Перейти к основному содержанию

5330 просмотров

Что связывает Керченский пролив и Бухтарминское водохранилище

Интервью с инженером-проектировщиком Виктором Фольцем

Фото из личного архива

Восточный Казахстан богат на водоемы, поэтому тема строительства и эксплуатации мостов для нашей области актуальна. О том, что связывает Керченский пролив и Бухтарминское водохранилище, сколько будут служить построенные сегодня сооружения, и почему дешевые проекты могут стать обузой для бюджета, рассказал «Курсиву» инженер-проектировщик Виктор Фольц.

- Виктор, Ваша команда работала над одним из масштабных проектов в ВКО, стоимость реализации которого оценивается более чем в 23 миллиарда тенге. Каким будет мост через Бухтарминское водохранилище, если инвесторы все же вложатся в его строительство?

- Мост в районе Курчумской переправы будет уникальным сооружением. Его длина составит 1,3 км, ширина – 12 метров. Потребность в нем была и в советское время, но идею не смогли реализовать, вероятно, в связи с ограниченными возможностями строителей, отсутствием необходимой техники. В наши дни проектирование наконец-то было осуществлено. Работать приходилось с учетом глубины водохранилища до 15 метров, сложных сейсмических и геологических условий, наличием больших ледовых полей.

- Удалось решить все задачи?

- Мы консультировались с коллегами, которые проектировали Керченский мост. Они подтвердили верность выбранных решений. Оказывается, у нас были похожие сложности в работе.

- О каких решениях идет речь?

- Если рассказать в общих чертах, запроектированы монолитные железобетонные индивидуальные опоры и металлические пролетные строения. Мост будет состоять из 16 пролетов, длиной от 63 до 84 метров, со сваями - до 37 метров. Чтобы строители смогли осуществить подводное бетонирование, мы применили металлические гильзы, специальные плавучие устройства, направляющие кондукторы для свай и другие уникальные разработки.

- Раньше для проектирования и строительства серьезных объектов часто привлекали иностранные фирмы: взять хотя бы подвесной мост в Семее. Могут ли сегодня конкурировать с иностранцами отечественные подрядчики?

- У нас в стране есть специалисты, которые могут выполнять работу любой сложности: и в области строительства, и в области проектирования. Но в данное время дефицит инженеров все же ощущается. Миграция с каждым годом увеличивается, многие уезжают в поисках лучшего заработка. В этом плане, конечно, правительству нужно что-то предпринимать, заинтересовывать молодежь техническими специальностями. Но главное, чтобы у проектировщиков, строителей всегда была работа. А это уже вопрос распределения бюджета. Раньше в рамках госзакупок многие фирмы сильно снижали реальную стоимость проектов, что привело к разорению ряда проектных организаций.

- В течение какого времени проектная документация не требует корректировок? Актуален ли еще проект строительства Курчумского моста, и сколько будет стоить его обновление?

- Срок действия любого проекта - 3 года. После необходимо обновлять изыскания, так как за это время могут сдвинуться геологические пласты, поменяться гидрогеологические условия, добавиться сети. Если серьезный объект, изыскания будут стоить немало, так как необходимо дорогостоящее бурение. Но проект Курчумского моста пока еще актуален.

- Существуют ли при проектировании в ВКО специфичные трудности, обусловленные климатом, рельефом, обводненностью участков?

- В части климатических, геологических и гидрологических условий и прочих факторов агрессивности среды разработаны учитывающие все это нормативы. Защитить сооружения и от аномально низких температур, и от удара паводка на самом деле легко. Сегодня в распоряжении строителей масса материалов, их производители постоянно конкурируют, пытаются повысить качество продукции.

- Какие сооружения в ВКО, построенные в разное время, на ваш взгляд, представляют интерес с точки зрения проектирования?

- Серьезных объектов много. Один только вантовый мост в Семее чего стоит. Это очень интересное сооружение, но опять же, и дорогое. Не всегда можно позволить себе создавать красивые объекты. Это уже вопрос эффективности траты бюджетных средств, что контролирует госэкспертиза. Как правило, на наших реках не требуются длинные пролеты. Поэтому сооружения чаще всего получаются в одном стиле, используются, к примеру, типовые железобетонные балки. Но сейчас в стране начинает развиваться строительство с использованием монолитного железобетона. И это радует, появляется возможность создать более красивое сооружение (путепровод, мост или транспортную развязку), с плавными изгибами, что особо важно в черте города, где нужно выдержать эстетику и архитектурные требования.

- Верно ли, что чем сложнее сооружение, тем дороже обойдется его эксплуатация?

- Все мосты требуют затрат на свое обслуживание. В наше время есть проблема, что заказчики и экспертиза нацелены принимать максимально эффективные, но при этом недорогие сооружения. Но бывает, что именно такие мосты потом имеют большие требования по затратной части эксплуатации. Порой мировой опыт показывает, что лучше больше средств потратить на строительство сооружения, а потом в течение 10-15 лет серьезно сэкономить на его обслуживании. К примеру, мост большой длины через реку делать из железобетона накладно в плане обслуживания. Дорогое удовольствие и покраска над водой, и сохранение гидроизоляции железобетона. Металлический же мост имел бы более легкий вес, долгий срок службы и его не нужно было бы так часто красить.

- При современных технологиях каков срок эксплуатации мостов?

- Мостовые сооружения рассчитаны на сто и более лет. Такие нормы закреплены с советского времени. Но, по сути, сейчас мы наблюдаем, что мосты, которые строились в 50-70 годах прошлого века, имели не очень хорошее качество. Бывало, что вместо армирования засыпали булыжники, чтобы уменьшить затраты на бетон. Как итог, сегодня многие сооружения в стране нуждаются в ремонте, реконструкции, а то и в замене на новые.

- В прошлом году в ВКО во время паводка обвалился мост через речку Крестовку. В чем причина, с вашей точки зрения?

- Это все дефицит. В советские годы требуемое отверстие моста не всегда можно было выдержать, потому что не хватало материалов, времени. А проезд был необходим, поднимали страну, развивались совхозы, многие сооружения строились, как временные, но они до сих пор стоят.

- Как вы можете оценить состояние Ульбинского моста в Усть-Каменогорске, на котором в 1987 году лопнула одна из несущих конструкций из-за сильных морозов?

- Не могу давать рекомендации по этому вопросу.

- Сейчас ведете какие-то проекты по ВКО?

- Совместно с одной вашей компанией завершили проектирование двух надземных пешеходных переходов в Усть-Каменогорске в районе мечети по проспекту Сатпаева и возле центра Ольги Рыпаковой. В работе учли пожелания горожан и властей. Это будет легкое сооружение, без опор на проезжей части, с резиновым наплавным покрытием на лестницах, светодиодным освещением, лифтами, сделанными по аналогии с общедомовыми, где для спуска достаточно нажать кнопку. Один проект уже прошел госэкспертизу, по второму заключение получим на днях.

banner_wsj.gif

3449 просмотров

Как уменьшить последствия нарушения обязательств из-за ЧП в Казахстане

Рассказывает советник юридической фирмы SIGNUM

Фото: Shutterstock

Указом президента РК от 15 марта 2020 года № 285 в связи с объявлением ВОЗ коронавируса COVID-19 пандемией на всей территории республики с 16 марта по 15 апреля введено чрезвычайное положение (ЧП). Прежде всего, нужно понимать, что чрезвычайное положение – это временная мера, представляющая собой особый правовой режим деятельности госорганов, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Срок действия ЧП на всей территории РК не может превышать 30 суток. Однако при неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, президент вправе продлить его действие еще на 30 суток. Все акты, принятые в целях обеспечения режима ЧП, утрачивают силу с прекращением действия ЧП без специального уведомления. 

Как режим ЧП может повлиять на ведение бизнеса 

При ЧП государством могут быть приняты ограничения, которые прямо или косвенно влияют на отношения между хозсубъектами, такие как: 

  • ограничения передвижения транспорта; 
  • приостановление деятельности сетей и средств связи; 
  • особый порядок продажи продовольствия и предметов первой необходимости; 
  • ограничения отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансов;
  • особый режим оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции; 
  • введение карантина и другие. 

В результате применения таких мер могут возникнуть случаи ненадлежащего исполнения обязательств (перебои с поставками товаров, задержка оплаты, изменение сроков выполнения работ), а также иные последствия, влекущие определенные убытки. 

Как доказать невозможность исполнения обязательств в условиях ЧП 

Иногда такие случаи оговариваются в контрактах, где устанавливается ответственность сторон при форс-мажоре. Но что делать, если возникновение форс-мажора не оговорено в договоре, и как сократить убытки в этом случае? В соответствии со ст. 349 Гражданского кодекса РК (ГК) при невозможности надлежащего исполнения обязательства должник обязан незамедлительно известить об этом кредитора. Согласно ст. 359 ГК, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. 

Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т. п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.

В Казахстане функции по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), обстоятельств Hardship осуществляет ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (далее – ВПК) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок, международных договоров РК, договоров, заключенных на территории РК, а также в соответствии с международной практикой. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы производится на основании письменного обращения заинтересованной стороны. Отсутствие в контракте ссылки на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) не препятствует рассмотрению обращения заявителя. В свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) может быть отказано только по причине отсутствия документов, подтверждающих их наступление. Таким образом, при невозможности исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы рекомендуется: 

  1. Обратиться в ВПК с заявлением о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. 
  2. Направить уведомление контрагенту о невозможности исполнения обязательства, сославшись на соответствующие положения договора (при их наличии), Указ Президента РК от 15 марта 2020 года «О введении ЧП на территории РК» и приложив свидетельство о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданное ВПК. 

Мы надеемся, что в рамках заключенных договоров и согласно обычаям делового оборота контрагенты примут к сведению введение режима ЧП в стране и постараются взаимно договориться и пойти навстречу друг другу. 

Кроме того, заблаговременное принятие вышеперечисленных мер позволит доказать отсутствие вины стороны, не выполнившей обязательство вследствие непреодолимой силы, и, возможно, в будущем освободить от ответственности или уменьшить ее размер.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif