Перейти к основному содержанию

2637 просмотров

Евгений Ган: «Минсельхоз нужно наделить новыми полномочиями и переименовать»

Отсутствие четкой внешней торговой политики в Казахстане приведет к оттоку части мукомольного бизнеса страны в Узбекистан, считает глава Союза зернопереработчиков

Фото: Аскар Ахметуллин

Министерство сельского хозяйства Казахстана должно стать органом, ответственным за разработку и реализацию внешней торговой политики в области производства продовольствия, считает президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.

На зерновом форуме KazGrain 2019 в столице Казахстана 5 апреля глава отраслевого союза отметил, что мукомолы Казахстана теряют традиционные рынки соседних государств не только из-за развития собственных мощностей Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, но и из-за отсутствия реакции на эти процессы со стороны казахстанских властей.

«У наших мукомолов нет проблем, есть проблемы у государства с отсутствием торговой политики: когда в отношении бизнеса принимаются меры (со стороны других государств – Kursiv) нетарифной политики, бизнес ничего не может с этим сделать, это задача государства. У нас нет стратегии торговли и нет госоргана, который четко бы за это отвечал, это надо признать. Бизнес так устроен, что ему надо все и сегодня, бизнесу неинтересно, когда ему говорят: «Потерпи два года», он отвечает: «Я за это время умру». Поэтому проблема не у мукомолов, проблема в том, что мы первыми мощно вышли на внешние рынки и поверьте, что, если завтра будет также активно продаваться казахстанское мясо за рубежом, к его производителям будут приниматься такие же ограничительные меры», - сказал Ган.

Он считает, что на основе опыта казахстанской мукомольной отрасли и тех проблем с введением на традиционных рынках сбыта их продукции ограничительных мер могла бы быть написана межведомственная программа по развитию экспортных направлений.

«Мы когда говорим – давайте сделаем тариф провоза зерна по железной дороге дешевле, отрасль уйдет от этого в плюс, мне представители железнодорожной администрации говорят: "А у нас от этого будет убыток" - но в стране-то в итоге будет плюс, поэтому должен быть регулирующий госорган, который сможет взвесить все плюсы и минусы и решить, что важнее для страны», - сказал спикер.

По его мнению, таким координирующим органом в сфере решения экспортных проблем продовольствия, произведенного в стране, могло бы стать министерство сельского хозяйства, но для этого оно должно быть наделено новыми полномочиями и получить новое название.

«Надо наделять министерство сельского хозяйства новыми функциями в этом направлении, оно должно заниматься и вопросами производства пищевых продуктов, и вопросами торговли внутри страны, и за ее пределами. Но тогда оно должно именоваться министерство сельского хозяйства и продовольствия или министерством продбезопасности», - заявил он.

По оценке эксперта, в настоящее время отрасль производства муки в Казахстане испытывает наибольшее давление со стороны Узбекистана, хотя именно с этой страной удалось решить вопрос об обнулении пошлины на ввоз муки.

«На сегодня с приходом нового президента в Узбекистане экономика этой страны развивается исключительно быстрыми темпами, очень многое делается для развития собственного бизнеса, и на сегодняшний день сложилось так, что, по большому счету, это бурное развитие для наших мукомолов есть достаточно большая проблема», - сказал Ган.

По его оценкам, затраты узбекских мукомолов на производство в среднем в три раза меньше, чем казахстанских, что приводит к дисбалансу во внешней торговле не только в мукомольной отрасли.

«Тонна импорта из Узбекистана в Казахстан дороже импорта из Казахстана в Узбекистан тоже в три раза, то есть мы покупаем в Узбекистане продукцию с более высокой добавленной стоимостью, продавая туда продукты с низкой добавленной стоимостью», - заметил глава Союза.

В результате, по его словам, в настоящее время в Казахстане наблюдаются два разнонаправленных процесса: мукомолы, чьи мощности дислоцированы на севере страны, заняты концентрацией производства для снижения издержек, то есть строительством все более мощных производственных активов.

«Север, как самый удаленный от основных рынков, уже понял, что конкурировать он сможет, только снижая издержки и оптимизируя затраты», - констатировал Ган.

Производственники же, которые дислоцируются на юге страны, в основном – в Южно-Казахстанской области, уходят на территорию Узбекистана.

«Они или уходят в узбекский мукомольный бизнес (создавая совместные предприятия – Kursiv), или просто переносят туда свои мельницы. Переток производства происходит по законам экономики, поэтому хотим мы этого или нет, этот процесс будет продолжаться», - заметил спикер.

По его словам, даже Афганистан, который сейчас потребляет две трети казахстанской муки, отправленной на экспорт, пытается идти по пути Узбекистана, наращивая внутреннее производство.

«Я в прошлом году присутствовал на межправпереговорах с афганской стороной – Афганистан желает закупать у нас 2,3 млн тонн зерна ежегодно, закрыв потребности, которые мы сегодня закрываем мукой. И эта страна когда-то, завтра – послезавтра тоже начнет развивать свое мукомольное производство… на это необходимо реагировать», - резюмировал Ган.

532 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций