 млн тенге за единицу пополнит городской парк. Однако участники рынка перевозок сочли его неподходящим для Петропавловска. 

Приехали

Около 40 единиц новых вместительных автобусов могли уже в ближайшее время появиться в Петропавловске. В конце прошлого месяца в город привезли одну единицу транспорта от компании Golden Dragon алматинской сборки. Автобусы от китайского бренда должны были составить конкуренцию другой марке из Поднебесной – так называемым «зайчикам», которые население постоянно критикует за отсутствие комфорта и частые поломки. Официальным дилером Golden Dragon в РК является компания «Астана Моторс». Ее представители и презентовали машину общественникам, СМИ и руководству региона. 

«Автобус оснащен котлом, который будет поддерживать тепло в зимнее время, а также, в зависимости от комплектации, и кондиционером. Гарантийный срок – три года. Стоимость автобуса в самой простой комплектации – 38–40 млн тенге», – рассказал представитель компании «Астана Моторс» Даурен Есембаев

Презентация получилась короткой, не более 15 минут. За время поездки первые пассажиры успели оценить вместительность транспорта, наличие подъемников для инвалидов, но подвергли критике высоту поручней. Позже выяснилось еще одно обстоятельство, похоже, лишившее новый автобус возможности закрепиться на севере РК. Оказалось, что заправлять его нужно метаном, которого в Петропавловске попросту нет. Данный факт наряду с высокой ценой на транспорт, даже при условии покупки его в лизинг, делает такое приобретение нерентабельным, говорят участники рынка перевозок.

«Сказать, что именно автобус такого класса зайдет на улицы нашего города, мы теперь не можем. Тем более нужно будет обсудить, какой длины автобус нам нужен. Подобные 11-метровые автобусы подходят только для пары наших улиц. Возможно, будет автобус чуть меньшего размера – 8,6 метра, есть такой вариант у этой же компании. Конечно, нужно, чтобы данное транспортное средство не только удовлетворяло запросам населения, но и отвечало требованиям проходимости на улицах нашего города», – высказала еще одно опасение председатель Ассоциации «СКО Автотранспортный Союз» Галина Семенова.

Как сообщили «Курсиву» в отделе ЖКХ и пассажирского транспорта города Петропавловска, пока неизвестно, будет закупаться Golden Dragon или нет. 

Между тем на прошедшей в этом месяце встрече ассоциации и общественников г-жа Семенова подтвердила, что местные автобусные парки ищут альтернативу «Дракону». На примете автобусы российского производства. Они не дороже китайских, однако более приспособлены к бездорожью и суровым условиям Северного Казахстана. Как скоро парк будет обновлен, в ассоциации не сообщают.

Что имеем?

Сегодня по административному центру СКО курсируют около 300 единиц общественного транспорта. По нескольким маршрутам работают крупные автобусы марок «МАН» и «Мерседес», но основную долю составляют именно китайские Shaolin. В среднем парку такой новый автобус обходится в 12 млн тенге. Однако долговечностью подобное приобретение не отличается.

Представители бизнеса пассажирских перевозок признают, что износ общественного транспорта в Петропавловске в настоящее время составляет 70%. Надежность и безопасность таких маршруток вызывают у общественности беспокойство. Так, только за май сгорели три автобуса. К счастью, в пожарах никто не пострадал. Причинами возгораний в ДЧС называют неисправность проводки. В целом же с начала года пассажирские автобусы в областном центре горели 6 раз.

«Призываем местные власти взяться за наведение порядка в общественных перевозках, заняться вопросом обновления транспорта, пока не случилось трагедии. Были в разных городах Казахстана, везде есть проблемы, но в большинстве случаев какие-то решения принимаются. В Петропавловске видим бездействие», – в ходе июньской встречи представителей автобусных парков и общественности отметил заместитель председателя республиканского объединения «Первый антикоррупционный медиацентр» Руслан Асылбеков.

К обновлению парков предпринимателей призвал аким области Кумар Аксакалов. Еще до тест-драйва Golden Dragon он заявил о возможности создания в Петропавловске государственного автобусного парка.

«Если Golden Dragon пройдет испытания, мы будем рекомендовать руководителям автобусных парков приобрести его. Если они не потянут, то мы будем создавать муниципальный автобусный парк. Купим в лизинг 30–40 этих автобусов, а может быть, и больше, и вытесним частников», – пригрозил глава СКО.

Правда, на какие средства перевозчики должны приобретать средства, аким не сказал. В начале текущего года в удовлетворении заявки на повышение тарифов им отказали, и больше вопрос не озвучивался. В Петропавловске размер оплаты за проезд в последний раз повышали 2017 году – с 65 до 80 тенге.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций