Перейти к основному содержанию
2218 просмотров

Из-за смены налоговых кодов у предпринимателей образовались долги перед бюджетом

Коды районных управлений госдоходов города Шымкент изменились в связи с образованием Туркестанской области вместо Южно-Казахстанской

Коллаж: Вячеслав Батурин

Шымкентские предприниматели, утверждающие, что являются добросовестными налогоплательщиками, неожиданно оказались в должниках. Как выяснилось, проблема возникла из-за изменения кода УГД в связи с выходом Шымкента из состава бывшей ЮКО.

Александр С. (фамилию он пожелал не называть. – «Курсив») около десятка лет является индивидуальным предпринимателем, занимаясь столярными работами. У него из-за обнаружившейся налоговой задолженности арестовали счета в банке. А затем его посетил уже судебный исполнитель. В чем причина радикальных мер со стороны фискального органа, откуда и когда появилась недоимка, притом что предприниматель своевременно оплачивал все налоги, пришлось выяснять в органах государственных доходов.

Все по закону

Руководитель управления принудительного взыскания ДГД по городу Шымкенту Абит Бекжигит пояснил «Курсиву», что действия налоговиков законны и оправданны, а для неплательщиков предусмотрены различные наказания. 

«В законе предусмотрены меры воздействия на должников. Так, после образования задолженности мы отправляем неплательщику уведомление об этом. Если и после получения уведомления долг не погашается, то предпринимаются следующие по тяжести воздействия меры: закрытие банковских счетов, опечатывание кассовых аппаратов. Далее следует инкассовое распоряжение, то есть списание денежных средств, которые есть у должника на счету. Деньги автоматически списываются в счет погашения задолженности. Следующей мерой является ограничение в распоряжении имуществом. Все движимое и недвижимое имущество с этого момента находится под обременением, на него накладывается арест», – рассказал Абит Бекжигит.

По его словам, в случае если после применения всех этих мер налоговая задолженность не погашается, налоговый орган имеет право описать имущество и выставить его на реализацию через аукцион. На вопрос о том, принимается ли решение о комплексе мер в отношении предпринимателя единолично налоговым ведомством во внесудебном порядке или существует судебная процедура, собеседник ответил: «Это делается во внесудебном порядке, и полномочия расписаны в Налоговом кодексе». По его данным, в Шымкенте уже в этом году было реализовано имущество одного должника на сумму в 1,4 млн тенге. 

Был 58 – теперь 59 

В территориальном управлении госдоходов по Енбекшинскому району ДГД по городу Шымкент, в свою очередь, объяснили причину образования недоимки. Оплата пошла на лицевой счет под кодом 58, а начисление – на 59-й код налогового органа. А так как индивидуальный предприниматель не знал, что у него на лицевом счете образовалась задолженность, то она перешла на следующий месяц. Последовало начисление пени, и так по нарастающей.

Стоит отметить, что коды районных управлений госдоходов города Шымкент изменились в связи с образованием Туркестанской области вместо Южно-Казахстанской и отделением от нее Шымкента как города республиканского подчинения. Между тем Александр С. оказался далеко не единственным, чьи деньги после оплаты налогов запутались в счетах и кодах. Визит к налоговикам показал, что свое недовольство сотрудникам фискального ведомства пришли высказать многие предприниматели, бухгалтеры компаний и фирм: проблема коснулась ИП, ТОО, предприятий малого и среднего бизнеса. Только за 15 минут около двух десятков представителей бизнеса обратились к специалистам управления госдоходов, которые были заняты исключительно вопросами объединения лицевых счетов и переброски оплаты налогов с кода 58 на код 59.

При этом подобная картина наблюдалась во всех четырех районных управлениях госдоходов по городу Шымкенту. Причем в организациях, где была большая недоимка, появилась и большая пеня, в связи с чем некоторые из пришедших даже изъявляли желание обратиться в судебные инстанции. После возмущения предпринимателей специалисты Налогового комитета «вручную» объединили счета, тем самым убрали задолженность по платежам и пеню.

Детали не продумали 

В беседе с корреспондентом «Курсива» посетители территориального управления рассказывают, что предпочитают не оплачивать пеню. Более того, налогоплательщики настоятельно просят налоговиков ее убрать, поскольку она образовалась не по вине предпринимателей. Как рассказали стоявшие в очереди представители бизнеса, у некоторых пеню убирали только после письменного заявления налогоплательщика.

При этом нельзя сказать, что предприниматели не были уведомлены об изменениях. Как только образовался новый код УГД 59, налоговый орган вывесил объявление, где указывалось, что отчеты теперь необходимо отправлять именно на данный код.

Напомним, названия и коды налоговых УГД и ДГД изменились с 23 июля 2018 года после введения в действие соответствующего приказа министра финансов РК. Однако новыми кодами не пользовались до конца 2018 года. Они начали использоваться только с 2019 года, а задолженность предпринимателей образовалась за 2018 год.

«Объявление было, но какие последствия это может иметь, было неизвестно. Было сказано, что отчеты будут приниматься при использовании нового кода, но с какого времени это начнет действовать, конкретизировано не было. Многие просто не обратили внимания на объявление», – рассказала бухгалтер одной из компаний. 

Проблема устранена

Как прокомментировал начальник управления принудительного взыскания ДГД по городу Шымкент, сложности с недоимками и пеней были, но они устранены.

«Сейчас все платежи, которые производит налогоплательщик, поступают на новый код налогового органа. Что касается уплаченных сумм, то департаментом недостатки и ошибки были уже рассмотрены, проведен анализ и сделаны необходимые выводы.  Еженедельно мы сверяли список должников, а также список тех, кто уже произвел оплату. Объединение данных списков и счетов в единый реестр территориальные УГД проводили вручную. Это потребовало определенного времени», – сказал Абит Бекжигит.

По его словам, если на суммы, уплаченные своевременно, набежала пеня, то она обязательно пересчитывается. «Единственное, у нас пока еще есть вопросы по налогоплательщикам, сдающим дополнительно декларации по старому коду. Долги накопились по старому коду, а оплата производится по новому. Но и по этому направлению у нас тоже ведутся  разъяснительные работы», – отметил г-н Бекжигит.

banner_wsj.gif

Экосистемы для МСБ

Кто из банков креативнее

Фото: Shutterstock/Garfieldbigberm

По мнению финансовых экспертов, разработка экосистем и супераппов – приложений, которые объединяют сервисы от заказа еды до инвестиций в облигации, станет доминирующей тенденцией в развитии банковского сектора на ближайшие годы. Для универсальных банков эффективность таких проектов будет зависеть в том числе от ориентации их экосистем не только на физлиц, но и на бизнес-клиентов. «Курсив» разбирался, какие дополнительные цифровые услуги для МСБ предлагают сегодня казахстанские банки.

В Казахстане не так много компаний, которые показывают стабильный рост, поэтому отечественным банкирам все сложнее конкурировать за бизнес-клиентов. Большинство банков предлагают на рынке схожие продукты, одинаковые тарифы, и все БВУ работают по одним и тем же государственным программам. Но часть кредитных организаций в борьбе за клиента переходят в цифровое пространство, разрабатывая собственные экосистемы – финансовые и нефинансовые услуги для МСБ.

«Сильная конкуренция приводит к тому, что просто создать отличный цифровой сервис недостаточно. Сегодня к нему надо иметь собственную дистрибуцию, которая обычно очень дорого обходится, и другую дополнительную инфраструктуру. Поэтому в сложившихся условиях может возникнуть хорошая коллаборация финтех-компаний и банков», – говорит Дамир Какиев, управляющий директор по малому (массовому) бизнесу ДБ «Альфа-Банк».

Еще не поздно

Отечественные банки строят экосистемы нескольких направлений: Open Banking и Marketplace, а также предлагают бизнесу спектр нефинансовых услуг. Дальше всех в сфере «банк-магазин» продвинулся Kaspi, впервые презентовавший свою торговую площадку еще в 2014-м. Большая часть казахстанских БВУ начала активно развивать дополнительные электронные сервисы лишь в 2019-м.

«Банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития, – констатирует финансовый аналитик Сергей Полыгалов. – Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов».

«Открытый банк» строится на технологиях Open API, то есть на общедоступном наборе программных инструментов, которые обеспечивают взаимодействие между приложениями банка. Благодаря открытым интерфейсам разработчики сторонних компаний могут получить доступ к функционалу и контенту БВУ и использовать его, например, для частичной интеграции или создания собственных приложений. По словам директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константина Пака, в этом направлении успешно двигаются несколько банков: «Forte и Kaspi работают в направлении Marketplace. Есть признаки того, что и Halyk начал развивать эту систему. Но, например, Альфа-Банк выбрал другую стратегию развития».

Эксперт считает, что диджитализация банковских сервисов может привести к росту выручки за счет расширения каналов продаж и новых вариантов монетизации.

«Для создания экосистем нужны большая клиентская база и серьезное финансирование. Из-за текущей ситуации в экономике, возможно, некоторые финансовые организации снизят инвестиции в такие проекты. Но все будет зависеть от спроса на эти продукты», – говорит Пак.

Будущее именно за дополнительными функциями БВУ, убежден Полыгалов.

«Те банки, которые будут активно развивать и применять информационные технологии, будут иметь больший спрос на свои услуги, – считает он. – Отчасти это видно уже сегодня, в условиях карантина. Те банки, которые смогли предоставить клиентам возможность дистанционного обслуживания, на мой взгляд, менее пострадали от ограничений».

Чем богаты

Обзор существующих экосистем банков, предназначенных для бизнес-клиентов, логично начать с крупнейшего игрока. В 2018 году, после интеграции Халыка с Казкомом, количество клиентов объединенной организации составило 300 тыс., и половина из них уже тогда были постоянными пользователями системы интернет-банкинга для юридических лиц – Onlinebank.

«Развитие экосистемы мы начали с внедрения полезных сервисов для массового сегмента МСБ, таких как выставление счетов на оплату в Onlinebank, отправка платежей и переводов внутри банка в режиме 24/7, в том числе на карты физических лиц, зачисление заработной платы», – рассказывает директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.

Halyk первым в Казахстане внедрил сервис проверки компаний при отправке платежа. Банк бесплатно дает возможность получить отчет о благонадежности партнера.

«Мы предоставляем информацию клиентам из 30 открытых источников. В апреле мы внедрили такой сервис по компаниям из России, это позволило нашим клиентам проверить и обезопасить свои сделки», – говорит Душатова.

У большинства предпринимателей нет своей службы безопасности для проверки сотрудников на благонадежность, поэтому Халык внедрил сервис «HR-помощник», где также бесплатно можно узнать информацию о кандидате из 30 открытых источников. Еще один бесплатный сервис от структуры – это «Обухгалатер». Более 50% компаний сектора МСБ используют упрощенную декларацию (форма ФНО 910). Банк интегрирует сдачу документов с личным кабинетом налогоплательщика.

«Клиенту всего лишь нужно заполнить данные по оборотам, при этом система сама посчитает суммы налоговых и социальных отчислений и отправит декларацию», – сообщила Душатова.

Местные игроки

Банк ЦентКредит выстраивает экосистему для МСБ и ИП вокруг собственного интернет-банкинга и мобильного приложения для бизнес-клиентов StarBusiness.

«Мы единственные из первой десятки банков, кто предлагает бесплатное подключение к интернет- и мобильному банкингу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У некоторых банков при бесплатном подключении требуется приобретение ключа либо платная регистрация», – рассказали в пресс-службе БЦК.

Клиентам банка доступны внутрибанковские переводы в режиме 24/7, внешние переводы и платежи, онлайн-сопровож­дение валютных контрактов, онлайн-открытие депозитов, выпуск тендерных гарантий. Одна из фишек БЦК – платформа по конвертации валют по биржевому курсу, которая рассчитана на все юридические лица и ИП.

StarBusiness позволяет получить полный контроль над движением средств организации и ее филиалов, оформлять выпуск карт, оплачивать любые счета и многое другое. Также БЦК запустил открытую финансовую платформу, которая позволяет потенциальным партнерам без длительных подготовительных процедур интегрироваться с банком и создавать инновационные сервисы для общих клиентов. Данная опция будет интересна компаниям – обладателям собственных приложений, уточнили в БЦК.

Евразийский банк для повышения спроса на онлайн-услуги снизил тарифы на цифровое обслуживание, сообщила пресс-служба банка.

«Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, использующих «1С-Бухгалтерию», получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov», – рассказали в пресс-службе Евразийского.

Российские «дочки»

В Альфа-Банке говорят, что намерены занять доминирующее положение в секторе малого и среднего бизнеса, предоставив предпринимателям возможность моментально получать банковские услуги по принципу одного окна. Приоритет банка – перевести все услуги из отделений в цифровые каналы.

«Клиенты малого бизнеса в Альфе уже совершают 99% платежей в интернет-банке и мобильном приложении. На следующем этапе мы начнем предоставлять клиентам небанковские сервисы. Главное для нас – решить конкретные проблемы клиента с помощью удобного дистанционного обслуживания», – рассказал Дамир Какиев.

Продукты банка для МСБ платные, но предприниматель может серьезно сэкономить, если оплатит услуги банка за год.

«За время карантина и ЧП мы сумели привлечь новых клиентов при помощи онлайн-открытия счетов за 10 минут. Альфа-Банк первым в стране начал открывать счета без выезда курьера для индивидуальных предпринимателей и ТОО», – сообщил Какиев.

Дочерний ВТБ находится в самом начале пути по созданию собственной экосистемы. Стоимость продуктов здесь еще не рассчитывали, но в банке говорят, что клиентам будет доступен выбор: осуществить покупку в рамках пакетного предложения по принципу «все включено» либо приобретать отдельные опции.

«Мы разрабатываем сервис онлайн-бухгалтерии, который позволяет в автоматическом режиме формировать упрощенную бухгалтерскую и налоговую отчетность и фактически заменяет некрупному бизнесу услуги бухгалтера. Также пакетное предложение будет включать опцию «Автоматический склад» для автоматизированного учета прихода и расхода товаров на складе», – сообщил член правления Банка ВТБ (Казахстан) Игорь Ли, курирующий в банке работу с МСБ.

Экосистема российского материнского Сбербанка громадна – она включает и поиск офис­ных помещений, и решения для бизнеса в области распознавания лиц, и образовательные платформы. Его казахстанская «дочка» начала продвигать экосистему только в прошлом году с продажи продуктов для бухгалтеров от компании Sber Solutions. С начала этого года банк предложил МСБ такие опции, как личный юрист и HR-сервисы.

«Последний рассчитывает заработную плату сотрудников, может заниматься подбором персонала и кадровым администрированием», – рассказала пресс-служба Сбербанка. Во II квартале банк намерен реализовать несколько опций (организация удаленного рабочего места, экспресс-аудит бухгалтерии) и услуги сопровождения (процедура банкротства, слияния и поглощения). «Кроме того, для кафе и ресторанов мы планируем предложить программу лояльности SberFood с сервисами бронирования столиков, предзаказа и доставки еды», – сообщили в Сбербанке.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png